Элективные курсы по русскому языку и литературе 11 класс
элективный курс по русскому языку (11 класс)

Демикайте Ирина Антоновна

Элективные курсы по русскому языку и литературе 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ek-11kl.russk_.docx38.54 КБ
Файл ek-11_literatura.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе                                                        приказом от «___» __________ 2019г.

________________________ Т.В. Дидич                                                                                      №____                                                                                                               «___» __________ 2019г.

Рабочая программа элективного курса

 по русскому языку

«Говорим и пишем правильно»

 11  класс  

 2019 – 2020 учебный год

Учитель:  Демикайте Ирина Антоновна

Квалификационная категория: первая

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол № __ от «___» _______ 2019г.

г. Советский

2019 г.

Пояснительная записка

Программа составлена на основе Программы  элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-11 класс». – М.: Айрис-пресс, 2016 г. Авторы: Войтас С.А., Акопова Н.Г.

    Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 10 и 11 классов и рассчитан на 70 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углублённое изучение основных разделов русского языка и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

     Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.

     Задачи:

  • Овладение основными нормами русского литературного языка;
  • Создание прочной, надёжной базы орфографических навыков;
  • Совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, анализировать, оценивать;
  • Обучение анализу текста, его интерпретации;
  • Формирование языковой и лингвистической компетенции;
  • Формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
  • Развитие ассоциативного мышления учащихся.

                                                                                                          Общая характеристика курса

   На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

  1. Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).
  2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приёмы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации, решение тестов по типу ЕГЭ, написание текстов по заданной проблеме.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностными результатами 

 1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским  языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать  и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

     Метапредметными результатами  освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

•   разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии  с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;

•   умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

•   умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;

•   разными способами организации интеллектуальной  деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

        Предметными результатами  освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового  уровня по русскому (родному) языку являются:

1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

•   адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

•   осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

•   способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

•   владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:

•   создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

•   подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;

•   применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

•   соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;

•   осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;

4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;

5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.

Содержание курса.

  1. Фонетика. Орфоэпия. (6 часов)

Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки, их произношение. Согласные звуки, их произношение. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Варианты произношения.

  1. Лексика. (3 часа)

Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Прямое и переносное значение слова. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Трудности лексического анализа слов.

  1. Словообразование. (2 часа)

 Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке. Лексическое значение морфем.

  1. Морфология. (5 часов)

  Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Трудные случаи разграничения языковых явлений.

  1. Орфография. (19 часов)

 Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания.

  1. Синтаксис и пунктуация.

Словосочетание. Простое предложение. (10 часов)

    Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Простое осложнённое предложение. Обособленные члены. Уточняющие члены. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

  1. Прямая речь. Диалог. Цитата. (2 часа)

 Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.

  1. Сложное предложение. (9 часов)

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

  1. Текст и его особенности. (14 часов)

     Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текста. Текст и его анализ. Чтение и изложение. Создание текста и его редактирование.

                                                                                                  Место предмета в учебном плане

Количество часов по учебному плану на 2016-2017 учебный год 35 часов из расчета 1 час в неделю.

 

Планируемые результаты

          В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

• коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры уст ной и письменной речи);

• информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);

• организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).

           В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

• связь языка и истории, культуры русского народа;

• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

• основные единицы языка, их признаки;

• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;

уметь

• осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;

• проводить лингвистический анализ текстов различных стилей;  использовать основные виды чтения;

• извлекать необходимую информацию из различных источников;

говорение и письмо

• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;

• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать нормы речевого поведения;

• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного тек ста;

• использовать приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Тематическое планирование. 10-11 класс. 70 часов.

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел программы

Количество часов

Основные виды деятельности

10 класс

1 1

Фонетика

3

Восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности,

составление устного  и письменного высказывания, структурирование, постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия,

формулировка собственной позиции

2

Орфоэпия.

