Систематизация и обобщение изученного по теме: "Имя существительное" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тихоненко Ирина Ивановна

Данный урок поможет учащимся в увлекательной форме обобщить и систематизировать знания по теме "Имя существительное".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока на тему имя сущ.19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Систематизация и обобщение изученного по теме: "Имя существительное" 5 класс 

 

 

Цели и задачи:

1) познавательные:

- обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи:

- ученики должны знать определение имени существительного, одушевлённые и неодушевлённые существительные, собственные и нарицательные;

- знать категорию рода, уметь определять род имён существительных;

- знать падежи и падежные вопросы;

- знать 3 склонения имён существительных, уметь определять склонение, уметь склонять существительные 1, 2, 3 склонения;

- знать категорию числа, имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа;

- знать, какую роль могут выполнять имена существительные в предложении, уметь определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении.

2) развивающие:

- создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний;

- развитие воображения;

- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся (через выполнение творческих заданий, требование полного ответа на вопрос);

- создавать условия для развития навыков самостоятельной работы;

- создавать условия для развития внимания;

3) воспитывающие:

- прививать интерес к изучению русского языка.

Тип урока – урок повторения.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Попытку собрать все слова русского языка предпринял Даль Владимир Иванович. Над «Толковым словарем живого великорусского языка» он работал 47 лет. В этом словаре более 200 тысяч слов. И 40 процентов составляют существительные. У каждого из нас есть имя, имена есть и у предметов, которые нас окружают. Без имен существительных нельзя обойтись в речи так же, как в нашей жизни без хлеба.

Цель нашего урока – систематизировать знания об имени существительном, полученные в 5 классе.  

Я предлагаю вам разделиться на три команды. Вы выполните несколько заданий. Постарайтесь правильно ответить на все вопросы, проявить смекалку и творчество. Команда, набравшая максимальное количество баллов, станет победителем. Всем желаю удачи.

1 задание.

Сейчас вы предложите название своей команды. Для разминки каждой команде сразу будет предложен вопрос. (Примерная разбалловка дается в приложении 1)

1 команда.

- В современном русском языке 6 падежей

- Какой седьмой падеж был раньше? Приведите пример. (Звательный падеж. Например,Старче)

2 команда.

- Существительные чаще всего бывают в предложении подлежащим, сказуемым, обстоятельством

- Когда существительное не будет являться членом предложения? (обращение)

3 команда.

- Существительные имеют постоянные и непостоянные признаки

Назовите все непостоянные признаки. (число, падеж) Как называется изменение по числам и падежам? (Склонение).

  1. задание.

На выполнение второго задания дается 5 минут. Ребята выполняют задание на планшетах.

Составить пословицу из слов. ( мать, учения, Повторение)

Правильно записать пословицу.

(Повторение – мать учения. )

Выполнить все возможные виды разбора. Распределите в группе, кто какой разбор будет выполнять. За повторяющиеся разборы баллы начислены не будут. (Синтаксический, пунктуационный, фонетический, морфемный, морфологический и т.д.)

  1. задание.

 Игра с пословицами « Кто лучше знает падежи?» В каком падеже употреблено слово «дело»?

И. Дело шуток не любит.

Р.Всех дел не переделаешь.

Д. Делу – время, потехе – час.

В. Жизнь дана на добрые дела

Т. Не спеши языком, торопись делом.

П. Умен на словах, да глуп на делах.

  1. задание.

 Распределить имена существительные в три столбика: мужской, женский, средний род.

м.р.   кофе,   тюль, рояль, вестибюль,  картофель,    шампунь

ж.р. галоши, фамилия,     мозоль,    роскошь, туфли, тапки

ср.р. яблоко, повидло,   пианино,   ведёрко, ведро, полотенце.  

 

  1. задание.

 Переход нарицательных существительных в собственные существительные. Напишите словосочетания с собственным именем существительным.

Цветок роза

птица орел

воздушный шарик

коренной москвич

 Физкультминутка

 Учитель читает слова, есть Ь знак – ребята встают, нет – сидят.

