СИНОНИМЫ. АНТОНИМЫ. ИХ РОЛЬ В ТЕКСТЕ
методическая разработка по русскому языку (5, 6 класс)
В методической разработке представлены упражнения по теме "Синонимы. Антонимы. Их роль в речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_na_temu.docx | 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему
«Синонимы и антонимы. Их роль в тексте»
Работа с синонимами при анализе текста.
- Прочитайте сказку «Где твоё счастье?»
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была женщина с сыном Иванушкой. Задумал Иванушка походить по белу свету, поискать свое счастье. Отправился он в путь-дорогу дальнюю, в страны заморские. Вот приходит однажды Иванушка к морю широкому и видит на нем корабли разные. Нанялся он на корабль и поплыл искать свое счастье.
Плывет корабль по морю неделю, плывет другую, а морю конца-края не видно. Сначала море было ласковое да приветливое, но вот поднялась на нем страшная буря. Ветер паруса рвет, мачты скрипят, волны корабль заливают. Не струсили, не испугались моряки, выдержали шторм, сохранили корабль. Иванушка вместе с ними две ночи не спал, во всем помогал. Полюбился новый моряк товарищам, понравился капитану.
Много времени провел Иванушка на корабле. Насмотрелся в заморских странах на зверей диковинных, любовался дворцами прекрасными, но всегда вспоминал землю родимую, матушку любимую.
День ото дня все больше грустит Иванушка, все сильнее тоскует. «О чем ты, Иванушка, запечалился, что же ты, молодец, закручинился?» - спрашивают моряки своего товарища. «Гложет меня грусть-тоска по родному дому, друзья мои верные, - отвечает им Иванушка. – Снится мне каждую ночь дом родной да березка белоствольная».
Подумали-подумали моряки и решили помочь своему товарищу.
Долго ли, коротко ли плыл корабль, только прибыл он, наконец, в тот город, откуда Иванушка поехал счастье искать в страны заморские.
«Ох, и счастлив же я, что снова дома!» - воскликнул Иванушка, ступив на берег.
«Ну, вот и нашел ты свое счастье, - сказали ему друзья на прощание. – Не зря говорят: за морем теплее, а дома светлее».
- Как понимаете смысл пословицы, которой заканчивается сказка? Где, по вашему мнению, живёт счастье?
- Какие синонимы употребляются в сказке? ( царство – государство, путь – дорога, дальний – заморский, ласковый – приветливый, струсить – испугаться, полюбиться – понравиться, запечалился – закручинился, грусть – тоска, товарищи – друзья)
Б) Работа с синонимами. Лексическое лото.
Учитель показывает карточку со словом, а ученики на своём поле закрашивают одним цветом все синонимы к этому слову.
сеча | храбрость | несчастье | помощь | подмога |
бедствие | поддержка | сражение | смелость | битва |
выручка | участие | содействие | горе | удаль |
отвага | бой | беда | побоище | напасть |
(сеча – бой, сражение, побоище, битва;
бедствие – несчастье, беда, горе, напасть;
помощь – выручка, поддержка, участие, содействие, подмога;
храбрость – отвага, смелость, удаль)
В) Работа с синонимами при анализе высказываний о русском языке.
- Прочитайте высказывания. Подумайте, какая мысль их объединяет. Попробуйте на одном примере доказать справедливость этой мысли.
а) Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. (М Шолохов)
б) Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. ( В. Луговской)
в) Каждый человек любит язык, на котором он говорит с младенчества, но я не только люблю русский язык, я перед ним преклоняюсь. (И. Эренбург)
- Выпишите синонимы ( несметный – безграничный, богатство – сокровище, любить – преклоняться).
Г) Работа с антонимами при анализе текста.
- Прочитайте притчу В. Сухомлинского.
Красота
Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны тропинки плескалось синее море, с другой – стояли горы.
Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем.
Человек с горячим сердцем взглянул на море и глаза его стали изумлёнными и ласковыми. Он сказал:
– Какое оно сильное, могучее, вечное – море.
А человек с холодным сердцем сказал:
– Да. Много воды.
Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:
– Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем!
– Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и трещина на нём, вот и пылью покрыт он. Камень…
– Да, камень, но там, внутри, цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить его от каменного плена.
Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море.
Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена.
Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихли, и безбрежное море стало, как зеркало.
Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал:
– Да, крепкий камушек…
– Почему путники, которые искали одно и то же и шли одной и той же тропинкой, видели разное?
– Обсудите друг с другом (в паре), как вы поняли выражение «человек с горячим сердцем» и «человек с холодным сердцем».
– Кого мы можем назвать «человеком с горячим сердцем»?
- Выпишите антонимы.
Д) Работа с антонимами при анализе пословиц.
- Прочитайте пословицы. Объясните, как вы их понимаете. Подчеркните в них антонимы.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Сперва подумай, а потом начинай.
Думай медленно, работай быстро.
Лентяй за едой здоров, за работой болен.
За ложку первый, за работу последний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык в 5 классе Урок Тема: « Лексика. Синонимы. Антонимы.».
Урок по русскому языку в 5 классе на тему: "Лексика. Синонимы. Антонимы."...
Урок русского языка по теме "Лексика. Синонимы, антонимы."
Урок русского языка по теме "Лексика. Синонимы, антонимы."...
Синонимы, антонимы, омонимы
Открытый урок по русскому языку в 5 классе.Тема урока: Синонимы, антонимы, омонимы. -ЦЕЛИ урока:образовательные: знать определение синонимов, антонимов, омонимов; использовать их в ре...
Урок русского языка в 5 классе"Синонимы,антонимы,омонимы"
Урок-объяснение нового материала...
письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"
Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект был разработан с учетом индивидуальных особ...
Урок русского языка в 5 классе. Синонимы, антонимы, их роль в речи.
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; } Понимание темы «Лексика» как раздела науки о языке и как словарного состава языка, отработка терминологии ...
- Мне нравится (1)