Тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе
календарно-тематическое планирование по русскому языку
Тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovnaie_urokov_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx | 94.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе
с определением основных видов учебной деятельности
5 класс
№ п/п | Тема урока | Содержание | Основные виды деятельности учащихся |
| Введение. Знакомство с учебным комплексом. | Знакомство с учебным комплексом и организацией занятий по русскому языку. Игра-путешествие по книгам | Осуществляют ознакомительное чтение. Осмысливают термины книжно-издательской темы. Работают со словарями |
2 | Роль языка в жизни общества. Общие сведения о русском языке | Ключевые слова темы (общение, общаться). Произносительная культура в общении. Способы общения. Язык — универсальное средство общения и средство сохранения и передачи опыта поколений | Читают и комментируют статью учебника. Устанавливать связь между теоретическим и практическим пособиями учебного комплекса. Обобщать результаты наблюдений. Писать по памяти |
3 | Р/Р Для чего людям нужна речь? | Речевая ситуация. Виды речевой деятельности. 4Цели речевого общения. Характер речи в соответствии с целью общения: содержание, форма, языковые средства | Анализируют речевые ситуации, отражённые в рисунках. Отвечают на вопросы учителя. Используют «формулы» речевой ситуации. Формулируют выводы по итогам наблюдений по теме |
4 | Формы речи. Учёные-лингвисты о роли грамотной устной и письменной речи | Читать и комментировать теоретическую статью учебника. Различать ситуации с использованием разных форм речи. Анализировать высказывания учёных-лингвистов о роли грамотной речи | Различать ситуации с использованием разных форм речи. Анализировать высказывания учёных-лингвистов о роли грамотной речи |
5 | Орфограмма | Различение букв и звуков. Понятие орфограммы и орфографии. Орфографическая задача. Способы решения орфографической задачи | Анализировать несоответствия в произношении и написании слов. Записывать звуковой облик слов с элементами транскрипции. Использовать монологическую речь при характеристике звуков. |
6 | Понятие морфемы. Ударение | Понятие морфемы. Ударение и его роль в определении места орфограммы. Опознавательный признак орфограммы гласной. | Графически обозначать орфограммы |
7 | Безударные гласные в корнях слов, проверяемые ударением | Алгоритм размышления при выборе написания безударной гласной в корнях слов | Читать и осмысливать словарные статьи. Составлять и записывать алгоритм размышления при выборе написания безударной гласной в корнях слов. Объяснять написание слов с орфограммой гласной по алгоритму. |
8 | Безударные гласные в корнях слов, непроверяемые ударением | Морфемный разбор слова. Орфографический разбор слова | Комментировать процесс разбора слов по составу. Производить орфографический разбор слов |
9 | Безударные гласные в приставках. | Опознавательные признаки орфограмм по теме урока. | Определять опознавательные признаки орфограммы. Выстраивать алгоритм рассуждения при выборе написания. Комментировать выбор написания слов с орфограммой |
10 | Безударные гласные в приставках. | Орфограммы на стыке приставки и корня. | Определять опознавательные признаки орфограммы. Выстраивать алгоритм рассуждения при выборе написания. Комментировать выбор написания слов с орфограммой |
11 | Разделительные | При каких условиях употребляется Ь? при каких условиях употребляется Ъ? | Выполнять упражнения, отрабатывающие данное правило: составлять предложения со словами, иллюстрирующими правило, изменять форму слов так, чтобы появилась орфограмма, писать диктант и выявлять те случаи, когда Ь не является разделителем |
12 | Гласные и, а, у после шипящих | Алгоритм рассуждения при выборе написания орфограмм урока | Определять опознавательные признаки орфограммы. Выстраивать алгоритм рассуждения при выборе написания. Комментировать выбор написания слов с орфограммой |
13 | Глухие и звонкие согласные в корнях | Опознавательный признак орфограммы. Способы проверки написания. Алгоритм рассуждения при выборе написания. Словарные слова | Определять опознавательные признаки орфограммы. Выстраивать алгоритм рассуждения при выборе написания. Определять морфемный состав слов. Работать со словарями |
14 | Сомнительные согласные в корнях слов | Многообразие орфограмм–согласных, их опознавательные признаки. Несоответствие орфографического написания и произношения слов с орфограммой «Согласные в корне слова и на стыке морфем» | Опознавать орфограмму и применять орфографическое правило; в случае необходимости могут пользоваться словарем |
15 | Правописание непроизносимых и удвоенных согласных. | Правописание гласных и согласных в корне. Правописание гласных в приставках | Анализировать текст, писать объяснительный диктант, проводить взаимопроверку по алгоритму, проектировать выполнения домашнего задания, комментировать выставленных оценок. |
16 | Стандартизированная диагностическая работа | Орфограммы и пунктограммы, изученные в курсе начальной школы | Самостоятельно грамотно писать под диктовку учителя. Выполнять грамматические задания |
17 | Анализ результатов работы. | Типичные ошибки в орфографии и пунктуации редактирование написанного, выполнение орфографического разборов | Группировать типичные ошибки по видам орфограмм. Объяснять причины ошибочных написаний. Комментировать условия выбора правильного написания по алгоритмам рассуждения |
18 | Самостоятельные и служебные части речи | Понятие морфологии. Признаки самостоятельных и служебных частей речи. Наречия и разряды местоимений, не изучавшиеся в начальной школе | Читать и осмысливать содержание теоретической статьи учебника. Разграничивать части речи по их отличительным признакам. Комментировать выбор написания на месте орфограммы |
19 | Имя существительное как часть речи | Основные морфологические признаки имени существительного. Схема морфологического разбора имени существительного. Окончание как морфема, указывающая на признаки имени существительного | Самостоятельно читать и составлять план теоретической статьи учебника. Пересказывать содержание статьи в соответствии с её планом. Комментировать морфологический разбор имён существительных. Совершенствовать умение выделять окончание и основу имени существительного |
20 | Морфологические признаки имени существительного | Морфологические признаки имени существительного | Морфологический разбор, имени существительного |
21 | Окончание имени существительного | Склонение имён существительных. Безударные гласные в падежных окончаниях существительных. Способ проверки окончаний по опорным словам. Алгоритм рассуждения при выборе написания безударных гласных в падежных окончаниях | Повторить условия распределения имён существительных по склонениям. Анализировать выбор написания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных по алгоритму рассуждения. Осуществлять взаимопроверку написания окончаний |
22 | Имя прилагательное как часть речи | Роль имени прилагательного в речи. Основные морфологические признаки прилагательного. Связь имени прилагательного с существительным. Элементы морфологического разбора имени прилагательного | Определять роль прилагательных в связном тексте (языковой эксперимент). Определять морфологические признаки имён прилагательных в сочетаниях с именами существительными |
23 | Безударная гласная в окончаниях имён прилагательных | Безударные окончания имени прилагательного. Алгоритм рассуждения при выборе написания безударных гласных в окончаниях имён прилагательных | Объяснять написания безударных окончаний имён прилагательных по алгоритму рассуждения. Производить самопроверку написания орфограмм |
