Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным-урок в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Дата Предмет :русский язык Класс: 9
Тема урока: «Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным (§ 13)
Цель: изучить и закрепить особенности придаточного
Задачи:
- Актуализация и формализация знаний учащихся о сложноподчинённых предложениях с придаточным определительным.
- Анализ и характеристика синтаксической структуры сложноподчинённых предложений с придаточным определительным, смысловых отношений между частями сложноподчинённых предложений,.
- Замена сложносочинённого предложения с придаточным определительным простым предложением с обособленным определением
Критерии достижения цели урока (планируемые результаты): умение различать предложения по структуре
Тип урока: Комбинированный урок
Условия обеспечения учебной деятельности: (УМК, технологии, МТ обеспечение): УМК под ред. Е.Быстровой
№ урока | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I. Мобилизующий 1.Орг.момент | 1.Приветствие, проверка наличия уч-ся, готовности к уроку - Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня мы проведём урок необычно, в формате перевернутого класса, когда тему урока вы подготовили дома, а на уроке продемонстрируете свои знания и умения. Настраивая вас на рабочий лад, хочу рассказать вам притчу о трех рабочих. Три человека носили камни. | 1.Приветствие, доклад о наличии уч-ся слушают | Личностные УУД: формирование познавательной активности, интереса к творчеству деятелей культуры, учёных Коммуникативные УУД: Совершенствование умения формулировать аргументированный ответ; уметь интонировать сложные предложения, рассуждать о ходе выполнения задания, разрешать их Регулятивные УУД: Составление плана ответа на целеполагающие вопросы рубрики «Вспомните»; наблюдение за речевым материалом и прогнозирование возникающих трудностей при отличии сложного Познавательные УУД: Умение преобразовывать простые предложения в сложные и обратно, выделение в теоретических сведениях основной информации, классифицирование сложных предло- жений | |
II.Актуализация знаний. Проверка д/задания. Постановка учебной задачи. Целеполагание. | -Начнём с практической работы, где будет материал изученный и новый. Учитель: Все придаточные в сложноподчиненных предложениях делятся на три группы. Вспомните, какие? Последнее задание какое было? Значит, как звучит тем рока?
Откроем тетради, запишем число и тему урока. - Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? | Задания 1-5 выполняются по кругу с оцениванием. По 3 минуты на выполнение каждого задания, всего 15 мин. Выполнение задания 5 – в группе придаточные определительные, изъяснительные и обстоятельственные. Составить блок-схему предложения с придаточным определительным. Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными». Пишут в тетрадях. Мы должны научиться:
| ||
III «Открытие» нового знания. | Анализ предложений. - Запишем предложения на доске. -Нарисуйте схемы. Лодку, подплывавшую к мосткам, встречал кот-рыболов. Лодку, которая подплывала к мосткам, встречал кот-рыболов. Кот-рыболов встречал лодку, которая подплывала к мосткам. Посмотрите на предложения. Какие это предложения простые или сложные? - К чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному? - Каким способом придаточные предложения прикрепляются к главному - На какой второстепенный член предложения похожи эти придаточные? Как вы думаете можно ли начать сложное предложение этого типа с придаточного?
- Обратите внимание на предложения, что можете сказать об их значении? Как называются слова близкие по лексическому значению? Посмотрим на слайд 2 - Прослушайте высказывание А.С. Пушкина: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, мы говорим: которая скачет, который метет и пр., – заменяя краткость причастия вялым оборотом”. - Для какой речи характерно употребление причастного оборота и придаточных определительных? | Читают вслух Пишут 3 ученика. Ученики делают выводы Относятся к существительному в главном предложении, от него ставится вопрос. С помощью союзного слова которая… Придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными. Они относятся к одному слову в главном предложении – существительному, всегда стоят после него (совсем как причастный оборот, если он выделяется запятыми! ) нет Предложения на доске – грамматические синонимы, которые различаются оттенками: глагол усиливает значение действия; причастный оборот подчеркивает признак предмета. Причастный оборот употребляется главным образом в книжной речи, придаточные определительные предложения – в разговорной. | ||
IV.Закрепление. | Давайте посмотрим на блок-схему, которую вы заполнили. Сверим, всё ли верно. Откроем учебник, сверим – стр.178, а теперь проверьте, кто что написал – правильно или нет и поставьте оценку. Запишем предложение на доске и в тетрадях, расставим ЗП, начертим схему, сверим: Проверяем на слайде 3 Самостоятельно: из упр.139 выпишите по 1 предложению, укажите главную и придаточную части, поставьте вопросы. Итак, сделайте вывод. Подготовка к ИС-работа с текстом Учитель: Ребята, (Слайд 4) - Перед вами портрет Епистинии Фёдоровны Степановой, которая потеряла в гражданской и Отечественной войнах девятерых сыновей. Все они отдали свои жизни за Родину, подвиг их велик. Но не менее велик и материнский подвиг простой женщины, родившей и воспитавшей их такими, стойко перенёсшей горькие муки безмерных утрат. Матерям воздвигнуты памятники, посвящены книги. Вот надпись на первой странице одной из книг: “Пусть будет вечной и пламенной человеческая благодарность женщине-матери, которая, в муках рождая и со всей силой любви взращивая своих детей, не колеблясь, посылает их на смертный бой за свободу Отечества!” - Начертите схему данного предложения, определите тип придаточного. (Слайд5) Перед вами репродукция картины Ханты-мансийского художника, заслуженного художника РСФСР. В. Игошева “Она всё сына ждёт”. Какая, на ваш взгляд, самая выразительная деталь в портрете матери? А вот как описывает руки мамы в романе “Молодая гвардия” А.Фадеев Слайд 6 Прочитайте выразительно-3 человека. - Какую проблему поднимает А.Фадеев в данном тексте?
