конспект мастер -класса по математике в 5 классе " Управление мыслительной деятельностью при решении математических заданий""
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
В любой области деятельности нужны инициативные люди, способные предлагать нестандартные решения. Сейчас основная задача школы состоит как раз в воспитании мыслящих, ищущих, способных предлагать неожиданные решения молодых людей. Чем больше таких молодых людей будет воспитанно, тем лучше для страны, народа и для самих молодых людей. Они получат достойную цель в жизни, будут стремиться к постоянному совершенствованию, а значит и к улучшению нашей жизни. Развитие инициативы, самостоятельности мышления, творческих начал является первейшей задачей школы, каждого педагога. Математика в этом плане обладает исключительными возможностями.
Необходимо постоянно помнить, что математиками станет лишь небольшая доля наших учеников. Подавляющее большинство будет продавцами, медиками, инженерами и т.д. Математика для них имеет лишь прикладное значение. Поэтому обязательный уровень дидактического материала должен быть переработан. Его необходимо насытить заданиями для отработки умений и навыков учащихся, задачами прикладного характера.
Теоретический материал необходимо осмыслить, дополнить, выделить главное, наметить план изложения темы или выполнения данного упражнения.
В ходе занятия хотелось показать
- Мастерство организатора занятий
- Мастерство убеждения
- Мастерство передачи знаний
- Мастерство владения технологией( обучение в сотрудничестве).
- Демонстрация приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)
Результат использования технологии:
- Развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей и педагога.
- Реализация потребности в расширении информационной базы обучения.
- Разработка новых подходов к объяснению нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_konspekt_zanyatiya.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
по теме:
« Управление мыслительной деятельностью
при
решении математических заданий»
Подготовил
учитель высшей категории
МОУ «СОШ п.Знаменский»
Юлина М.Ю.
2008-2009 уч. год
Урок (занятие) с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)
Тема: « Управление мыслительной деятельностью
при решении математических заданий» (слайд 1)
Цели: 1.Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
2. Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценного функционирования в обществе;
3. Формирование представления об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
4. Формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры».
В любой области деятельности нужны инициативные люди, способные предлагать нестандартные решения. Сейчас основная задача школы состоит как раз в воспитании мыслящих, ищущих, способных предлагать неожиданные решения молодых людей. Чем больше таких молодых людей будет воспитанно, тем лучше для страны, народа и для самих молодых людей. Они получат достойную цель в жизни, будут стремиться к постоянному совершенствованию, а значит и к улучшению нашей жизни. Развитие инициативы, самостоятельности мышления, творческих начал является первейшей задачей школы, каждого педагога. Математика в этом плане обладает исключительными возможностями.
Необходимо постоянно помнить, что математиками станет лишь небольшая доля наших учеников. Подавляющее большинство будет продавцами, медиками, инженерами и т.д. Математика для них имеет лишь прикладное значение. Поэтому обязательный уровень дидактического материала должен быть переработан. Его необходимо насытить заданиями для отработки умений и навыков учащихся, задачами прикладного характера.
Теоретический материал необходимо осмыслить, дополнить, выделить главное, наметить план изложения темы или выполнения данного упражнения.
В ходе занятия хотелось показать
- Мастерство организатора занятий
- Мастерство убеждения
- Мастерство передачи знаний
- Мастерство владения технологией( обучение в сотрудничестве ).
- Демонстрация приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)
Результат использования технологии:
- Развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей и педагога.
- Реализация потребности в расширении информационной базы обучения.
- Разработка новых подходов к объяснению нового материала
План занятия.
- Организационный момент. (30 сек)
- Введение в проблему (устные упражнения и рассуждения) (5 мин)
- Разработка системы поиска решения математических задач (7 мин)
- Реализация системы поиска решения задач на конкретных примерах. (6 мин)
- Итог занятия.(1 мин)
- Рефлексия. (30 сек)
- Организационный момент. (30 сек)
Собрались мы с вами в класс, (слайд 2)
математика у нас.
Оглянитесь поскорей,
Посмотрите на гостей.
Все друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
Сообщение цели: На данном занятии вы познакомитесь с методами, которые дают возможность преодолевать любые препятствия, встречающиеся на вашем пути.
