Мои уроки
план-конспект урока по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Развитие эмоциональной сферы личности учащихся, воспитание уважительного отношения к другому человеку, внимательного отношения к слову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnyy_urok_russkogo_yazyka.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме "Правописание наречий. Дефис в наречиях". 7-й класс
Цели:
Образовательные: формирование навыка написания дефиса в наречиях.
Воспитательные: развитие эмоциональной сферы личности учащихся, воспитание уважительного отношения к другому человеку, внимательного отношения к слову.
Формировать УУД:
-Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: анализ собственной работы, планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей, определение цели этапа учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.
- Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, формулирование собственной позиции, умение с точностью и достаточной полнотой выражать свое мнение.
- Познавательные УУД: систематизация материала, полученного на предыдущих уроках, работа с разными видами заданий.
Оборудование:
- Интерактивная доска Smart Notebook.
- Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, М.: Дрофа, 2014.
- Жетоны “Почётный член клуба “Что? Где? Почему?”.
- Медаль "За Сообразительность"
- Раздаточный материал. Таблицы: "Дефисное написание имён существительных, имён прилагательных, местоимений", "Дефисное написание наречий".
Тип урока:
Урок изучения нового.
Предполагаемый результат.
Учащиеся смогут находить наречия в тексте, грамотно писать наречия и давать аргументированный ответ по изученной теме “Дефис в наречиях”.
Ход урока
I. Организационный момент. Повторение изученного по теме “Правописание наречий”.
- Здравствуйте, присаживайтесь.
- Знаете ли вы игру “Что? Где? Когда?”?
- Я предлагаю вам сыграть в игру “Что? Где? Почему?” .
- Правила игры похожи. Вы будете командой знатоков, только на обдумывание вам будет даваться не более 20 секунд.
- Тема очень узкая: “Наречия. Правописание наречий”. А в роли отсутствующих телезрителей согласился быть 8 В класс нашей школы, они составили специально для вас вопросы по теме. А я выбрала из них те, которые позволяют повторить весь изученный материал.
- Принимаете вызов? Пробуйте свои силы.
- Итак, вы становитесь членами клуба “Что? Где? Почему?”. Каждый ответивший будет считаться членом играющей команды, отвечающий много – почетным членом клуба “Что? Где? Почему?” Пятёрку за разминку получит каждый. кто соберёт 5 жетонов и более.
- Итак, игра! (Приложение 1)
1. С вами играет Трифонова Айнур.
- Внимание вопрос:
Раскройте скобки в словах, объясните написание:
(В)начале пути все было хорошо.
(В)начале я с трудом разбирался в этой игре
2. С вами играет Иванова Яна.
Раскройте скобки в словах, объясните написание:
День прошел (в)пустую.
Мы вернулись (в)пустую комнату.
3. С вами играет Ахметова Диана.
Найдите наречие:
Алексей завернулся в плащ, мужестве…о подавляя волнение.
Объясните написание.
4. С вами играет Понкрашкин Константин.
Найдите наречия:
Я отвечал (не)уверенно, а сбивчиво.
Объясните написание.
5. С вами играет Садыкова Ильмира.
Найдите наречия:
Тема раскрыта далеко (не)полно.
Объясните написание.
6. С вами играет Чемакин Николай.
Найдите наречие:
Он чувствует себя (не)плохо.
Объясните написание.
7.С вами играет Шмырин Денис.
Найдите наречия:
В лесу ещ… свеж… от утренней росы.
Объясните его написание.
8. С вами играет Ирина Сотникова.
Найдите наречие:
Угрожающ… шипит что-то серо-зеленая гадюка.
Объясните написание.
9. С вами играет Богатикова Ксения.
Найдите наречия:
Мокрые ветки то слев…, то справ… ложатся на плечи.
Объясните написание.
10. С вами играет Зенкова Ирина.
Объясните написание наречий:
Мои тревожные мысли мало (помалу) куда (то) исчезали.
(Последний вопрос вызывает затруднение, т.к. не знаем правила, но встречали данные слова и предполагаем, что они пишутся через дефис.)
II. Мотивация.
- Чтобы вы вспомнили об употреблении дефиса в других частях речи, мои добровольные помощники приготовили небольшую сценку.
(Действующие лица: два ученика, учитель.)
1-й ученик. Прилагательные, как и существительные, не упустили случая увеличить свои ряды за счет сложения основ. Кусочек от одного слова, кусочек от другого, смотришь – новое слово получилось, родилось, называется сложное.
2-й ученик. Почему сложное? Ведь сам способ несложный, вот только для учеников не очень приятный. Думаю, ты понял, почему – появляется новая орфограмма. Вот смотри: русско-немецкий, железнодорожный.
1-й ученик. Ну и как писать? Все слитно? Или через дефис? Не тут-то было! Одни слова – так, другие – сяк!
(Звонит колокольчик.)
Учитель. Внимание, урок начался. Сейчас мы поговорим немного о сложных словах.
1-й ученик. А раньше были простые?
Учитель. Все слова – сложные, пока не научишься их писать. Но в грамматике сложными называются такие слова, которые имеют несколько корней. Например: паровоз – везущий с помощью пара. Это сложное слово. А что у него внутри?
1-й ученик. Машинист.
Учитель. Я имею в виду – а или о?
1-й ученик. А машинист один или есть помощник?
Учитель. Есть помощник.
1-й ученик. Тогда а: паравоз.