- Найдите среди предложений 1- 4 СПП с придаточным определительным, запишите его. Составьте схему. Давайте попробуем пересказать текст -на подготовку 2 минуты. Слово учителя: Завершить мне хотелось бы словами З.Воскресенской: “Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. И сколько бы ни было тебе лет — пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь”. | Смотрят Читают теорию в учебнике, сверяют Установилась снежная, морозная погода, которая бывает в начале декабря. Вывод: Сложноподчиненным предложением с придаточной определительной частью называется такое предложение, в котором придаточная часть относится к слову в главной части, являющемуся, как правило, существительным, обозначает его признак, отвечает на вопрос какой, чей и присоединяется при помощи союзного слова. СПП с придаточным определительным. Читают текст Фадеева Руки. тексты распечатаны для каждого учащегося Проблема сыновней любви. Показать любовь сына к матери Автор показывает своё отношение к матери Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. Работа в паре | ||
V. Подведение итогов. Рефлексия | Слайд 7-8-вопросы А теперь выберите себе картинки: чемодан мясорубку, корзину. | отвечают | ||
VI. Домашнее задание | 1. повторить § 13 – стр. 178-179 2. Задание по выбору: упр.144-5 предложения и упр.147-5 предложений.
| Записывают в дневник |
Приложение 1
Блок-схема
СПП с придаточными определительными
Приложение 2
Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой,- он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее, руки твои,- ведь им столько выпало работы в жизни,- но они всегда казались мне такими нежными, и я любил целовать их прямо в тёмные жилочки.
<…> Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студеной воды в проруби, где ты полоскала бельё, когда мы жили одни,- казалось, совсем одни на свете,- и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела — пела только для себя и для меня. Потому что нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они не погнушались! <…>
Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие тёплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые и святые руки твои! <…>
Мама, мама! Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…
«Молодая гвардия” А.Фадеев.
_________________________________________________________________________________
Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой,- он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее, руки твои,- ведь им столько выпало работы в жизни,- но они всегда казались мне такими нежными, и я любил целовать их прямо в тёмные жилочки.
<…> Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студеной воды в проруби, где ты полоскала бельё, когда мы жили одни,- казалось, совсем одни на свете,- и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела — пела только для себя и для меня. Потому что нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они не погнушались! <…>
Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие тёплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые и святые руки твои! <…>
Мама, мама! Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…
«Молодая гвардия” А.Фадеев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сложноподчинённые предложения с придаточными предложениями определительными»
конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе....
Виды сложноподчинённых предложений.Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными-ознакомление
Открытый урок в 9 классе...
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным".
В уроке используется дифференцированный подход при повторении сложного предложения, а также попутно повторяется материал литературы (теория стихосложения)....
Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.Урок в 11 классе с использованием местного материала
Материалы для урока, которые помогут повторить тему и провести экспресс-контроль знаний обучающихся по заданию А 25 ЕГЭ....
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными".
Тип урока: закрепление изученного материала. Цель урока: закрепить полученные знания о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными и изъяснительными....
Урок русского языка "Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными места" (9 класс)
Это урок изучения нового материала по теме СПП с придаточными обстоятельственными места разработан в соответствии с программой и учебником С. И. Львовой....
Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"
Данная презентация предназначена для работы на уроке русского языка в 9 классе по теме "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточ...