1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатамиосвоения учебного предмета «Русский язык» являются:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатамиосвоения учебного предмета «Русский язык» являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения учебного предмета «Русский язык» являются:
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;
развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;
овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;
умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:
осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;
соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:
распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;
уместное использование фразеологических оборотов в речи;
корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;
использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:
идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам;
распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;
распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков;
распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц;
распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:
проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;
проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;
анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;
определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;
определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;
деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;
проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи; характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;
опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;
определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
определение грамматической основы предложения;
распознавание распространенных и нераспространенных предложений, предложений осложненной и неосложненной структуры, полных и неполных;
распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;
опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения;
определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;
определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:
умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;
пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;
пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;
использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;
использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;
использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;
освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;
применение правильного переноса слов;
применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;
соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;
выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учетом значения, смыслового различия, стилистической окраски;
нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;
соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесенности глаголов-сказуемых в связном тексте.
Выпускник научится:
• владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
• адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
• участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
• использовать знание алфавита при поиске информации;
• различать значимые и незначимые единицы языка;
• проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
• классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
• членить слова на слоги и правильно их переносить;
• определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
• опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
• проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
• проводить лексический анализ слова;
• опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
• опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
• проводить морфологический анализ слова;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
• находить грамматическую основу предложения;
• распознавать главные и второстепенные члены предложения;
• опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
• проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
• соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
• опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
• опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
• использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать различные выразительные средства языка;
• писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
• участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
• использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
• самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
2. Содержание учебного предмета
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложениесодержанияпрослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ пп | Тема | Количество часов |
5 класс (136 ч)
|
1 | Язык – важнейшее средство общения. Язык и речь. Язык и его единицы. | 1 |
2 | Развитие речи. Стили речи. Части слова. Однокоренные слова. | 1 |
3 | Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 |
4 | И, у, а после кипящих и ц.Разделительные ь и ъ знаки. | 1 |
5 | Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами | 1 |
6 | Развитие речи.Текст.Основная мысль текста. | 1 |
7 | Самостоятельные и служебные части речи.Глагол: лицо, время, число и род (в прошедшем времени). Правописание –тся и –ться в глаголах. Раздельное написание не с глаголами. Правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице ед. числа Развитие речи. Тема текста | 1 |
8 | Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. |
|
9 | Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | 1 |
10 | Местоимения 1, 2 и 3-го лица. | 1 |
11 | Входная контрольная работа по теме «Повторение изученного в 1-4 классах». | 1 |
12 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 |
13 | Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке. | 1 |
14 | Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. Способы выражения грамматической связи в словосочетаниях. Виды словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. | 1 |
15 | Предложение. Простое предложение. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения. | 1 |
16 | Грамматическая основа предложения.Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения | 1 |
17 | Развитие речи. Написание сочинения «Памятный день». | 1 |
18 | Систематизация и обобщение материала на основе сочинения | 1 |
19 | Главные члены предложения. Подлежащее | 1 |
20 | Главные члены предложения. Сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 |
21 | Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение. | 1 |
22 | Второстепенные члены предложения. Определение. | 1 |
23 | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. | 1 |
24 | Предложения с однородными членами. Предложения с однородными членами, не связанными союзами. | 1 |
25 | Предложения с однородными членами, связанными союзами а, но и одиночным союзом и. Запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. | 1 |
26 | Обобщающие слова перед однородными членами предложения. Двоеточие после обобщающего слова. | 1 |
27 | Обращение. Знаки препинания при обращении.Вводные слова и словосочетания. | 1 |
28 | Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения. | 1 |
29 | Контрольная работа № 1 по теме «Синтаксис простого предложения» | 1 |
30 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 |
31 | Сложные предложения. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами. | 1 |
32 | Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.Синтаксический разбор сложного предложения | 1 |
33 | Прямая речь. Прямая речь после слов автора или перед ними. Знаки препинания при прямой речи. Знакомство с косвенной речью. | 1 |
34 | Диалог. Тире в начале реплик диалога. | 1 |
35 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Синтаксис. Пунктуация». | 1 |
36 | Контрольная работа № 2 по теме «Синтаксис. Пунктуация»
| 1 |
37 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 |
38 | Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. | 1 |
39 | Ударение в словах. Гласные ударные и безударные. Сильные и слабые позиции звуков. | 1 |
40 | Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. | 1 |
41 | Развитие речи. Повествование. | 1 |
42 | Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. | 1 |
43 | Фонетический разбор слова. Орфоэпия. Орфоэпические словари. | 1 |
44 | Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме. Алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. | 1 |
45 | Развитие речи. Описание предмета. | 1 |
46 | Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. | 1 |
47 | Звуковое обозначение букв е, е, ю, я. | 1 |
48 | Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографический словарь | 1 |
49 | Развитие речи. Сочинение-описание по картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица». | 1 |
50 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография.». | 1 |
51 | Контрольная работа № 3 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика.»
