Мои уроки
план-конспект урока по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Шистерова Наталья Сергеевна

Развитие эмоциональной сферы личности учащихся,  воспитание уважительного отношения к другому человеку, внимательного отношения к слову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnyy_urok_russkogo_yazyka.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме "Правописание наречий. Дефис в наречиях". 7-й класс

Цели:

Образовательные: формирование навыка написания дефиса в наречиях.

Воспитательные:  развитие эмоциональной сферы личности учащихся,  воспитание уважительного отношения к другому человеку, внимательного отношения к слову.

Формировать УУД:

-Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: анализ собственной работы, планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей, определение цели  этапа учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

- Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, формулирование собственной позиции, умение с точностью и достаточной полнотой выражать свое мнение.

- Познавательные УУД: систематизация материала, полученного на предыдущих уроках, работа с разными видами заданий.

Оборудование:

  1. Интерактивная доска Smart Notebook.
  2. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, М.: Дрофа, 2014.
  3. Жетоны “Почётный член клуба “Что? Где? Почему?”.
  4. Медаль "За Сообразительность"
  5. Раздаточный материал. Таблицы: "Дефисное написание имён существительных, имён прилагательных, местоимений", "Дефисное написание наречий".

Тип урока:

Урок изучения нового.

Предполагаемый результат.

Учащиеся смогут находить наречия в тексте, грамотно писать наречия и давать аргументированный ответ по изученной теме “Дефис в наречиях”.

Ход урока

I. Организационный момент. Повторение изученного по теме “Правописание наречий”.

- Здравствуйте, присаживайтесь.

- Знаете ли вы игру “Что? Где? Когда?”?

- Я предлагаю вам сыграть в игру Что? Где? Почему?” .

- Правила игры похожи. Вы будете командой знатоков, только на обдумывание вам будет даваться не более 20 секунд.

- Тема очень узкая: “Наречия. Правописание наречий”. А в роли отсутствующих телезрителей согласился быть 8 В класс нашей школы, они составили специально для вас вопросы по теме. А я выбрала из них те, которые позволяют повторить весь изученный материал.

- Принимаете вызов? Пробуйте свои силы.

- Итак, вы становитесь членами клуба “Что? Где? Почему?”. Каждый ответивший будет считаться членом играющей команды, отвечающий много – почетным членом клуба “Что? Где? Почему?”   Пятёрку за разминку получит каждый. кто соберёт 5 жетонов и более.  

- Итак, игра!  (Приложение 1)

1. С вами играет Трифонова Айнур.

- Внимание вопрос:

Раскройте скобки в словах, объясните написание:

(В)начале пути все было хорошо.

(В)начале я с трудом разбирался в этой игре

2. С вами играет Иванова Яна.

Раскройте скобки в словах, объясните написание:

День прошел (в)пустую.

Мы вернулись (в)пустую комнату.

3. С вами играет Ахметова Диана.

Найдите наречие:

Алексей завернулся в плащ, мужестве…о подавляя волнение.

Объясните написание.

4. С вами играет Понкрашкин Константин.

Найдите наречия:

Я отвечал (не)уверенно, а сбивчиво.

Объясните написание.

5. С вами играет Садыкова Ильмира.

Найдите наречия:

Тема раскрыта далеко (не)полно.

Объясните написание.

6. С вами играет Чемакин  Николай.

Найдите наречие:

Он чувствует себя (не)плохо.

Объясните написание.

7.С вами играет Шмырин Денис.

Найдите наречия:

В лесу ещ… свеж… от утренней росы.

Объясните его написание.

8. С вами играет Ирина Сотникова.

Найдите наречие:

Угрожающ… шипит что-то серо-зеленая гадюка.

Объясните написание.

9. С вами играет Богатикова Ксения.

Найдите наречия:

Мокрые ветки то слев…, то справ… ложатся на плечи.

Объясните написание.

10. С вами играет Зенкова Ирина.

 Объясните написание наречий:

Мои  тревожные  мысли мало (помалу) куда (то)  исчезали.

  (Последний вопрос вызывает затруднение, т.к. не знаем правила, но встречали данные слова и предполагаем, что они пишутся через дефис.)

II. Мотивация.    

 - Чтобы вы вспомнили об употреблении дефиса в других частях речи, мои  добровольные  помощники  приготовили  небольшую сценку.

(Действующие лица: два ученика, учитель.)

1-й ученик.  Прилагательные, как и существительные, не упустили случая увеличить свои ряды за счет сложения основ. Кусочек от одного слова, кусочек от другого, смотришь – новое слово получилось, родилось, называется сложное. 

2-й ученик.  Почему сложное? Ведь сам способ несложный, вот только для учеников не очень приятный.  Думаю,  ты понял, почему – появляется новая орфограмма. Вот смотри: русско-немецкий, железнодорожный.

1-й ученик.   Ну и как писать? Все слитно? Или через дефис? Не тут-то было!  Одни слова – так, другие  – сяк!

(Звонит колокольчик.)

Учитель.  Внимание, урок начался. Сейчас мы поговорим немного о сложных словах.

1-й ученик.  А раньше были простые?

Учитель.  Все слова – сложные, пока не научишься их писать. Но в грамматике сложными называются такие слова, которые имеют несколько корней. Например: паровоз  – везущий с помощью пара. Это сложное слово. А что у него внутри?

1-й ученик.  Машинист.

Учитель.  Я имею в виду – а или о?

1-й ученик.  А машинист один или есть помощник?

Учитель.  Есть помощник.

