Технологическая карта урока. Глагол. 5 класс. Спряжение(с использованием элементов технологии Смарт)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Самукова Ирина

Технологическая карта урока. Глагол. 5 класс. Спряжение (с использованием элементов технологии Смарт)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока с использованием электронного контента

(Самукова И.П., учитель русского языка и литературы ГОУ 291)  

Предмет, класс

Русский язык, 5 класс

Тема урока, № урока по теме

Правописание личных окончаний глагола ( 9-й урок в теме "Глагол как часть речи.")

Цели урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

формирование у школьников правописно-коммуникативной компетенции, а именно: обосновывать выбор Е – И в безударных личных окончаниях глаголов, владеть приемами устной и письменной речи, различными приемами работы с учебной и дополнительной литературой, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владеть способами контроля и взаимоконтроля, умение коллективно работать.

Развитие мышления, функций анализа и синтеза при закреплении материала.

Формирование  социального опыта, ценностных отношений, толерантности; создание положительной эмоциональной обстановки в процессе работы.

Планируемые образовательные результаты

 учащиеся научатся  определять спряжение глаголов,  применять правило правописания личных безударных окончаний глаголов.

Тип урока

Урок формирования языковых умений и навыков (закрепление)

Этапы урока

1. Мотивация  учебной деятельности.

2. Актуализация знаний и учебные действия.

3. Постановка учебной задачи.

4. Закрепление  изученного в системе знаний

5. Этап закрепление с комментированием во внешней речи

6. Рефлексия.    

7. Домашнее

задание 

Актуальность применения интерактивной доски

Задействованы каналы восприятия учащихся (зрение,  слух и кинестетический канал).  

Появляется временной резерв на каждом этапе урока, где используется интерактивная доска.          

Электронный контент

(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедий

ный компьютер, проектор, программные средства, интерактивная доска.)

Локальная сеть, выход в Интернет, интерактивная доска, мультимедийный компьютер, проектор, ноутбуки

Компетенции учащихся на уроке

Ученик определяет  спряжение глагола, распознает глаголы I и II спряжения с безударным личным окончанием

Виды контроля на каждом этапе урока

Опрос

Тестирование «Спряжение глаголов»

Кластер «Глагол», взаимопроверка

Опрос

Взаимопроверка, самоанализ

Учебный контент

Демонстрационный материал (текстовый, графический, звуковой, видео ит.п.),

 материал для практических работ,

материал для самостоятельной работы,

 контрольно-измерительные материалы,

 дополнительный, справочный материал,

ссылки на источники информации и литературу.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация  учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

Приветствие учащихся , проверка готовности к уроку.

 Включение в деловой ритм.

1. Продолжаем работу по теме «Глагол». Тема сегодняшнего урока: I и II спряжение глаголов (закрепление) (ИД-презентация, слайд № 1).Постановка цели урока. Чем мы занимались на прошлом уроке? Что мы должны сделать на данном уроке? На доске - слова-помощники: мы должны повторить, закрепить, применить и т.д. (ИД-презентация, слайд № 2).

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

(Учили спряжение глаголов; учились правильно писать личные окончания глаголов).

Работают с ИД-презентацией.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

Коммуникативные:общение и взаимодействие, планирование учебного процесса

Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения материала

2.Актуализация знаний и учебные действия.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Дома вы проделали большую работу - выучили правило спряжения глаголов, сейчас посмотрим, какой результат покажет тест-off-line. На выполнение теста - 3 минуты. Тест по спряжению глаголов (один из 3-х вариантов) - выполняют на ноутбуках в парах.         

Осуществляется промежуточный контроль (вслух и на мониторе)

Назовите орфограмму, которую мы сейчас отрабатывали. (Правописание личных окончаний глаголов). Вспомните, какие ещё орфограммы изучены по теме «Глагол»? (ИД-презентация, слайд     № 3).

Вы назвали все изученные орфограммы, относящиеся к глаголу.

Назовите и "вытяните" все морфологические признаки глагола. (ИД-презентация, слайд № 4).        