Мышь, дач, карандаш, тишь, задач, дрожь, камыш, сокровищ, дочь, тень, уж.

Кто не ошибся – молодец, а кто ошибался – стоит подучить правило.

  1.  задание

Употребление существительных в единственном и множественном числе.

 А). Назовите существительные, которые употребляются только во множественном числе.( Команды отвечают по очереди.)

Предмет для резания бумаги – ножницы.
Орудие труда – грабли.
Название инструмента – тиски.
Средство для поднятия теста – дрожжи.
Детская игра – городки, салки, прятки. 
24 часа – сутки.

Б) Мама попросила сходить в магазин и купить продукты, названия которых – имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Возьмите корзинки. Вы отправляетесь в два отдела: кондитерский и молочный. Запишите названия покупаемых продуктов. Кто сумеет купить больше за отведённое время? (Дети записывают: молоко, кефир, сметана, брынза, творог, масло, маргарин…  Пастила, зефир, шоколад, мармелад, халва…)

  1. задание

   Работа с  криптограммами.  Записать, правильно составив предложение.

ш

ю

т

а

б

б

к

у

т

а

м

е

а

ш

к

а

а

л

в

о

д

и

ц

х

 Хлеб – батюшка, водица – матушка.

о

е

с

л

о

н

н

з

я

в

р

а

а

р

о

у

я

д

г

ч

д

в

о

о

т

 

Дурное слово, что грязная вода.

  1. задание

Сочинить сказку про любой грамматический признак имени существительного, написать об этом стихотворение или составить кроссворд.  

Подведение итогов. Награждение победителей. Самооценка учащихся.

                Вот и закончилась наша игра. Вы прекрасно усвоили тему «Имя существительное», показали хорошие знания. Ребята, мы вспомнили, что изучили ранее: грамматические признаки существительного (род, падеж, число, собственные и нарицательные существительные), правописание Ь, но осталось много тайн, которые нам предстоит разгадать на следующих  уроках  и узнать много нового об  имени  существительном .

 Приложение 1

1 задание

Представление команды 1 балл, ответ на вопрос 1 балл.

2 задание

За каждый верный разбор 1 балл.

3 задание

Проверка учителя. Определение падежей 2 б.

4 задание

 Определение рода 3 б.

5 задание

 Переход из нарицательных в собственные 2 б.

6 задание

Мн. Число 2б, ед число больше всех – 3б, меньше – 2 б, 1б.

7 задание

За отгадывание 2 балла, за правильную запись 2 балла в каждом предложении.

8 задание.

Творческий конкурс. Всего 10 баллов.

Артистизм, творческое представление 3 б.

Выразительность прочтения                  3 б.

Актуальность темы                                  2 б.

Правильность                                           2 б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" С деепричастием на "ты"! (систематизация и обобщение изученного по теме "Деепричастие")

Урок является обобщающим по теме "Деепричастие", поэтому составлен так, что позволяет проверить и теоретические знания, и практические навыки учащихся по теме. На уроке используется презентация, индив...

Урок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме:" Словообразование и орфография" 6 класс

Методическая разработка урока включает план-конспект содержания урока и мультимедийную презентацию....

Систематизация и обобщение изученного по теме "Словообразование"

Урок обобщения по теме "Словообразование" 6 класс...

Урок русского языка в 7 классе. Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие».

Разработка конспекта урока русского языка в 7 классе по теме «Причастие» с  учётом требований ФГОС основного общего образования ...

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Систематизация и обобщение изученного по теме "Глагол"

Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол»».Цели урока:1. Посредством различных языковых игр повторить и обобщить изученное о глаголе.2. Определить уровень з...

Урок русского языка в 9 классе "Систематизация и обобщение изученного по теме "Бессоюзные сложные предложения"

На уроке обобщаются и систематизируются теоретические знания о БСП, о смысловых отношениях между частями БСП; совершенствуются практические умения в постановке знаков препинания в БСП; происходит восп...