Развитие орфографических, пунктуационных и мыслительных навыков на основе слухового восприятия текста
статья по русскому языку (8 класс)

В статье рассматривается понятие слушания как вида речевой деятельности. Данный материал представлен на примере работы, которая основывается на слуховом восприятии и одновременно развитии орфографических, пунктуационных и мыслительно-аналитических навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slushanie_2.docx37.4 КБ

Предварительный просмотр:

БЫКАНОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА

Россия, г. Курск, МБОУ «СОШ №41 им. В.В.Сизова»

tatyana46-89@yandex.ru

«Развитие орфографических, пунктуационных и мыслительных навыков на основе слухового восприятия текста»

Аннотация. В статье рассматривается понятие слушания как вида речевой деятельности. Данный материал представлен на примере работы, которая основывается на слуховом восприятии и одновременно развитии орфографических, пунктуационных и мыслительно-аналитических навыков.

Ключевые слова: слушание, пересказ, выборочно-распределительный диктант, графический диктант, лексико-стилистическая работа.

В рамках школьной программы не хватает уроков, на которых  мы  могли бы в должной степени работать над навыками слушания, а они, как  известно, востребованы на государственной итоговой аттестации в 9 классе  и  устном собеседовании. Возникает вопрос: «Что такое слушание?»

Слушание - это вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание звучащей речи.

 С помощью слушания осуществляются:

  1. передача знаний
  2. обмен информацией
  3. развитие речевого слуха, речевой памяти
  4.  формирование устной речи, в частности ее выразительности
  5.  усвоение норм произношения и правописания

В данной статье тема «Слушание как вид речевой деятельности» будет рассмотрена на примере работы с текстом, которая основывается на слуховом восприятии и одновременно развитии орфографических, пунктуационных, мыслительно – аналитических навыков. Это даёт возможность повторить разделы лингвистики, а также продифференцировать  задания по степени сложности.

Я предлагаю на уроке русского языка в 8 классе взять текст «Курский соловей – живой символ Курского края» и всю работу построить на данном материале.

                Курский соловей – живой символ Курского края

Давно это было, и свидетелей тому нет. Но время сохранило предания о том, как по белу свету разнеслась молва о курском соловье – лучшем певце среди подобных себе.

  Тысячи людей со всех концов государства Российского собирались в Коренной пустыни, чтобы пройти крестным ходом по святым местам, помолиться и поклониться Чудотворной иконе Божией Матери «Знамение», испить воды родниковой чудодейственной, искупаться в ней. Приезжали люди и на знаменитую Ярмарку – предложить или купить товар. Многие были наслышаны о знаменитом курском соловье, его удивительном пении. Говорили, что звонко он поет, если водицей горлышко промочит. А в Коренной она ведь особенная!

  Про соловья все слыхали, да не каждый слышал соловья – гласит русская народная пословица. Паломники и заезжие на ярмарку гости, конечно же, слышали у себя на родине его поющих «сородичей». Но, возвращаясь домой, богомольцы и купцы еще с порога спешили сообщить о диковине: «О-о-о-о! Как поют курские соловьи!»

  После рассказов о чудной птице с неприметной красотой и завораживающим голосом всем хотелось самим ее услышать. Вот тут-то и получило свою популярность ремесло «соловьятников», которые безжалостно отлавливали лучших певцов и предлагали  их купить за 150 рублей и больше (за эту сумму в середине XIX века можно было купить две коровы и две лошади!). Так вместе со славой о себе начинают  «разлетаться» курские соловьи в клетках по всему миру.

  После царского указа от 3 февраля 1892 года (о запрете отлавливания птиц в период весеннего гнездования) курские умельцы стали лепить глиняных соловьев и продавать их на ярмарках. Мужиков, продававших свистульки с соловьиной трелью, стали называть «курскими соловьями». Так и повелось. Соловей стал живым символом Курского края!

 Курян за пределами родного края и поныне так величают.

 Вначале детям читается выразительно текст. Далее предлагается ряд заданий.

1.Из предложенного текста выписать ключевые слова

Молва, курский соловей, лучший певец

Коренная пустынь, крестный ход, пение соловья

Паломники, богомольцы, диковина

Ремесло «соловьятников», соловьи, клетки

Свистульки, символ Курского края

Вот, например, такие могут быть выписаны слова

По ключевым словам  можно давать задания на формулировку темы, основной мысли, определение  количества  микротем. Также возможно составление плана.

                                           2.Составить план

I. По белу свету разнеслась молва о курском соловье – лучшем певце.

II. Приезжие в Коренную пустынь восхищались  удивительным пением курского соловья.

III.Возвращаясь домой, богомольцы и купцы сообщали о диковине: «Как поют курские соловьи!»

IV. «Соловьятники» безжалостно отлавливали соловьёв и продавали их.

V.Курский соловей -  живой символ Курского края.