| 1 |
52 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 |
53 | Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. | 1 |
54 | Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы | 1 |
55 | Развитие речи. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». | 1 |
56 | Синонимы. Антонимы. | 1 |
57 | Толковые словари. Систематизация и обобщение знаний по разделу «Лексика. Культура речи». | 1 |
58 | Контрольная работа № 4 по теме «Лексика».
| 1 |
59 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 |
60 | Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слова. | 1 |
61 | Изменение и образование слов. Однокоренные слова. | 1 |
62 | Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. | 1 |
63 | Корень слова. Его назначение в слове. | 1 |
64 | Развитие речи. Рассуждение в повествовании. | 1 |
65 | Суффикс, его назначение в слове. | 1 |
66 | Приставка; её назначение в слове. | 1 |
67 | Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. | 1 |
68 | Морфемный разбор слов. Морфемные словари. | 1 |
69 | Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. | 1 |
70 | Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы З и С на конце приставок. | 1 |
71 | Правописание чередующихся гласных оиа в корнях –лож- - -лаг-. | 1 |
72 | Правописание чередующихся гласных оиа в корнях – рос- - -раст-. | 1 |
73 | Буквы о – е после шипящих в корне. | 1 |
74 | Буквы и – ы после ц. | 1 |
75 | Развитие речи. Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 |
76 | Систематизация и обобщение знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи.» | 1 |
77 | Контрольная работа № 5 по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи.» | 1 |
78 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 |
79 | Самостоятельные и служебные части речи. Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи. | 1 |
80 | Имя существительное. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. | 1 |
81 | Развитие речи. Доказательства и объяснения в рассуждении. | 1 |
82 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 |
83 | Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. | 1 |
84 | Род имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. | 1 |
85 | Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.Имена существительные, имеющие форму только единственного числа | 1 |
86 | Три склонения имен существительных. Изменение имен существительных по падежам и числам. | 1 |
87 | Склонение имен существительных на –ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных | 1 |
88 | Развитие речи. Контрольное изложение. Подробное изложение с изменением лица. | 1 |
89 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Множественное число имен существительных. | 1 |
90 | Развитие речи. Элементы рассуждения в описании. Устное сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». | 1 |
91 | Правописание – о – е – после шипящих и ц в окончанияхсуществительных. | 1 |
92 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное». | 1 |
93 | Контрольная работа № 6 по теме «Имя существительное».
| 1 |
94 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 |
95 | Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. | 1 |
96 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | 1 |
97 | Полные и краткие прилагательные. | 1 |
98 | Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую Неупотребление буквы ьна конце кратких прилагательных с основой на шипящую. | 1 |
99 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 |
100 | Развитие речи. Сочинение-описание животного по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве» | 1 |
101 | Изменение полных имен прилагательных по родам, числам и падежам. Изменение кратких прилагательных по родам и числам | 1 |
102 | Развитие речи. Контрольное сочинение. Сочинение-описание животного на основе личных впечатлений | 1 |
103 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное» | 1 |
104 | Контрольная работа № 7 по теме «Имя прилагательное»
| 1 |
105 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 |
106 | Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении | 1 |
107 | Правописание не с глаголами | 1 |
108 | Развитие речи. Рассказ. Понятие о рассказе, особенности его структуры и стиля. | 1 |
109 | Неопределенная форма глагола (инфинитив на–ть(-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). | 1 |
110 | Правописание –ться и –чь (-чься) в неопределенной форме. | 1 |
111 | Совершенный и несовершенный вид глагола | 1 |
112 | Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов –бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир-, -тер- - -тир-, -стел- - -стил-. | 1 |
113 | Развитие речи. Невыдуманный рассказ (о себе). | 1 |
114 | Времена глагола. Прошедшее время глагола. Настоящее время глагола. Будущее время глагола. | 1 |
115 | Времена глагола. Повторение | 1 |
116 | I иII спряжение глагола. | 1 |
117 | Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. | 1 |
118 | Развитие речи. Рассказ по сюжетным картинкам «Витин скворечник». | 1 |
119 | Морфологический разбор глагола. | 1 |
120 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице ед.числа | 1 |
121 | Развитие речи. Сжатое изложение | 1 |
122 | Употребление времен глагола. | 1 |
123 | Употребление времен глагола. Работа с текстом | 1 |
124 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Глагол" | 1 |
125 | Контрольная работа № 8 по теме «Глагол»
| 1 |
126 | Анализ работы. Работа над ошибками. | 1 |
127 | Повторение. Разделы науки о языке. | 1 |
128 | Повторение. Орфография. | 1 |
129 | Повторение. Морфемика. | 1 |
130 | Итоговая контрольная работа.
