Элективные курсы по русскому языку и литературе 11 класс
элективный курс по русскому языку (11 класс)
Элективные курсы по русскому языку и литературе 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ek-11kl.russk_.docx | 38.54 КБ |
ek-11_literatura.docx | 30.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»
«СОГЛАСОВАНО» УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе приказом от «___» __________ 2019г.
________________________ Т.В. Дидич №____ «___» __________ 2019г.
Рабочая программа элективного курса
по русскому языку
«Говорим и пишем правильно»
11 класс
2019 – 2020 учебный год
Учитель: Демикайте Ирина Антоновна
Квалификационная категория: первая
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения
Протокол № __ от «___» _______ 2019г.
г. Советский
2019 г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-11 класс». – М.: Айрис-пресс, 2016 г. Авторы: Войтас С.А., Акопова Н.Г.
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 10 и 11 классов и рассчитан на 70 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углублённое изучение основных разделов русского языка и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.
Задачи:
- Овладение основными нормами русского литературного языка;
- Создание прочной, надёжной базы орфографических навыков;
- Совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, анализировать, оценивать;
- Обучение анализу текста, его интерпретации;
- Формирование языковой и лингвистической компетенции;
- Формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
- Развитие ассоциативного мышления учащихся.
Общая характеристика курса
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
- Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).
- Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приёмы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации, решение тестов по типу ЕГЭ, написание текстов по заданной проблеме.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами
1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
• разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;
• умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
• способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:
• создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
• применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
• соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
• осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;
4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;
5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.
Содержание курса.
- Фонетика. Орфоэпия. (6 часов)
Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки, их произношение. Согласные звуки, их произношение. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Варианты произношения.
- Лексика. (3 часа)
Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Прямое и переносное значение слова. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Трудности лексического анализа слов.
- Словообразование. (2 часа)
Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке. Лексическое значение морфем.
- Морфология. (5 часов)
Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Трудные случаи разграничения языковых явлений.
- Орфография. (19 часов)
Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания.
- Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание. Простое предложение. (10 часов)
Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Простое осложнённое предложение. Обособленные члены. Уточняющие члены. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
- Прямая речь. Диалог. Цитата. (2 часа)
Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.
- Сложное предложение. (9 часов)
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.
- Текст и его особенности. (14 часов)
Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текста. Текст и его анализ. Чтение и изложение. Создание текста и его редактирование.
Место предмета в учебном плане
Количество часов по учебному плану на 2016-2017 учебный год 35 часов из расчета 1 час в неделю.
Планируемые результаты
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
• коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры уст ной и письменной речи);
• информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
• организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
• связь языка и истории, культуры русского народа;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы языка, их признаки;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;
уметь
• осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных стилей; использовать основные виды чтения;
• извлекать необходимую информацию из различных источников;
говорение и письмо
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного тек ста;
• использовать приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
Тематическое планирование. 10-11 класс. 70 часов.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел программы | Количество часов | Основные виды деятельности |
10 класс | |||
1 1 | Фонетика | 3 | Восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности, составление устного и письменного высказывания, структурирование, постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия, формулировка собственной позиции |
2 | Орфоэпия. | 3 | Восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности, |
3 | Лексика | 3 | Составление устного и письменного высказывания, структурирование, постановка учебной задачи. |
4 | Словообразование. | 2 | Оценка правильности выполнения действия, формулировка собственной позиции |
5 | Морфология | 5 | Восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности, составление устного и письменного высказывания, структурирование, постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия. |