Учитель. А если их трое, то троевоз? Нет, ты все перепутал. В слове паровоз соединительная гласная о; а не бывает соединительной.
2-й ученик. Только о?
Учитель. Нет, есть еще е. какие слова ты знаешь на е?
2-й ученик. Синеглазка, большеголовый. А как пишется сине-голубой?
Учитель. Через дефис. Все сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, пишутся через дефис: ярко-красный, серо-синий, серо-буро-малиновый.
1-й ученик. А синеглазый?
Учитель. Это не оттенок, это обозначение человека с синими глазами.
2-й ученик. А рыжеволосый?
Учитель. Так называют человека с рыжими волосами.
1-й ученик. А рыже-лысый?
Учитель. Я такого не встречал.
1-й ученик. А я встречал. Сначала человек был рыжий, а через несколько лет стал лысым.
Учитель. Возможно, но если бы и было такое слово, оно бы обозначало не оттенок цвета (например, бледнолицый), и писалось бы слитно. А что касается слов юго-запад, северо-восток – они тоже пишутся через дефис. А теперь мы закрепим материал весёлой песенкой.
Темно-русый паренек
Шел на северо-восток.
Так он к вечеру устал,
Что лимонно-желтым стал.
Но зато успел понять,
Где в словах дефис вставлять.
Будешь помнить наш урок,
В школе скажет педагог:
«Этот парень – голова,
Знает сложные слова!».
- Давайте повторим правила дефисного написания существительных, прилагательных и местоимений. (Учащиеся внимательно просматривают таблицы). (Приложение 2)
Пиши слитно | |
Сложные прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний | Сельское хозяйство – сельскохозяйственный, Древняя Русь – древнерусский. |
Внимание! Имена собственные, становясь прилагательными, часто утрачивают прописную букву. | |
Пиши через дефис | |
Сложные прилагательные, образованные от сочинительных словосочетаний: | Русский и английский – русско-английский, Лимонный и желтый – лимонно-желтый. |
Местоимения, образованные с помощью суффиксов: -то-, -либо-, -нибудь-, -таки, -ка и с помощью приставки кое-: | Кое-кто, что-либо, какой-нибудь. |
Существительные с пол-: | пол-лимона пол- Москвы пол-апельсина |
III. Объяснение нового материала “ Дефис в наречиях”.
- Посмотрите, пожалуйста, на карточках. (Приложение 3).
Какая часть речи перед вами? Докажите. П
- Кое-где, где-либо, где-то, где-нибудь;
- По-новому, по-моему, по-прежнему;
- По-волчьи, по-немецки, по-дружески;
- Во-первых, во-вторых, в-шестых;
- Чуть-чуть, мало-помалу, крепко-накрепко, еле-еле.
- Как пишутся эти наречия?
Тема: “Дефис в наречиях” (Приложение 1)
Запись в тетрадь даты, темы.
- Какие цели мы должны поставить перед собой? Чего должны добиться?
Целеполагание:
- Узнать, когда наречия пишутся через дефис, т.е. условия дефисного написания наречий.
- Уметь находить наречия в тексте и писать их правильно.
IV. Исследовательская работа:
- Есть ли у вас варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис? Рассмотрите первую группу. Предположите, каким способом образовано наречие?
(-То, -либо, -нибудь. Кое-. Эти части слова уже встречались при изучении неопределенных местоимений. Они пишутся через дефис).
Вручается медаль “За сообразительность” тому, кто первый вспомнил о дефисном написании этих частей слов.
Запись в тетрадь:
Через дефис:
- кое-…
- …-то
- …-либо
- … -нибудь
- сложение слов или основ.
– Знания по местоимению прочные, пригодились при изучении наречий.
- Самостоятельный анализ языкового материала. Выводы по теме. Вручается медаль “За сообразительность” тому, кто первый сформулирует правило.
- Вот мы и выяснили все условия дефисного написания наречий.
(Приложение 1)
Сверим наши наблюдения с таблицей из учебника. (Приложение 4)
По-русски по-заячьи по-прежнему по-моему по-старому | В наречиях, образованных от полных прилагательных и местоимений с приставкой по- и суффиксом -и-, -ому- (-ему) |
Во-первых в-третьих | В наречиях, образованных от числительных при помощи приставки во- (в-) и суффиксов –ых (-их) |
Куда-то где-либо откуда-нибудь кое-как | В наречиях после приставки кое-; перед суффиксами -то, -либо, -нибудь |
Еле-еле мало-помалу крепко-накрепко | В сложных наречиях с повторением одного и того же слова или близких по значению слов. |
V. Закрепление.
Раскройте скобки, объясните написание наречий. (Приложение 1)
VI. Домашнее задание .
- Устный рассказ об употреблении дефиса в наречиях.
-упр. 292, 296
VI. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Назовите условия дефисного написания наречий.
-Заполните таблицу. (Приложение 5)
Вопрос | Продвинутый «5» | Необходимый «4» | Достаточный «3» | Надо доработать. |
1. Могу находить наречия в тексте. | ||||
2. Могу объяснить написание наречий. | ||||
3. Я знаю, при каких условиях пишутся наречия через дефис. |
VII. Заключительное слово учителя.
- Спасибо за урок. Молодцы. Оценить тех, кто заработал медаль "За сообразительность" и 5 жетонов “Почётный член клуба “Что? Где? Почему?”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...