3

Восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности,

3

Лексика

3

Составление устного  и письменного высказывания, структурирование, постановка учебной задачи.

4

Словообразование.

2

Оценка правильности выполнения действия,

формулировка собственной позиции

5

Морфология

5

Восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности,

составление устного  и письменного высказывания, структурирование, постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия.

6

Орфография

19

Восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

ИТОГО

35ч

11 класс

7

Синтаксис и пунктуация:

Словосочетание

1

Оценка правильности выполнения действия,

формулировка собственной позиции.

8

Простое предложение.

9

Составление устного  и письменного высказывания, структурирование, постановка учебной задачи.

9

Прямая речь. Диалог. Цитата

2

Составление устного  и письменного высказывания, структурирование, постановка учебной задачи.

10

Сложное предложение – 9 часов.

9

Структурирование, постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия,

формулировка собственной позиции

11

Текст и его особенности.

14

ИТОГО

35ч

           

                                                                                                                                                                                                    Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

                         содержание

Кол-во часов

Характеристика основных видов  деятельности

Форма организации

Дата по

плану

Дата по факту

10 класс.

1.

Фонетика. Речь устная и письменная. Особенности словесного ударения в русском языке.

1

Повторение основных фонетических правил. Использование транскрипции слов.

Лекция. Работа с тестами

2.09.

2.09.

2,

3.

Трудности фонетического анализа слов.

2

Фонетический анализ слов

Лекция. Работа с тестами

9.09.

16.09.

9.09.

16.09.

4,

5,

6.

Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка.

3

Работа с орфоэпическим словарём. Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов.

Лекция. Работа с тестами

23.09.

30.09.

7.10

23.09.

30.09.

7.10.

7.

Лексика. Особенности лексического состава слов.

1

Работа с разными типами словарей.

Лекция. Работа с тестами

14.10

14.10.

8.

Основные выразительные средства лексики. Употребление тропов в художественном тексте.

1

Использование средств выразительности.

Лекция. Работа с тестами

21.10.

21.10.

9.

Трудности лексического анализа.

1

Работа с разными типами словарей. Использование средств выразительности.

Презентация. Работа с тестами

28.10.

28.10.

10,

11.

Словообразование. Морфемный анализ слов. Способы словообразования.

2

Сопоставительный анализ слов. Словообразовательный разбор. Работа со словарём.

Презентация. Работа с тестами

11.11.

18.11.

11.11.

18.11.

12,

13.

Морфология. Система самостоятельных частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи.

2

Различение самостоятельных и служебных частей речи. Употребление в устной и письменной речи.

Презентация. Работа с тестами

25.11.

02.12.

25.11.

02.12.

14,

15.

Служебные части речи. Употребление в речи служебных частей речи..

2

Употребление служебных частей речи  в устной и письменной речи.

Составление обобщающей таблицы

9.12.

16.12.

9.12.

16.12

16.

Трудные случаи разграничения языковых явлений.

1

Анализ текста.

Презентация. Работа с тестами

23.12.

23.12.

17.

Орфография. Система правил правописания.

1

Повторение основных орфографических правил.

Презентация. Работа с тестами

13.01.

13.01.

18,

19.

Правописание приставок.

2

Словарные диктанты, тесты, исправление искажённого текста.

Работа со схемами и таблицами.

20.01.

27.01.

20.01.

27.01.

20,

21,

22,

23.

Виды орфограмм в корне.

4

Словарные диктанты, тесты, исправление искажённого текста.

Составление карточек.

03.02.

10.02.

17.02.

24.02.

03.02.

10.02.

17.02.

24.02.

 24

25,

26-27

Правописание окончаний. Трудные случаи написания окончаний.

3

Словарные диктанты, тесты, исправление искажённого текста.

Работа со схемами и таблицами.

03.03.

10.03.

17.03.

24.03.

03.03.

10.03.

17.03.

24.03.

28,

29.

Трудные случаи правописания суффиксов.