На данном этапе уместно поработать с понятиями: «основная мысль» и   «смысл названия». В нашем тексте название содержит в себе и тему, и основную мысль, что может вызвать дискуссию.

Выбор ключевых слов, составление плана способствуют развитию навыков  восстановления текста, пересказа. Тем самым мы учим детей выбирать необходимую информацию, сокращать текст, т.е. готовить устное высказывание и писать изложение.

На следующем этапе работы с текстом можно предложить такие задания.

3. Отметьте верные и неверные суждения по данному тексту.

  1. «Соловьятники» разводили соловьёв в неволе.
  2. Приезжали люди  на знаменитую Ярмарку – продать или купить товар.
  3. Царский указ разрешал отлавливать соловьёв в любое время года.
  4. Царский указ был подписан в 1895 году.
  5. Соловей – живой символ Курского края.
  6. «Курскими соловьями» называли в XIX в. всех, кто живет в Курске.
  7. Паломник – богомолец, странствующий по «святым местам».

Это проверка на внимательность и понимание.

Также можно предложить установить соответствия между словами из текста и их значениями

4. Установите соответствие между словами из текста и их значениями

Слова в

тексте

Значения слов

1.Символ

А. Регулярные празднично-образовательно-деловые события года, торжища широкого значения, организуемые в традиционно определённом месте.

2.Пустынь

Б. Богомолец, странствующий по  «святым местам». 

3.Ярмарка

В. Детская игрушка в виде лошадки, птицы и др. из глины с отверстиями для свиста.

4.Паломник

Г. Молящийся за кого-нибудь богу 

5.Свистулька

Д. Монашеское поселение в традиции православия, обычно удалённое от основного монастыря, располагающееся в незаселённом людьми месте.

6.Богомолец

Е. Торжественное церковное шествие с большим крестом.

7.Крестный ход

Ж. Изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме.

8.Пословица

З.Переливчатое, дрожащее звучание, создаваемое быстрым чередо-ванием двух соседних звуков

9.Трель

И. Образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме.

Предложенными заданиями  мы отрабатываем навык  подготовки к собеседованию, заставляем концентрироваться на понятии «дата – место», что позволяет проводить работу на понимание текста в экзаменационных  заданиях  9 и 11 классах.

Лексико – семантическая работа, которая расширяет лексический запас, знакомит со сложными терминологическими понятиями, помогает выстраивать логические соответствия, а также обращает внимание на правописание. Лексические задания лучше проводить сначала на слух, а потом - визуально.

При чтении текста мы обращаем внимание на то, что в тексте имеется разговорная, сниженная лексика.

Испить

Слыхать

Величать

Тут-то

 Я считаю, стоит обратить внимание на такие слова и провести  лексико – стилистическую  работу.

    Можно прочитать слова, а дети назовут варианты общеупотребительных слов. По каждому слову можно выяснить – при помощи чего происходит снижение.

Лексико-стилистическая работа

Слово из

текста

Общеупотребительное слово

Чем делается снижение

испить

выпить

приставка ис-

слыхать

слышать

чередование х/ш

величать

называть

синоним

тут -то

тут

суффикс -то

На этом этапе мы повторяем виды лексики,(книжную, разговорную, сниженную), подбираем синонимы, что помогает готовить детей к ОГЭ.

Далее можно провести комплексную работу в группах  по орфографии, пунктуации.

5. Комплексная работа по орфографии, пунктуации

Читаем  текст по абзацам и выполняем  задания

                 Выборочно – распределительный диктант

Задания состоят из нескольких блоков.

Первый  это различение орфограммы в корне (чередование и слова с непроверяемыми  гласными в корне). В данном задании следует  сделать акцент на слове «начинают», потому что дети не всегда замечают чередование –ин-/-а(я)  в словах начИНать – начАть.

I блок заданий

Чередующиеся гласные в корне

Словарные слова с сомнительными гласными

собирались

предание

начинают

паломники

поклониться

соловей

предложить

сородичи

предлагать

Второй блок заданий  связан с морфологической привязанностью орфограммы «суффиксы причастий и прилагательных». Акцентное слово – соловьиный.

Н и НН в суффиксах прилагательных

Суффиксы причастий

коренная

поющие

весеннего

наслышаны

глиняных

продававших

народная

завораживающее

соловьиный

Третий блок  позволяет повторить систему приставок в русском языке: неизменяемые приставки и приставки, зависящие от зв/гл  последующих согласных.

Неизменяемые приставки

Приставки, зависящие от зв/гл  послед. согласных

сохраняли

испить

съезжались

искупаться

помолиться

рассказов

поклониться

безжалостно

наслышаны

разлетаться

промочит

разнеслась

заезжие

отлавливались

собирались

Выборочно-распределительная работа позволяет развивать мышление, усиливает слуховые навыки (выборочное слушание), систематизирует орфографические навыки, формирует представление об орфографии как о системе, связанной с морфемикой, морфологией.

