Урок русского языка на тему: "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Гизатуллина Гульнара Идрисовна

Технологическая карта урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh.karta_uroka._imya_prilagatelnoe.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Гизатуллина Гульнара Идрисовна, учитель ГБОУ «Васильевская КШИ им.Героя Советского Союза Н.Волостнова»

Технологическая карта на тему «Имя прилагательное»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цели урока:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знаний; наблюдение за выразительным использованием имен прилагательных в предложениях и текстах; обогащение словарного запаса учащихся.

Содержательная: обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном: повторение грамматических признаков имени прилагательного (рода, числа, падежа); введение новых грамматических признаков имени прилагательного (разряды: качественное, относительное, краткая и полная формы); закрепление умения отличать прилагательное от других частей речи, умения логически рассуждать на грамматическую тему.

Планируемые результаты:

Предметные

- формирование умений отличать прилагательное от других частей речи, отличать полное от кратких прилагательных, знаний, как образуются прилагательные, каким членом предложения являются.

Личностные:

- Понимание необходимости учения.

- Оценивание своих достижений на уроке.

- Соблюдать нормы речевого поведения в различных ситуациях общения.

Метапредметные

Регулятивные:

- Понимание учебной задачи урока.

- Планирование своей деятельности.

Коммуникативные:

- Уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, отстаивать свою точку зрения.

- Коллективно договариваться о правилах общения и поведения на уроке, следовать им.

Познавательные:

- Развитие мыслительных операций: сравнения, анализа, обобщения;

- Формирование умений выдвигать гипотезы и их обосновывать;

- Формирование умений выделять основные признаки прилагательных.

Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор, картина Иса́ака Ильи́ча Левитана «Октябрь (осень)».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок- путешествие, полное опасностей и неожиданностей.

Кто за путешествия?

Все без исключения!

Ведь и для нас осталось

Еще немало стран,

Пока что не открытых,

Или давно забытых!

Дорог в странах немало -

Смелее у штурвала!

- В течении урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность на оценочных листах: задание выполнено правильно,

ставьте + (плюс); задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?)

 (Приложение 1)

- Мы отправляемся из станции «Синтаксическая».

-Вот и первое испытание:

Синтаксическая пятиминутка: сделайте синтаксический разбор предложения, написанного на доске.

Осе(н,нн)… утром ребята вышли (на) ежедневную пр…бе…ку.

- Кто допустил ошибки? Как поступить? (Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

- Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.

 - Назовите все морфологические признаки имён прилагательных, употреблённых в предложении.

- Всегда ли имя прилагательное является определением?

- Правильно, ребята! Обратите внимание на экран и прочитайте предложение:

Будь не красен, а здоров.

- Как вы понимаете смысл пословицы?

- Чем являются прилагательные в этом предложении? Какую форму они имеют?

- Молодцы, ребята, справились с первым заданием.

- Но нужно следовать дальше навстречу нашим знаниям. Нас ждет станция «Прилагательное».

Счастливого пути! Вот вам загадка. Отгадав её, вы сможете определить, о чём пойдет речь на

нашем уроке.

Со мною ваша речь красива и точна,

Когда же нет меня – она, увы, бедна.

 Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую

 Соцветьем дивных слов легко определю я!

- О какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке?

- Какая орфограмма, изученная в 5 классе, встретилась в слове прилагательное? Объясните её.

Психологически настраиваются на урок.

Осенним утром ребята вышли на

ежедневную пробежку.

- Предложение по цели высказывания повествовательное,

невосклицательное, простое,

распространенное.

Осенним (утром)- Т.п., ед.ч., ср.р.

(на) ежедневную (пробежку) –

В.п., ед.ч., ж.р.

Нет, оно может выступать и в

роли сказуемого.

Лучше быть здоровым, чем красивым.

- Сказуемым, они имеют краткую форму.

- Это имя прилагательное.

 Сегодня мы обобщаем наши знания об имени прилагательном.

Правописание О и А в корне –ЛАГ-//-ЛОЖ-.

