Урок русского языка "Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными места" (9 класс)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Это урок изучения нового материала по теме СПП с придаточными обстоятельственными места разработан в соответствии с программой и учебником С. И. Львовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2_var.docx | 175.98 КБ |
spp_s_pridatochnymi_mesta.pptx | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 9 Б
Дата урока 19.12.2016
Место урока в учебном плане: 5-й урок в разделе СПП
Тема учебного занятия: Сложноподчинённые предложения с придаточными места.
Продолжительность учебного занятия: 45 мин.
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.
Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:
- Познакомить учащихся с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными места;
- Научить учащихся:
а) находить СПП с придаточными места, знать, на какие вопросы они отвечают;
б) отличать СПП с придаточными места от СПП с придаточными, внешне сходными с ними.
- Развивать у учащихся внимательность, совершенствовать пунктуационные навыки;
- Воспитывать у учащихся интерес к урокам русского языка, используя разнообразный по форме и содержанию дидактический материал
Анализ:
- Что удалось сделать_______________________________________________________________
- Что не получилось_________________________________________________________________
- Над какими моментами следует ещё поработать_______________________________________
- Организационный момент. Настрой на работу Слайд 2
- Повторение изученного. Цифровой диктант. Слайд 3
Запишите номера предложений в 2 столбика: 1 – с придаточными определительными
2 – с придаточными изъяснительными
Проверка: Определительные: 2, 3, 7, 8, 9, 10
Изъяснительные: 1, 4, 5
5 – сложносочинённое предложение
- Синтаксический разбор предложения Слайд 4
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…
Разбор СПП с придаточным изъяснительным
Вопросы:
- Какой вид сложного предложения используется в этом отрывке стихотворения Н. Рубцова? На какие вопросы отвечают придаточные? Какое средство связи использовано?
- Каких второстепенных членов предложения больше всего в придаточных?
- К какому типу относятся эти обстоятельства? Как определить типы обстоятельств?
III. Переход к новой теме.
У: Мы при разборе СПП предложения отмечали, что главная часть всегда имеет смысловую неполноту, которая дополняется придаточной частью. В СПП с придаточными определительными и изъяснительными эти части заменяют недостающие дополнения и определения. А какой ещё член предложения может восполняться придаточной частью? (обстоятельство). Итак, мы переходим к изучению Придаточных обстоятельственных.
Какие виды обстоятельств вы знаете? Слайд 5
места | времени | сравнения | Образа действия, меры и степени | цели | условия | причины | следствия | уступки |
Придаточные обстоятельственные делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении. Начнём изучение придаточных обстоятельственных с первой группы
Тема урока: Придаточные обстоятельственные места Слайд 6
Вспомните ключевые вопросы, по которым мы определяли другие виды придаточных предложений:
- Где располагается придаточная часть? Слайд 7
- От чего зависит придаточное предложение?
- Какое значение имеет придаточное предложение и какие вопросы мы к нему задаём?
- Какими средствами присоединяется придаточное предложение?
- Есть ли указательные слова в главной части?
Давайте выполним упражнение 274 из нашего учебника и выясним основные признаки придаточных обстоятельственных места
(Запись в тетрадях предложений, их разбор и составление схем)
1)Где светлый ключ,/ спускаясь вниз по серым камням/, точит слёзы, ползут на чёрный кипарис гроздями
пурпурные розы.(где —, / /,=), [ = — ]
2) Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая.
3) Ни в каком покровительстве сосна не нуждается, растёт там, где никто не может расти.
4) И куда ни взглянешь освежённым взором, отовсюду веет тишиною да простором
5) Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного света.
далее - заполнение таблицы: матрица на столе у каждого Слайд 8
Место придаточного | Вопросы к придаточному | От чего зависит придаточное | С помощью чего присоединяется | Есть ли указательные слова в гл. части |
Перед главным После главного в конце предложения Внутри главного предложения. | Где? Куда? Откуда? | От всего предложения От обстоятельства места, выраженного наречием места: Всюду, везде, повсюду | Союзные слова: где,куда,откуда | Там Туда Оттуда |
IV. Закрепление нового материала
- А сейчас потренируемся в конструировании СПП предложения с придаточным места. Конструирование СПП с придаточным места:
Работа в парах: на парте лежат наборы «Конструктор предложений».
Составьте СПП с придаточным места, запишите и начертите линейную (горизонтальную схему)
У доски 2 учеников также выполняют это задание для самопроверки:
К – 1
|
К – 2
|
Карточка для самопроверки: Слайд 9
Там, где высятся горные хребты, покрытые нетронутой тайгой, расположено самое глубокое на земле озеро Байкал с его удивительно чистой и прозрачной водой.
Где ещё недавно блестели на солнце седые камыши, раскинулись благоустроенные коттеджи.
- Исследование: вопрос всегда ли союзное слово ГДЕ связывает придаточное места?
Запишем примеры из упражнения 278. По ходу записи выясняем виды придаточных.
- Меж гор, лежащих полукругом, пойдём туда, где ручеёк, ви-я-сь, бежит зелёным лугом к реке сквозь(предлог) липовый лесок. Придаточное места
- В безмолвный терем входит он, где дремлет чудным сном Людмила. Придаточное опред
- Где некогда всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. Прид. места
- [Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы], (где, может быть, родились вы или блистали, мой читатель). прид. места
- Повест., невоск, слож, союзное, СПП с придаточным обст места; придаточное поясняет всё главное предложение и присоединяется с. сл ГДЕ
- 1) двусост., распр., полное, ослож. обособл приложением
2)двусост., распростр., неполное, ослож. однород сказ., обращением, вв. сл
- Умолк (глагол) аул, где беззаботно недавно слушали певца. придаточное опред
- Мой дом везде, где есть небесный свод. Прид. места
- Вчера я шёл по зале о-свещ-ённ-ой, где так давно встречались мы с тобой. придаточное опред
- Никогда не знаешь, где найдёшь настоящее слово. прид. изъяс.