| 1 |
131 | Анализ итоговой работы и работа над ошибками | 1 |
132 | Повторение. Морфология | 1 |
133 | Повторение. Морфология. | 1 |
134 | Повторение. Пунктуация. | 1 |
135 | Повторение. Пунктуация. | 1 |
136 | Итоговый урок. | 1 |
6 класс (170 ч)
|
| Русский язык – один из развитых языков мира. | 1 |
| Язык, речь, общение. | 1 |
| Фонетика, орфоэпия. | 1 |
| Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. | 1 |
| Орфограммы в приставках и в корнях слов. | 1 |
| Части речи. Морфологический разбор слова. | 1 |
| Орфограмма в окончаниях | 1 |
| Словосочетание | 1 |
| Простое предложение. | 1 |
| Сложное предложение. | 1 |
| Синтаксический и пунктуационный разбор предложения | 1 |
| Прямая речь. Диалог. | 1 |
| Входная контрольная работа
| 1 |
| Анализ входной контрольной работы | 1 |
| Слово и его лексическое значение. | 1 |
| Лексикография. Словари. | 1 |
| Общеупотребительные слова. | 1 |
| Профессионализмы. | 1 |
| Диалектизмы. | 1 |
| Исконно русские и заимствованные слова. | 1 |
| Неологизмы. | 1 |
| Устаревшие слова. | 1 |
| Повторение и обобщение изученного в разделе «Лексика». | 1 |
| Фразеологизмы. | 1 |
| Источники фразеологизмов. | 1 |
| Контрольная работа № 1 по теме: «Лексика».
| 1 |
| Анализ работы. Работа над ошибками. | 1 |
| Морфемика. Словообразование и орфография». Основные способы образования слов. | 1 |
| Основные способы образования слов в русском языке. Морфемный и словообразовательный разбор | 1 |
| Обобщение по теме: «Основные способы образования слов в русском языке». Проверочная работа. | 1 |
| Этимология слова. | 1 |
| Корни с чередованием. Буквы О и А в корне – кос---кас- | 1 |
| Буквы О и А в корне – гор- -гар-. | 1 |
| Буквы О и А в корне -зор- -зар-. | 1 |
| Буквы Ии Ы после приставок | 1 |
| Гласные в приставках пре- и при- | 1 |
| Гласные в приставках пре- и при-. Значения и употребление приставок. | 1 |
| Трудные случаи написания приставок пре- и при- | 1 |
| Соединительные О и Е в сложных словах. | 1 |
| Сложносокращенные слова. | 1 |
| Морфемный и словообразовательный разбор слова. | 1 |
| Повторение изученного по теме: «Словообразование». | 1 |
| Повторение изученного по теме: «Орфография». | 1 |
| Контрольная работа № 2 по теме: «Словообразование».
| 1 |
| Анализ контрольной работы. Развитие речи. Изобразительно-выразительные средства языка. | 1 |
| Повторение изученного в 5 классе по теме: «Имя существительное». | 1 |
| Развитие речи. Систематизация материалов к сочинению - описанию помещения. Сложный план. | 1 |
| Развитие речи. Сочинение - описание помещения. | 1 |
| Падежные окончания существительных на -ия, -ий, -ие. | 1 |
| Падежные окончания существительных на -ия, -ий, -ие. | 1 |
| Разносклоняемые имена существительные. | 1 |
| Буква Е в суффиксе -ен- существительных на мя- | 1 |
| Несклоняемые имена существительных. | 1 |
| Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых существительных. | 1
|
| Развитие речи. Подготовка к контрольному сжатому изложению по тексту Б. Житкова «На льдине». | 1 |
| Развитие речи. Контрольное сжатое изложение по тексту Б. Житкова «На льдине». | 1 |
| Род несклоняемых существительных. | 1 |
| Имена существительные общего рода. | 1 |
| Морфологический разбор имени существительного. | 1 |
| Не с существительными | 1 |
| Правописание Не с существительными | 1 |
| Буквы Ч и Щ в суффиксе —чик- - (щик-) | 1 |
| Правописание суффиксов —чик- - (щик-) | 1 |
| Гласные в суффиксах -ек и-ик- имен существительных | 1 |
| Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных. | 1 |
| Правописание гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных. | 1 |
| Повторение изученного по теме: «Имя существительное». | 1 |
| Контрольная работа № 3 по теме: «Имя существительное».