24 | Р/Р Что такое диалог и монолог? | Понятие диалога и монолога. Основные формы речи | Распознавать формы диалогической и монологической речи. Выразительно читать образцы диалогической и монологической речи. Инсценировать диалоги по басням И. А. Крылова (по выбору учащихся) |
25 | Глагол как часть речи Неопределённая форма глагола. | Основные морфологические признаки глагола. Время и вид глагола. Инфинитив. Формообразующий суффикс -ть- | Повторить известные морфологические признаки глагола. Определять вид глагола по вопросам. Производить морфемный разбор глаголов с суффиксом -ть- |
26 | Изменение глагола по временам. Орфограмма «Гласная в суффиксе глагола прошедшего времени». | Настоящее, будущее и прошедшее время глагола. | Определять время глагола, безошибочно писать гласную в суффиксе глагола прошедшего времени, различать глаголы, сходные по значению, но разные по характеру изменения по временам |
27 | Глаголы I и II спряжения | Условия распределения глаголов по спряжениям. Глаголы-исключения | Определять спряжение глаголов по результатам анализа условий. Работать в парах по индивидуальным заданиям |
28 | Личные окончания глаголов I и II спряжения | Безударные личные окончания глаголов. Алгоритм рассуждения при выборе написания гласных в личных окончаниях глаголов | Осмысливать условия, в которых возникает задача выбора написания гласной в личных окончаниях глаголов. Применять алгоритм рассуждения при выборе написания окончаний глаголов. Наблюдать за ролью различных форм глагола в текстах разного типа |
29 | Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глаголов | Изменять глаголы, определять спряжение по алгоритму, понимать условия выбора гласной в окончании глагола, различать глаголы 1 и 2 спряжения по ударным окончаниям |
30 | Буква Ь в глаголах 2 лица единственного числа | Орфограмма "Буква Ь в глаголах 2 лица единственного числа" | Определять опознавательный признак орфограмм глагола на слух. Объяснять написание орфограмм глагола при письме под диктовку. |
31 | Написание не с глаголами. Буква ь в глаголах на -тся | Опознавательные признаки орфограмм темы урока. Алгоритм рассуждения при выборе написания орфограмм. Тексты по культуре речевого общения | Тренировать умение применять алгоритм рассуждения при выборе написания не с глаголами и ь в глаголах на -тся. Редактировать речевые недочёты в связном тексте |
32 | Повторение и обобщение материала по теме «Глагол» | Связный текст с орфограммами глагола | Определять опознавательный признак орфограмм глагола на слух. Объяснять написание орфограмм глагола при письме под диктовку. Производить морфемный и морфологический разбор глаголов. Выделять грамматические основы предложений разного типа |
33 | Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография». | Орфограмма «Гласная в суффиксе глагола прошедшего времени». «Правописание безударных личных окончаний глаголов». | Писать текст под диктовку |
34 | Анализ контрольного диктанта | Контроль и коррекция – формирование видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. | Выполнять работу над ошибками (орфографическими, пунктуационными); анализировать ошибки. |
35 | Р/Р Как вести беседу? | Правила речевого поведения. Ситуативные рисунки учебника. Тексты диалогической и монологической речи | Составлять связный текст на основе рисунков. Отвечать на вопросы учителя. Выразительно читать по ролям. Тренировать умение поискового чтения. Определять форму высказывания и осмысливать его содержание |
36 | Наречие как часть речи | Основные отличительные признаки наречия. Морфемный состав и правописание наречий | Находить наречие в связном тексте по его грамматическим признакам. Наблюдать за ролью наречий в тексте (языковой эксперимент) |
37 | Правописание наиболее употребительных наречий | Орфограммы в наречиях | |
38 | Местоимение как часть речи Личные местоимения. | Основной отличительный признак местоимения как части речи. Группы местоимений по значению. Соотносительность местоимений с другими частями речи. Роль местоимений как средства связи предложений в тексте | Определять местоимения в связном тексте по их основному отличительному признаку. Устанавливать грамматическую норму употребления местоимений в речи |
39 | Притяжательные, вопросительные и неопределенные местоимения. | Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам (притяжательные, вопросительные, неопределенные). Раздельное написание местоимений с предлогами. | |
40 | Дефис в местоимениях | Орфограмма-пробел и орфограмма-дефис в местоимениях | Тренировать умение выбора написания орфограмм местоимения (пропедевтика). Анализировать языковые явления, связанные с употреблением местоимений в речи |
41 | Предлоги и союзы как служебные части речи | Отличительные признаки предлогов и союзов. Пунктуация при однородных членах и простых предложениях в составе сложных, связанных союзами | Совершенствовать умение поискового чтения при работе над теоретической статьёй учебника. Комментировать содержание учебной статьи. Различать омонимичные предлоги и приставки. Наблюдать за использованием запятой при разделении однородных членов и простых предложений в составе сложных |
42 | Частица как служебная часть речи | Роль частиц в формировании значения предложений и отдельных его членов. Орфограммы частиц не, бы, ли, же | Сопоставлять смысл предложений с частицами и без них. Объяснять написание частиц в связном тексте |
43 | Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография» | Орфограммы и пунктограммы, изученные в теме «Морфология и орфография» | Определять опознавательные признаки орфограмм и пунктограмм и выбирать верное их написание. Выполнять грамматические задания |
44 | Понятие о синтаксисе и пунктуации | Термины «синтаксис» и «пунктуация». Значение синтаксиса и роль пунктуации. Связь слов в предложении. Пунктограмма как пунктуационная задача. Знаки препинания и их роль в предложении | Анализировать пунктуационную ситуацию. Составлять словосочетания разного вида. Выразительно читать тексты с пунктуационными задачами. Осваивать новые термины и понятия. Ознакомиться с речевой нормой синтаксиса и пунктуации |
45 | Р/Р Что такое текст? | Понятие текста. Языковые средства связи предложений в тексте. Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте | Устанавливать различия между набором разрозненных предложений и текстом. Вести эксперимент с изменением порядка предложений и слов в них и делать выводы. Читать, пересказывать и составлять связный текст |
46 | Предложение как единица текста. Грамматическая основа предложения. | Универсальные признаки предложений. Границы предложения. Грамматическая основа предложения | Опознавать и характеризовать признаки предложения. Тренироваться в установлении границ предложения с опорой на его основные признаки. Отрабатывать умение находить грамматическую основу предложения. Использовать признаки предложения при решении практических задач |
47 | Виды предложений по цели высказывания | Интонация и пунктуация разных по цели высказывания предложений. Роль предложений разного типа в организации текста. Побудительные предложения | Осмыслять цель высказывания как основу различия видов предложения. Характеризовать предложения по цели высказывания. Составлять монологическое высказывание по типу рассуждения |
