Игра «Брэйн-ринг» для учащихся 9 классов
классный час по русскому языку

Кузнецова Татьяна Анатольевна

Сегодня здесь собрались те, кого волнует будущее нашей страны,  знатоки русского языка, кого мы по праву можем назвать интеллектуальной элитой нашей школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_breyn-ring.doc411.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение им. Л.Н.Толстого

п. Лев Толстой,  Липецкая область

Игра «Брэйн-ринг»

для учащихся 9 классов  

C:\Users\user\Desktop\Теле 2\школа 3.png

                                                                провела Кузнецова Т.А.

                              2017

1 ведущий:  Дамы и господа!

2 ведущий:  Юные повелители мысли!

1 ведущий:  Знатоки всего и вся!

2 ведущий: Мы рады приветствовать вас в этом зале!

1 ведущий: Сегодня здесь собрались те, кого волнует будущее нашей страны,  знатоки русского языка, кого мы по праву можем назвать интеллектуальной элитой нашей школы.

2 ведущий: Сегодня в этом зале состоится турнир  «Брейн-ринг». В переводе с английского «брейн» означает  «мозг», то есть это игра для думающих людей, интеллектуалов.

1 ведущий  Итак,  главный гость сегодня - его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нем   выдающиеся русские и зарубежные писатели.

2 ведущий: Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению, "русский язык - это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах.  Ему свойственны "величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность".

1 ведущий:   Русский язык - настоящий, сильный, где нужно - строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно - бойкий и живой". Так считал Лев Николаевич Толстой.

2 ведущий:  Иван Сергеевич Тургенев просил:  "Берегите - наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками".

      1  Язык, великолепный наш язык,
         Речное и степное в нём раздолье,
         В нём клёкоты орла и волчий рык,
         Напев, и звон, и ладан богомолья.
 
2

Родной язык - ничем не заменимый -
Он дорог всем, всё отразилось в нём:
Земля и небо, осени и зимы.
Понятен вздох на языке родном.

3  

Родной язык! В нём нежность, вечность, сила.
Я с ним росла: и не по букварю
Сладчайшие слова произносила -
Сначала - мама, а потом - люблю.

4

На языке родимом ропщут ели,
Журчит река и шелестит листва.
Как я внимала песни в колыбели -
Так мне внимают камень и вода.

5

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре, -
Выучи русский язык!

6

Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи -
Выучи русский язык!

7

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова
Выучи русский язык!


Ведущий. В сегодняшнем брейн-ринге, посвященном русскому языку, участвуют четыре команды.

Учитель:

–За 1игровой стол приглашается команда 9 «А» класса………………………, за 2 игровой стол – команда 9 «Б»……..

за 3 игровой стол – команда 9 «В»……..

за 4 игровой стол – команда 9 «Г»……..

1 ведущий: Как Вы понимаете , у любой игры есть правила, и брейн-ринг не исключение. Здесь правила таковы. Чтобы установить порядок выступления команд, приглашаю капитанов   для жеребьевки.

(Капитаны вытягивают листочки с обозначением порядкового номера выступления.)

В каждом туре игры капитан команды выбирает номер вопроса. Ведущий читает вопрос, и команда даёт на него ответ не позднее, чем через минуту после удара гонга.

Если ответ правильный, команда получает одно очко, если нет, – право ответа переходит к команде, капитан которой первым поднял руку.

2 ведущий:  В случае подсказки в любой форме наши наблюдатели имеют право удалить виновного из зала до конца игры, а текущий вопрос снимается.

1 ведущий: – Итак, мы желаем всем командам успехов в состязании. Да победит сильнейший!

– Капитаны команд приглашаются для жеребьевки!

– Разрешите ознакомить вас с результатами жеребьёвки.

– Объявляется начало первого тура! (Удар гонга.)

Ведущий: Тишина в зале! Разыгрывается одно очко! Просьба наблюдателей занять свои места. Итак, внимание, вопрос!

(Читается вопрос.)