| 1 |
| Анализ контрольного диктанта. В гостях у толкового словаря. | 1 |
| Имя прилагательное. | 1 |
| Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень | 1 |
| Степени сравнения имен прилагательных. Превосходная степень | 1 |
| Степени сравнения имен прилагательных. Употребление в речи | 1 |
| Относительные прилагательные. | 1 |
| Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий | 1 |
| Притяжательные прилагательные с суффиксами –ин(-ын), -ов(-ев). | 1 |
| Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 |
| Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. | 1 |
| Не с именами прилагательными. Слитное написание | 1 |
| Не с именами прилагательными. Раздельное написание | 1 |
| Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. | 1 |
| Одна и две буквы Н в суффиксах кратких прилагательных. | 1 |
| Образование прилагательных с помощью суффиксов –ин-, -ан-, -ян- | 1 |
| Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-. | 1 |
| Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Понятие о сложных прилагательных | 1 |
| Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Употребление сложных прилагательных в речи. Работа с текстом | 1 |
| Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Итоги по теме | 1 |
| Повторение по теме: «Имя прилагательное». | 1 |
| Повторение по теме: «Орфография». | 1 |
| Контрольная работа № 4 по теме: «Имя прилагательное».
| 1 |
| Повторение по теме: «Пунктуация». | 1 |
| Имя числительное как часть речи. | 1 |
| Простые и составные числительные | 1 |
| Мягкий знак на конце и в середине числительных | 1 |
| Порядковые числительные. | 1 |
| Разряды количественных числительных | 1 |
| Числительные, обозначающие целые числа | 1 |
| Числительные, обозначающие целые числа | 1 |
| Дробные числительные. | 1 |
| Развитие речи. Контрольное выборочное изложение А. С. Пушкина «Станционный смотритель». | 1 |
| Дробные числительные. | 1 |
| Собирательные числительные. | 1 |
| Собирательные числительные. | 1 |
| Морфологический разбор имени числительного. | 1 |
| Повторение по теме: «Имя числительное». | 1 |
| Повторение по теме: «Обособленные члены предложения». | 1 |
| Повторение по теме: «Сложное предложение». | 1 |
| Повторение по теме: «Морфемный и морфологический разбор». | 1 |
| Контрольная работа № 5 по теме: «Имя числительное».
| 1 |
| Анализ контрольного диктанта. В гостях у слова. | 1 |
| Местоимение как часть речи. | 1 |
| Разряды местоимений. Личные местоимения. | 1 |
| Возвратное местоимение СЕБЯ. | 1 |
| Повторение по теме: «Прямая речь». | 1 |
| Вопросительные местоимения. | 1 |
| Вопросительные местоимения. Употребление их в речи | 1 |
| Относительные местоимения. | 1 |
| Относительные местоимения. Отличия вопросительных местоимений от относительных | 1 |
| Неопределенные местоимения. | 1 |
| Неопределенные местоимения. Правописание неопределенных местоимений | 1 |
| Отрицательные местоимения. | 1 |
| Отрицательные местоимения. Правописание отрицательных местоимений | 1 |
| Притяжательные местоимения. | 1 |
| Притяжательные местоимения. | 1 |
| Указательные местоимения. | 1 |
| Указательные местоимения. Употребление в речи | 1 |
| Определительные местоимения. | 1 |
| Определительные местоимения. Употребление в речи | 1 |
| Морфологический разбор местоимения. | 1 |
| Повторение по теме: «Местоимение». | 1 |
| Повторение по теме: «Орфография». | 1 |
| Повторение по теме: «Синтаксический разбор предложения». | 1 |
| Повторение по теме: «Пунктуация». | 1 |
| Контрольная работа № 6 по теме: «Местоимение».
| 1 |
| Анализ работы. Работа над ошибками. | 1 |
| Повторение изученного в 5 классе о глаголе . Инфинитив. | 1 |
| Спряжение глаголов. | 1 |
| Правописание корней с чередованием. | 1 |
| Правописание корней с чередованием. | 1 |
| Развитие речи. Сочинение – рассказ на тему: «Стёпа дрова колет» | 1 |
| Разноспрягаемые глаголы | 1 |
| Разноспрягаемые глаголы. Отличие этих глаголов от глаголов 1 и 2 спряжения | 1 |
| Глаголы переходные и непереходные. | 1 |
| Глаголы переходные и непереходные. Употребление в речи | 1 |
| Повторение по теме: «Орфография». | 1 |
| Административный контрольный диктант с грамматическим заданием на тему: «Повторение и систематизация изученного в 6 классе». | 1 |
| Изъявительное наклонение глагола. | 1 |
| Изъявительное наклонение. Употребление в речи | 1 |
| Условное наклонение. | 1 |
| Условное наклонение. Употребление в речи | 1 |
| Повелительное наклонение. | 1 |
| Повелительное наклонение. Употребление в речи | 1 |
| Различение повелительного наклонения и формы будущего времени. | 1 |
| Употребление наклонений. | 1 |
| Безличные глаголы. | 1 |
| Безличные глаголы. Синтаксическая роль | 1 |
| Морфологический разбор глагола. | 1 |
| Правописание гласных в суффиксах глаголов. | 1 |
| Правописание гласных в суффиксах глаголов ова-ева, ива-ыва. | 1 |
| Повторение изученного по теме: «Глагол». | 1 |
| Контрольная работа № 7 по теме: «Глагол».