2

Словарные диктанты, тесты, исправление искажённого текста

Работа со схемами и таблицами.

7.04.

14.04.

7.04.

14.04.

30,

31,

 32.

Правописание служебных частей речи. Различение не-ни.

3

Словарные диктанты, тесты, исправление искажённого текста.

Работа со схемами

21.04.

28.04.

05.05.

21.04.

28.04.

05.05.

33,

34.

Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании.

2

Словарные диктанты, тесты, исправление искажённого текста.

Работа со схемами и таблицами.

12.05.

19.05.

12.05.

19.05.

35.

Итоговое занятие

1

Тест (часть 1)

Тестирование

26.05.

26.05.

11 класс.

36.

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Особенности связи слов в словосочетаниях.

1

Разбор словосочетаний, выделение словосочетаний из текста.

Лекция. Работа с тестами

7.09

37.

Простое предложение. Односоставные и двусоставные предложения.

1

Синтаксический разбор. Моделирование предложений.

Лекция. Работа с тестами

14.09

38,

39.

Простое осложнённое предложение. Однородные, неоднородные определения.

2

Синтаксический разбор. Моделирование предложений.

Лекция. Работа с тестами

21.09-28.09

40.

Тире в простом предложении.

1

Работа с тестами.

Лекция. Работа с тестами

5.10

41,

42.

Вводные слова и предложения.

2

Синтаксический разбор. Моделирование предложений. Работа с тестами.

Лекция. Работа с тестами

12.10-19.10

43,

 44.

Обособленные члены предложения.

2

Синтаксический разбор. Моделирование предложений. Работа с тестами.

Презентация. Работа с тестами

26.10-

9.11

45.

Уточняющие члены предложения.

1

Синтаксический разбор. Моделирование предложений. Работа с тестами.

Презентация. Работа с тестами

16.11

46,

47.

Прямая речь. Диалог. Цитата

2

Составление предложений с прямой речью. Тренинг в оформлении цитат.

Презентация. Работа с тестами

23.11-30.11

48,

49.

Сложное предложение. Знаки препинания в БСП.

2

Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Пунктуационные диктанты, тесты.

Составление обобщающей таблицы

7.12-

14.12

50,

 51.

Знаки препинания в ССП.

2

Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Пунктуационные диктанты, тесты.

Презентация. Работа с тестами

21.12-11.01

52,

 53.

Знаки препинания в СПП.

2

Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Пунктуационные диктанты, тесты.

Презентация. Работа с тестами

18.01-25.01

54,

55,

56.

Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

3

Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Пунктуационные диктанты, тесты.

Работа со схемами и таблицами.

1.02-

8.02-

15.02

57,

58,

59.

Текстоведение. Способы связи предложений в тексте

3

Анализ текстов.

Самостоятельная работа с текстом

22.02-29.02-

7.03

60,

61,

62.

Стили речи и их особенности. Типы речи и отличительные особенности.

3

Анализ текстов.

Самостоятельная работа с текстом

13.03-24.03-

21.04

63,

64,

65.

Текст и его анализ. Выразительные средства языка.

3

Анализ текстов.

Самостоятельная работа с текстом

4.04-10.04-11.04

66,

67,

68.

Сочинение. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих материалов. Создание текста.

3

Работа над сочинением.

Самостоятельная работа с текстом

18.04-25.04-2.05

69, 70.

Редактирование текста.

2

Работа над сочинением.

Работа со схемами и таблицами.

16.05-23.05

Итого

70



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе                                                        приказом № _____

________________________ Т.В. Дидич                                                                                      «___» __________ 20____ г.                                                                                                                «___» __________ 20____ г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Совершенствование написания сочинения»

11  класс  

 2019 – 2020 учебный год

Учитель:  Демикайте И.А.

Квалификационная категория: первая

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол № __ от «___» _______ 20____г.

г. Советский

2019 г.