6 | Орфография | 19 | Восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности. |
ИТОГО | 35ч | ||
11 класс | |||
7 | Синтаксис и пунктуация: Словосочетание | 1 | Оценка правильности выполнения действия, формулировка собственной позиции. |
8 | Простое предложение. | 9 | Составление устного и письменного высказывания, структурирование, постановка учебной задачи. |
9 | Прямая речь. Диалог. Цитата | 2 | Составление устного и письменного высказывания, структурирование, постановка учебной задачи. |
10 | Сложное предложение – 9 часов. | 9 | Структурирование, постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия, формулировка собственной позиции |
11 | Текст и его особенности. | 14 | |
ИТОГО | 35ч |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятиясодержание | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности | Форма организации | Дата по плану | Дата по факту |
10 класс. | ||||||
1. | Фонетика. Речь устная и письменная. Особенности словесного ударения в русском языке. | 1 | Повторение основных фонетических правил. Использование транскрипции слов. | Лекция. Работа с тестами | 2.09. | 2.09. |
2, 3. | Трудности фонетического анализа слов. | 2 | Фонетический анализ слов | Лекция. Работа с тестами | 9.09. 16.09. | 9.09. 16.09. |
4, 5, 6. | Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка. | 3 | Работа с орфоэпическим словарём. Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов. | Лекция. Работа с тестами | 23.09. 30.09. 7.10 | 23.09. 30.09. 7.10. |
7. | Лексика. Особенности лексического состава слов. | 1 | Работа с разными типами словарей. | Лекция. Работа с тестами | 14.10 | 14.10. |
8. | Основные выразительные средства лексики. Употребление тропов в художественном тексте. | 1 | Использование средств выразительности. | Лекция. Работа с тестами | 21.10. | 21.10. |
9. | Трудности лексического анализа. | 1 | Работа с разными типами словарей. Использование средств выразительности. | Презентация. Работа с тестами | 28.10. | 28.10. |
10, 11. | Словообразование. Морфемный анализ слов. Способы словообразования. | 2 | Сопоставительный анализ слов. Словообразовательный разбор. Работа со словарём. | Презентация. Работа с тестами | 11.11. 18.11. | 11.11. 18.11. |
12, 13. | Морфология. Система самостоятельных частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи. | 2 | Различение самостоятельных и служебных частей речи. Употребление в устной и письменной речи. | Презентация. Работа с тестами | 25.11. 02.12. | 25.11. 02.12. |
14, 15. | Служебные части речи. Употребление в речи служебных частей речи.. | 2 | Употребление служебных частей речи в устной и письменной речи. | Составление обобщающей таблицы | 9.12. 16.12. | 9.12. 16.12 |
16. | Трудные случаи разграничения языковых явлений. | 1 | Анализ текста. | Презентация. Работа с тестами | 23.12. | 23.12. |
17. | Орфография. Система правил правописания. | 1 | Повторение основных орфографических правил. | Презентация. Работа с тестами | 13.01. | 13.01. |
18, 19. | Правописание приставок. | 2 | Словарные диктанты, тесты, исправление искажённого текста. | Работа со схемами и таблицами. | 20.01. 27.01. | 20.01. 27.01. |
20, 21, 22, 23. | Виды орфограмм в корне. | 4 | Словарные диктанты, тесты, исправление искажённого текста. | Составление карточек. | 03.02. 10.02. 17.02. 24.02. | 03.02. 10.02. 17.02. 24.02. |
24 25, 26-27 | Правописание окончаний. Трудные случаи написания окончаний. | 3 | Словарные диктанты, тесты, исправление искажённого текста. | Работа со схемами и таблицами. | 03.03. 10.03. 17.03. 24.03. | 03.03. 10.03. 17.03. 24.03. |
28, 29. | Трудные случаи правописания суффиксов. | 2 | Словарные диктанты, тесты, исправление искажённого текста | Работа со схемами и таблицами. | 7.04. 14.04. | 7.04. 14.04. |
30, 31, 32. | Правописание служебных частей речи. Различение не-ни. | 3 | Словарные диктанты, тесты, исправление искажённого текста. | Работа со схемами | 21.04. 28.04. 05.05. | 21.04. 28.04. 05.05. |
33, 34. | Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании. | 2 | Словарные диктанты, тесты, исправление искажённого текста. | Работа со схемами и таблицами. | 12.05. 19.05. | 12.05. 19.05. |
35. | Итоговое занятие | 1 | Тест (часть 1) | Тестирование | 26.05. | 26.05. |
11 класс. | ||||||
36. | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Особенности связи слов в словосочетаниях. | 1 | Разбор словосочетаний, выделение словосочетаний из текста. | Лекция. Работа с тестами | 7.09 | |
37. | Простое предложение. Односоставные и двусоставные предложения. | 1 | Синтаксический разбор. Моделирование предложений. | Лекция. Работа с тестами | 14.09 | |
38, 39. | Простое осложнённое предложение. Однородные, неоднородные определения. | 2 | Синтаксический разбор. Моделирование предложений. | Лекция. Работа с тестами | 21.09-28.09 | |
40. | Тире в простом предложении. | 1 | Работа с тестами. | Лекция. Работа с тестами | 5.10 | |
41, 42. | Вводные слова и предложения. | 2 | Синтаксический разбор. Моделирование предложений. Работа с тестами. | Лекция. Работа с тестами | 12.10-19.10 | |
43, 44. | Обособленные члены предложения. | 2 | Синтаксический разбор. Моделирование предложений. Работа с тестами. | Презентация. Работа с тестами | 26.10- 9.11 | |
45. | Уточняющие члены предложения. | 1 | Синтаксический разбор. Моделирование предложений. Работа с тестами. | Презентация. Работа с тестами | 16.11 | |
46, 47. | Прямая речь. Диалог. Цитата | 2 | Составление предложений с прямой речью. Тренинг в оформлении цитат. | Презентация. Работа с тестами | 23.11-30.11 | |
48, 49. | Сложное предложение. Знаки препинания в БСП. | 2 | Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Пунктуационные диктанты, тесты. | Составление обобщающей таблицы | 7.12- 14.12 | |
