Игра «Брэйн-ринг» для учащихся 9 классов
классный час по русскому языку
Сегодня здесь собрались те, кого волнует будущее нашей страны, знатоки русского языка, кого мы по праву можем назвать интеллектуальной элитой нашей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_breyn-ring.doc | 411.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение им. Л.Н.Толстого
п. Лев Толстой, Липецкая область
Игра «Брэйн-ринг»
для учащихся 9 классов
провела Кузнецова Т.А.
2017
1 ведущий: Дамы и господа!
2 ведущий: Юные повелители мысли!
1 ведущий: Знатоки всего и вся!
2 ведущий: Мы рады приветствовать вас в этом зале!
1 ведущий: Сегодня здесь собрались те, кого волнует будущее нашей страны, знатоки русского языка, кого мы по праву можем назвать интеллектуальной элитой нашей школы.
2 ведущий: Сегодня в этом зале состоится турнир «Брейн-ринг». В переводе с английского «брейн» означает «мозг», то есть это игра для думающих людей, интеллектуалов.
1 ведущий Итак, главный гость сегодня - его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские и зарубежные писатели.
2 ведущий: Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению, "русский язык - это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах. Ему свойственны "величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность".
1 ведущий: Русский язык - настоящий, сильный, где нужно - строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно - бойкий и живой". Так считал Лев Николаевич Толстой.
2 ведущий: Иван Сергеевич Тургенев просил: "Берегите - наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками".
1 Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
2
Родной язык - ничем не заменимый -
Он дорог всем, всё отразилось в нём:
Земля и небо, осени и зимы.
Понятен вздох на языке родном.
3
Родной язык! В нём нежность, вечность, сила.
Я с ним росла: и не по букварю
Сладчайшие слова произносила -
Сначала - мама, а потом - люблю.
4
На языке родимом ропщут ели,
Журчит река и шелестит листва.
Как я внимала песни в колыбели -
Так мне внимают камень и вода.
5
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре, -
Выучи русский язык!
6
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи -
Выучи русский язык!
7
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова
Выучи русский язык!
Ведущий. В сегодняшнем брейн-ринге, посвященном русскому языку, участвуют четыре команды.
Учитель:
–За 1игровой стол приглашается команда 9 «А» класса………………………, за 2 игровой стол – команда 9 «Б»……..
за 3 игровой стол – команда 9 «В»……..
за 4 игровой стол – команда 9 «Г»……..
1 ведущий: Как Вы понимаете , у любой игры есть правила, и брейн-ринг не исключение. Здесь правила таковы. Чтобы установить порядок выступления команд, приглашаю капитанов для жеребьевки.
(Капитаны вытягивают листочки с обозначением порядкового номера выступления.)
В каждом туре игры капитан команды выбирает номер вопроса. Ведущий читает вопрос, и команда даёт на него ответ не позднее, чем через минуту после удара гонга.
Если ответ правильный, команда получает одно очко, если нет, – право ответа переходит к команде, капитан которой первым поднял руку.
2 ведущий: В случае подсказки в любой форме наши наблюдатели имеют право удалить виновного из зала до конца игры, а текущий вопрос снимается.
1 ведущий: – Итак, мы желаем всем командам успехов в состязании. Да победит сильнейший!
– Капитаны команд приглашаются для жеребьевки!
– Разрешите ознакомить вас с результатами жеребьёвки.
– Объявляется начало первого тура! (Удар гонга.)
Ведущий: Тишина в зале! Разыгрывается одно очко! Просьба наблюдателей занять свои места. Итак, внимание, вопрос!
(Читается вопрос.)