Самоопределение, осуществление гражданской позиции личности.

Целеполагание: принятие учебной задачи. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества, ориентировка на позицию партнера

Построение речевого высказывания в устной форме, использование знаково-символических средств для решения задач.

2.Актуализация знаний

и фиксирование индивидуального

затруднения в пробном

учебном действии.

Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней

потребности к построению нового способа действий.

- Я приглашаю вас совершить путешествие в столицу страны Прилагательных, в город Цветоград.

- Но прежде чем мы отправимся в путешествие,

скажите: знаете ли вы, что такое прилагательное?

-А вы знаете, к каким словам, к какой части речи

«прилагаются», присоединяются прилагательные?

- Сейчас мы работаем в парах. Перед вами

текст.

- Вставьте в данный текст подходящие по смыслу

слова из справок.

О чём сообщается в тексте?

«Осень,_______ осень! ______ небо, _____, ______, ______ облака: _____ и _____ становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой _____ чаще, куда летом не проникал глаз ______ .»

Слова для справок: глухой, низкие, голы, глубокая, влажные, человеческий, прозрачны, тяжёлые, серое.

- Поменяйтесь листочками, проверьте ответы и оцените свою познавательную деятельность.

-Если вы понаблюдаете за своей речью, то убедитесь, что без имени прилагательного вы не могли бы общаться.

-Ребята, приведите примеры, где в нашей жизни встречаются имена прилагательные?

- Часть речи, которая обозначает признак предмета.

- К именам существительным.

Парная работа (учащиеся вставляют в текст, заранее распечатанный, имена прилагательные, находят синонимы, антонимы к именам прилагательным.

«Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака: голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой чаще, куда летом не проникает глаз человеческий.

Название морей и рек, семь цветов радуги, в загадках.

Формирование позитивной

самооценки, планирование своих действий, оценка правильности выполнения действия, формулировка собственного мнения, умение договариваться

и приходить к общему решению в совместной деятельности, построение речевого высказывания в

устной форме.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

На таком поезде, да и с таким экипажем, можно

ехать даже к самому горизонту. И вот мы в

столице страны Прилагательных.

- Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Перед вами текст. Надо поставить прилагательные в нужной форме, определить и выделить окончания.

С древних времен люди знали о полезн… действии растений. Из огромн… количества трав они выбирали только те, которые лечили человека и укрепляли его здоровье. Их называли лекарственными.

Из растений делали отвар. Это значит, их варили. А также делали настой, то есть их заваривали как чай. Лекарствен… растения богаты витаминами, поэтому их использовали в качестве профилактическ… средства. И сейчас лекарственные растения применяют в современн… медицине.

- Как проверить?

- Кто не выполнил задание? Что у вас не получилось?

 - Кто выполнил задание, какое правило использовали?

- В чем у вас затруднение?

- Почему не смогли справиться с заданием?

- У кого возникли затруднения при выполнении задания?

- Но сначала вспомним алгоритм рассуждения по определению окончаний прилагательных.

Чтобы узнать, какое окончание пишется у прилагательного, нужно:

- определить, к какому существительному относится прилагательное,

- определить род, число и падеж этого существительного и прилагательного,

- поставить для проверки вопросительное слово какой?

- Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.

- Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности?

-Полностью с вами согласна. К нам попала старинная бутылка с посланием, а в ней задание.

Разгадаем и выполним (на карточках текст с предложениями).

-Выпишите имена существительные и зависимые от них прилагательные.

Вода у берега голубая, чистая, прозрачная, а дальше от берега - синяя.

По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит, колокольчик однозвучный утомительно гремит.

Работа со словарем в парах по толковому словарю

На основе выбранного учащимися метода они выдвигают гипотезы, используя схемы, применяя новый способ действий к задаче, которая вызвала затруднения.

- Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить

себя по эталону.