I раунд

1 Назовите раздел науки о языке, изучающий части речи      ( Морфология)

2 Вид работы по русскому языку, в котором учащийся имеет возможность изложить свое мнение.            (Сочинение)

3 Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков ? ( Заимствования)

4 Какой раздел науки о языке изучает звуки ? (Фонетика )

II раунд

  1. Каким признаком обладают глаголы с постфиксом - ся ? (Возвратность)
  2. Как называется часть речи, обозначающая признак предмета по действию ? (Причастие)
  3. Сколько спряжений в русском языке ? (Два)
  4. Как называется служебная часть речи, служащая для соединения слов в предложении ? ( Предлог)

III раунд

1 Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов ? (Морфемика)

2 Как называются по отношению друг к другу слова « слабый » « сильный »? Антонимы

3 Как в русском языке называется буква, которая составляет трудность в написании ? (Орфограмма)

4 Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами ? (Именительный)

IV раунд

  1. Какое наречие пишется с двумя дефисами и двумя мягкими знаками ? (Точь - в – точь)
  2. Что общего у слов  слова « уж », « замуж », « невтерпеж »? ( Это наречия, слова – исключения, пишутся без мягкого знака)
  3. Как изменяются наречия ? (Наречия не изменяются)
  4. Как пишутся в словах суффиксы « то », « либо », « нибудь »? (Через дефис)

V раунд

1. Какой частью речи числительными или существительными являются слова тысяча, миллион, миллиард ?  (Эти слова числительные, так как называют число предметов, отвечают на вопрос сколько?)

2. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой ?                                (Твое имя)

3.  Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня ? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

4 Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов ? (Морфемика)

VI  раунд

1 Как называется разговор двух или более лиц ? (Диалог) Когда употребляется выражение крокодиловы слезы ? Что оно означает ? Оно означает « лицемерное сострадание, неискреннее сожаление »

2 Когда мы употребляем выражение чучело гороховое и почему ? Что оно означает ? (Так говорят о человеке, несуразно и безвкусно одетом, вызывающем своей одеждой насмешки. Исстари этим выражением называли пугала, устанавливаемые на гороховых полях для отпугивания птиц)

3 Почему мы так говорим : кричит во всю Ивановскую ? (Если человек кричит, рассказывает, храпит очень громко. С XVII. От громкого оглашения царских указов на Ивановской площади в Московском Кремле)

4  Что означает фразеологический оборот «Тришкин кафтан?» Как он появился?

(Фразеологизм "тришкин кафтан" имеет значение - небрежное и непродуманное устранение одних недостатков, которые влекут появление новых Это выражение пришло из басни Крылова. Когда Тришка нашивал для ремонта кафтана заплатки, вырезанные из того-же кафтана. И символизирует это выражение ситуации, когда решение одних проблем, рождает другие, более серьезные.

VII  раунд

1 В 1976 году швед Бьерн Бранд поставил мировой рекорд — более 271 часа говорил без передышки, едва не побив попутно и другой рекорд в 288 часов. Какой?  (рекорд непрерывного бодрствования.)

2 Пороги помпейских домов часто украшают приветствия, но время от времени можно встретить надпись, бытующую и нашем мире частных домовладельцев. Воспроизведите ее .  (Осторожно, злая собака! римский аналог — "Остерегайся пса")

3. Продвигаясь вглубь холма Куюнджик, среди руин царского дворца археолог Лэйярд открыл две комнаты, где было навалено множество глиняных черепков и обломков. Чем служили эти комнаты в древности?       (Библиотекой).

4 Русский композитор XIX века Александр Варламов написал музыку к балету "Хитрый мальчик и людоед". Какое произведение легло в основу балета? ( сказка Ш.Перро "Мальчик-с-пальчик".)

VIII раунд

  1. В 1775 году в Лондоне стали продаваться каучуковые кубики. Для чего они предназначались? ( Для стирания надписей — резинки.)

2  О местонахождении какой птицы желал бы получить информацию любой охотник, если он немножко физик или художник? ( Фазана) .

3 В повести "Сто потерянных солнц" А.Ван-Вогта герои пользуются креслами "подхалимами". Чем они отличаются от обычных? ( приспосабливаются под форму тела человека. )

4 Эта женщина, по словам У. Черчилля, заработала на преступлениях больше, чем любая другая, больше даже, чем знаменитая Лукреция Борджиа. Кто она? ( Агата Кристи).

IX раунд

1 А.Н. Радищев проехав из Петербурга в Москву, описал беспорядки на этой дороге. А кто, проехав из Петербурга в Саратовскую губернию через Пензу, вскрыл злоупотребления на своем пути?  ( Хлестаков)

2 Как звали  домашнее животное, в имени которого нашел отражение весь словарный запас его хозяйна? ( Му-Му).

