ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
статья по русскому языку
В статье рассмотривается связь культуры и языка, а также необходимость на уроках русского языка формировать лингвокультурологическую компетентность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk_i_kultura.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Язык и культура
Основной задачей современной школы является воспитание человека культуры, поэтому работа по формированию лингвокультурологической компетентности учащихся на уроках русского языка актуальна как никогда. Особая роль в становлении культурного человека принадлежит филологическому образованию: русскому языку и русской литературе как предметам изучения и как явлениям национальной культуры. Русский язык даёт возможность русским «оставаться русскими» – иметь свои традиции, сохранять самобытность, чувствовать связь поколений. Исходя из этого, предмет «Русский язык» обязан обеспечить единство и взаимодействие языка, культуры и личности.
К сожалению, для многих молодых людей русский язык - это всего лишь средство коммуникации. И тогда, казалось бы, проучившись в средней школе десять лет, они должны были бы хорошо использовать всё богатство русского языка для общения. Но на самом деле их речь нередко бывает бедна, однообразна и невыразительна. Молодые люди часто используют жаргонизмы, разговорную лексику, в избытке употребляют заимствованные слова, а общение в социальных сетях вообще сводится к междометиям и смайликам. Такое обращение с русским языком приводит к тому, что учащиеся порой не понимают смысла прочитанного, не могут связно выразить свою мысль, да и выразить-то особенно нечего. Поэтому в последнее время даже появился термин «клиповое мышление», при таком мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов, и человек, привыкший к смене образов, как в калейдоскопе, мыслит поверхностно, примитивно.
Чтобы изменить ситуацию, надо показать детям, что русский язык нужен нам не только для понимания друг друга «на уровне сиюминутных потребностей», но и для существования в одном культурном контексте, для ощущения глубинного единения, именно поэтому на уроках русского языка важно формировать лингвокультурологическую компетентность.
В последнее время образовательное пространство России претерпевает качественные изменения. Требования к этим качественным изменениям представлены в Федеральном государственном стандарте образования [1]. В документе сказано, что стандарт направлен на обеспечение:
1)формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
2)единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.
Мы видим, что стандарт ориентирован, в первую очередь, на становление личностных характеристик выпускника. В документе говорится, что это должен быть человек:
- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.
В стандарте акцентируется внимание на том, что личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
3) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
4) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Особая роль в формировании такой личности принадлежит филологическому образованию: русскому языку и русской литературе как предметам изучения и явлениям культуры. Роль русского языка становится значительно шире предмета обучения: в современном контексте уроков родной язык может и должен восприниматься как особое национальное явление, воплощающее историческую и эстетическую память народа, источник знаний в разных областях общечеловеческой и национальной культуры.
В федеральном государственном образовательном стандарте по русскому языку говорится, что изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
1) формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;
6) формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;
7) осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
9) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
В связи с этим выделяют:
- коммуникативную компетенцию, которая предлагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения;
- языковую и лингвистическую (языковедческую) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- культуроведческую компетенцию – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Как мы видим, наряду с формированием и развитием коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенциями возникает новая – культуроведческая или лингвокультурологическая компетенция
Лингвокультурологическая компетенция – это знания о заложенной в русском языке системе культурных ценностей и способность пользоваться этими знаниями в практической деятельности.
Работа по формированию лингвокультурологической компетенции предполагает усвоение обучающимися в процессе изучения родного языка жизненного опыта своего народа, его культуры, национальных традиций, религии, а также формирование нравственно-этических ценностей и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых. Такой подход предусматривает соединение языка и культуры в процессе формирования коммуникативной и лингвокультурологической компетенции обучаемых, обогащение их словарного запаса фоновой лексикой, словами с культурным компонентом, развитие связной речи, создание предпосылок общения в социально-культурной сфере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый бинарный урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» (английский язык; немецкий язык; французский язык)
Цели урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность; найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий ...
Программа элективного курса "Язык через культуру, культура через язык"
Актуальность курса продиктована временем в связи с созданием на территории Бурятии особой туристско-рекреационной зоны. Ожидается поток иностранных туристов и поэтому учащиеся, выпускники школы умели ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...
Лекция по культуре речи "Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения"
1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные стили, их ха...
Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД
Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....
Программа социализации обучающихся средствами учебного предмета «Немецкий язык» «Диалог культур – культура диалога»
Иностранный язык как учебный предмет обладает огромным развивающим и воспитывающим потенциалом. Он, как ни один другой предмет, способен воспитать уважение к людям других национальностей, терпимость к...
Конспект учебного занятия по теме "Лексическая норма и речевая культура" (учебная дисциплина ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи, 2 курс отделения СПО)
Конспект учебного занятия по дисциплине Русский язык и культура речи разработан по теме "Лексическая норма и речевая культура" для обучающихся 2 курса отделения СПО специальности 21.02.01 Ра...
- Мне нравится (1)