I раунд
1 Назовите раздел науки о языке, изучающий части речи ( Морфология)
2 Вид работы по русскому языку, в котором учащийся имеет возможность изложить свое мнение. (Сочинение)
3 Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков ? ( Заимствования)
4 Какой раздел науки о языке изучает звуки ? (Фонетика )
II раунд
- Каким признаком обладают глаголы с постфиксом - ся ? (Возвратность)
- Как называется часть речи, обозначающая признак предмета по действию ? (Причастие)
- Сколько спряжений в русском языке ? (Два)
- Как называется служебная часть речи, служащая для соединения слов в предложении ? ( Предлог)
III раунд
1 Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов ? (Морфемика)
2 Как называются по отношению друг к другу слова « слабый » « сильный »? Антонимы
3 Как в русском языке называется буква, которая составляет трудность в написании ? (Орфограмма)
4 Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами ? (Именительный)
IV раунд
- Какое наречие пишется с двумя дефисами и двумя мягкими знаками ? (Точь - в – точь)
- Что общего у слов слова « уж », « замуж », « невтерпеж »? ( Это наречия, слова – исключения, пишутся без мягкого знака)
- Как изменяются наречия ? (Наречия не изменяются)
- Как пишутся в словах суффиксы « то », « либо », « нибудь »? (Через дефис)
V раунд
1. Какой частью речи числительными или существительными являются слова тысяча, миллион, миллиард ? (Эти слова числительные, так как называют число предметов, отвечают на вопрос сколько?)
2. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой ? (Твое имя)
3. Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня ? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
4 Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов ? (Морфемика)
VI раунд
1 Как называется разговор двух или более лиц ? (Диалог) Когда употребляется выражение крокодиловы слезы ? Что оно означает ? Оно означает « лицемерное сострадание, неискреннее сожаление »
2 Когда мы употребляем выражение чучело гороховое и почему ? Что оно означает ? (Так говорят о человеке, несуразно и безвкусно одетом, вызывающем своей одеждой насмешки. Исстари этим выражением называли пугала, устанавливаемые на гороховых полях для отпугивания птиц)
3 Почему мы так говорим : кричит во всю Ивановскую ? (Если человек кричит, рассказывает, храпит очень громко. С XVII. От громкого оглашения царских указов на Ивановской площади в Московском Кремле)
4 Что означает фразеологический оборот «Тришкин кафтан?» Как он появился?
(Фразеологизм "тришкин кафтан" имеет значение - небрежное и непродуманное устранение одних недостатков, которые влекут появление новых Это выражение пришло из басни Крылова. Когда Тришка нашивал для ремонта кафтана заплатки, вырезанные из того-же кафтана. И символизирует это выражение ситуации, когда решение одних проблем, рождает другие, более серьезные.
VII раунд
1 В 1976 году швед Бьерн Бранд поставил мировой рекорд — более 271 часа говорил без передышки, едва не побив попутно и другой рекорд в 288 часов. Какой? (рекорд непрерывного бодрствования.)
2 Пороги помпейских домов часто украшают приветствия, но время от времени можно встретить надпись, бытующую и нашем мире частных домовладельцев. Воспроизведите ее . (Осторожно, злая собака! римский аналог — "Остерегайся пса")
3. Продвигаясь вглубь холма Куюнджик, среди руин царского дворца археолог Лэйярд открыл две комнаты, где было навалено множество глиняных черепков и обломков. Чем служили эти комнаты в древности? (Библиотекой).
4 Русский композитор XIX века Александр Варламов написал музыку к балету "Хитрый мальчик и людоед". Какое произведение легло в основу балета? ( сказка Ш.Перро "Мальчик-с-пальчик".)
VIII раунд
- В 1775 году в Лондоне стали продаваться каучуковые кубики. Для чего они предназначались? ( Для стирания надписей — резинки.)
2 О местонахождении какой птицы желал бы получить информацию любой охотник, если он немножко физик или художник? ( Фазана) .
3 В повести "Сто потерянных солнц" А.Ван-Вогта герои пользуются креслами "подхалимами". Чем они отличаются от обычных? ( приспосабливаются под форму тела человека. )
4 Эта женщина, по словам У. Черчилля, заработала на преступлениях больше, чем любая другая, больше даже, чем знаменитая Лукреция Борджиа. Кто она? ( Агата Кристи).
IX раунд
1 А.Н. Радищев проехав из Петербурга в Москву, описал беспорядки на этой дороге. А кто, проехав из Петербурга в Саратовскую губернию через Пензу, вскрыл злоупотребления на своем пути? ( Хлестаков)
2 Как звали домашнее животное, в имени которого нашел отражение весь словарный запас его хозяйна? ( Му-Му).
3 Постель — это то, что стелят, простыня — это то, что простирают, то есть раскладывают, покрывала — это то чем покрывают. А что же среди постельных принадлежностей натягивают? (наволочку (натягивают, наволакивают на подушку).