48 | Невосклицательные и восклицательные предложения | Эмоциональная окраска предложения. Знаки препинания конца предложения. Интонационные особенности предложений разного вида | Классифицировать предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Составлять монологическое высказывание по типу рассуждения |
49 | Р/Р Что значит говорить и писать на тему? | Тема текста | Осмыслять темы высказывания. Анализировать связный текст. Восстанавливать деформированный текст. Редактировать речевые высказывания. Озаглавливать текст. Сравнивать близкие, но разные темы высказываний |
50 | Р/Р Выборочное изложение описательного характера по тексту И.Соколова-Микитова | Текст упр. учебника «Русская речь» «Вечер в осеннем лесу». Отрывок для выборочного изложения «Дятел в вечернем лесу» | Определять тему исходного текста. Соотносить с ней тему текста для выборочного изложения. Выразительно читать текст. Составлять план изложения и выделять его смысловые части. Формулировать начало и концовку выборочного изложения |
51 | Р/Р Написание изложения | Текст упр. учебника «Русская речь» «Вечер в осеннем лесу». Отрывок для выборочного изложения «Дятел в вечернем лесу» | Писать изложение |
52 | Главные и второстепенные члены предложения | Понятие главных и второстепенных членов предложения. Линейные схемы предложений. Связь слов в предложении | Различать главные и второстепенные члены предложения на основе связей и отношений. Отражать синтаксические особенности предложения в его линейной схеме. Комментировать синтаксический разбор предложения |
53 | Главные члены предложения | Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Различные способы выражения сказуемого и вопросы, на которые оно отвечает. Количество грамматических основ | Разрешать проблемные ситуации в процессе опознавания подлежащего и сказуемого. Выделять грамматические основы простого и сложного предложений. Устанавливать связь между числом основ и пунктуацией предложения. Комментировать синтаксический разбор предложения |
54 | Тире между подлежащим и сказуемым. | Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым | Определять условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, уметь находить подлежащее и сказуемое при пропуске глагола–связки и применять соответствующее пунктуационное правило. |
55 | Подлежащее и сказуемое в составе предложения | Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым | Определять условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, уметь находить подлежащее и сказуемое при пропуске глагола–связки и применять соответствующее пунктуационное правило. |
56 | Второстепенные члены предложения | Группы второстепенных членов предложения. Связь слов в предложении | Устанавливать связи между членами предложения по вопросам. Тренировать умение схематически обозначать второстепенные члены предложения |
57 | Определение как второстепенный член предложения | Алгоритм рассуждения при нахождении определения в предложении | Анализировать образцы текстов, содержащих определение. Вычленять в предложении определение по алгоритму рассуждения |
58 | Дополнение как второстепенный член предложения | Алгоритм рассуждения при нахождении дополнения в предложении | Анализировать образцы текстов, содержащих дополнение. Вычленять в предложении дополнение по алгоритму рассуждения |
59 | Обстоятельство как второстепенный член предложения | Алгоритм рассуждения при нахождении обстоятельства в предложении. Основные группы обстоятельств | Анализировать образцы текстов, содержащих обстоятельства разных групп. Вычленять в предложении обстоятельства по алгоритму рассуждения |
60 | Пунктуационный разбор предложения | Тексты, содержащие пунктограммы разного типа | Осваивать роль пунктуации в процессе анализа текстов. Характеризовать предложения с осложнением однородными членами. Производить пунктуационный разбор предложений |
61 | Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения» | Синтаксический разбор предложения. Стилистика членов предложения | Составлять общий план синтаксического разбора предложения. Составлять схемы предложений, отражающие наличие и порядок расположения его членов. Давать полный комментарий синтаксического разбора предложения |
62 | Контрольное тестирование по теме «Синтаксис и пунктуация» | Орфограммы и пунктограммы, изученные в теме «Синтаксис и пунктуация» | Определять опознавательные признаки орфограмм и пунктограмм и выбирать верное их написание. Выполнять грамматические задания |
63 | Анализ результатов контрольного тестирования и работа над ошибками | Типичные ошибки в области орфографии и пунктуации. Ошибки при выполнении грамматических заданий по синтаксису | Группировать типичные ошибки по видам орфограмм. Самостоятельно исправлять ошибочные написания. Объяснять ошибки при выполнении грамматических заданий по синтаксису и пунктуации |
64 | Словосочетание | Строение и значение словосочетаний. Подчинительные словосочетания. Сочинительные словосочетания в структуре предложения | Устанавливать связь между словами. Выделять словосочетания из предложения. Составлять словосочетания с учётом норм лексической и грамматической сочетаемости слов. Анализировать строение словосочетаний. Осмыслять отношения, лежащие в основе значения второстепенных членов предложения |
65 | Сочинительные и подчинительные словосочетания. | Основные признаки словосочетаний; смысловая и грамматическая связь слов в словосочетаниях | Конструировать словосочетания по заданной схеме, соблюдая нормы грамматической сочетаемости |
66 | Словосочетания в предложении. | Роль словосочетания в предложении и в тексте | Конструировать словосочетания по заданной схеме, соблюдая нормы грамматической сочетаемости |
67 | Предложения с однородными членами | Признаки однородных членов предложения. Интонация и союзы как способ связи однородных членов в предложении | Повторять известные сведения об однородных членах предложения. Осмыслять признаки однородных членов предложения. Аргументировать вывод об однородности членов предложения. Дифференцировать однородные члены предложения по признакам членов предложения |
68 | Пунктуация в предложениях с однородными членами | Интонация и союзы как способ связи однородных членов в предложении | Осмыслять признаки однородных членов предложения. Аргументировать вывод об однородности членов предложения. Дифференцировать однородные члены предложения по признакам членов предложения |
69 | Понятие об обобщающем слове при однородных членах | Употребление знаков препинания при однородных членах предложения. Роль предложений с однородными членами в связном тексте | Осваивать способы выявления однородных членов предложения. Анализировать выразительные возможности конструкций с однородными членами. Осваивать нормы использования однородных членов предложения в речи. |
70 | Обобщающие слова при однородных членах | роль предложений с однородными членами в связном тексте | Анализировать выразительные возможности конструкций с однородными членами. Осваивать нормы использования однородных членов предложения в речи. |
71 | Р/Р Главное в тексте — идея, основная мысль | Тема и идея текста. Связь предложений в тексте. Композиция раскрытия идеи текста. Языковые средства раскрытия идеи | Определять тему и основную мысль высказывания. Устанавливать связи между темой и идеей текста. Осмыслять способы выражения темы и основной мысли текста. Составлять схемы структуры текста. Пересказывать связный текст |
72 | Предложения с обращениями | Грамматические признаки обращений. Пунктуация при обращениях | Пересказывать содержание учебной статьи. Различать подлежащее и обращение по их грамматическим признакам. Выполнять упражнения, связанные с этическими нормами употребления обращения и его выразительными возможностями |