          Четвёртый блок  предполагает  слуховой анализ предложений в форме графического диктанта. Дети, не записывая предложения, составляют схемы. Перед вами на экране варианты предложений, с которыми можно поработать.

Предложения

1.Тысячи людей со всех концов государства Российского собирались в Коренной пустыни, чтобы пройти крестным ходом по святым местам, помолиться и поклониться Чудотворной иконе Божией Матери «Знамение», испить воды родниковой чудодейственной, искупаться в ней.

[ = ], (чтобы =,= и =,=,=)

2. Паломники и заезжие на ярмарку гости, конечно же, слышали у себя на родине его поющих «сородичей».

[ и,+++, =]

3. Но, возвращаясь домой, богомольцы и купцы еще с порога спешили сообщить о диковине: «О-о-о-о! Как поют курские соловьи!»

А : «П!»

[Но,/ ДО/,  и  =]

4. Мужиков, продававших свистульки с соловьиной трелью, стали называть «курскими соловьями».

[− − −,/ПО/,=].

5. Вот тут-то и получило свою популярность ремесло «соловьятников», которые безжалостно отлавливали лучших певцов и предлагали  их купить за 150 рублей и больше (за эту сумму в середине XIX века можно было купить две коровы и две лошади!).

[= ], (которые = и =(Вводное предложение!))

Слуховой анализ предложений развивает навыки структурного мышления, пунктуационного разбора. Следует сделать акцент на предложении №5, в котором мы показываем особенности пунктуации вводных предложений, а также постановки восклицательного знака.

Далее можно предложить устное высказывание сокращённого текста по ключевым словам, написание сжатого изложения, которое ложится на подготовленную почву. Это продуктивный способ проверки, насколько усвоен предшествующий материал.

Домашнее задание предлагаем на выбор

1. Сочинение – рефлексия, которое раскрывает тему высказывания.

Объясните смысл сказанного Плутархом: «Говорят, что природа дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать».

Комплексная проверка. Текст для того, чтобы вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Это отрывок из текста, над которым мы работали.

  Давно это было и свидетелей тому нет. Но время сохр(?)нило пр(?)дания о том как по белу свету разн(?)слась м(?)лва о курском соловье  луч(?)шем певце среди подобных себе.

  Тысячи людей ( со) всех концов государства Российского соб(?)рались в Коре(?)ой пустын(?) чтобы пройти крес(?)ным ходом по св(?)тым местам п(?)молит(?)ся и п(?)клонит(?)ся Чудотворной иконе Божией Матери «Знамение» и(?)пить воды родниковой чудодействе(?)ой искупаться (в) ней. Пр(?)езжали люди и на знаменитую Ярмарку – предл(?)жить или купить товар. Многие были наслыша(?)ы о знаменитом курском соловье его удивительном пени(?). Говорили  что звонко он поет если водицей горлышко промоч(?)т. А в Коре(?)ой она ведь особе(?)ая!

  Про соловья все слыхали, да не каждый слышал соловья – гл(?)сит русская народная пословица. П(?)ломники и з (?)езжие на ярмарку гости конечно же слышали у себя на родине его поющих «сородичей». Но  возвр(?)щаясь домой богомольцы и купцы еще с порога сп(?)шили со(?)бщить о диковине О-о-о-о! Как поют курские соловьи!

     Значение процесса слушания в учебной деятельности школьников велико. От умения понимать в нужном объеме воспринятую на слух учебную информацию зависит усвоение программного материала не только по русскому языку, но и по другим предметам, а также овладение другими видами речевой деятельности – говорением, письмом и чтением.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 8-11 классах (II вид) составлена учителями слуховой работы ГБС(К)ОУШИ I-II вида г.Тихорецка М.В.Утишевой и Н.В.Ехлаковой на основе государственной программы.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКАК МОДИФИЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГОВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ В 8-11 КЛАССАХСПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ II ВИДА(ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ)Данная про...

Модифицированная программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 8-11 классах (II вид) составлена учителями слуховой работы ГБС(К)ОУШИ I-II вида г.Тихорецка М.В.Утишевой и Н.В.Ехлаковой на основе государственной программы.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКАК МОДИФИЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГОВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ В 8-11 КЛАССАХСПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ II ВИДА(ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ)Данная про...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию про...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произнош...

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зай...

"Развитие навыка слухового восприятия элементов музыкального языка на основе образно-ассоциативных представлений учащихся 3 класса на уроке сольфеджио" Открытый урок

практическое закрепление навыка слухового восприятия элементов музыкального языка с помощью ассоциативно- образных представлений....