"Знакомство с новой частью речи.Деепричастие" урок-конспект
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)
Цели урока:
Обучающие: изучение лексических, грамматических особенностей
деепричастий; распознавание деепричастий; определение их грамматические признаков
Развивающие: создание мотивационной основы для восприятия учебного материала;
развитие познавательных способностей: речи, логического мышления, внимания
Воспитательные: воспитание культуры общения; уважения к собеседнику; воспитание
интереса к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 32.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Деепричастие как часть речи
Класс: 7
Тип урока: 03Н (открытие нового знания) с применением ТДМ (технологии
деятельностнога метода)
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия
Цели урока:
Обучающие: познакомить учащихся с лексическими и грамматическими особенностями
деепричастий; научить находить деепричастия; определять их грамматические признаки
Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала;
развивать познавательные способности: речь, логическое мышление, внимание
Воспитательные: воспитание культуры общения; уважения к собеседнику; воспитание
интереса к родному языку.
Планируемые УУД:
Предметные: научиться различать деепричастия, глаголы, наречия.
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в
форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего учения, свою
способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавотельные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе определения деепричастий.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма
выполнения задания.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер, электронная презентация, карточки с
заданиями.
Учебники: Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений.
/М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.М.: Просвещение, 2013 г.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная
Ход урока
I.
Приветствие. Настрой учащихся на работу через положительные эмоции.
Слайд №1 Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник.
Есть другие - как страшный мучительный сон.
- А когда уроки проходят, как праздник?
- Что для этого нужно?
II. Актуализация знаний
Слайд №2
- Я предлагаю вам прочитать про себя предложения.
- Теперь ( ученик) читает вслух 1,2 предложения, объясняя орфограммы.
- Следующий ученик читает 3,4 предложения, объясняя орфограммы.
- Солнце поднималась из-за леса и оз.ряло верхушки деревьев.
- Солнце поднималась из-за леса, оз.ряя верхушки деревьев.
3.Высоко в небе л.тят , курлыч.т журавли.
4 Высоко в небе л.тят, курлыча журавли.
III. Постановка учебной задачи ( с побуждающим диалогом)
Задание к записанным предложениям
- Выпишите грамматические основы предложений. ( проверка)
- Найдите слова, обозначающие действие
- Определите действие по степени важности ( в каком предложении выделенные слова
обозначают равноправные действия, а в каком- неравноправные .добавочные)?
На слайде остаются только 1,2 предложения.
-Назовите части речи, которые связаны с действием.
- у какого слова вы не можете определить часть речи?
IV. Формирование темы урока учащимися
(Будем знакомиться с новой частью речи)
-Деепричастие как часть речи (Запишите, пожалуйста, тему урока в тетради)
- А что вы должны узнать на уроке?
а. Что обозначает эта часть речи?
б. На какие вопросы отвечает?
в. Чем является в предложении?
г. Для чего употребляется?
д. Мы должны уметь находить в предложении эту часть речи
Слайд №З
Деепричастие как часть речи
-Если сказуемое-основное действие, то деепричастие какое обозначает действие?
( дополнительное второстепенное)
-Как вы думаете, от какой части речи образуется деепричастие, если деепричастие-
дополнительное действие к основному?
- Дистанционный диктант ( работа в группах)
( 2 ученика диктуют, каждый своей группе, четырехстишие, которое они должны
запомнить, прочитав его на листах)
Взбесилась ведьма злая
И снегу, захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
VI.
Слайд №4 Самопроверка
-Найдите в тексте деепричастия.
-Как вы их будете находить? ( Сначала находим сказуемое-основное действие, а затем
определяем слово, в котором заключено дополнительное действие.)
К доске вызывается ученик.
-Поставьте вопросы к деепричастию.
-От каких слов будем ставить вопросы ?( от глаголов-сказуемых)
-Запишите словосочетание глаг. –сказ.+ деепричастие.
Х как? что сделав?
Пустила захватя
х как? что делая?
Пустила убегая
-От каких глаголов отбразованы деепричастия?
-Можем мы определить вид деепричастия, если оно образовано от глагола, а глаголы
бывают совершенного и несовершенного вида?
3ахватить( с.в. )- захватя (с.в)
Убегать(н.в. )-убегая(н.в.)
-Какой вывод мы можем сделать?
1Деепричастия относятся к глаголу-сказуемому ,обозначают дополнительное действие.
2.0твечают на вопросы :как? что сделав? что делая?
3.Бывают с.в. и н.в.
-Все перечисленные признаки ,кроме вопроса как? относятся к глагольным признакам
деепричастия
-А какая часть речи отвечает чаще всего на вопрос как? (наречие)
-Скажите, а наречия изменяются?
-Попробуйте изменить деепричастие.
Вывод: деепричастие- неизменяемая часть речи.
-В предложении слова ,отвечающие на вопрос как? являются обстоятельством
VII.
А теперь давайте отдохнем! Динамическая разминка
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, можем.
Напоследок потянулись,
Все друг другу улыбнулись,
От разминки раскраснелись
И за парты все уселись.