Пояснительная записка

Программа составлена  в соответствии с документами, определяющими содержание экзаменационной работы: обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету, кодификатор элементов содержания по литературе для составления контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, на основе программы: Литература. 10-11 классы: сборник программ элективных курсов/сост. Г.М. Вялкова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Цель данного курса: научить учащихся  создавать  устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного  текста; подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по литературе.

Задачи курса:    

- повторить основные литературоведческие термины, тексты художественных произведений;

- обучение созданию текста типа рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д.

- расширить навыки самостоятельной работы;

 - развивать навыки работы со справочной литературой;

 - формировать навыки исследовательской работы.

Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего  тем, что полученные  знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания.

Представленный курс  готовит учащихся к сочинению – рассуждению.

Значимость данной программы – в углублении  лингвистических  знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого  общения, формировании умений применять  полученные знания на практике, обеспечении сознательного  усвоения материала, развитии навыков активных  речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

Курс имеет практическую направленность, поскольку основное содержание составляет работа с контрольно- измерительными материалами. За основу курса взяты кодификатор и спецификация экзаменационной работы по  литературе.

Итогом обучения должно стать успешное прохождение выпускниками экзамена по литературе.

Структура занятий обусловлена спецификой экзаменационной работы по литературе. Основой литературы как учебной дисциплины является чтение и изучение художественных произведений (задания С1- С5 экзаменационной работы). Кроме того, важным компонентом содержания литературного образования является теоретико- и историко-литературные знания, знания о языке художественных произведений, что является частью экзаменационной работы (задания В1-В12).

                                                                                          Место предмета в учебном плане

Количество часов по учебному плану на 2019-2020 учебный год 35 часов  из расчета 1 час в неделю.

 Планируемые результаты изучения учебного предмета

Выпускник научится:

- воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;

- выделять смысловые части художественного текста;

- формулировать тему, идею, проблематику произведения;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении;

- сопоставлять литературные факты и явления;

- выделять авторскую позицию;

- применять  сведения по истории и теории литературы при оценке художественного произведения;

- объяснять связь произведения со временем написания и нашей современностью;

- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением;

- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, выстраивать свой текст по определенной модели.

 Личностные результаты:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание

  1.  Сочинение как текст. Основные признаки текста
  2. Критерии проверки и оценки выполнения заданий С     
  3. Роль и значение эпиграфа. 
  4. Структура сочинения.
  5. Структура сочинения.
  6.   Работа с текстом при подготовке к сочинению. Древнерусская литература.
  7.  Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература 18 века.
  8.   Работа с текстом при подготовке к сочинению.
  9. Литература 1-ой половины 19 века.
  10.   Работа с текстом при подготовке к сочинению.
  11. Литература 2-ой половины 19 века.
  12.   Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература 2-ой половины 20 века.
  13.   Работа с текстом при подготовке к сочинению.
  14. Литература 1-ой половины 20 века.
  15. Работа с текстом при подготовке к сочинению.
  16. Литература 2-ой половины 20 века.
  17.  Теоретико-литературные понятия.
  18. Роль теоретико-литературных понятий в подготовке к экзаменам.
  19. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам.  
  20. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам
  21. Язык художественного произведения.
  22. Изобразительно-выразительные средства.
  23. Авторский замысел и его воплощение.
  24. Речевая характеристика персонажа.
  25.  Особенности сочинения-рассуждения.
  26.   Особенности сочинения-рассуждения.
  27.   Сочинение-анализ эпизода.
  28.   Сочинение-анализ эпизода.
  29.  Сочинение-анализ стихотворения.
  30. Сочинение-анализ стихотворения.
  31.   Пробный экзамен.
  32.   Пробный экзамен.
  33. Пробный экзамен.
  34. Редактирование и рецензирование сочинений.
  35. Редактирование и рецензирование сочинений.

 ПРИЛОЖЕНИЕ

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Формы работы

Дата

По факту

1.

Сочинение как текст. Основные признаки текста.

1

Слушание лекции, ее запись: составление плана, опорной таблицы.