4 Одна из ракет, запущенных бывшим Советским Союзом, в английских газетах называлась dognik (догник). Кто был на борту этой ракеты? ( Собаки (dog) Белка и Стрелка (догник по созвучию со "спутником").
X раунд
1 В 1769 году в Петербурге была издана книга "Письмовник", в которой предлагались русские слова, объясняющие или заменяющие иностранные. Например, "актер" предлагали заменить на "представщик", "пульс" — на "жилобой". А вместо чего употребили "ошейник"? ( вместо галстука)
2. Для защиты какой части тела от внешних повреждений греки использовали то, что изготовляли из коры сандалового дерева? ( Ног, подошв (сандалии) .
3 Из какого дерева раньше в России чаще всего фальшивомонетчики подделывали печати? (Фальшивые печати чаще всего изготавливались из липы. Отсюда слово «липовый» – фальшивый).
4 Однажды английский хирург Сэмюэль Шарп был вызван к одному лорду по поводу ничтожной царапины. "Пусть Ваш слуга бежит в аптеку за этим лекарством",- распорядился Шарп. "А если не бегом, я могу умереть?" — Лорд побледнел. Что же произойдет, если слуга не поторопится? ( Рана успеет зажить. )
XI раунд
1. В древнерусском языке было слово, которое обозначало 10.000. Сейчас у нас такого числительного нет, но когда мы хотим сказать о большом количестве, то к нам на помощь приходит слово. Какое?
Найдите его в реплике Чацкого:
Когда в делах - я от веселий прячусь,
Когда дурачиться - дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
(Тьма).
2 Приставка этого слова находится в слове "понес", корень - в слове "слово", суффикс в слове "курица", окончание - в слове "крапива" (Пословица.) .
3 Отгадайте загадку . Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши.)
4 . Маленький Алёша говорит: "Папа, как я буду раскрашивать трёх богатырей, если у меня нет гнедого карандаша?" Какого карандаша не было у Алёши? (коричневого).
XII раунд
1 На вопрос матери: «Эти тарелки чистые?» - дочь ответила тремя местоимениями. Что именно она сказала? (Вымыты.)
2 Чем отличаются фразеологизмы китайская грамота и филькина грамота? (Китайская грамота – что-то непонятное, филькина грамота – что-то выдуманное, ненастоящее.)
3 Кому из литературных героев принадлежит следующее изречение? Кто автор? Как называется произведение?
– Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Фамусов из «Горя от ума» Грибоедова
4 Кому из литературных героев принадлежит следующее изречение? Кто автор? Как называется произведение?
– «Не хочу учиться, а хочу жениться!»
Митрофан из комедии «Недоросль» Фонвизина
Итоги игры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра "БРЭЙН-РИНГ" по дисциплине "Дискретная математика"
Положение о проведении интеллектуальной игры «БРЭЙН-РИНГ» по общепрофессиональным дисциплинам, методическая разработка и презентация помогут в проведении данного внеклассного мероприятия...
Внеклассное мероприятие игра-конкурс "Брэйн-ринг" среди учеников 6 и 7 классов.
Мероприятие проводилось в 2009 г....
Внеклассное мероприятие для учащихся 9 классов «Брэйн - ринг».
Цели:1). Углублять знания учащихся по химии;2). Повышать их интерес к предмету.3).Развивать умения работать с дополнительной литературой.Методы:Оборудование: простейшее приспособление, состоящее...
Игровой конкурс по английскому языку для учащихся 7-8 классов "Брэйн-ринг"
Игровой конкурс по английскому языку для учащихся 7-8 классов "Брэйн-ринг" содержит разнообразные задания и проходит в форме интеллектуального шоу. Предполагается использование мультимедийных средств....
Интеллектуальная игра "Математический лабиринт" для 9-11 классов в форме Брэйн-ринга
В разработке несколько туров конкурсных заданий для команд....
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «БРЭЙН-РИНГ»
На примере игры «Брэйн-ринг» показать межпредметные связи в учебных курсах программ по ОБЖ, истории, обществознанию, истории Санкт-Петербурга для старших классов...
Игра Брэйн-ринг -тема "Holiday"
Презентация Игра Брэйн-ринг -тема "Holiday" (для 5 классов)...