Мультконцерт. (ИД-презентация, слайд № 5). Сейчас для вас исполнит песенку Крокодил Гена, ваша задача - записать все глаголы, которые пропоёт наш герой. (Внимание! Повторяющиеся глаголы не называть).

Текст песни

Слова Э. Успенского
Медленно минуты
уплывают вдаль,
Встречи с ними ты уже
не жди. 
И хотя нам прошлого немного жаль,  
Лучшее, конечно, - впереди!
Скатертью, скатертью дальний путь
стелется
И
упирается прямо в небосклон.
Каждому, каждому в лучшее
верится,
Катится, катится голубой вагон!
Может, мы
обидели кого-то зря -
Календарь
закроет этот лист.
К новым приключениям
спешим, друзья,
Эй,
прибавь-ка ходу, машинист!
Голубой вагон
бежит-качается,
Скорый поезд
набирает ход.
Ну зачем же этот день
кончается?
Пусть бы он
тянулся целый год!

- Сколько глаголов прозвучало?  (15 глаголов). А теперь назовите глаголы, которые соответствуют изученным орфограммам. (Слайд № 3 - вернуть на экран).

(Стелется, упирается, верится, катится, закроет, качается, набирает, кончается - правописание личных окончаний глаголов; не жди - не с глаголами; обидели - гласная перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени; стелется, упирается, верится, катится, качается, кончается - правописание -тся, -ться в глаголах).

На какую орфограмму встретилось больше всего глаголов? (Правописание личных окончаний глаголов).

Посмотрим, как с этой сложной орфограммой справляетесь вы. (ИД-презентация, слайд № 6). На доске изображён наш любимый герой с глаголами, которые вы назвали. Помогите Крокодилу Гене вставить в слова нужные буквы. Работа с интерактивной доской – инструментом «Перо» один ученик вставляет буквы, выделяет личные окончания глаголов. Ученики в процессе проверки в тетради записывают количество ошибок.

 Скажите, ребята, по каким источникам вы дома учили спряжение глаголов? (По учебникам, записи в тетради и Интернету). Сейчас мы с вами повторим материал, если нужны ссылки на образовательные сайты - они перед вами на доске (ИД-презентация, слайд № 7).

Учащиеся на личных компьютерах выполняют действия (перетягивание), результат на общей доске.

Ученик  у доски выбирает правильные утверждения и перетягивает их в верхнюю часть доски (учащиеся это делают на индивидуальных компьютерах).

1.

                                       2.

Звучит аудиозапись из мультфильма.

Выписывают глаголы, слушая песню.

     

   Фронтальная

Смотрят презентацию (видеозапись).

Самопроверка, у слабых учащихся – взаимопроверка с сильными учащимися. Отвечают на вопросы учителя.

         Промежуточный контроль:  повторяют цели урока по правописанию безударных личных окончаний глагола. (Безударные личные окончания глагола зависят от того, к какому спряжению относится глагол.)

         1 ученик идёт к доске, остальные для взаимопроверки обмениваются тетрадями в парах.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операцию анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и выполняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

3. Постановка учебной задачи.

Цель:  обсуждение затруднений (почему возникли затруднения,  на что обратить внимание некоторым учащимся).

         Ровно через 2 минуты команды-соперники расскажут друг другу правила спряжения глаголов (I или II спряжение - по жребию; разделение команд оговаривается заранее). Вы должны рассказать правило, назвать глаголы-исключения, привести примеры (не менее 5).

          Победит команда, которая без ошибок выполнит задание.

Учитель предлагает обобщить условия написания гласной в окончании глагола. Вывод.

 Словарная работа. К диктуемым фразеологическим оборотам подобрать глагол-синоним.

 Вставляет палки в колёса( мешает), обведёт вокруг пальца (обманет), выбьетесь из сил (устанете), клюёте носом (засыпаете) , гладите по головке (хвалите) , сложишь голову (погибнешь), зарубит на носу (запомнит). 

-Какие  окончания глаголов называются личными? Почему?