- Введение в проблему (устные упражнения и рассуждения) (5 мин)
Слово учителя: Как вы полагаете, когда человек начинает думать? (Слайд 3)
(Люди начинают думать тогда, когда задают себе вопрос и начинают искать на него ответы)(слайд 4)
Великий Эйнштейн как-то сказал: «Если бы мне стало известно, что на меня готовят покушение и до его исполнения остался час, то я бы потратил 55минут на то, чтобы правильно сформулировать вопрос, и 5 минут на то, чтобы решить проблему».
А как вы воспринимаете новое?
Во-первых, ищите ответ на вопрос «Что это» или «Кто это?» (Слайд 5)
Наверное, это один из самых важных вопросов, т.к. не зная, что перед вами, вы не сможете определить что с ним можно сделать, чего нельзя и как к нему относиться и стоит ли относиться вообще.
Часто вы не можете ответить на этот вопрос.
Тогда его можно сформулировать по- другому.
«На что это похоже?» (Слайд 6)
И ответ подскажет, в каком направлении думать дальше.
- Разработка системы поиска решения математических задач (7 мин)
Представьте себе, что вы никогда не видели крокодила даже на картинке, и вдруг, оказавшись в болотистой местности, наблюдаете длинное, зеленое, бревнообразное животное с мощным хвостом и длинной мордой, которое может широко раскрыть пасть.
Весь ваш жизненный опыт, знание животного мира, какое бы оно ни было, заставят вас насторожиться и держаться от этого «бревна» подальше. Конечно, в голове будет сверлить вопрос «ЧТО ЭТО?» и следующий «ЧТО Я ХОЧУ?», «ЧТО МНЕ МЕШАЕТ?» и, наконец, «КАК ИЗБАВИТЬСЯ?» и может быть последний вопрос « КАК ЭТО СДЕЛАТЬ».
Вчитайтесь в эти 4 вопроса:
- 1. КТО ЭТО ИЛИ ЧТО ЭТО?
- 2. ЧТО Я ХОЧУ?
- 3.ЧТО МНЕ МЕШАЕТ?
- 4. КАК ИЗБАВИТЬСЯ
- Именно эти вопросы помогают людям решать самые сложные проблемы и не только в математике,
НО И В ЖИЗНИ.
- Реализация системы поиска решения задач на конкретных примерах. (6 мин)
ПРИМЕР 1. Пусть 8=8
Вы, конечно, же ответите на вопрос « ЧТО ЭТО?»
Да, это равенство - математическое выражение, содержащее знак «=» и имеющее в обеих частях одинаковые значения.
РАВЕНСТВО лежит в основе очень многих понятий. ЧТО ЖЕ С НИМ МОЖНО СДЕЛАТЬ?
С равенством можно делать многое, но каждое выполняемое действие должно одинаково воздействовать на его левую и правую части.
8 2 = 8 ?
Естественно вместо «?» нужно ставить 2.
8 ± ∆ = 8 ± ∆
где ∆-любое математическое выражение.
Вспомните известные вам математические операции:
+ (плюс-сложение) и обратная операция – (минус-вычитание)
(умножение) и обратное : (деление)
(Возведение в степень п) – извлечение п√ (корень п-й степени) узнаете, вы далее в 8-9 классе
В курсе алгебры и начал анализа
Потенцирование и обратная операция –логарифмирование
Дифференцирование и интегрирование.
У всякой математической операции существует ей обратная, но вот беда, (а может и счастье)-математические операции не всегда можно применять.
Н-р: Вы сможете поймать 1 кг ваты, брошенный сверху на вас с расстояния 1 метра?
А если будет брошено на 100кг ваты или тысяча?..
Так и с математическими операциями - где-то и когда-то можно ее выполнить, а где-то и когда-то она может и «раздавить»
Нам очень важно знать границы применения операций, чтобы ошибка не раздавила нас.
Смотрим таблицу.
Равенство | операции | + | – | | : |
ограничения на применение | нет | нет | нет | о |
Таким образом, ограничений не так уж и много, их нужно запомнить на всю жизнь:
Когда режешь хлеб, убедись, что вместе с ним под ножом нет твоих пальцев;
Когда выполняешь деление, проверь, что выражение, на которое ты делишь, точно не ноль, и т.д.
Ну что же, равенство-это наша «лодка» и теперь мы знаем, как ее «загружать»-одинаково на нос и корму (воздействовать на обе части одинаковым образом).
Знаем кое-что об операциях, с помощью которых это воздействие можно оказывать и об ограничениях на них.
