Повторение по теме "Имя прилагательное" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Пысина Татьяна Александровна

Урок  русского языка в 6 классе общеметодологической направленности разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Учебный предмет: русский язык 

Класс: 6

 Автор УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская

 Тема урока: Повторение по теме «Имя прилагательное»

 Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цели урока.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации знаний об имени прилагательном, формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

 Содержательная цель: повторить и систематизировать знания по теме «Имя прилагательное», закрепить изученные способы действий, сформировать новые способы действия, включить их в общую систему знаний.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

Познавательные УУД: в игровой форме повторить общие сведения об имени прилагательном; разряды имён прилагательных по значению, роль прилагательных в речи;  формировать умения распознавать имена прилагательные  в  тексте и в речи, правильно их употреблять;

Коммуникативные УУД: развивать языковое чутье, образное мышление, устную и письменную речь учащихся; умение анализировать текст; владеть монологической и диалогической речью, высказывать собственные суждения, развивать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  

Регулятивные УУД: активная и заинтересованная деятельность учащихся в ходе индивидуальной, парной, групповой работы, умение планировать собственную деятельность

Личностные УУД: формирование коммуникативной культуры учащихся, проявление положительного отношения к познавательной деятельности,  интереса к учебному материалу, воспитывать бережное, внимательное отношение к слову, ответственность к учебному труду.

До урока класс поделен на 3 группы- команды (по жребию), группы рассаживаются по местам.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности, постановки целей и задач урока.

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормы учебной деятельности.

- Прочитайте слова на доске:

… - это самая изобретательная часть речи.

… может описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении.

- Постарайтесь догадаться, какое слово пропущено?

- Эти слова об имени прилагательном принадлежат известному русскому лингвисту 20 века Владимиру Викторовичу Виноградову.

- О чем же пойдет сегодня речь на уроке?

- Попробуйте самостоятельно сформулировать задачи урока с помощью слайда. Вставьте пропущенные слова, прочитайте получившиеся задачи.

  1. … изученное об …;
  2. совершенствовать … употреблять прилагательные в …;
  3. … орфографические навыки;
  4. развивать умение … в команде; владеть…, … инициативу.

- А урок наш сегодня мы проведем необычно. Мы посоревнуемся с вами сегодня и узнаем, кто из вас настоящий знаток имени прилагательного. Итак, вы все участники конкурса «Знатоки имени прилагательного».

У нас три команды: круглые – мудрые, квадратные – аккуратные, треугольные – спокойные. Что общего в названии команд?

Все эти качества вам пригодятся сегодня, чтобы победить!

Предлагаю провести наш урок под девизом: «Вместе не трудно,  вместе не тесно,  вместе легко  и всегда интересно!»

Напоминаю вам правила работы в группе! (они на слайде)

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай!

Здесь не нужен шум и гам,

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг!

За правильно выполненные задания вы будете получать пазлы, из которых к концу урока у вас должны будут сложиться картинки. Чья команда быстрее соберет все пазлы, получит звание «Знатока имени прилагательного». Всем желаю успехов! Проявите себя!

Учащиеся предполагают, что это слово – имя прилагательное.

 Тема урока: Повторение изученного об имени прилагательном.

Учащиеся, вставляя пропущенные слова, формулируют задачи урока:

  1. повторить изученное об имени прилагательном;
  2. совершенствовать умение употреблять  прилагательные в речи;
  3. совершенствовать орфографические навыки;
  4. развивать умение работать в команде; владеть собой, проявлять инициативу.

Ученики замечают, что все названия – имена прилагательные.

Выразительно зачитывают правила работы со слайда.

К, Л

П, Р, К, Л

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии (5 мин)

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

(Команды получают конверты с первым заданием «Портрет имени прилагательного»)

Первый конкурс «Портрет имени прилагательного» (подготовка к ВПР)

Внимание! У вас на столах конверты, в которых собраны разные грамматические признаки.

Ваша задача: выбрать только те признаки, которыми обладает имя прилагательное, наклеить их по порядку в соответствии с порядком морфологического разбора.

Время выполнения задания – 3 минуты.

Работайте сообща, помогайте друг другу!

Заполняют   кластер, структурируют,  анализируют языковой материал, выражают свои мысли, проговаривая  во внешней речи, выявляют затруднения и причины их возникновения.  

По истечении времени (3 минуты) команды прикрепляют портреты прилагательного на доску. Сверяют их с эталоном (слайд на доске). Получают паззлы. (Верное решение – 1 пазл, верно и быстро – дополнительный пазл)

П, К, Р, Л

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: закрепление способов действий, - вызвавших затруднения

Второй конкурс «Исследователи текста» (смысловое чтение)

Он состоит из 2 этапов: анализ текста – 1й этап.              

Получите конверты с заданием. На выполнение задания отводится 6 минут.
Текст для конкурса.

1) Красив, чудесен русский лес зимою. 2) Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. 3)Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. 4)Тяжелыми шапками пушистого снега покрыты темные ветви высоких и низких елей. 5) Вершины стройных елей унизаны ожерельем лиловых шишек. 6) С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на  шишках стайки шустрых клестов. 7) На ослепительном снегу слегка голубеют заячьи следы.