| 1 |
| Анализ работы. Работа над ошибками. | 1 |
| Повторение. Разделы науки о языке. | 1 |
| Орфография. | 1 |
| Морфология. | 1 |
| Итоговая контрольная работа
| 1 |
| Анализ работы. Работа над ошибками.Синтаксис. Пунктуация. | 1 |
| Лексика и фразеология. | 1 |
| Словообразование. | 1 |
| Итоговый урок. | 1 |
7 класс (170 ч)
| 1 | Русский язык как развивающееся явление | 1 | 2 | Синтаксис. Синтаксический разбор | 1 | 3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор простого предложения. | 1 | 4 | Пунктуация. Пунктуационный разбор сложного предложения. | 1 | 5 | Лексика и фразеология | 1 | 6 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова | 1 | 7 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Двойная роль букв Е, Ё, Ю,Я | 1 | 8 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова | 1 | 9 | Словообразование и орфография. Словообразовательный разбор слова, словообразовательные цепочки и словообразовательные "гнезда" | 1 | 10 | Морфология и орфография. | 1 | 11 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова | 1 | 12 | Развитие речи. Текст | 1 | 13 | Развитие речи. Практикум «Анализ текста» | 1 | 14 | Развитие речи. Стили литературного языка | 1 | 15 | Развитие речи. Диалог как текст. Виды диалога | 1 | 16 | Развитие речи. Публицистический стиль | 1 | 17 | Входная контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-6 кл.»
| 1 | 18 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками | 1 | 19 | Причастие как часть речи | 1 | 20 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | 1
| 21 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Повторение | 1 | 22 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Тест | 1 | 23 | Причастный оборот | 1 | 24 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | 1 | 25 | Практикум «Выделение причастного оборота» | 1 | 26 | Действительные и страдательные причастия | 1 | 27 | Краткие и полные страдательные причастия | 1 | 28 | Действительные причастия настоящего времени. | 1 | 29 | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 1 | 30 | Действительные причастия прошедшего времени | 1 | 31 | Действительные причастия прошедшего времени. Закрепление | 1 | 32 | Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения. Описание внешности человека | 1 | 33 | Развитие речи. Контрольное сочинение-описание внешности человека
| 1 | 34 | Развитие речи. Анализ сочинения, работа над ошибками | 1 | 35 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 1 | 36 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Закрепление | 1 | 37 | Страдательные причастия прошедшего времени | 1 | 38 | Практикум « Страдательные причастия» | 1 | 39 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | 1 | 40 | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | 1
| 41 | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Закрепление | 1 | 42 | Практикум «Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных» | 1 | 43 | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Тест | 1 | 44 | Морфологический разбор причастия | 1 | 45 | Развитие речи. Сочинение по картине Бродского "Летний сад осенью" | 1 | 46 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 1 | 47 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 1 | 48 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Закрепление | 1 | 49 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | 50 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени Словарный диктант | 1 | 51 | Повторение. Подготовка к контрольному диктанту по теме «Причастие». | 1 | 52 | Работа по тестам | 1 | 53 | Контрольная работа № 1 по теме «Причастие»
| 1
| 54 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | 55 | Деепричастие как часть речи | 1 | 56 | Деепричастный оборот. | 1 | 57 | Запятые при деепричастном обороте | 1 | 58 | Запятые при деепричастном обороте | 1 | 59 | Практикум «Запятые при деепричастном обороте» | 1 | 60 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями | 1 | 61 | Деепричастия несовершенного вида | 1 | 62 | Деепричастия совершенного вида | 1 | 63 | Сжатое изложение по отрывку из очерка Пришвину "Заполярный мед" | 1 | 64 | Морфологический разбор деепричастия | 1 | 65 | Повторение изученного по теме «Деепричастие» | 1 | 66 | Контрольная работа № 2 по теме «Деепричастие»
| 1 | 67 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками | 1 | 68 | Развитие речи. Контрольное сжатое изложение по Шолохову "Судьба человека" | 1 | 69 | Наречие как часть речи | 1 | 70 | Смысловые группы наречий | 1 | 71 | Смысловые группы наречий | 1 | 72 | Степени сравнения наречий | 1 | 73 | Образование степеней сравнения наречий | 1 | 74 | Образование степеней сравнения наречий | 1 | 75 | Морфологический разбор наречий | 1 | 76 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и, -е | 1 | 77 | Практикум « Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е» | 1 | 78 | Буквы Е и И в приставках НЕ-и НИ- отрицательных наречий | 1 | 79 | Практикум « Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий» | 1 | 80 | Одна и две буквы Н в наречиях на –о и -е | 1 | 81 | Практикум «Одна и двк Н в наречиях на –о и –е» | 1 | 82 | Развитие речи. Описание действий | 1 | 83 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий | 1 | 84 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Тест | 1 | 85 | Буквы О и А на конце наречий | 1 | 86 | Практикум «Буквы О и А на конце наречий» | 1 | 87 | Дефис между частями слова в наречиях | 1 | 88 | Практикум «Дефис между частями слова в наречиях» | 1 | 89 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 1 | 90 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | 91 | Повторение и обобщение изученного по теме «Наречие» | 1 | 92 | Контрольная работа № 3 по теме «Наречие»