73 | Знаки препинания в предложении с обращением. | Нормы употребления обращений. Выразительные возможности обращений | Соблюдать пунктуацию при оформлении обращения на письме и звательную интонацию при чтении |
74 | Предложения с вводными словами | Основные группы вводных слов. Роль вводных слов в предложении | Осмыслять роль вводных слов в структуре предложения. Тренировать умение выделять вводные слова в предложении. Комментировать синтаксический разбор предложений с вводными словами |
75 | Знаки препинания в предложениях с вводными словами. | Пунктуационные законы выделения вводных слов на письме Знаки препинания при ВС | |
76 | Сложное предложение | Основные признаки сложного предложения. Грамматическая основа Сложное предложение. | Разграничивать простые и сложные предложения по количеству грамматических основ. Упражняться в обнаружении и объяснении пунктограмм сложного предложения |
77 | Союзные и бессоюзные предложения | ||
78 | Сложносочиненные предложения | Основные типы и виды союзных предложений. Линейные схемы сложных предложений. Сложносочинённые предложения. Сложноподчинённые предложения. Сочинительные и подчинительные союзы | Осваивать приёмы различения союзных предложений. Осмыслять роль и условия употребления союзов в сложных предложениях. Подбирать примеры сложных предложений разных типов. Составлять графические схемы сложных предложений. Составлять сложные предложения в соответствии с их схемами |
79 | Сложноподчиненные предложения. | Сложноподчиненное предложение, его строение. Средства связи частей с/п предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. | Конструировать предложения; письмо с «окошками»; читать учебные тексты |
80 | Знаки препинания в сложном предложении. | Запятая в сложном предложении между частями. | Моделировать сложные предложения по заданным схемам, определять (находить) средства синтаксической связи между частями сложного предложения |
81 | Р.р. Обращение как средство связи предложений в тексте | Обращение, его роль, интонация предложений с обращениями, знаки препинания при обращении | Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания. |
82 | Р/Р Изложение, близкое к тексту (по тексту Г.Снегирева «Отважный пингвинёнок») | Памятка для подготовки к изложению. Тема и основная мысль текста | Отвечать на вопросы по тексту, осваивать новую лексику. Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Пересказывать текст. Создавать черновик изложения. Редактировать черновой вариант изложения |
83 | Написание изложения. | ||
84 | Предложения с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи перед словами автора | Особенности строения и пунктуации предложений с прямой речью | Слушать и воспроизводить интонацию предложений с прямой речью. Отрабатывать алгоритм расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Выразительно читать предложения с прямой речью разной цели высказывания и эмоциональной окраски. Составлять схемы предложений с прямой речью. Конструировать речевые ситуации. Совершенствовать учебные действия по применению знаний в ходе практической работы |
85 | Знаки препинания при прямой речи после слов автора | Прямая речь как способ передачи чужой речи. Особенности строения и пунктуации предложений с прямой речью. Речевой этикет в предложениях с прямой речью | Опознавать прямую речь, уметь ставить знаки препинания при прямой речи после слов автор а |
86 | Диалог. Оформление диалога на письме | Диалог. Этика общения. | Использовать диалог в разговорной речи, применять синонимичные глаголы говорения при оформлении слов автора, выразительно читать предложения с прямой речью, применять пунктуационные правила при оформлении диалога и прямой речи |
87 | Повторение изученного по теме | Знаки препинания в простом и сложном предложении Синтаксис и пунктуация. Единицы синтаксиса, их взаимосвязь. Знаки препинания в простом предложении с однородными членами, обращением, вводными словами, пунктуация в сложном предложении. | Определять место пунктограммы. Объяснять условия постановки знаков препинания в связном тексте . |
88 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» | Орфограммы и пунктограммы, изученные в теме «Синтаксис и пунктуация» Синтаксис и пунктуация. Единицы синтаксиса, их взаимосвязь. Знаки препинания в простом предложении с однородными членами, обращением, вводными словами, в сложном предложении. | Определять опознавательные признаки орфограмм и пунктограмм и выбирать верное их написание. Выполнять грамматические задания |
89 | Анализ результатов контрольного диктанта и работа над ошибками | Типичные орфографические и пунктуационные ошибки. Ошибки при выполнении грамматических заданий | Группировать типичные ошибки по видам орфограмм и пунктограмм. Самостоятельно исправлять ошибочные написания. Объяснять пунктуационные ошибки и ошибки при выполнении грамматических заданий |
90 | Р/Р Для чего нужен план? | Простой план текста. Тема и основная мысль текста. Заголовок как способ отражения темы и идеи текста План как средство организации текста. Членение текста на смысловые части. | Анализировать композицию текста. Вычленять микротемы текста. Озаглавливать части текста. Составлять простой план текста. Пересказывать текст по плану. Формулировать ответ на вопрос в форме монолога |
91 | Р/Р Понятие о литературном языке | Речевая норма Нормативность – основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма. Виды языковых норм. Культура речи – часть общей культуры человека. Словарь как вид справочной литературы. Лингвистические словари. | Усваивать нормы литературного языка. Совершенствовать устную речь. Редактировать тексты с нарушением речевой нормы |
92 | Звуки речи. | Звуки и буквы русского языка. Фонетический разбор слова Звук как основная единица языка. Соотношение звука и буквы. Связь фонетики с графикой и орфографией. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции | Разграничивать буквы и звуки. Записывать звуковой облик слова. Усваивать обозначения звуков в транскрипции (без использования термина). Совершенствовать умение анализировать звучащую речь. Повторить алфавит |
93 | Алфавит | Звуки и буквы русского языка. Фонетический разбор слова Звук как основная единица языка. Соотношение звука и буквы. Связь фонетики с графикой и орфографией. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции | Разграничивать буквы и звуки. Записывать звуковой облик слова. Усваивать обозначения звуков в транскрипции (без использования термина). Совершенствовать умение анализировать звучащую речь. Повторить алфавит |
94 | Р/Р Как связать предложения в тексте? | Основные способы и средства связи предложений в тексте. Цепная связь. Цепная и параллельная связь предложений в тексте | Воспринимать особенности видов связи предложений в тексте. Осваивать законы построения текстов с цепной и параллельной связью предложений. Анализировать связные тексты |
95 | Р/Р Виды связи предложений в тексте | Текст с цепной связью предложений. Смысловое, композиционное и стилистическое единство текста. | Разбивать текст на смысловые части, составлять простой план, владеть изучающим видом чтения, определять тему, основную мысль прочитанного текста, выделять средства связи частей текста, воспроизводить текст письменно, сохраняя цепную связь предложений в нем |
96 | Гласные и согласные звуки. Слог | Основные правила переноса слов Система гласных и согласных звуков русского языка. Смыслоразличительная роль звука. Гласные ударные и безударные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сонорные согласные. Правила переноса. | Самостоятельно читать учебную статью и составлять её план. Производить фонетический разбор слов. Тренировать умение переносить слова по слоговому принципу |