50, 51. | Знаки препинания в ССП. | 2 | Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Пунктуационные диктанты, тесты. | Презентация. Работа с тестами | 21.12-11.01 | |
52, 53. | Знаки препинания в СПП. | 2 | Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Пунктуационные диктанты, тесты. | Презентация. Работа с тестами | 18.01-25.01 | |
54, 55, 56. | Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. | 3 | Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Пунктуационные диктанты, тесты. | Работа со схемами и таблицами. | 1.02- 8.02- 15.02 | |
57, 58, 59. | Текстоведение. Способы связи предложений в тексте | 3 | Анализ текстов. | Самостоятельная работа с текстом | 22.02-29.02- 7.03 | |
60, 61, 62. | Стили речи и их особенности. Типы речи и отличительные особенности. | 3 | Анализ текстов. | Самостоятельная работа с текстом | 13.03-24.03- 21.04 | |
63, 64, 65. | Текст и его анализ. Выразительные средства языка. | 3 | Анализ текстов. | Самостоятельная работа с текстом | 4.04-10.04-11.04 | |
66, 67, 68. | Сочинение. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих материалов. Создание текста. | 3 | Работа над сочинением. | Самостоятельная работа с текстом | 18.04-25.04-2.05 | |
69, 70. | Редактирование текста. | 2 | Работа над сочинением. | Работа со схемами и таблицами. | 16.05-23.05 | |
Итого | 70 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»
«СОГЛАСОВАНО» УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе приказом № _____
________________________ Т.В. Дидич «___» __________ 20____ г. «___» __________ 20____ г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Совершенствование написания сочинения»
11 класс
2019 – 2020 учебный год
Учитель: Демикайте И.А.
Квалификационная категория: первая
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения
Протокол № __ от «___» _______ 20____г.
г. Советский
2019 г.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с документами, определяющими содержание экзаменационной работы: обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету, кодификатор элементов содержания по литературе для составления контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, на основе программы: Литература. 10-11 классы: сборник программ элективных курсов/сост. Г.М. Вялкова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Цель данного курса: научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста; подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по литературе.
Задачи курса:
- повторить основные литературоведческие термины, тексты художественных произведений;
- обучение созданию текста типа рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д.
- расширить навыки самостоятельной работы;
- развивать навыки работы со справочной литературой;
- формировать навыки исследовательской работы.
Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания.
Представленный курс готовит учащихся к сочинению – рассуждению.
Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.
Курс имеет практическую направленность, поскольку основное содержание составляет работа с контрольно- измерительными материалами. За основу курса взяты кодификатор и спецификация экзаменационной работы по литературе.
Итогом обучения должно стать успешное прохождение выпускниками экзамена по литературе.
Структура занятий обусловлена спецификой экзаменационной работы по литературе. Основой литературы как учебной дисциплины является чтение и изучение художественных произведений (задания С1- С5 экзаменационной работы). Кроме того, важным компонентом содержания литературного образования является теоретико- и историко-литературные знания, знания о языке художественных произведений, что является частью экзаменационной работы (задания В1-В12).
Место предмета в учебном плане
Количество часов по учебному плану на 2019-2020 учебный год 35 часов из расчета 1 час в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
- воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;
- выделять смысловые части художественного текста;
- формулировать тему, идею, проблематику произведения;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении;
- сопоставлять литературные факты и явления;
- выделять авторскую позицию;
- применять сведения по истории и теории литературы при оценке художественного произведения;
- объяснять связь произведения со временем написания и нашей современностью;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением;
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, выстраивать свой текст по определенной модели.
Личностные результаты:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание
- Сочинение как текст. Основные признаки текста
- Критерии проверки и оценки выполнения заданий С
- Роль и значение эпиграфа.
- Структура сочинения.
- Структура сочинения.
- Работа с текстом при подготовке к сочинению. Древнерусская литература.
- Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература 18 века.
- Работа с текстом при подготовке к сочинению.
- Литература 1-ой половины 19 века.
- Работа с текстом при подготовке к сочинению.
- Литература 2-ой половины 19 века.
- Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература 2-ой половины 20 века.
- Работа с текстом при подготовке к сочинению.
- Литература 1-ой половины 20 века.
- Работа с текстом при подготовке к сочинению.
- Литература 2-ой половины 20 века.
- Теоретико-литературные понятия.
- Роль теоретико-литературных понятий в подготовке к экзаменам.
- Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам.
- Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам
- Язык художественного произведения.
- Изобразительно-выразительные средства.
- Авторский замысел и его воплощение.
- Речевая характеристика персонажа.
- Особенности сочинения-рассуждения.
- Особенности сочинения-рассуждения.
- Сочинение-анализ эпизода.
- Сочинение-анализ эпизода.