| 1 | 93 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками | 1 | 94 | Развитие речи. Учебно-научная речь. Словарный диктант | 1 | 95 | Развитие речи. Отзыв | 1 | 96 | Развитие речи. Учебный доклад | 1 | 97 | Категория состояния как часть речи | 1 | 98 | Морфологический разбор категории состояния | 1 | 99 | Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению по картине К. Юон «Конец зимы. Полдень» | 1 | 100 | Развитие речи. Написание сочинения-рассуждения по картине К. Юон «Конец зимы. Полдень» | 1 | 101 | Предлог как часть речи | 1 | 102 | Употребление предлогов | 1 | 103 | Производные и непроизводные предлоги | 1 | 104 | Производные и непроизводные предлоги | 1 | 105 | Простые и составные предлоги | 1 | 106 | Простые и составные предлоги | 1 | 107 | Морфологический разбор предлога | 1 | 108 | Развитие речи. Устное сочинение по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа» | 1 | 109 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 1 | 110 | Практикум «Слитное и раздельное написание производных предлогов» | 1 | 111 | Повторение изученного по теме «Предлог» | 1 | 112 | Контрольная работа № 4 по теме «Предлог»
| 1 | 113 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками | 1 | 114 | Союз как часть речи | 1 | 115 | Простые и составные союзы | 1 | 116 | Союзы сочинительные и подчинительные | 1 | 117 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | 1 | 118 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | 1 | 119 | Сочинительные союзы | 1 | 120 | Сочинительные союзы | 1 | 121 | Подчинительные союзы | 1 | 122 | Подчинительные союзы | 1 | 123 | Морфологический разбор союза | 1 | 124 | Слитное написание союзов также,тоже,чтобы | 1 | 125 | Слитное написание союзов также,тоже,чтобы. Тест | 1 | 126 | Развитие речи. Сочинение-репортаж с места раскопок | 1 | 127 | Повторение сведений о предлогах и союзах | 1 | 128 | Контрольная работа № 5 по теме «Союз»
| 1 | 129 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками | 1 | 130 | Частица как часть речи | 1 | 131 | Разряды частиц | 1 | 132 | Формообразующие частицы | 1 | 133 | Смыслоразличительные частицы | 1 | 134 | Раздельное и дефисное написание частиц | 1 | 135 | Практикум «Раздельное и дефисное написание частиц» | 1 | 136 | Развитие речи. Подготовка к написанию изложения близкого к тексту | 1 | 137 | Развитие речи. Написание контрольного изложения | 1 | 138 | Морфологический разбор частицы | 1 | 139 | Отрицательные частицы не и ни | 1 | 140 | Различение приставки не-и частицы не | 1 | 141 | Различение приставки не-и частицы не | 1 | 142 | Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни | 1 | 143 | Повторение изученного по теме «Частица» | 1 | 144 | Тест по теме «Частица» | 1 | 145 | Междометие как часть речи | 1 | 146 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | 1 | 147 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. Словарный диктант. | 1 | 148 | Повторение и обобщение изученного по теме «Служебные части речи» | 1 | 149 | Контрольная работа № 6 по теме «Служебные части речи»
| 1 | 150 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками | 1 | 151 | Повторение. Разделы науки о русском языке | 1 | 152 | Текст и стили речи | 1 | 153 | Развитие речи. Учебно-научная речь | 1 | 154 | Итоговая контрольная работа
| 1 | 155 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.. | 1 | 156 | Повторение. Фонетика и графика | 1 | 157 | Повторение. Лексика и фразеология. Основные понятия лексикологии | 1 | 158 | Повторение. Морфемика. Словообразование. | 1 | 159 | Итоговый словарный диктант | 1 | 160 | Повторение. Морфология | 1 | 161 | Повторение. Морфология | 1 | 162 | Повторение. Орфография | 1 | 163 | Повторение. Орфография | 1 | 164 | Практикум «Орфография» | 1 | 165 | Повторение. Синтаксис | 1 | 166 | Повторение. Синтаксис | 1 | 167 | Повторение. Пунктуация | 1 | 168 | Повторение. Пунктуация | 1 | 169 | Практикум «Пунктуация» | 1 | 170 | Итоговый урок | 1 |
|
|
8 класс (102 ч) |
|
| Функции русского языка в современном мире. | 1 |
| Пунктуация. Орфография. | 1 |
| Знаки препинания в сложном предложении. | 1 |
| Буквы н и нн в суффиксах | 1 |
| Входная контрольная работа «Повторение изученного в 5-7 классах»
| 1 |
| Слитное и раздельно написание не с различными частями речи | 1 |
| Развитие речи. Изложение «Проза жизни» | 1 |
| Развитие речи. Сочинение в форме письма | 1 |
| Основные единицы синтаксиса. | 1 |
| Текст как единица синтаксиса | 1 |
| Предложение как единица синтаксиса. | 1 |
| Развитие речи. Сжатое изложение «Страна за Онегой» | 1 |
| Словосочетание как единица синтаксиса | 1 |
| Виды словосочетаний | 1 |