97 | Ударение | Роль ударения при определении орфограммы-гласной Особенности русского ударения. Допустимые варианты произношения и ударения. | Совершенствовать орфоэпические навыки. Графически обозначать ударные и безударные гласные. Выразительно читать текст (логическое ударение) |
98 | Орфограмма. Типы орфограмм. | Типы орфограмм. Опознавательные признаки орфограмм Понятия сильной и слабой позиции звуков как основа понимания орфограммы. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания | Совершенствовать умение определять место орфограммы в звучащем слове. Находить опознавательные признаки орфограмм гласных и согласных звуков |
99 | Буквы о и ё после шипящих в корнях слов | Представление о шипящих согласных как "сигнале" орфограммы. Орфограмма "Правописание гласных Ё–0 после шипящих в корне слова" Алгоритм рассуждения при выборе написания гласных после шипящих в корнях слов | Объяснять выбор написания орфограммы с использованием алгоритма рассуждения. Распределять слова по типу орфограммы. Составлять словарный диктант по теме |
100 | Правописание мягкого знака после шипящих на конце | Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи | Группировать слова по видам орфограмм |
101 | Буквы и и ы после ц в корнях слов | Алгоритм рассуждения при выборе написания гласных после ц в корнях слов | Опознавать орфограмму "Гласные буквы И–Ы после Ц" в различных морфемах, применять орфографическое правило на письме |
102 | Позиционное чередование согласных по глухости-звонкости | Обозначение на письме глухих и звонких согласных звуков. Сонорные согласные Оглушение и озвончение согласных звуков. Характеристика отдельного звука речи и анализ звуков в речевом потоке. | Расширять знания о позиционных чередованиях согласных по звонкости-глухости. Осмыслять правила обозначения согласных на письме |
103 | Правописание парных звонких и глухих согласных. | Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. | Различать звонкие и глухие согласные звуки. |
104 | Непроизносимые и удвоенные согласные | Опознавательные признаки орфограммы непроизносимых и удвоенных согласных. Алгоритм рассуждения при выборе написания | Объяснять написание орфограмм с использованием алгоритма рассуждения. Совершенствовать умение обнаруживать орфограммы в неадаптированном тексте |
105 | Р/Р Цепная и параллельная связь предложений в тексте (повторение) | Виды связи предложений в тексте. Тексты с сочетанием разных видов связи | Совершенствовать умение выразительно читать текст с соблюдением его интонационных особенностей. Делать комплексный анализ текста |
106 | Позиционное чередование согласных по твёрдости-мягкости | Трудные случаи обозначения мягкости согласного (перед мягким согласным) | Выполнять практические упражнения по обозначению мягкости согласного. Производить взаимопроверку выполнения заданий |
107 | Буквы е, ё, ю, я | Звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я Разделительные ь и ъ. Звук [й’] как сигнал орфограммы. Алгоритм рассуждения при выборе написания ь и ъ | Объяснять написание орфограммы с использованием алгоритма рассуждения. Самостоятельно решать орфографические задачи по теме |
108 | Правописание разделительных Ъ и Ь знаков | Употребление Ъ и Ь. | Выделять в слове звуки речи, давать фонетическую характеристику звукам |
109 | Повторение изученного по теме «Фонетика и орфография» | Орфограммы, изученные в теме «Фонетика и орфография» Звук – основная единица языка. Обобщение сведений о звуках речи и их классификации, изменение звуков в речевом потоке. Правописание гласных и согласных в корне | Производить орфографический анализ связного текста (обнаруживать орфограмму по опознавательному признаку, объяснять написание по алгоритму) |
110 | Контрольный зачёт по теме «Фонетика и орфография» | Орфограммы, изученные в теме «Фонетика и орфография» Звук – основная единица языка. Обобщение сведений о звуках речи и их классификации, изменение звуков в речевом потоке. Правописание гласных и согласных в корне. | Самостоятельно выполнять задания письменного зачёта |
111 | Анализ результатов зачёта и работа над ошибками | Типичные ошибки работы | Корректировать умение обнаруживать орфограммы в неадаптированном тексте и объяснять выбор написания по алгоритму рассуждения |
112 | Морфемика и орфография | Понятие о морфе и морфемике. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Состав слова | Разбирать слова по составу. Упражняться в историческом анализе слова |
113 | Основа слова и окончание | Виды морфем. Основа слова. Членение слова на морфемы.Способ выделения окончания и основы слова. Окончание как средство связи слов в предложении | Анализировать лексическое значение и орфографические особенности слова. Упражняться в орфоэпии. Разбирать слова по составу |
114 | Корень слова | Исторические изменения в составе слова. Понятие этимологии | Ознакомиться с историческими изменениями в составе слова. Освоить план этимологического анализа слова. Анализировать написание гласных в корнях слов на основе принципа единообразия написания морфем |
115 | Этимологический анализ слов. | Порядок этимологического разбора слова. Структура этимологического словаря. | Работа со словарем |
116 | Приставки | Приставка как словообразовательная морфема и как значимая часть слова. Членение слова на морфемСловообразующая роль приставок. Основные группы приставок | Отработать алгоритм действий по выделению приставки из основы слова. Упражняться в морфемном разборе слова |
117 | Суффиксы | Словообразующая роль суффиксов. Формообразующая роль суффиксов | Осмыслять стилистическую роль суффиксов. Осмыслять словообразующую и формообразующую роль суффиксов. Анализировать написание гласных суффиксов глагола |
118 | Словообразование | Морфемы как значимые части слова. Лексическое значение слова. Схема словообразовательного анализа слова. Этимологический словарь | Разбирать слова по составу. Определять лексическое значение слова в соответствии с его происхождением. Соотносить новое слово с исходным. Осваивать схему словообразовательного разбора слова. Работать с этимологическим словарём |
119 | Основные способы образования слов | Определение основных способов словообразования | Производить словообразовательный разбор, характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов. |
120 | Морфемный разбор слова. | Членение слова на морфемы. Морфемные словари русского языка. | Разбирать по составу слова, находить орфограммы в морфемах, сопоставлять слова, имеющие корни-омонимы, пользоваться морфемными словарями.а |
121 | Р/Р Стили речи. Разговорный стиль. | Стиль речи как задача и условие общения. Разговорный стиль речи. Признаки разговорного стиля речи. Особенности языковых средств разговорного стиля речи | Сопоставлять разговорный и книжный стили речи. Анализировать тексты разговорного стиля с точки зрения его языковых особенностей |
122 | Чередование гласных звуков в корнях слов | Основные варианты чередования гласных в корнях слов. Полногласные и неполногласные чередования в корнях слов | Обнаруживать корни с чередованием в соответствии с их лексическим значением. Зрительно воспринимать языковое явление чередования звуков. Выполнять письменные упражнения по образцу. |
123 | Чередование гласных звуков в корнях слов. Закрепление. | ||