1-й ученик.  Тогда а: паравоз. 

Учитель.  А если их трое, то троевоз? Нет, ты все перепутал. В слове паровоз соединительная гласная о; а не бывает соединительной.

2-й ученик.  Только о?

Учитель.  Нет, есть еще е. какие слова ты знаешь на е?

2-й ученик.  Синеглазка, большеголовый. А как пишется сине-голубой?

Учитель.  Через дефис. Все сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, пишутся через дефис: ярко-красный, серо-синий, серо-буро-малиновый.

1-й ученик.  А синеглазый?

Учитель. Это не оттенок, это обозначение человека с синими глазами.

2-й ученик.  А рыжеволосый?

Учитель. Так называют человека с рыжими волосами.

1-й ученик.  А рыже-лысый?

Учитель.  Я такого не встречал.

1-й ученик.  А я встречал. Сначала человек был рыжий, а через несколько лет стал лысым.

Учитель.  Возможно, но если бы и было такое слово, оно бы обозначало не оттенок цвета (например, бледнолицый), и писалось бы слитно. А что касается слов  юго-запад, северо-восток – они тоже пишутся через дефис. А теперь мы закрепим материал  весёлой песенкой.

Темно-русый паренек

Шел на северо-восток.

Так он к вечеру устал,

Что  лимонно-желтым стал.

Но зато успел понять,

Где в словах дефис вставлять.

Будешь помнить наш урок,

В школе скажет педагог:

«Этот парень – голова,

Знает  сложные слова!».

-  Давайте повторим правила дефисного написания существительных, прилагательных и местоимений. (Учащиеся внимательно просматривают таблицы). (Приложение 2)

Пиши слитно

Сложные прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний

Сельское хозяйство – сельскохозяйственный, 

Древняя Русь – древнерусский.

Внимание!

Имена собственные, становясь прилагательными, часто утрачивают прописную букву.

Пиши через дефис

Сложные прилагательные, образованные от сочинительных словосочетаний:

Русский     и     английский – русско-английский,

Лимонный    и    желтый – лимонно-желтый.

Местоимения, образованные с помощью суффиксов:  -то-,  -либо-,  -нибудь-,  -таки,  -ка и с помощью приставки   кое-:

Кое-кто,    что-либо,    какой-нибудь.

Существительные  с  пол-:

пол-лимона

пол- Москвы

пол-апельсина

III. Объяснение нового материала “ Дефис в наречиях”.

- Посмотрите, пожалуйста, на карточках. (Приложение 3).

Какая часть речи перед вами? Докажите. П

  1. Кое-где, где-либо, где-то, где-нибудь;
  2. По-новому, по-моему, по-прежнему;
  3. По-волчьи, по-немецки, по-дружески;
  4. Во-первых, во-вторых, в-шестых;
  5. Чуть-чуть, мало-помалу, крепко-накрепко, еле-еле.

- Как пишутся эти наречия?

Тема: “Дефис в наречиях(Приложение 1)

Запись в тетрадь даты, темы.

- Какие цели мы должны поставить перед собой? Чего должны добиться?

Целеполагание:

  1. Узнать, когда наречия пишутся через дефис, т.е. условия дефисного написания наречий.
  2. Уметь находить наречия в тексте и писать их правильно.

IV. Исследовательская работа:

- Есть ли у вас варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис? Рассмотрите первую группу. Предположите, каким способом образовано наречие?

(-То, -либо, -нибудь. Кое-. Эти части слова уже встречались при изучении неопределенных местоимений. Они пишутся через дефис).

Вручается медаль “За сообразительность” тому, кто первый вспомнил о дефисном написании этих частей слов.

Запись в тетрадь:

Через дефис:

  • кое-…
  • …-то
  • …-либо
  • … -нибудь
  • сложение слов или основ.

– Знания по местоимению прочные, пригодились при изучении наречий.

Самостоятельный анализ языкового материала. Выводы по теме. Вручается медаль “За сообразительность” тому, кто первый сформулирует правило.

- Вот мы и выяснили все условия дефисного написания наречий.

(Приложение 1)

Сверим наши наблюдения с таблицей из учебника. (Приложение 4)

По-русски

по-заячьи

по-прежнему

по-моему

по-старому

В наречиях, образованных от полных прилагательных и местоимений с приставкой   по-

и суффиксом  -и-,  -ому- (-ему)

Во-первых

в-третьих

В наречиях, образованных от числительных при помощи приставки   во- (в-)  и  суффиксов –ых (-их)

Куда-то

где-либо

откуда-нибудь

кое-как

В наречиях после приставки  кое-;

перед суффиксами  -то, -либо, -нибудь

Еле-еле

мало-помалу

крепко-накрепко

В сложных наречиях с повторением одного и того же слова или близких по значению слов.

V. Закрепление.

Раскройте скобки, объясните написание наречий. (Приложение 1)

VI. Домашнее задание .

- Устный рассказ об употреблении дефиса в наречиях.

-упр. 292, 296

VI. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Назовите условия дефисного написания наречий.

-Заполните таблицу. (Приложение 5)

Вопрос

Продвинутый

«5»

Необходимый

«4»

Достаточный

«3»

Надо доработать.

1. Могу находить наречия в тексте.

2. Могу объяснить написание наречий.

3. Я знаю, при каких условиях пишутся наречия через дефис.

VII. Заключительное слово учителя.

- Спасибо за урок. Молодцы. Оценить тех, кто заработал медаль "За сообразительность" и 5 жетонов “Почётный член клуба “Что? Где? Почему?”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...