ПРИМЕР 2. Пусть х=4
Давайте «загрузим нашу лодку»: умножим обе части на 2 и прибавим к обеим частям 3.
2х=42
2х+3=8+3
2х+3 =11
Наша «лодка» у берега, и теперь ее надо разгрузить.
У моряков есть правило: загружая судно, думай о том, как будешь ее разгружать.
Так как же мы будем разгружать нашу лодку?
В обратном порядке.
А для начала нам необходимо знать что мы хотим получить в результате своих действий.
- Итак, 2х+3 =11
- Я хочу найти х, т.е х равен чему-то…
- Что мешает? –мешают числа, воздействующие на х.
- Как избавиться?
Чтобы ответить на этот вопрос, установим, с чем х связан, какой операцией и в какой последовательности:
Х связан с числом 2 операцией х ,а (2х) с числом 3 операцией «+».
Запишем это так х
↓
2
↓+
3
Значит, для того, чтобы найти х, мне нужно избавиться от связывающих его элементов с помощью операций, обратных данным
В символической форме это можно записать так
х
↓ : 2
2
↓+ -3
3
2х+3 =11
Начинаем избавляться от последней связи (от того, что лежит наверху груза в лодке).
2х+3-3 =11-3
Отнимем от обеих частей 3 (т.е. нейтрализуем воздействие 3 на 2х).
2х =8
Разделим обе части на 2 (2=0)
2х:2 =8:2
Х=4.
Получили тот результат, который хотели
Прослушав все это , кто-то из вас может воскликнуть: «Вот это да! Я это могу сделать и без всего этого-раз и готово!» И будете правы, есть много путей, которые ведут к цели.
Но есть методы, которые дают возможность преодолевать любые препятствия, встречающие на вашем пути.
Если встретитесь с чем-то малопонятном, то у вас есть вопросы:
- 1. КТО ЭТО ИЛИ ЧТО ЭТО?
- 2. ЧТО Я ХОЧУ?
- 3.ЧТО МНЕ МЕШАЕТ?
- 4. КАК ИЗБАВИТЬСЯ
- 5. КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?
Итог занятия.(1 мин)
Возможно вы зададите мне вопрос: « Зачем все это нужно?»
Напомню известную притчу.
Голодный и оборванный человек подошел к рыбаку и попросил его накормить.
Рыбак посмотрел на него и сказал: «Вот там лежит невод, это такие сплетенные нити, возьми его и отнеси к морю» человек вздохнул, огляделся, нашел невод, взвалил его на себя и недоумевая понес к морю. Рыбак пошел за ним неся два весла. Они сели в лодку и вышли в море; человек греб сначала неумело, а затем лучше и лучше и, наконец, он сам привел лодку к месту, где ему предложили остановиться. Затем они забросили невод и поймали рыбу. На берегу, куда они ее привезли, рыбак попросил человека набрать сухих веток, и они вместе разожгли костер. Когда рыба была готова, они насытились, отогрелись, отдохнули. Чувствуя себя сытым, человек спросил рыбака: « Почему ты не дал мне хлеба, который был в хижине, а заставил проделать все это?»
Рыбак немного помолчал и, щурясь от потрескивающего , теплого огня, ответил:
«В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь».
Вот и сегодняшним занятием я старалась научить вас преодолевать любые препятствия которые могут вам встретиться и первыми помощниками вам
будут наши вопросы
- КТО ЭТО ИЛИ ЧТО ЭТО?
- 2. ЧТО Я ХОЧУ?
- 3.ЧТО МНЕ МЕШАЕТ?
- 4. КАК ИЗБАВИТЬСЯ
- 5. КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?
Рефлексия. (30 сек)
Уходя с занятия, я попрошу вас выразить свое отношение к нему следующим образом если понравилось – поставьте красный цветок в вазу, а если нет – то синий.
Спасибо за внимание, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к мастер-классу" Управление мыслительной деятельностью обучающихся при решении математических задач
Данная презентация к мастер-классу по курсу математики 5 класса . . Ц Ц...
Мастер - класс по теме : "Управление мыслительной деятельностью при решении математических задач"
Учителю математики при подготовке к мастер- классу....
Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы
Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....
План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс" Муравин, Муравина. Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений».
Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений»....
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
Развитие мыслительных операций при решении математических задач
В статье рассматриваются разнообразные по математической фабуле и содержанию задачи. Охарактеризованы "аномальные задачи", использованные известным педагогом-исследователем В.А. Крутец...