Работа по учебнику ,упр.669 - работа с таблицей личных окончаний глаголов.(с.122)

-Как определить спряжение глагола , если его окончание безударное? (Определяем спряжение по начальной форме глагола)

Учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения.

Речевое проговаривание. Запись глаголов. Обозначение орфограммы.

Учащиеся в парах работают со словарём фразеологизмов.

Учащиеся отвечают на вопросы, работают с учебником.

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую, поиск информации по словарю.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

4. Закрепление  изученного в системе знаний.

Цель: построение и фиксация ранее полученных  знаний.

Учитель предлагает учащимся  работу с текстом.  

Текст на индивидуальных компьютерах, 1 ученик у доски. Какова тема данного текста? Из какого учебника взят текст? (Из учебника биологии).

Выпишите выделенные слова, вставьте пропущенные буквы. Назовите орфограммы, которые встретились в предложенном тексте.

Проверяем написание слов путём перемещения текста.

Найдите в тексте и выпишите 3 глагола I спряжения и 3 глагола II спряжения. (Например: I спряжение - познавать, называют, изготавливается; II спряжение - учимся, значит, хранить и др.). Составьте и запишите 3 предложения, используя выписанные глаголы (по выбору можно три словосочетания).

Учащиеся обозначают орфограмму.

1 ученик работает с интерактивной доской, используя инструмент «Перо». 

Выполняют задание.

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: действия  оценивания содержания.

Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности, переключение внимания.

Игра «Хлопок». Учитель диктует  глаголы 1 и 2 спряжения – ( 1спр. - хлопок, 2 спр. - два хлопка)

Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

5.  Этап закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Учитель предлагает выполнить упражнение  учебника.

1)Упр.682 - устное составление предложений, запись лучших в тетради.

Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы.

 Речевое проговаривание.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

 Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Учитель предлагает учащимся выполнить задание  на доске.

Учащиеся выполняют задание. Индивидуальная работа.

Сверяют с образцом

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

6.    Рефлексия.    

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся.

Учитель задаёт домашнее задание с учётом уровня подготовки обучающихся.

 

  Осуществляют  оценку урока и самооценку , соотносят цель и результаты , степень их соответствия. Отвечают на вопросы:

-Какую цель ставили? (слайд с ключевыми словами)

 -Удалось достичь поставленной цели?

-Какие получили результаты?

-Что вызвало особые затруднения?

-Какие ошибки  при написании глаголов?

-Что представляется вам лёгким и понятным в теме «Глагол»?

  • Называют ключевые слова темы.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, взаимодействовать друг с другом.

7. Домашнее задание

Домашнее задание: Упр. 678 стр.125.

Составить сказку «Волшебная Страна глаголов» (по выбору)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 10 класс "Изучаем выражения с глаголом to mind"

Технологическая карта урока английского языка в 10 классе "Изучаем выражения с глаголом to mind". УМК "Enjoy English"...

Акробатические упражнения. Кувырок вперёд. Эстафеты с элементами гимнастики.(Технологическая карта урока 5 класс)

Цель урока: Выполнять акробатические и гимнастические соединения.закреплять группировки (в приседе, лёжа), перекаты (назад), кувырок вперед, кувырок назад, перекат назад в стойку на лопатках, мост из ...

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..

Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....

Технологическая карта урока «Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения на основе клоуз-теста по тексту В.Г. Бахмутова «Радуга» в 8 классе».

Подготовка обучающихся 8 класса, в т.ч. с ЗПР, к сжатому изложению с элементами сочинения на основе клоуз-теста....

Технологическая карта для 8 класса в условиях использования дистанционных технологий

Данная технологическая  карта создана для проведения урока в 8м классе с использованием дистанционных технологий и социальной сети вк....

Технологическая карта урока изучения нового материала с использованием дистанционных образовательных технологий

Данный урок разработан для учащихся 6 класса в условиях дистанционного обучения, что в данный период является актуальным для организации непрерывного образования, когда в реальных условиях невозможно ...