С древних времен люди знали о полезном (о каком?) действии (ед.число, ср.род, пред.падеж)

растений. Из огромного (какого?) количества трав они выбирали только те, которые лечили человека и укрепляли его здоровье. Их называли лекарственными.

Из растений делали отвар. Это значит, их варили.

А также делали настой, то есть их заваривали как чай.

Лекарственные (какие?) растения богаты витаминами, поэтому их использовали в качестве профилактического (какого?) средства. И сейчас лекарственные растения применяют в современной (в какой?) медицине.

- Не смогли определить, какое окончание надо написать.

- Я не могу назвать правило, которым пользовался, не

уверен, что выполнил задание правильно.

- Не смогли найти нужного вопроса для проверки данного окончания, не знаем, какие окончания имеют имена прилагательные.

Нужно потренироваться в применении правила.

Необходимо закрепить знание правила и умения применять

его на практике.

Работа в парах. Учащиеся из предложений выписывают существительные и зависимые от них прилагательные.

Вода голубая, чистая, прозрачная, синяя.

По дороге зимней, скучной; тройка борзая; колокольчик однозвучный

(учащиеся находят в словаре и выписывают лексическое значение слова «борзая»

Борзая- быстрая, резвая. Б. конь

Борзая -охотничья собака с острой длинной мордой и длинными тонкими ногами

Умение находить ответы на вопросы, используя свои

знания и информацию, полученную на уроках литературы.

Контроль, оценка правильности выполнения действий.

Умение структурировать знания, выбор наиболее

эффективных способов решения задач, построение

речевого высказывания в устной и письменной форме.

Динамическая пауза

Цель: сменить вид деятельности.

Отгадайте кто это?

Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)

Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)

Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)

Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)

Вкусная, сочная, синяя. (Слива)

Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)

Умные, активные, дружелюбные. (это вы, ребята.)

Учащиеся отгадывают загадки, связанные с темой «Имя прилагательное» и изображают предмет.

Личностные:

установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

4.Этап включения изученного в систему знаний и повторения.

Цель:

мотивировать учащихся к деятельности;

координировать деятельность учащихся;

контролировать выполнение заданий

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания

Творческое задание. Мы подходим к следующей

остановке нашего путешествия и задание вам такое: ввести в текст прилагательные, превратив набросок в рисунок в цвете.

- Перед вами репродукция картины Исаака Ильича Левитана - российского художника, мастера «пейзажа настроения» «Октябрь (осень)».

- Внимательно рассмотрите эту репродукцию. Какие эмоции вызывает у вас эта картина?

- Выпишите из данных ниже эпитетов те, которые можно использовать при описании этой картины. Объясните свой выбор.

(Задание 254 на стр. 201 в учебнике).

 -Прочитайте свои варианты и оцените друг друга

- Вдали видна станция Проверочная.

SOS! Помогите мне – найдите слова с верными ответами и объясните свой выбор.

Проверочная работа.

1.Что такое имя прилагательное?

1) Слово.

2) Часть речи.

3) Часть предложения.

2. Имена прилагательные отвечают на вопросы...

1) кто? что?

2) какой? какая? какое? какие?

3) что делает? что сделает?

3. Какая часть речи обозначает признак предмета?

1) Имя существительное.

2) Имя прилагательное.

3) Глагол.

4. С какой частью речи связано имя прилагательное?

1) С именем существительным.

2) С глаголом.

3) С местоимением.

 5. Как изменяется имя прилагательное?

1) По родам.

2) По лицам

3) По числам.

4) По падежам.

6. Подчеркните имена прилагательные.

1) замечаешь   4) рукоятка           7) сказуемое

2) оранжевый  5) великолепный  8) большинство

3) насекомое   6) подлежащее       9) смолистый.

7. Какие окончания у имен прилагательных

женского рода?

1) -ой (-ый, -ий)

2) -ая (-яя)

3) -ое (-ее)

8. Если имя прилагательное имеет окончание –ое

(-ее), то какого оно рода?

1) Мужского рода.

2) Женского рода.

3) Среднего рода.