К тексту прилагается инструкция:

При анализе текста

1) определяют тему, подбирают заголовок;

2) указывают основную мысль текста;

3) обращают внимание на тип речи;

4) исследуют морфологический строй речи (слова какой части речи преобладают, сколько их?);

5) анализируют средства выразительности.

Продолжаем конкурс исследователей. Проводим 2 этап.                 Чтобы успешнее справиться с заданием, предлагаю вам в помощь слайд – подсказку.

- О чем рассказывает таблица? Как можно озаглавить ее столбцы?

светлый  – 
светлее, более светлый
светлейший, самый светлый
 светел
очень светлый
светлый-пресветлый
несветлый
светлый – темный
светлый – нетусклый, ясный
светловатый,светловатенький
светлый – светло

глиняный
серебряный
клюквенный
сельский
местный
мартовский
прошлогодний
вчерашний
счастливый

отцов
дедов
бабушкин
мамин
заячий
воронье
лисья
Володин
Наташин

Задание!

Выписать из текста, с которым работали, все прилагательные, распределив их по разрядам.

 Приведите примеры прилагательных из текста, которые могут из одного разряда переходить в другой. Докажите примерами.

На выполнение задания – 3 минуты.

Представители команд получают конверты, в которых для каждого ученика распечатан текст.

 Командир распределяет задания для участников команды.

Затем задания обсуждаются,  и обобщенный ответ в письменной форме  представляется жюри. Одна из команд должна дать устный ответ. Ответы других команд проверяет жюри.

Модель ответа: 1)  Тема – описание зимнего леса. Возможное заглавие – Чудесен лес зимою. – Сказочный зимний лес. 

2) Автор мастерски передает красоту зимнего леса. Основная мысль текста – восторг, восхищение зимним лесом.

3) От взора автора ничего не ускользает: снег, деревья, шишки, клесты, следы зайцев. Тип речи – описание.

4) В тексте много прилагательных (20 из 63 слов текста).

5) Среди средств художественной выразительности преобладают эпитеты: чудесен лес, глубокие, чистые снега, кружевные арки, с веселым свистом, ослепительный снег, голубеют следы. (В ответе должно быть указано не менее 5 эпитетов). Употреблено сравнение:  согнулись арками стволы берез; встречаются метафоры: тяжесть инея, шапки снега, ожерелье шишек.

 (За каждый верный ответ команда получает паззл. Максимум – 5 пазлов).

Право ответа на вопрос есть у отстающей команды.

Этот слайд говорит о разрядах прилагательных. Существует три разряда: качественные, относительные и притяжательные. Именно так и можно озаглавить столбы таблицы. (За верный ответ – пазл)

Команды работают сообща, заполняют таблицы.

Образец ответа.

Качественные: красив, чудесен, глубокие, чистые, белый, молодой, тяжелый, пушистый, темный, ослепительный, высокий, низкий, лиловый. стройный, веселый, шустрый.

Относительные: русский, лесные, кружевные

Притяжательные: заячьи.

За верное распределение – 1 пазл.

Примеры перехода: Заячьи  (зайца) следы – заячий  (трусливый)  характер, белыми арками  – белая глина, белый уголь  (терминологические сочетания),  русский лес (в России) – русский (стойкий, терпеливый) характер.

За примеры перехода – дополнительный пазл.

П, К, Р, Л

П,Р

К, Р, Л

Физминутка «Орфоэпический бокс» (подготовка к ВПР)

Вы устали. Давайте немного разомнемся! Я предлагаю всем встать. Проведем орфоэпический бокс. Встаньте в стойку боксера. На ударный слог в слове наносим удар боксера.  Поехали!

слИвовый, грУшевый, кУхонный! И еще раз! Молодцы!

Выполняют указанные действия, запоминают произношение слов.

4. Этап включения изученного в систему знаний

Цель этапа: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Конкурс редакторов. (в формате ВПР) 

Задание: отредактировать фрагмент ученического  сочинения. 

 На выполнение задания  1 минута.

1)  В нашем дворе росли три березы. 2) Они были выше лип и тополей. 3) Березы казались мне самыми высокими деревьями в мире. 4) Более красивее деревьев я не встречал. 5) Несомненно, березы эти самые старейшие в городе, они свидетели многих героических событий.

Конкурс «Кто быстрее, кто больше, кто правильнее?»

За 1 минуту дать как можно больше правильных ответов.

Вопросы для конкурса:

1. На какие вопросы отвечают притяжательные прилагательные? (чей?)

2. Верно ли, что приставки ультра-, архи- усиливают признак, названный прилагательным? (да)

3. Какое из слов не употребляется сегодня как имя прилагательное: детская, запятая, рабочий? (запятая)

4. Назовите степень сравнения прилагательного теплее? (простая сравнительная)

5. Назовите краткую форму прилагательного хороший (хорош).

