Конспект урока "Фразеологизмы" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект урока "Фразеологизмы" 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Фразеологизмы" 6 класс | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
ТЕМА: «Фразеологизмы
Урок по цели: формирование лексического понятия
Урок по содержанию: лексика
Цель урока:
-сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
-развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
-формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи;
-обогащать словарный запас школьников
Оборудование:
- Наглядность (изображение фразеологизмов)
- Раздаточный материал (задания на пару)
- Мячик
Эскиз тетради ученика
Тетрадь для теоретического материала (если такая есть):
Фразеологизм – устойчивое неделимое словосочетание.
Фразеология - Фразеология – от греч. фразис – «выражение» и логос – «учение» – раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы.
Рабочая тетрадь:
Пятое октября.
Классная работа.
Фразеологизмы.
Водить за нос, заткнуть за пояс, намылить голову, носить воду решетом, обвести вокруг пальца, попасть в переплет.
Новые дома растут в поселке как грибы после дождя. Город он знает как свои пять пальцев. Мой отец мастер на все руки. Что ему ни говори, ему все как с гуся вода.
Без задних ног; бросать слова на ветер; взять голыми руками; не разольёшь водой; держать камень за пазухой; ждать у моря погоды; за тридевять земель; зарубить себе на носу; заговаривать зубы; гроша медного не стоит; днём согнём не сыщешь; держать в ежовых рукавицах; палец о палец не ударит; попасть впросак.
Преувеличивать - сгустить краски, уничтожить - стереть с лица земли, вылечить - поставить на ноги,, раздражать - действовать на нервы, родиться - появиться на свет, увильнуть - спрятаться в кусты.
I. Орг. момент
- Добрый день, ребята! Меня зовут Александра Антоновна, и сегодня я буду вести у вас урок русского языка.
II. Упражнение для наблюдения
- Сейчас я расскажу вам забавную историю. Слушайте.
«Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…
Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее? (Ответы.)
- Этот забавный случай в одной из своих книг рассказал наверняка знакомый вам писатель Корней Чуковский. Можете ли назвать какие-либо его произведения?
И в основе этого случая лежит сложное и интересное явление русского языка, о котором мы будем сегодня говорить с вами. Как вы думаете, что это за явление?
- Скажите, в какие единицы языка мы можем составлять слова? (словосочетания, предложения).
- Верно. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов, в этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Как, например, «оглянуться не успеешь». Значение – очень скоро. Но если мы выкинем одно из слов, то это значение тут же исчезнет.
III. Сообщение темы урока
Так вот, такие устойчивые словосочетания называются фразеологизмами. (наглядность вывешивается на доску). Ими мы и будем сегодня заниматься.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему сегодняшнего урока «Фразеологизмы».
IV. Объяснение нового материала
- Запишем определение фразеологизма в ваши теоретические тетради («толстушки»).
- Можете ли вы привести примеры фразеологизмов, которые вы знаете?
- Молодцы. Изучением фразеологизмов занимается целая наука – фразеология. Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение». Этим термином называют и весь состав таких выражений в языке. Отдельные выражения называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами.»
(запись в теоретическую тетрадь: «Фразеология – от греч. фразис – «выражение» и логос – «учение» – раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы.»)
V. Первичное закрепление
Теперь я буду демонстрировать вам рисунки, на которых изображены фразеологизмы в буквальном значении (что, кстати, значит «в буквальном значении»?), а вы должны отгадать, что изображено и заменить фразеологизм одним словом.
(«вставлять палки в колеса» - мешать, «как кот наплакал» – мало, «как снег на голову» - неожиданно, «вешать лапшу на уши» - обманывать, «делать из мухи слона» - преувеличивать.)
- Теперь я предлагаю вам следующие интересные задания в парах.
Задание№1. (письменно)
«Соберите фразеологизмы» (параллельно объясняется смысл фразеологизмов)
Водить, втирать, заткнуть, намылить, носить, обвести, попасть// голову, в переплет, воду решетом, вокруг пальца, за пояс, очки, за нос.
Задание №2 (устно)
«На загадку дай отгадку» (отгадайте загадку, отгадкой к которой будет фразеологизм, объясните их смысл.)