124 | Чередование полногласных и неполногласных сочетаний. | Чередование гласных и согласных звуков. Полногласные и неполногласные сочетания. | Выделять морфемы с беглыми гласными, с полногласными и неполногласными сочетаниями, находить чередования, графически обозначать, безошибочно писать слова с чередованиями, объяснять написания слов, привлекая знания об их происхождении, обращаясь к словарям, объяснять значение и сферу употребления слов с полногласными и неполногласными сочетаниями |
125 | Р/Р Грамматическое сочинение о слове. | Сочинение о слове по типу рассуждения Тема, план, композиционное построение, смысловая цельность сочинения на грамматическую тему | Читать и интерпретировать образцы размышлений о слове. Подбирать темы сочинения. Составлять примерный план сочинения. Создавать черновик сочинения |
126 | Написание сочинения. | ||
127 | Книжные стили речи | Научный стиль речи Научный стиль, сфера его употребления. Термин, его роль в текстах научного стиля Орфограммы-гласные в корнях с чередованием. м | Осмыслять цели научного стиля в процессе анализа текстов. Вести наблюдения над языковыми приметами научного стиля. Отвечать на вопросы лингвистического характера. Работать со словарями и справочниками |
128 | Корни с чередованием гласных а — о | Основные группы орфограмм-гласных в корнях слов. Опознавательные признаки орфограммы-гласной в корнях с чередование | |
129 | Орфограммы-гласные в корнях с чередованием в корне кос- кас- | Орфограммы-гласные в корнях с чередованием. слов. Опознавательные признаки орфограммы-гласной в корнях с чередованием | Изучать правила правописания корней с чередованием. Составлять алгоритм рассуждения при выборе написания орфограммы-гласной в корнях с чередованием. |
130 | О-а в корнях лаг-лож | Орфограммы-гласные в корнях с чередованием. слов. Опознавательные признаки орфограммы-гласной в корнях с чередованием | Тренироваться в морфемном анализе слов. Записывать тексты под диктовку с применением правила написания корней с чередованием. Различать омонимичные корни. Обобщать материал по теме |
131 | Правописание корней с чередованием гор-гар, зор-зар | Орфограммы-гласные в корнях с чередованием. слов. Опознавательные признаки орфограммы-гласной в корнях с чередованием | Находить изучаемую орфограмму, применять правило на письме в условиях создания текста и при написании аудируемого текста, использовать элементы этимологического анализа для объяснения орфограммы. |
132 | Правописание гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/ -РОС. | Орфограммы-гласные в корнях с чередованием. слов. Опознавательные признаки орфограммы-гласной в корнях с чередованием | Находить изучаемую орфограмму, применять правило на письме в условиях создания текста и при написании аудируемого текста, использовать элементы этимологического анализа для объяснения орфограммы. |
133 | Корни с чередованием гласных е — и | Орфограммы-гласные в корнях с чередованием. слов. Опознавательные признаки орфограммы-гласной в корнях с чередованием | Находить изучаемую орфограмму, применять правило на письме в условиях создания текста и при написании аудируемого текста, использовать элементы этимологического анализа для объяснения орфограммы. |
134 | Правописание корней с чередованием гласных Е-И, - А (Я) /-ИМ / -ИН- | Орфограммы-гласные в корнях с чередованием. слов. Опознавательные признаки орфограммы-гласной в корнях с чередованием | Изучать правила правописания корней с чередованием Составлять алгоритм рассуждения при выборе написания орфограммы-гласной в корнях с чередованием. |
135 | Орфограмма "Правописание гласных Е-И, -А (Я)/-ИМ - ИН- в корнях с чередованием | Орфограммы-гласные в корнях с чередованием. слов. Опознавательные признаки орфограммы-гласной в корнях с чередованием | Тренироваться в морфемном анализе слов. Записывать тексты под диктовку с применением правила написания корней с чередованием. Различать омонимичные корни. Обобщать материал по теме |
136 | Закрепление правописания корней с чередованием гласных | Орфограммы-гласные в корнях с чередованием. слов. Опознавательные признаки орфограммы-гласной в корнях с чередованием | Находить орфограмму в морфеме, графически ее обозначать, применять правило на письме в условиях создания текста и при написании аудируемого текста. |
137 | Комплексный анализ текста | ||
138 | Р/Р Выразительные средства речи | Метафора как средство выразительности речи | Осмыслять суть метафоры как скрытого сравнения в процессе анализа языкового материала учебника.. Составлять собственные загадки на основе метафоры |
139 | Р/Р Книжные стили речи | Художественный стиль речи. Эмоционально-оценочная лексика и эмоционально окрашенные предложения как средство выполнения задач художественного стиля | Осмыслять роль и задачи художественного стиля как средства воздействия на чувства читателя и слушателя. Сопоставлять тексты на одну и ту же тему в разных стилях речи. |
140 | Комплексный анализ текста | Этимологический анализ слова | |
141 | Правописание согласных и гласных в приставках | Принцип единообразного написания морфем. Согласные и гласные буквы в приставках. | Объяснять выбор написания приставок по алгоритму рассуждения Понимать принцип единообразного написания приставок, опознавать приставки, написание которых не изменяется, производить этимологический анализ слов, объясняя исторические изменения в структуре слова |
142 | Орфограмма «Согласные и гласные в приставках» | ||
143 | Приставки на з (с) | Звонкие и глухие согласные. Способы выбора написания согласных в приставках. Алгоритм рассуждения при выборе написания приставок | Определять роль приставки в образовании нового значения слова. Сопоставлять родственные слова. Объяснять выбор написания по алгоритму рассуждения. Производить самопроверку написания |
144 | Правописание приставок, оканчивающихся на -З (-С). | Звонкие и глухие согласные. Способы выбора написания согласных в приставках. Алгоритм рассуждения при выборе написания приставок | Понимать правило, имеющее фонетическую основу, различать на слух звонкие и глухие согласные звуки, правильно писать приставки на - 3 – (-С), |
145 | Закрепление правописания приставок, оканчивающихся на з (с). |
| объяснять значения приставок и их роль в образовании новых слов |
146 | Правописание приставок - РОЗ- (РОС-) – РАЗ-(РАС-). Правописание приставок, оканчивающихся на -3(-С). | Правописание приставок РОЗ-(РОС-) - РАЗ-(РАС-). Правописание приставок, оканчивающихся на 3(-С) | Различать приставку С - и приставки на - 3- (-С), применять правило написания, объяснять значения приставок, производить синонимичную замену слов с приставкой на согласную |
147 | Буквы ы — и после приставок | Лексическое значение корня. Условия выбора написания в зависимости от произношения. Орфографическая задача | Разбирать слова по составу. Определять лексическое значение корня. Тренировать умение воспринимать звучание слова на стыке приставки и корня. Решать орфографические задачи, связанные с содержанием темы |
148 | Р/Р Изложение, близкое к тексту( по тексту К. Г. Паустовского «Первый снег») | Тема и основная мысль текста. План и структура текста-описания. Трудные орфограммы и пунктограммы | Слушать текст. Определять тему и основную мысль. (Анализировать языковые особенности текста. Составлять план текста. Анализировать трудные орфограммы и пунктограммы. Пересказывать те кст письменно |
149 | р/р Написание изложения | ||
150 | Анализ изложения | Алгоритм выполнения работы над различными типами орфографических и пунктуационных ошибок | Объяснять, в чем именно состоит ошибка. Применять алгоритмы работы над ошибками различных типов при анализе своей контрольной работы. |