6. Назовите падеж прилагательного в словосочетании в дремучем лесу? (предложный)

7. Определите разряд прилагательного дубовый (относительное)

8. Какой признак из перечисленных есть у прилагательного: вид, род, лицо? (род)

9. Найдите прилагательное в ряду слов: синька, синеть, синюшный, синева. (синюшный)

10. От какого прилагательного нельзя образовать краткую форму буйный, светлый, маленький, дружеский? (дружеский).

11. Что обозначает прилагательное? (признак предмета)

12. Может ли у относительных прилагательных признак проявляться в большей или меньшей степени? (нет)

13. Определите разряд прилагательного в словосочетании лебединая песня. (качественное) (последняя, прощальная песня)

14. В каком словосочетании допущена грамматическая ошибка: самый белый, более белейший, более слабый? (более белейший)

15. Сколько существует степеней сравнения прилагательных? (3)

16. С помощью каких слов образуется составная превосходная степень? (наиболее, наименее, самый)

17. Определите разряд прилагательного точный. (качественное)

18. Верно ли, что прилагательное не имеет форм изменения? (нет)

19. Нужен ли мягкий знак на конце слова жгуч? (нет)

20. Какое прилагательное не имеет краткой формы: искренний, бессмысленный, карий. (карий)

21. Загадка. В баню идет черным, а из бани – красным. (Рак)

22. Образуйте простую сравнительную степень от прилагательного тонкий  (тоньше)

23. Как изменяются прилагательные (по родам, числам, падежам)

24. Какие прилагательные не склоняются? (краткие)

25. Назовите синоним к слову ненастный (пасмурный)

26. Определите разряд прилагательного серебряный (относительное)

27. Имя прилагательное – служебная часть речи? (нет)

28. Перечислите разряды прилагательных. (кач, отн, прит)

29. С помощью каких суффиксов образуется превосходная простая степень прилагательного? (айш, ейш)

30. Подбери прилагательное к слову кофе. (горячий)

31. Определите разряд прилагательного в словосочетании соболья шуба. (относит)

32. Каким членом предложения является прилагательное в предложении Утро морозное. (Сказуемое)

33. Определите падеж прилагательного свежим воздухом (творительный)

34. С помощью каких слов образуется составная сравнительная степень? (более, менее)

35. Назовите сравнительную степень прилагательного плохой (хуже)

36. Как правильно грУшевый или грушОвый? (грУшевый)

37. Отвечает ли прилагательное на вопрос который? (нет)

38. Определите разряд прилагательного теплый. (качественное)

39. Назовите прилагательное из предложения: Тяжел воз, а везти надо. (тяжел)

40. Каким членом предложения являются краткие прилагательные? (сказуемым)

41. Что за морфема ий в словах медвежий, птичий, волчий? (суффикс)

42. Чем интересны суффиксы ее, е, ше, айш и ейш? (не входят в основу)

Выполняют задание по редактированию текста.

Отстающая команда  дает первой устный ответ,  (у других команд задание  проверяет жюри).

Учитель просит представителей команд получить конверты.

Вариант ответа:

Более красивее – красивее, самые старейшие – старейшие.

За верное решение – 1 пазл.

Учащиеся в течение 1 минуты отвечают командно на вопросы. Подсчитывается количество правильных ответов. У кого больше даются последние пазлы. Подводятся итоги конкурса.

П, Р

П. К, Р, Л.

5. Этап рефлексии учебной деятельности

Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей самостоятельной) деятельности.

Подведем итоги конкурса. Соберите пазлы. Приклейте их. Какую оценку своей работы получили сегодня?

Выставление оценок.

Продолжите предложения, данные на доске:

Сегодня на уроке я

• научился  …

• мне показалось важным …

• понял, что …

• почувствовал, что …

Своей  работой на уроке я

• доволен, так как …

• не совсем доволен, так как …

• не доволен, потому что …

Дифференцированное домашнее зад.: составить терминологический диктант на тему «Имя прилагательное» (не менее 25 слов) или составить тест по теме «Имя прилагательное» (не менее 5 вопросов)

 

Ребята собирают свои пазлы (картинки со смайлами и надписями «Молодцы!» «Здорово!» «Отлично!»)

Личностный результат УУД:

- способность к самооценке.

Оценка деятельности;  саморегуляция (Р).

Умение выражать свои мысли (К).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе по теме: "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"

Урок повторения и обобщения имеющихся знаний по теме: "Имя прилагательное "  в 6 классе с презентацией к уроку. Задания подобраны с учетом поэтапного повторения о прилагательном как части речи, с...

Русский язык. 6 класс. Повторение изученного в 5 классе.

Уроки по повторению в начале учебного года завершаются контрольной работой, составленной  в форме теста по основным темам, изученным в 5 классе. Тест составлен в соответствии с учебником...

тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.

Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс"  направлен не только  на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...

Урок русского языка в 6 классе " Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"

Данный урок рекомендуется проводить в 6 классе в самом начале изучения темы " Имя прилагательное"....

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"

Данная презентация позволяет провести урок русского языка в 6 классе на тему "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе" с использованием интерактивной доски....

Тест для 6 класса по теме "Повторение изученного за 5 класс"

Тест взят из материалов тематического контроля по ФГОС под редакцией И.П.Цыбулько....