3 Постель — это то, что стелят, простыня — это то, что простирают, то есть раскладывают, покрывала — это то чем покрывают. А что же среди    постельных принадлежностей натягивают? (наволочку (натягивают, наволакивают на подушку).

4 Одна из ракет, запущенных бывшим Советским Союзом, в английских газетах называлась dognik (догник). Кто был на борту этой ракеты?  ( Собаки (dog) Белка и Стрелка (догник по созвучию со "спутником").

X раунд

1 В 1769 году в Петербурге была издана книга "Письмовник", в которой предлагались русские слова, объясняющие или заменяющие иностранные. Например, "актер" предлагали заменить на "представщик", "пульс" — на "жилобой". А вместо чего употребили "ошейник"?  ( вместо галстука)

2. Для защиты какой части тела от внешних повреждений греки использовали то, что изготовляли из коры сандалового дерева? ( Ног, подошв (сандалии) .

3 Из какого дерева раньше в России чаще всего фальшивомонетчики подделывали печати? (Фальшивые печати чаще всего изготавливались из липы. Отсюда слово «липовый» – фальшивый).

4 Однажды английский хирург Сэмюэль Шарп был вызван к одному лорду по поводу ничтожной царапины. "Пусть Ваш слуга бежит в аптеку за этим лекарством",- распорядился Шарп. "А если не бегом, я могу умереть?" — Лорд побледнел. Что же произойдет, если слуга не поторопится? ( Рана успеет зажить. )

XI раунд

1. В древнерусском языке было слово, которое обозначало 10.000. Сейчас у нас такого числительного нет, но когда мы хотим сказать о большом количестве, то к нам на помощь приходит слово. Какое?

Найдите его в реплике Чацкого:

Когда в делах - я от веселий прячусь,
Когда дурачиться - дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
(Тьма).

2 Приставка этого слова находится в слове "понес", корень - в слове "слово", суффикс в слове "курица", окончание - в слове "крапива" (Пословица.) .

3      Отгадайте загадку .   Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши.)

4 . Маленький Алёша говорит: "Папа, как я буду раскрашивать трёх богатырей, если у меня нет гнедого карандаша?" Какого карандаша не было у Алёши?          (коричневого).

XII раунд

1 На вопрос матери: «Эти тарелки чистые?» - дочь ответила тремя местоимениями. Что именно она сказала? (Вымыты.)

2 Чем отличаются фразеологизмы китайская грамота и филькина грамота? (Китайская грамота – что-то непонятное, филькина грамота – что-то выдуманное, ненастоящее.)

3 Кому из литературных героев принадлежит следующее изречение? Кто автор? Как называется произведение?

– Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Фамусов из «Горя от ума» Грибоедова

4 Кому из литературных героев принадлежит следующее изречение? Кто автор? Как называется произведение?

– «Не хочу учиться, а хочу жениться!»

Митрофан из комедии «Недоросль» Фонвизина

Итоги игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "БРЭЙН-РИНГ" по дисциплине "Дискретная математика"

Положение о проведении интеллектуальной игры «БРЭЙН-РИНГ» по общепрофессиональным дисциплинам, методическая разработка и презентация помогут в проведении данного внеклассного мероприятия...

Внеклассное мероприятие для учащихся 9 классов «Брэйн - ринг».

Цели:1). Углублять знания учащихся по химии;2). Повышать их интерес к предмету.3).Развивать  умения работать с дополнительной литературой.Методы:Оборудование: простейшее приспособление, состоящее...

Игровой конкурс по английскому языку для учащихся 7-8 классов "Брэйн-ринг"

Игровой конкурс по английскому языку для учащихся 7-8 классов "Брэйн-ринг" содержит разнообразные задания и проходит в форме интеллектуального шоу. Предполагается использование мультимедийных средств....

Интеллектуальная игра "Математический лабиринт" для 9-11 классов в форме Брэйн-ринга

В разработке несколько туров конкурсных заданий для команд....

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «БРЭЙН-РИНГ»

На примере игры «Брэйн-ринг» показать межпредметные связи в учебных курсах программ по ОБЖ, истории, обществознанию, истории Санкт-Петербурга для старших классов...

Игра Брэйн-ринг -тема "Holiday"

Презентация Игра Брэйн-ринг -тема "Holiday" (для 5 классов)...