151 | Приставки при- и пре- | Причина возникновения орфографической задачи. Условия выбора написания гласных в приставках. Алгоритм рассуждения при выборе написания. | Читать, составлять план учебной статьи и пересказывать её по плану. Разбирать слова по составу. Сопоставлять произношение и написание приставок в зависимости от контекста. Объяснять орфограмм |
152 | Буква и в приставке ПРИ | Трудные случаи написания приставок | написание приставок по алгоритму рассуждения. Воспринимать письменную речь в процессе анализа |
153 | Буква е в приставке ПРЕ- | Орфограмма "Правописание приставки –ПРе " | Безошибочно писать слова с приставкой ПРЕ- , опираясь на лексическое значение слова, редактировать тексты с нарушением норм письма, знать необходимый минимум слов с затемненным значением, работать со словарем. |
154 | ПриставкаПРЕ- | ||
155 | Правописание приставок в слове. Обобщение и систематизация знаний | Обобщение и систематизация знаний орфограмм, регулирующих написание приставок. | Членить слово на морфемы, выделять приставки, применять правила для безошибочного их написания, воспринимать текст на слух и создавать собственный текст. |
156 | Контрольный диктант по теме «Морфемика и орфография» | Текст, содержащий орфограммы, изученные в теме | Определять опознавательные признаки орфограмм и пунктограмм и выбирать верное их написание. Выполнять грамматические задания |
157 | Анализ диктанта и работа над ошибками | Типичные орфографические и пунктуационные ошибки диктанта. Грамматические задания, вызвавшие затруднения при выполнении | Группировать ошибочные написания по типам орфограмм. Объяснять написания по алгоритмам рассуждения. Выполнять упражнения, аналогичные грамматическим заданиям диктанта |
158 | Р/Р Типы речи | Описание. Повествование. Рассуждение | Сопоставлять типы речи на материале текстов учебника и опыта речевого общения учащихся. Упражняться в определении типа речи |
159 | Лексика русского языка | Лексическое значение слова. Словарная статья толкового словаря | Выборочно читать учебную статью. Анализировать структуру учебной статьи. Воспринимать и осмыслять выразительные высказывания. |
160 | Словарное богатство русского языка | Словарное богатство русского языка. | Группировать слова по заданным параметрам. Осваивать строение и структуру словарной статьи. Упражняться в определении лексического значения слова и его стилистической принадлежности |
161 | Лексическое значение слова | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Выразительность слов в переносном значении в структуре художественного текста. Метафора как средство выразительности речи | Работать с толковым словарём. Осмыслять значение слова в структуре словосочетания. Разграничивать явления многозначности слова. Упражняться в употреблении слова в прямом и переносном значении. Воспринимать выразительную функцию слов в переносном значении в речи |
162 | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. | ||
163 | Р/Р Повествовать — значит рассказывать | Повествование как тип речи. Рассказ как повествовательный жанр Строение текста повествовательного характера. Способы развития основной мысли, передачи последовательности действий в повествовательном тексте. Рассказ как повествовательный жанр. | Анализировать текст-повествование. Составлять текст-повествование по рисункам и воображаемому сюжету. Ознакомиться с различными формами повествования (от разного лица) |
164 | Омонимы | Понятие омонима. Употребление омонимов | Сопоставлять омонимы и многозначные слова. Различать омонимы и многозначные слова. Решать творческие задачи на употребление омонимов в каламбурах и загадках |
165 | Р/р. Сочинение-рассказ | Тема, план, композиционное построение, смысловая цельность сочинения на грамматическую тему | Создавать текст на свободную тему, составлять план, определять основную мысль, отбирать содержание, выстраивать его в определенной последовательности, использовать цепную и параллельную связь в тексте. |
166 | Синонимы | Синоним как средство толкования лексического значения слова. Основное свойство синонимов. Оттенки значения и особенности употребления синонимов | Наблюдать своеобразие использования в речи синонимов. Определять разные типы синонимов: смысловые, стилистические, текстовые. Производить лексический разбор слова по образцу |
167 | Антонимы | Антоним как доказательство многозначности слова. Антоним как средство выразительности речи. Способы связи предложений и фрагментов высказывания | Осмыслять роль антонимов в структуре словарной статьи толкового словаря. Упражняться в определении роли антонимов для придания высказыванию точности, меткости, афористичности. Определять роль антонимов как средства связи предложений и фрагментов высказывания |
168 | Лексический разбор слова | План лексического разбора слова | Упражняться в лексическом разборе слова. Составлять словарные статьи по типу толкового словаря. Повторять орфограммы корня слова |
169 | Стандартизированная диагностическая работа | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции.
| |
170 | Выполнение стандартизированной диагностической работы | ||
171 | Р/Р Выборочное изложение ( по рассказу Б. Жидкова «На льдине») | Памятка подготовки к выборочному изложению | Формулировать темы изложения. Выбирать соответствующий теме эпизод текста. Обсуждать детали текста для выборочного изложения. Анализировать языковые средства текста. Писать выборочное изложение. Редактировать чистовой вариант |
172 | Написание изложения | Понятие о тексте и его признаках. Представление о различных типах изложений. Требования к выборочному изложению. | Владеть ознакомительным и изучающим видами чтения, выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, тип и стиль речи. Составлять план, излагать текст письменно, соблюдая нормы языка. |
173 | Сфера употребления слов | Общеупотребительная лексика. Слова, ограниченные в употреблении | Выборочно читать учебную статью. Составлять план учебной статьи. Пересказывать учебную статью. Упражняться в определении сферы употребления и роли слов, ограниченных в употреблении, в художественной литературе. Упражняться в лексическом разборе текста |
174 | Архаизмы. Неологизмы | Исторические процессы развития лексики русского языка | Осмыслять исторические явления в лексике русского языка при образовании неологизмов и архаизмов. Определять роль архаизмов в художественной литературе. Повторять правописание слов с полногласными и неполногласными чередованиями в корне |
175 | Заимствованная лексика | Процессы расширения лексики языка. Этимологические словари | Работать с учебной статьёй. Ознакомиться с «внешними» приметами заимствованных слов. Ознакомиться со структурой и содержанием статей этимологического словаря. Упражняться в определении происхождения слов |
176 | Р/Р Описание предмета | Композиция описания. Особенности художественного описания | Давать общую характеристику предмета. Выявлять отдельные признаки и детали предмета. Сопоставлять описание предмета в научном и художественном стилях. |
177 | Р/р. Как описать предмет? | Описание предмета. Строение текста-описания. Научное и художественное описание. Виды описания | Выявлять приметы художественного описания в связном тексте. Осознавать авторскую позицию в художественном описании предмета. Готовиться к домашнему сочинению-описанию предмета по памятке |
178 | Фразеологизмы | Фразеологизм как крылатое выражение | Осмыслять значение фразеологизмов. Осваивать правила уместного использования фразеологизмов в собственной речи. Упражняться в определении фразеологизмов и их роли в художественной литературе |