- На горах под метелями, где лишь( частица) ели одни вечно зелены, сел орёл в тень под елями. придаточное места
Вывод: 1, 3, 4, 6, 9 – обстоятельственные места
2,5,7 – определительные
8 – изъяснительное
V. СР. упр. 276
Составьте интеллект-карту по изученной сегодня теме (карту понятий)
VI. Итог урока. Ключевые вопросы урока Слайд 10.
Проверьте, все ли вопросы нашли ответы в вашей карте понятий.
VI. Домашнее задание распечатано на карточках:
Вариант 1
Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте скобками главное и придаточное предложения. Отметьте средство связи в СПП
- Алексей пополз туда где теперь уже совсем ясно были различимы звуки канонады.
- Куда река пошла там и русло будет.
- Там где глаз не мог уже отличить в потёмках поле от неба ярко мерцал огонёк.
- Небо было там пурпурное тёплое и ласковое и манило туда где оно касалось краем зелени лугов.
- Иди куда влечёт тебя свободный ум.
Составьте схемы 1 и 2 предложений.
Вариант 2
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Укажите вид придаточного в последнем предложении.
Сделайте синтаксический разбор 2-го предложения.
1.Протянулись верёвочкой гуси строгие старые в ч..рном один за другим все туда где исчезла таинственной тёмной точкой белая чайка. (М.М. Пришвин) 2. Иногда ветер пробегал по реке с н..зовьев из лесистых пространств оттуда где г..рело в осеннем небе спокойное и ещё жаркое солнце. 3. Сердце зам..рало от мысли что там куда струится эта река почти на двести километров только лес лес и нет никакого жилья. (К.Г. Паустовский) 4. Мой дом везде где есть небесный свод где только слышны звуки песен. 5. И через силу скач..т конь туда где свет..тся огонь. (М.Ю. Лермонтов) 6. Найти можно только там где есть что искать. 7. Где нет знаний там нет и смелости. 8. Куда река пошла там и русло будет. 9. Там счастье не диво где трудятся нелениво. 10. Где путь прямой там не езди по кривой. (Пословицы)
Дополнительное задание:
Выпишите слова с чередованием гласных в корне.
Укажите части речи выделенных слов, запишите их поморфемно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Настрой на работу учитель русского языка и литературы Шестакова Наталья Анатольевна
Цифровой диктант Определительные: 2, 3, 7, 8, 9, 10 Изъяснительные: 1, 4, 5 6 – сложносочинённое предложение учитель русского языка и литературы Шестакова Наталья Анатольевна
Звезда полей! В минуты потр _ сений Я в_поминал как тихо за холмом Она г_рит над золотом осенн_м Она г_рит над зимн_м серебром… 1.Запишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. 2. Сделайте разбор предложения. 3. Начертите линейную схему сложного предложения. Синтаксический разбор предложения учитель русского языка и литературы Шестакова Наталья Анатольевна
Места Времени Сравнения Образа действия, меры и степени Ц ели Условия Причины С ледствия Уступки Типы обстоятельств учитель русского языка и литературы Шестакова Наталья Анатольевна
Придаточные обстоятельственные места
Где располагается придаточная часть? От чего зависит придаточное предложение? Какое значение имеет придаточное предложение и какие вопросы мы к нему задаём? Какими средствами присоединяется придаточное предложение? Есть ли указательные слова в главной части? Вопросник учитель русского языка и литературы Шестакова Наталья Анатольевна
Перед главным, п осле главного в конце предложения, внутри главного предложения . Где? Куда? Откуда? От всего предложения; о т обстоятельства места, выраженного наречием: всюду , везде, повсюду Союзные слова: где, куда, откуда [ там ], (П ) туда оттуда Придаточные места учитель русского языка и литературы Шестакова Наталья Анатольевна
Там , где высятся горные хребты , покрытые нетронутой тайгой, расположено самое глубокое на земле озеро Байкал с его удивительно чистой и прозрачной водой. Где ещё недавно блестели на солнце седые камыши , раскинулись благоустроенные коттеджи. Карточка для самопроверки: учитель русского языка и литературы Шестакова Наталья Анатольевна
Где располагается придаточная часть? От чего зависит придаточное предложение? Какое значение имеет придаточное предложение и какие вопросы мы к нему задаём? Какими средствами присоединяется придаточное предложение? Есть ли указательные слова в главной части? Вопросник учитель русского языка и литературы Шестакова Наталья Анатольевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок повторения сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (с использованием ЦОР).
Аннотация урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными». Урок проводится после изучение всех видов придаточных обстоятельственных . Я, Марданова Алсу Шамил...
Дистанционный урок "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными" (11 класс)
Дистанционный урок "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными" (11 класс)...
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места
Разработка урока на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места", цель которого: показать особенности СПП с придаточными места; совершенствовать ор...
Урок русского языка "Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными места"
Данный урок опирается на знания изученных ранее тем курса русского языка. На уроке приобретённые ранее умения и навыки, а именно: определение главного и придаточного, его местоположения по отношению к...
Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными 9 класс.
Разработка урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными" 9 класс. Урок построен по принципу создания фильма. В ходе урока использованы различные формы и методы раб...
Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными 9 класс.
Разработка урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными" 9 класс. Урок построен по принципу создания фильма. В ходе урока использованы различные формы и методы раб...
Проверочная по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными места, времени, причины и цели».
Проверочная работа содержит 11 вариантов, каждый включает 4 предложения....