VIII. Чтение материала в учебнике
Работа в парах
Слайд №5
3аполнитетаблицу
Признаки глагола | Признаки наречия | ||
1. | Добавочное действие; | 1. | Неизменяемость; |
2. | Вид. | 2. | Вопрос как? |
3. | Синтаксическая роль- | ||
обстоятельство |
IX. Работа в парах.
Игра: «Найди пару»
Слайд№6(раздаточный материал)
…, по волосам не плачут …., не умоешься. Что имеем, не храним,… …, не суйся в воду. Пирога ждать … | Не замочив рук,… Снявши голову,… …, не евши спать. …, потерявши плачем. Не зная броду,… |
-Найдите деепричастия, по каким признакам вы их нашли?
-Определите вид у деепричастий.
х. Релаксационная пауза( с закрытыми глазами)
Аудиозапись «Шум моря»
Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. В лицо дует свежий морской
ветерок. Теплые лучи солнца скользят по телу. Плеск волны о берег успокаивает
вас. Вам хорошо и уютно. А теперь встаньте, сделайте глубокий вдох, потянитесь,
выдох.
XI. Работа в парах с текстом
-На планете много чудес, созданных природой, одно из них - водопад.
-Перед вами текст, куда нужно вставить деепричастия. (Слова для справок вам
тоже даны). Выберите подходящие .по вашему мнению, деепричастия.
Перед вами Ниагарский водопад. Мощные потоки,-, устремляются вниз с огромной
высоты. Они,-, бегут наперегонки. Вот они ,-, переливаются под лучами солнца, а
ВОТ,-, сливаются с темными скалами.
-Для того ,чтобы описать водопад, эту неукротимую природную стихию, вы
использовали 4 деепричастия. А вот английский поэт Роберт Саути, автор
стихотворения, «Лодорский водопад»,использовал большое количество
деепричастий.
Слайд №9(стихотворение)
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь,вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь. Смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!
-Так для чего же автор ст-я использует так много деепричастий Чтобы сделать текст
ярким, красочным)
Вывод: деепричастия дорисовывают действия предметов. Полно.точно ,эмоционально
выражают чувства и мысли.
Работа с текстами (самостоятельная)
Подведем итоги урока:
Загадку эту отгадать совсем несложно !
Меня с наречием порою спутать можно!
Но помните, чтобы вопрос вас не подвел,
Я по значению похоже на глагол!
(деепричастие)
-Чем деепричастия похожи на глагол,наречие?
XII. Рефлексия деятельности
-К каким урокам мы отнесем сегодняшний урок(урок-праздник или урок-мучительный
сон)?
-Чем вам понравился урок?Или не понравился
-Как вы оцениваете свою работу?
-Что вы усвоили?
-Над чем необходимо поработать?
Д/з.: Текст на карточках
1.НаЙдите деепричастия и подчеркните как обстоятельство.
2.Выпишите деепричастия.разделив их на группы: сов.в., несов.в.
З.НаЙдите ПОСЛОВИЦЫ,в которых есть деепричастие, написать их вид.
Солнце выглянуло в последний раз и, осветив мрачную сторону горизонта, скрылось.
Вся окрестность вдруг изменилась, принимая мрачный вид. Вот задрожала осиновая
роща. Листья стали мутного цвета. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей,
рассекая воздух. Вспыхивает молния, ослепляя зрение и освещая нас.
Заключительное слово учителя
Пролетел и наш урок,
Школьный прозвенел звонок,
Все трудились, не ленясь,
Не медля и не торопясь,
Говорили,улыбаясь,
Отвечали ,не теряясь.
В работе приняли активное участие.
Скажем: «Спасибо деепричастию».
Спасибо, ребята, и вам за урок, мне было приятно с вами работать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство родителей с УМК нового поколения "Литература" 5-9 классы под редакцией Б.Ланина.
Знакомлю родителей на очередной встрече с ними с учебниками нового поколения "Литература" 5-9 классы под редакцией Б.Ланина. Мы с ребятами участвовали в эксперименте по а...
Знакомство с новыми словами по теме “Furniture” (упражнения).
Обучение лексическим средствам устного общения.Знакомство с новыми словами по теме “Furniture” (упражнения)....
Урок знакомства с частью речи "Имя числительное"
Практический материла для подготовки к урокам по теме "Имя числительное"...
Этап урока: знакомство с новым звуком [d] во 2-м классе
Распространенный способ знакомства с новыми звуками в школе - использование иммитации с персонификацией и последующей стилизацией ( предложение образа и и последующее упрощение). Данный фрагмент урока...
Формулы сокращенного умножения (знакомство с новым материалом)
С помощью данной презентации учащимся можно предложить вывести две формулы сокращенного умножения: квадрат разности и квадрат суммы....
Простейшие задачи в координатах (знакомство с новым материалом)
Презентация может помочь учащимся самостоятельно вывести формулы для вычисления простейших задач в координатах...
Конспект урока по английскому языку: знакомство с новыми буквосочетаниями и теми звуками, которые они передают oo [ʊ], ck [k], ch [tʃ] и гласной Aa [ӕ].
Знакомство детей с новыми буквосочетаниями и теми звуками, которые они передают oo [ʊ], ck [k], ch [tʃ] и гласной Aa [ӕ]....