- Сочинение-анализ стихотворения.
- Сочинение-анализ стихотворения.
- Пробный экзамен.
- Пробный экзамен.
- Пробный экзамен.
- Редактирование и рецензирование сочинений.
- Редактирование и рецензирование сочинений.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Формы работы | Дата | По факту |
1. | Сочинение как текст. Основные признаки текста. | 1 | Слушание лекции, ее запись: составление плана, опорной таблицы. | Лекция | 7.09 | |
2. | Критерии проверки и оценки сочинения. | 1 | Изучение требований к письменным работам. Работа с таблицей. | Практикум | 14.09 | |
3. | Роль и значение эпиграфа. | 1 | Работа с текстом. Анализ произведений. | Семинар | 21.09 | |
4, 5. | Структура сочинения. | 2 | Составление планов, написание вступлений, заключений. | Практикум | 28.09-5.10 | |
6. | Работа с текстом при подготовке к сочинению. Древнерусская литература. | 1 | Отбор, систематизация материала, планирование будущего текста. Анализ произведений. | практикум | 12.10 | |
7. | Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература 18 века. | 1 | Отбор, систематизация материала, планирование будущего текста. Анализ произведений. | практикум | 19.10 | |
8- 9- 10 | Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература 1-ой половины 19 века. | 3 | Отбор, систематизация материала, планирование будущего текста. Анализ произведений. | практикум | 26.10-9.11-16.11 | |
11-12-13
| Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература 2-ой половины 19 века. | 3 | Отбор, систематизация материала, планирование будущего текста. Анализ произведений. | практикум | 23.11-30.11-7.12 | |
14. | Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература конца 19 – начала 20 века. | 1 | Отбор, систематизация материала, планирование будущего текста. Анализ произведений. | Семинар | 14.12 | |
15, 16. | Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература 1-ой половины 20 века. | 2 | Отбор, систематизация материала, планирование будущего текста. Анализ произведений. | практикум практикум | 21.12-11.01 | |
17, 18. | Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература 2-ой половины 20 века. | 2 | Отбор, систематизация материала, планирование будущего текста. Анализ произведений. | практикум практикум | 18.01-25.01 | |
19, 20. | Теоретико-литературные понятия. Роль теоретико-литературных понятий в подготовке к экзаменам. | 2 | Составление таблиц терминов, анализ сочинений, составление плана сочинения, подбор фактического материала. | Лекция | 1.02-8.02 | |
21, 22. | Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. | 2 | Запись лекции, подбор материала, анализ сочинений. | Семинар | 15.02-22.02 | |
23, 24. | Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства. | 2 | Практическая работа. Анализ текста. Работа с изобразительно- выразительными средствами. | Семинар | 29.02-7.03 | |
25. | Авторский замысел и его воплощение. | 1 | Анализ текста. | практикум | 13.03 | |
26. | Речевая характеристика персонажа. | 1 | Отбор, систематизация материала. Анализ текста. | практикум | 14.03 | |
27, 28. | Особенности сочинения-рассуждения. | 2 | Подбор тезиса, аргументов, фактического материала. | Лекция | 21.03-4.04 | |
29, 30. | Сочинение-анализ эпизода. | 2 | Анализ эпизодов по плану, создание сочинения - анализ эпизода. | практикум | 10.04-11.04 | |
31, 32. | Сочинение-анализ стихотворения. | 2 | Восприятие, истолкование, оценка поэтического текста, нахождение художественных средств, определение их роли. Анализ сочинений. | практикум | 18.04-25.04 | |
33, 34-35 | Редактирование и рецензирование сочинений. | 3 | Анализ ошибок, правка готовых сочинений, написание рецензий. | практикум | 2.05-16.05-23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективные курсы по русскому языку и литературе 6,8,10,11 классы
Цель курсов:развитие речи учащихся,подготовка к итоговой аттестации...
Элективные курсы по русскому языку и литературе 6,8,10,11 классы
Цель курсов:развитие речи учащихся,подготовка к итоговой аттестации...
Программа элективного курса по русскому языку. 6-7 класс. "Тайны и сокровища русского языка"
Курс связан со многими разделами русского языка (лексикой, морфологией, морфемикой, фразеологией, орфографией), но предполагается новый для детей подход к изучаемым на уроках темам: обращение к ...
Факультативный курс по русскому языку для 10 класса "Искусство устной и письменной речи" по пособию С.И. Львовой «Программы факультативных и элективных курсов по русскому языку. 5-11 классы»
Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями....
Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку в новой форме"
Этот курс поможет подготовить обучающихся 9 класса качественно подготовить к сдаче ОГЭ по русскому языку...
ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс,8 класс,9 класс. Литература 7-9 классы. Элективный курс по русскому языку 7-8 классы
Рабочие программы создана для улучшения качества знаний учащихся 7-9 классов порусскому языку...