| Связь слов в словосочетании | 1 |
| Синтаксический разбор словосочетаний | 1 |
| Контрольная работа № 1 по теме «Словосочетание» | 1 |
| Грамматическая основа предложения | 1 |
| Порядок слов в предложении. Логическое ударение. | 1 |
| Развитие речи. Описание памятника культуры. | 1 |
| Подлежащее. Способы выражения подлежащего. | 1 |
| Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | 1 |
| Развитие речи. Сочинение «Чудный собор» | 1 |
| Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое. | 1 |
| Составное именное сказуемое. | 1 |
| Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 |
| Дополнение. Прямое и косвенное дополнение. | 1 |
| Определение. Согласованное и несогласованное определение. | 1 |
| Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. | 1 |
| Развитие речи. Изложение «Петр Первый» | 1 |
| Обстоятельство. | 1 |
| Основные виды обстоятельств | 1 |
| Синтаксический разбор двусоставного предложения | 1 |
| Контрольная работа № 2 по теме « Двусоставное предложение» | 1 |
| Анализ к/р. Развитие речи. Характеристика человека | 1 |
| Главный член односоставного предложения. | 1 |
| Назывные предложения | 1 |
| Односоставные предложения с главным членом – сказуемым. Определенно-личные предложения. | 1 |
| Неопределенно-личные предложения. | 1 |
| Безличные предложения | 1 |
| Контрольное сочинение –рассуждение «Слово делом крепи» | 1 |
| Систематизация и обобщение знаний по теме «Односоставные предложения». | 1 |
| Развитие речи. Изложение с творческим заданием «Мещерский край» | 1 |
| Неполные предложения. Понятие о неполных предложениях. | 1 |
| Контрольная работа № 3 по теме «Односоставные предложения»
| 1 |
| Анализ к/р и работа над ошибками. | 1 |
| Понятие об осложненном предложении | 1 |
| Понятие об однородных членах предложения. | 1 |
| Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, пунктуация при них. | 1 |
| Развитие речи. Изложение, основанное на сравнительной характеристике. | 1 |
| Однородные и неоднородные определения | 1 |
| Сочинительные союзы при однородных членах. | 1 |
| Пунктуация при однородных членах, связанных сочинительными союзами. Соединительные союзы при однородных членах. | 1 |
| Пунктуация при однородных членах, связанных противительными союзами. | 1 |
| Пунктуация при однородных членах, связанных разделительными, повторяющимися и двойными союзами. | 1 |
| Обобщающие слова при однородных членах предложения | 1 |
| Синтаксический и пунктуационный разбор | 1 |
| Развитие речи. Сочинение, основанное на сравнительной характеристике – описании. | 1 |
| Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения» | 1 |
| Контрольная работа № 4 «Простое осложненное предложение»
| 1 |
| Анализ к/р и работа над ошибками. | 1 |
| Понятие об обособленности. | 1 |
| Обособление согласованных определений и приложений, стоящих после определяемого слова. | 1 |
| Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению. | 1 |
| Обособление согласованных определений и приложений, имеющих добавочное обстоятельственное значение. | 1 |
| Обособление одиночных приложений, стоящих после определяемого слова- имени собственного. | 1 |
| Развитие речи. Рассуждение на дискуссионную тему | 1 |
| Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения». | 1 |
| Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами. | 1 |
| Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. | 1 |
| Обобщение по теме «Обособленные обстоятельства». | 1 |
| Контрольное сжатое изложение | 1 |
| Обособление уточняющих обстоятельств места и времени. | 1 |
| Обособление уточняющих членов, присоединяемых при помощи союзов и других слов. | 1 |
| Обособление уточняющих дополнений с производными предлогами | 1 |
| Синтаксический разбор предложения с обособленными членами | 1 |
| Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | 1 |
| Обобщение по теме «Обособленные члены предложения». | 1 |
| Контрольная работа № 5 «Обособленные члены предложения»
| 1 |
| Анализ к/р и работа над ошибками. | 1 |
| Назначение обращения | 1 |
| Распространенные обращения | 1 |
| Знаки препинания при обращении | 1 |
| Употребление обращений | 1 |
| Понятие о вводных словах, их группы по значению. | 1 |
| Вводные слова в предложении. Знаки препинания при них. | 1 |
| Роль вводных слов в построении текста. Вводные предложения. | 1 |
| Развитие речи. Составление текста с вводными словами и вводными предложениями | 1 |
| Междометия и слова – предложения «да» и «нет». | 1 |
| Развитие речи. Моделирование публичного выступления с использованием вставных конструкций | 1 |
| Прямая и косвенная речь. | 1 |
| Знаки препинания в предложениях с прямой речью до и после слов автора. | 1 |
| Диалог. | 1 |
| Предложения с косвенной речью. | 1 |
| Цитаты и знаки препинания при них. | 1 |
| Обобщающий урок по теме «Чужая речь» | 1 |
| Итоговая контрольная работа | 1 |
| Анализ к/р Синтаксис и пунктуация | 1 |
| Синтаксис и орфография | 1 |
| Развитие речи. Изложение «Ростов Великий» | 1 |
| Синтаксис и культура речи | 1 |
| Обобщающий урок | 1 |
| 9 класс (102 ч) |
|
| Международное значение русского языка. | 1 |
| Развитие речи. Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. | 1 |
| Текст. Стили речи. | 1 |