179 | Р/Р Как описать животное? | Типы и стили речи. План текста. Выразительные средства речи | Повторять сведения о стилях и типах речи, основных средствах выразительности. Составлять опорный план будущего сочинения |
180 | Контрольное изложение по отрывку из рассказа И.С. Тургенева «Муму» | Понимать основное содержание текста, воспринимаемого на слух или прочитанного, разбивать текст на смысловые части, определять тему, основную мысль, описательных частей текста, выявлять сочетание разных типов речи в тексте. | |
181 | Написание изложения | ||
182 | P/р. Сочинение-описание животного | Особенности текста-описания животного. План, его роль в организации текста. Отбор материала по плану. Типы речи. Тема, основная мысль. Языковые особенности художественного стиля | Опознавать приметы художественного стиля в текстах-образцах, составлять план текста, готовить рабочий материал. |
183 | Анализ изложения и сочинения | Работа над ошибками | Совершенствовать умение видеть и слышать опознавательные признаки орфограмм |
184 | Повторение изученного по орфографии | Орфографические правила, вызывающие затруднения учащихся | Совершенствовать умение видеть и слышать опознавательные признаки орфограмм. Совершенствовать умение выбирать написание с помощью алгоритма рассуждения. Производить орфографический анализ связного текста |
185 | Правописание гласных и согласных в корне. Обобщение и систематизация знаний | Орфографические правила, регулирующие написание гласных и согласных в корне | Обнаруживать орфограммы в корнях слов, группировать слова по видам орфограмм, объяснять правописание анализируемых слов, использовать орфографический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов. |
186 | Правописание приставок. Обобщение и систематизация знаний | Понятие приставки. Виды орфограмм в приставках. | Выделять в словах приставки, опознать орфограммы в приставках и применять изученные орфографические правила. Использовать орфографический словарь. |
187 | Правописание имен существительных. Обобщение и систематизация знаний | Орфографические правила, регулирующие написание имен существительных | Обнаруживать, орфограммы в корнях, окончаниях и суффиксах существительных, выбирать правильный способ действия при выборе орфограмм, использовать орфографический словарь. |
188 | Личные окончания глаголов. Обобщение и систематизация знаний | Правила, регулирующие написание личных окончаний глаголов | Выбирать правильный способ действия при выборе орфограмм. |
189 | Соблюдение норм современного русского языка. Обобщение и систематизация знаний | Понятие речевой ситуации. Понятие языковых норм. Нормы современного русского языка. Этикетные слова и выражения. | Использовать речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности с учетом речевой ситуации. Употреблять слова, соблюдая языковые нормы. Оценивать свою и чужую речь с точки зрения соответствия речи нормам языка. |
190 | Комплексный анализ текста | Работа с текстом | Обнаруживать, орфограммы в корнях, окончаниях и суффиксах существительных, выбирать правильный способ действия при выборе орфограмм, использовать орфографический словарь. |
191 | Повторение изученного по пунктуации | Пунктуационные законы простого и сложного предложения | Систематизировать изученное по пунктуации. Совершенствовать умение определять формальные признаки пунктограммы. Совершенствовать умение объяснять постановку знаков препинания в соответствии со смысловыми отношениями предложений. Производить пунктуационный анализ связного текста |
192 | Р.р. Текст. Лексические средства связи предложений в тексте. | Текстовые синонимы. Родовидовые слова. Обобщение и систематизация знаний по лексике и фразеологии | Использовать цепную и параллельную связь в тексте |
193 | Синтаксис и пунктуация. Обобщение и систематизация знаний | Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в простом предложении. | Проводить элементарный интонационный анализ предложений, различать виды предложений на основе смыслового и грамматико - интонационного анализа, выделять грамматические |
194 | Знаки препинания в простом предложении. Обобщение и систематизация знаний | ||
195 | Порядок пунктуационного и синтаксического разборов. | Порядок пунктуационного и синтаксического разборов. | |
196 | Знаки препинания в сложном предложении. Обобщение и систематизация знаний | Знаки препинания в сложном предложении. Порядок пунктуационного и синтаксического разборов. | Конструировать предложения по заданным типам грамматических основ, пунктуационно грамотно оформлять сложные предложения. |
197 | Порядок пунктуационного и синтаксического разборов. | ||
198 | Соблюдение норм современного русского языка. Обобщение и систематизация знаний | Нормы современного русского языка. | Употреблять слова, соблюдая языковые нормы. Оценивать свою и чужую речь с точки зрения соответствия речи нормам языка. |
199 | Контрольный диктант по теме «Повторение в конце года» | Орфограммы и пунктограммы, изученные в 5 классе | Определять опознавательные признаки орфограмм и пунктограмм и выбирать верное их написание. Выполнять грамматические задания |
200 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками | Типичные орфографические и пунктуационные ошибки диктанта. Затруднения и ошибки при выполнении грамматического задания | Группировать ошибочные написания по типам орфограмм. Определять опознавательный признак пунктограмм. Объяснять ошибочные написания по алгоритмам рассуждения. Составлять схемы предложений. Отрабатывать порядок действий при решении грамматических заданий |
201 | Повторение изученного по культуре речи | Основные понятия, изученные на уроках развития речи. Грамматические нормы употребления слов в русском языке | Систематизировать и обобщать знания по культуре речи. Совершенствовать умение создавать собственные тексты разных типов. Писать сочинение по личным впечатлениям |
202 | Р/р. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. | Обобщение и систематизация знаний | Определять стилистическую функцию слов в тексте. |
203 | Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Сфера их употребления | Понятие о нейтральных и стилистически окрашенных слова. Сфера их употребления | Определять сферу употребления нейтральных и стилистически окрашенных слов, оценивать речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения. |
204 | Итоговый урок | Результаты работы за год | Создавать монологические устные высказывания о впечатлениях от работы в течение года. Анализировать успехи и недостатки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно тематическое планирование уроков русского языка 6 класс Разумовская
К/т планирование уроков русского языка в 6 классе...
Тематическое планирование уроков русского языка 11 класс.
Тематическое планирование уроков русского языка 11 класс....
Тематическое планирование уроков русского языка 11 класс.
Тематическое планирование уроков русского языка 11 класс....
Тематическое планирование уроков русского языка 5 класс
Планирование уроков русского языка по учебнику Бабайцевой (5 класс)...
Тематическое планирование уроков русского языка 8 класс
Планирование уроков русского языка по учебнику Бабайцевой (8класс)...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка 5 класс
Планирование составленно на основании "Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов"/авторы: Т.А. Ладыженская,М.Т. Баранов,М.,"Просвещение",2009...
Тематическое планирование уроков русского языка 8 класс
Данный материал представляет рабочую программу уроков русского языка в 8 классе по программе В.В. Бабайцевой. Содержит титульный лист, пояснительную записку....