Лекция

7.09

2.

Критерии проверки и оценки сочинения.

1

Изучение требований к письменным работам. Работа с таблицей.

Практикум

14.09

3.

Роль и значение эпиграфа.

1

Работа с текстом. Анализ произведений.

Семинар

21.09

4, 5.

Структура сочинения.

2

Составление планов, написание вступлений, заключений.

Практикум

28.09-5.10

6.

Работа с текстом при подготовке к сочинению. Древнерусская литература.

1

Отбор, систематизация материала, планирование будущего текста. Анализ произведений.

  практикум

12.10

7.

Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература 18 века.

1

Отбор, систематизация материала, планирование будущего текста. Анализ произведений.

  практикум

19.10

8-

9-

10

Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература 1-ой половины 19 века.

3

Отбор, систематизация материала, планирование будущего текста. Анализ произведений.

  практикум

26.10-9.11-16.11

11-12-13

 

Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература 2-ой половины 19 века.

3

Отбор, систематизация материала, планирование будущего текста. Анализ произведений.

практикум

23.11-30.11-7.12

14.

Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература конца 19 – начала 20 века.

1

Отбор, систематизация материала, планирование будущего текста. Анализ произведений.

Семинар

14.12

15,

16.

Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература 1-ой половины 20 века.

2

Отбор, систематизация материала, планирование будущего текста. Анализ произведений.

  практикум

практикум

21.12-11.01

17,

18.

Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература 2-ой половины 20 века.

2

Отбор, систематизация материала, планирование будущего текста. Анализ произведений.

  практикум

практикум

18.01-25.01

19,

20.

Теоретико-литературные понятия.

Роль теоретико-литературных понятий в подготовке к экзаменам.

2

Составление таблиц терминов, анализ сочинений, составление плана сочинения, подбор фактического материала.

Лекция

1.02-8.02

21,

22.

Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам.

2

Запись лекции, подбор материала, анализ сочинений.

Семинар

15.02-22.02

23,

24.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства.

2

Практическая работа. Анализ текста. Работа с изобразительно- выразительными средствами.

Семинар

29.02-7.03

25.

Авторский замысел и его воплощение.

1

Анализ текста.

практикум

13.03

26.

Речевая характеристика персонажа.

1

Отбор, систематизация материала. Анализ текста.

практикум

14.03

27, 28.

Особенности сочинения-рассуждения.

2

Подбор тезиса, аргументов, фактического материала.

Лекция

21.03-4.04

29, 30.

Сочинение-анализ эпизода.

2

Анализ эпизодов по плану, создание сочинения - анализ эпизода.

практикум

10.04-11.04

31, 32.

Сочинение-анализ стихотворения.

2

Восприятие, истолкование, оценка поэтического текста, нахождение художественных средств, определение их роли. Анализ сочинений.

практикум

18.04-25.04

33, 34-35

Редактирование и рецензирование сочинений.

3

Анализ ошибок, правка готовых сочинений, написание рецензий.

практикум

2.05-16.05-23.05

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективные курсы по русскому языку и литературе 6,8,10,11 классы

Цель курсов:развитие речи учащихся,подготовка к итоговой аттестации...

Элективные курсы по русскому языку и литературе 6,8,10,11 классы

Цель курсов:развитие речи учащихся,подготовка к итоговой аттестации...

Программа элективного курса по русскому языку. 6-7 класс. "Тайны и сокровища русского языка"

Курс связан со многими разделами русского языка (лексикой, морфологией, морфемикой, фразеологией, орфографией), но предполагается новый для детей подход к изучаемым на уроках темам:  обращение к ...

Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку в новой форме"

Этот курс поможет подготовить обучающихся 9 класса качественно подготовить к сдаче ОГЭ по русскому языку...

ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс,8 класс,9 класс. Литература 7-9 классы. Элективный курс по русскому языку 7-8 классы

Рабочие программы создана для улучшения качества знаний учащихся 7-9 классов порусскому языку...