Систематизация и обобщение изученного по теме: "Имя существительное" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Данный урок поможет учащимся в увлекательной форме обобщить и систематизировать знания по теме "Имя существительное".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока на тему имя сущ. | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Систематизация и обобщение изученного по теме: "Имя существительное" 5 класс
Цели и задачи:
1) познавательные:
- обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи:
- ученики должны знать определение имени существительного, одушевлённые и неодушевлённые существительные, собственные и нарицательные;
- знать категорию рода, уметь определять род имён существительных;
- знать падежи и падежные вопросы;
- знать 3 склонения имён существительных, уметь определять склонение, уметь склонять существительные 1, 2, 3 склонения;
- знать категорию числа, имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа;
- знать, какую роль могут выполнять имена существительные в предложении, уметь определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении.
2) развивающие:
- создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний;
- развитие воображения;
- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся (через выполнение творческих заданий, требование полного ответа на вопрос);
- создавать условия для развития навыков самостоятельной работы;
- создавать условия для развития внимания;
3) воспитывающие:
- прививать интерес к изучению русского языка.
Тип урока – урок повторения.
Ход урока.
- Организационный момент.
Попытку собрать все слова русского языка предпринял Даль Владимир Иванович. Над «Толковым словарем живого великорусского языка» он работал 47 лет. В этом словаре более 200 тысяч слов. И 40 процентов составляют существительные. У каждого из нас есть имя, имена есть и у предметов, которые нас окружают. Без имен существительных нельзя обойтись в речи так же, как в нашей жизни без хлеба.
Цель нашего урока – систематизировать знания об имени существительном, полученные в 5 классе.
Я предлагаю вам разделиться на три команды. Вы выполните несколько заданий. Постарайтесь правильно ответить на все вопросы, проявить смекалку и творчество. Команда, набравшая максимальное количество баллов, станет победителем. Всем желаю удачи.
1 задание.
Сейчас вы предложите название своей команды. Для разминки каждой команде сразу будет предложен вопрос. (Примерная разбалловка дается в приложении 1)
1 команда.
- В современном русском языке 6 падежей
- Какой седьмой падеж был раньше? Приведите пример. (Звательный падеж. Например,Старче)
2 команда.
- Существительные чаще всего бывают в предложении подлежащим, сказуемым, обстоятельством
- Когда существительное не будет являться членом предложения? (обращение)
3 команда.
- Существительные имеют постоянные и непостоянные признаки
Назовите все непостоянные признаки. (число, падеж) Как называется изменение по числам и падежам? (Склонение).
- задание.
На выполнение второго задания дается 5 минут. Ребята выполняют задание на планшетах.
Составить пословицу из слов. ( мать, учения, Повторение)
Правильно записать пословицу.
(Повторение – мать учения. )
Выполнить все возможные виды разбора. Распределите в группе, кто какой разбор будет выполнять. За повторяющиеся разборы баллы начислены не будут. (Синтаксический, пунктуационный, фонетический, морфемный, морфологический и т.д.)
- задание.
Игра с пословицами « Кто лучше знает падежи?» В каком падеже употреблено слово «дело»?
И. Дело шуток не любит.
Р.Всех дел не переделаешь.
Д. Делу – время, потехе – час.
В. Жизнь дана на добрые дела
Т. Не спеши языком, торопись делом.
П. Умен на словах, да глуп на делах.
- задание.
Распределить имена существительные в три столбика: мужской, женский, средний род.
м.р. кофе, тюль, рояль, вестибюль, картофель, шампунь
ж.р. галоши, фамилия, мозоль, роскошь, туфли, тапки
ср.р. яблоко, повидло, пианино, ведёрко, ведро, полотенце.
- задание.
Переход нарицательных существительных в собственные существительные. Напишите словосочетания с собственным именем существительным.
Цветок роза
птица орел
воздушный шарик
коренной москвич
Физкультминутка
Учитель читает слова, есть Ь знак – ребята встают, нет – сидят.