- Его вешают, приходя в уныние (вешать нос)
- Его держат за зубами (держать язык за зубами)
- Ее «просит» дырявая обувь (каши просит)
- Ее набирают в рот, не желая говорить (набрать в рот воды)
Задание №3 (письменно)
Закончите предложения фразеологизмами, объясните их смысл:
- Новые дома растут в поселке как (грибы после дождя) - обстоятельство
- Город он знает как (свои пять пальцев) - обстоятельство
- Мой отец мастер (на все руки) - подлежащее
- Что ему ни говори, ему все как (с гуся вода) - обстоятельство
(Записываем предложения, определяем синтаксическую функцию фразеологизмов)
Задание № 4 (устно)
«Кто быстрее» (в приведенных фразеологизмах в словах перепутаны буквы. Расставьте их правильно и прочитайте фразеологизм, объясните их смысл)
- Трабь кабы аз гаро- брать быка за рога.
- В ценок ковноц- в конце концов
- Стяпус рувака- спустя рукава
- Ладеть зи химу налос- делать из мухи слона.
Задание №5 (письменно)
Данные ниже глаголы заменить синонимами-фразеологизмами:
Преувеличивать, уничтожить, вылечить, раздражать родиться увильнуть.
Слова для замены: стереть с лица земли, сгустить краски, поставить на ноги, действовать на нервы, появиться на свет, спрятаться в кусты.
(Попутно выделяем орфограммы)
- Молодцы. Иногда мы употребляем фразеологизмы и совсем не задумываемся о значении отдельных слов в этих выражениях. Например, все вы слышали выражение «попасть впросак». Что оно означает?
- А знаете ли вы, что такое «просак»?
- Куда мы можем обратиться, если значение слова нам не понятно? (В толковый словарь)
- А если нам неизвестно значение фразеологизма? (Во фразеологический словарь)
РАБОТА СО СЛОВАРНОЙ СТАТЬЁЙ.
Просак – это давно вышедшее из употребления слово, означающее барабан с зубьями в машине, при помощи которой чесали шерсть. Разумеется, попадание руки в просак вело к тяжелому увечью, потому и стало это выражение нарицательным.
- Таким образом, пользуясь некоторыми фразеологизмами, говорящие даже не подозревают, что слово в их составе им незнакомо. Так, в двух фразеологизмах - остаться с носом и водить за нос - выступают слова – омонимы. (Попутное повторение значения лингвистического термина.) Нос в первом примере - сохранившееся в составе фразеологизма и не употребляющееся в свободном виде слово от глагола носить, т.е. то, что когда-то приносили родителям невесты как выкуп. А в выражении водить за нос слово нос связано с названием части лица.
Я буду диктовать вам начало фразеологизма, а вы его продолжаете. (По очереди ученики записывают фразеологизмы на доске. Попутно выделяются трудные орфограммы)
Без задних …; бросать слова на …; взять голыми …; не разольёшь …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём с огнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….
VI. Итог
- Молодцы! Давайте подведём итоги сегодняшнего урока. Я буду кидать вам мячик и задавать вопрос, а вы – кидать мне обратно вместе с ответом.
1. Что такое фразеологизм?
2. Какая наука занимается изучением фразеологизмов?
3. Чем фразеологизм отличается от обычного словосочетания?
4. Куда мы обратимся, если нам нужно узнать значение фразеологизма?
5. Назовите фразеологизм с частью тела.
6. Что такое «просак»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект мастер -класса по математике в 5 классе " Управление мыслительной деятельностью при решении математических заданий""
В любой области деятельности нужны инициативные люди, способные предлагать нестандартные решения. Сейчас основная задача школы состои...
Конспект урока "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс.
Конспект урока...
конспект мастер класса и открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" в 5-м классе хореографической школы-студии
Надеюсь, что данный материал поможет педагогам -хореографам расширить тематику уроков по народно-сценическому танцу...
Конспект мастер-класса по специальности гитара с учащейся IV класса
Методическая разработка мастер-класса по подготовке к конкурсому выступлению на основе личностно-ориентированной педагогической технологии с анализом работы над произведениями А.Иванова-Крамского "Ах ...
План -конспект мастер -класса "Работа над полифонией в младших классах"
Мастер класс " Работа над полифонией в младших классах " на произведенияхГ. Пёрселл «Ария»И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сбо...
Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)
Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...
Конспект урока "Класс Млекопитающие, или Звери". 7 класс.
одробный коспект урока....