9. Подчеркните краткие прилагательные:

1. Плавный.   2. Зелена.   3. Страшный.

4. Тонок.   5. Любимая.   6. Аккуратны

10. Как узнать род имени прилагательного?

1) По роду имени существительного, с которым

связано имя прилагательное.

2) По окончании имени существительного.

3) По окончании имени прилагательного.

Без ошибок или одна ошибка – 5!

2-3 ошибки - 4!

4-5 ошибок – 3!

Более 5 ошибок – 2!

- Обсуждение допущенных ошибок.

Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке оценивают себя.

Учащиеся выполняют тестовую работу, после чего обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа

Проверь себя!

1. - 2,

2 – 2,

3 – 2,

4 – 1, 3,

5 – 1, 3, 4,

6 – 2, 5, 9,

7 - 2

8 - 3

9 – 2, 4, 6

10 – 1,3

Поставь оценку!

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного, осуществление итогового и пошагового

контроля по результату, адекватное восприятие

оценки учителя, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Самоопределение, самооценка личности, формирование адекватной

позитивной самооценки, самоуважения)

5. Рефлексия.

Цель: оценить результаты собственной деятельности

Рефлексия

- Давайте вспомним все об имени прилагательном.

- Что повторили об имени прилагательном?

- Напишите в тетрадях свое впечатление об уроке, ответив на вопрос: «Каким сегодня был урок?»

Используйте только прилагательные.

- Вот и подошло к концу наше опасное, но интересное путешествие в страну Прилагательных. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда, желаю вам и дальше держаться вместе, и плыть по морям жизни дружно. Удачи всем! Спасибо!

Штормы и ветры нам не страшны.

Ждут берега нас родной стороны.

Пусть бури и ветры с тобой, верный друг,

И помощь протянут тебе сорок рук.

Будь смел и отважен - прочти много книг,

В большом море знаний плыви, ученик.

К заветной мечте и чудесной земле.

В нагруженном знаниями корабле!

Домашнее задание:

Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился находить и выделять прилагательные, применять изученные правила, объяснять выбор написания, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упражнение № 242 из параграфа 29.

2 Кто научился проверять окончания прилагательных, синтаксическую роль прилагательных, но не уверен, что всегда правильно сможет написать и объяснить окончания прилагательных, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполнит упражнение № 247.

3. Кто научился распознавать окончания прилагательных, определять падежи прилагательных, синтаксическую роль прилагательных и может объяснить тему товарищу, скажет себе: «Молодец!», придумает 5-6 предложений, употребляя имена прилагательные по теме «Осень в лесу», и объяснит все орфограммы по теме «Имя прилагательное».

4. Задания для умников и умниц! Написать лингвистическую сказку об имени прилагательном.

Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные.

Каким сегодня был урок?

Умение выражать свои мысли, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,

учет разных мнений и стремление к координации

различных позиций в сотрудничестве.

Рефлексия.

Формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения.

         Приложение 1

    Оценочный лист

1

 Синтаксический разбор предложения.

2

 Парная работа: вставить в текст, заранее распечатанный, имена прилагательные.

3

 Самостоятельная работа.

4

 Творческое задание.

5

 Проверочная.

Оценка:

       Задание выполнено правильно, ставьте + (плюс).

       Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе

Урок построен с использованием национально-регионального компонента: посвящен государственной символике Республики Калмыкия....

урок русского языка по теме "Имя прилагательное"

Повторение и закрепление по теме"Имя прилагательное"...

Урок русского языка на тему: "Имя прилагательное"

Обобщение знаний, полученных в 5 классе...

Урок русского языка по теме "Имя прилагательное"(обобщение)

Проверочная  работа по русскому языку в 6 классе...

Обобщающий урок русского языка по теме "Имя прилагательное". 6 класс. "Золотые тропы Урала".

Урок-зачет по теме "Имя прилагательное" представлен в форме экскурсии по красивейшим местам Южного Урала. Позволяет в нетрадиционной занимательной форме проверить знания учащихся по теме, а также восп...