Мышь, дач, карандаш, тишь, задач, дрожь, камыш, сокровищ, дочь, тень, уж.
Кто не ошибся – молодец, а кто ошибался – стоит подучить правило.
- задание
Употребление существительных в единственном и множественном числе.
А). Назовите существительные, которые употребляются только во множественном числе.( Команды отвечают по очереди.)
Предмет для резания бумаги – ножницы.
Орудие труда – грабли.
Название инструмента – тиски.
Средство для поднятия теста – дрожжи.
Детская игра – городки, салки, прятки.
24 часа – сутки.
Б) Мама попросила сходить в магазин и купить продукты, названия которых – имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Возьмите корзинки. Вы отправляетесь в два отдела: кондитерский и молочный. Запишите названия покупаемых продуктов. Кто сумеет купить больше за отведённое время? (Дети записывают: молоко, кефир, сметана, брынза, творог, масло, маргарин… Пастила, зефир, шоколад, мармелад, халва…)
- задание
Работа с криптограммами. Записать, правильно составив предложение.
ш | ю | т | а | б | б |
к | у | т | а | м | е |
а | ш | к | а | а | л |
в | о | д | и | ц | х |
Хлеб – батюшка, водица – матушка.
о | е | с | л | о |
н | н | з | я | в |
р | а | а | р | о |
у | я | д | г | ч |
д | в | о | о | т |
Дурное слово, что грязная вода.
- задание
Сочинить сказку про любой грамматический признак имени существительного, написать об этом стихотворение или составить кроссворд.
Подведение итогов. Награждение победителей. Самооценка учащихся.
Вот и закончилась наша игра. Вы прекрасно усвоили тему «Имя существительное», показали хорошие знания. Ребята, мы вспомнили, что изучили ранее: грамматические признаки существительного (род, падеж, число, собственные и нарицательные существительные), правописание Ь, но осталось много тайн, которые нам предстоит разгадать на следующих уроках и узнать много нового об имени существительном .
Приложение 1
1 задание
Представление команды 1 балл, ответ на вопрос 1 балл.
2 задание
За каждый верный разбор 1 балл.
3 задание
Проверка учителя. Определение падежей 2 б.
4 задание
Определение рода 3 б.
5 задание
Переход из нарицательных в собственные 2 б.
6 задание
Мн. Число 2б, ед число больше всех – 3б, меньше – 2 б, 1б.
7 задание
За отгадывание 2 балла, за правильную запись 2 балла в каждом предложении.
8 задание.
Творческий конкурс. Всего 10 баллов.
Артистизм, творческое представление 3 б.
Выразительность прочтения 3 б.
Актуальность темы 2 б.
Правильность 2 б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" С деепричастием на "ты"! (систематизация и обобщение изученного по теме "Деепричастие")
Урок является обобщающим по теме "Деепричастие", поэтому составлен так, что позволяет проверить и теоретические знания, и практические навыки учащихся по теме. На уроке используется презентация, индив...
Урок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме:" Словообразование и орфография" 6 класс
Методическая разработка урока включает план-конспект содержания урока и мультимедийную презентацию....
Систематизация и обобщение изученного по теме "Словообразование"
Урок обобщения по теме "Словообразование" 6 класс...
Урок русского языка в 7 классе. Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие».
Разработка конспекта урока русского языка в 7 классе по теме «Причастие» с учётом требований ФГОС основного общего образования ...
Урок русского языка в 7 классе. Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие»
Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие»...
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Систематизация и обобщение изученного по теме "Глагол"
Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол»».Цели урока:1. Посредством различных языковых игр повторить и обобщить изученное о глаголе.2. Определить уровень з...
Урок русского языка в 9 классе "Систематизация и обобщение изученного по теме "Бессоюзные сложные предложения"
На уроке обобщаются и систематизируются теоретические знания о БСП, о смысловых отношениях между частями БСП; совершенствуются практические умения в постановке знаков препинания в БСП; происходит восп...