| Простое предложение и его грамматическая основа | 1 |
| Предложения с обособленными членами и их особенности | 1 |
| Предложения с обособленными членами | 1 |
| Обращения, вводные слова и вставные конструкции | 1 |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием
| 1 |
| Сложное предложение. Культура речи.Понятие о сложном предложении. | 1 |
| Союзные и бессоюзные сложные предложения | 1 |
| Развитие речи. Сочинение в формате дневниковой записи. Впечатления от картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» | 1 |
| Развитие речи. Сочинение в формате дневниковой записи. Впечатления от картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» | 1 |
| Контрольная работа | 1 |
| Контрольная работа | 1 |
| Контрольная работа | 1 |
| Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. | 1 |
| Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении. | 1 |
| Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами | 1 |
| Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. | 1 |
| Развитие речи. Рецензия | 1 |
| Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. | 1 |
| Повторение | 1 |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием
| 1 |
| Понятие о сложноподчиненном предложении | 1 |
| Место придаточного предложения по отношению главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | 1 |
| Развитие речи. Академическое красноречие и его виды. | 1 |
| Союзы и союзные слова в сложносочиненном предложении. | 1 |
| Роль указательных слов в сложносочиненном предложении. | 1 |
| Развитие речи.Изложение | 1 |
| Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных. | 1 |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | 1 |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными | 1 |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и их особенности | 1 |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | 1 |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места. | 1 |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места. | 1 |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки, цели, следствия. Место данных предложений в классификации сложноподчиненных предложений | 1 |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки, цели, следствия. Отличительные особенности предложений с придаточными условия, уступки, цели и следствия | 1 |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени, сравнения | 1 |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени, сравнения. | 1 |
| Отработка навыков классификации сложноподчиненных | 1 |
| Развитие речи. Деловые документы (автобиография, заявление) | 1 |
| Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в предложении. | 1 |
| Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в предложении. | 1 |
| Развитие речи.Сообщение о происхождении псевдонимов. | 1 |
| Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. | 1 |
| Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. | 1 |
| Развитие речи.Изложение. | 1 |
| Развитие речи. Изложение. | 1 |
| Повторение. | 1 |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием.
| 1 |
| Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. | 1 |
| Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. | 1 |
| Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | 1 |
| Развитие речи. Сжатое изложение. Отработка навыков работы над сжатым изложением | 1 |
| Развитие речи. Сжатое изложение. Отработка навыков работы над сжатым изложением | 1 |
| Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | 1 |
| Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. | 1 |
| Развитие речи.Реферат статьи на лингвистическую тему. | 1 |
| Развитие речи.Реферат статьи на лингвистическую тему. | 1 |
| Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение. | 1 |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием/ тест.
| 1 |
| Сложные предложения с разными видами связи. | 1 |
| Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. | 1 |
| Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. | 1 |
| Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи. | 1 |
| Развитие речи. Сжатое изложение. | 1 |
| Развитие речи. Конспект статьи на лингвистическую тему. | 1 |
| Повторение. | 1 |
| Контрольная работа | 1 |
| Контрольная работа | 1 |
| Контрольная работа | 1 |
| Общие сведения о языке и речи | 1 |
| Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка. | 1 |
| Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. | 1 |
| Богатство, красота, выразительность русского языка. | 1 |
| Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. | 1 |
| Русский язык как один из индоевропейских языков. | 1 |
| Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. | 1 |
| Значение письменности; русская письменность. | 1 |
| Наука о русском языке и ее разделы. | 1 |
| Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык. | 1 |
| Место русского языка среди языков мира. | 1 |
| Фонетика и графика. | 1 |
| Лексикология и фразеология. | 1 |
| Морфемика и словообразование. | 1 |
| Морфология. | 1 |
| Синтаксис. | 1 |
| Развитие речи.Текст. Стили речи. | 1 |
| Орфография. Пунктуация. Систематизация изученного | 1 |
91-102 | Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах | 1 |