Урок русского языка по теме "Лексика. Синонимы, антонимы."
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка по теме "Лексика. Синонимы, антонимы."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка по теме "Лексика. Синонимы, антонимы." | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
ТЕМА. Лексика. Синонимы и антонимы.
Цели урока: систематизировать знания учащихся по лексикологии как разделе науки о языке, познакомить учащихся с градацией, научить определять роль синонимов, антонимов, в речи, совершенствовать умение работать с толковым словарем, развивать творческое мышление, память, речь учащихся; воспитывать чувство ответственности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, интерактивная презентация « Путешествие по стране «Лексика», словари ,учебник «Русский язык. 5 класс» под редакцией Ладыженской Т.А.
Презентация к уроку prezentaciya-k-uroku-po-leksike-5-klass.rar [1.29 Mb]
Тип урока – комбинированный урок.
Программное обеспечение: Word, Power Point
Словарная работа: «антракт», «градация»,
На доске: тема урока.
Ход урока.
I. Организационный момент
II . Слово учителя
Слайд 1
- Сегодня у нас немного необычный урок
Учитель. Ребята, мы совершим морское путешествие к берегам удивительной страны ЛЕКСИКА . Компасом будут служить ваши знания.
ПРОВЕРКА Д/З № 348
-Какие слова называются омонимами?
-Путешествовать мы будем на корабле.
Слайд 2
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
Учитель. Но наш корабль начнет свой путь только тогда, когда вы расскажите всё, что вы знаете, о лексике. Итак, Что такое лексика?
Слайд 3
(Лексика (от греч. “лексис” - слова, выражения, оборот)- весь словарный состав языка , совокупность всех слов русского языка).
Учитель
- Как называется раздел лингвистики, изучающий лексический состав языка? (лексикология) (гр. lexicos – словарный + logos -учение).
- Как называется наука о языке?( Лингвистика) . Ну а теперь начинаем путешествие.
Слайд 4
Зеленый и таинственный
Средь моря остров спит.
И надо нам единственный
Путь выбрать, что лежит
Через моря Познания
На горы Мастерства,
Минуя очень топкие
Опасные места.
В стране далекой Лексике
Ищите те пути,
Которые вас к знаниям
Помогут привести.
Слайд 5
Учитель. - Воды Великого океана омывают нашу страну, достичь ее берегов возможно лишь морским путем. Послушайте внимательно этот стихотвотный отрывок и ответьте на вопрос: Почему бежало судно, а пристать велят кораблю?
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна…
И знакомая страна
Вот уж издали видна
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
(Ученики. «Судно» и «корабль» – это слова – синонимы, они используются для большей выразительности ).
Учитель. Какое общее значение имеют эти слова?
(Ученики .Транспортное средство для перевозки людей и грузов.)
Учитель. В чем отличие?
(Ученики. «Судно»- плавучее средство, а «корабль»- морское судно и второе значение- летательный аппарат.)
Учитель. Вот мы и встретили первых жителей волшебной страны- синонимов.
Слайд 6
Учитель. Что же такое синонимы? (Синонимы (гр. Synonymos (греч.)син-одно, оним-имя)– это слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию).
Слайд 7 (работа на интерактивной доске(со шторкой))
УЧИТЕЛЬ. Прослушайте стихотворные отрывки и закончить предложения подходящими по смыслу словами.
Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт
Мы называем все… (антракт- краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта).
*Ученик из толкового словаря зачитывает значение слова ,ребята записывают слово в тетрадь.
Учитель. Это слово пришло к нам из французского языка (entre- между и acte- действие)
В борьбе, в труде устали слишком,
Дают уставшим… (передышку)
- Каково значение этого слова? (непродолжительный перерыв)
После урока непременно нужна ребятам… (перемена)- перерыв между уроками
На время что-то прекратив,
Мы объявляем… (перерыв)
Учитель. Чем являются эти слова? Синонимами.
-Какое слово является носителем главного значения ( перерыв)
*Определите лексическое значение этого слова ( промежуток времени, на который прекращается работа).
- Запишите это слово в тетради
-Какое фонетическое явление мы наблюдаем в этом слове? ( оглушение согласной на конце слова) Затранскрибируем это слово ( учащийся работает у доски).
Учитель. Составьте предложение с прямой речью, используя слово перерыв ПЕРЕРЫВ.
(Работа у доски и в тетради, схема.) ДОСКА
Слайд 8 Виды синонимов
Слайд 9 ( работа на интерактивной доске: лист с текстом , шторка, соотнесение терминов со стихотворным отрывком)
-Перед выполнением следующего задания необходимо вспомнить ,какие виды синонимов вы знаете? (Лексические синонимы-слова одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся оттенками значения;
Стилистические синонимы отличаются стилистической окраской, сферой употребления;
Синтаксические синонимы- имеют разное построение, но совпадают по своему значению;
Контекстуальные синонимы – являются синонимами только в данном тексте.)
Учитель. 2. Следующий рубеж для эрудитов!
Определите, какой вид синонимов встретился вам в следующих отрывках и запишите их:
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает..»
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.
Ей нездоровится сегодня…
Она болеет, говорят…
Слайд 10
Учитель. 3.Следующее задание. Найти контекстуальные синонимы в приведенных отрывках из « Сказки о рыбаке и рыбке». Как вы думаете, что усиливается с каждой новой встречей старика с рыбкой?
Вот пошел он к синему морю;
Видит,- море слегка разыгралось…
Вот пошел он к синему морю;
(Помутилося синее море)…
Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море)…
Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море)…
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря…
Ученики. Изменяется море от спокойного до состояния бури.
Слайд 11
Учитель. Перед вами пример градации.
-Слова, которые стали синонимами в этом художественном произведении, расположены так, что смысл слов и выражаемое ими чувство нарастают. Такое расположение ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения называется градацией. Запишите это слово и определение к нему в тетрадь.
Учитель. (Задание по рядам. Учащиеся должны расставить слова в порядке нарастания их смыслового и эмоционального значения ( слова записаны на доске, ученики записывают в тетради, проверка у доски ,расставить цифры)
2Свирепый,3 лютый,1 злой (враг)- 1 ряд. ДОСКА
2Торопиться ,3 лететь,2 бежать - 2 ряд
Учитель. Мы миновали царство синонимов, пора двигаться дальше. Мы должны преодолеть еще одно королевство.
Слайд 12
- Посмотрите на данные слова, какие значения они имеют?( ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ) ( жара- горячий, сильно нагретый воздух, зной; холод- воздух низкой температуры).
Слайд 13
Учитель. Как называется данное королевство? Правильно, королевство Антонимов.
Слайд 14
- А что такое антонимы? ( антонимы(греч. Анти- против, оним-имя)- слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)
ФИЗМИНУТКА
Учитель.
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь ….НИЗКО
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь ….БЛИЗКО
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь …ПОЛ.
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты ….НАШЕЛ
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты ….ХРАБРЕЦ
Теперь НАЧАЛО я скажу.
Ну отвечай …КОНЕЦ
Слайд 15
Учитель. Ребята, очень часто антонимы встречаются в произведениях устного народного творчества: загадках, поговорках, пословицах. Следующее задание -доскажи пословицу:
- Корень учения горек, а плод его …сладок
- Ласточка день начинает, а соловей …заканчивает
- Ученье – свет, а неученье - …тьма
- Мягко стелет, да жестко … спать
- Не бойся врага умного, а бойся друга …глупого
- Знай больше, говори …меньше.
- Лучшая вещь новая, лучший друг - …старый
-Легко сказать, да…трудно доказать
- Правой рукой строит, а левой…разрушает
Учитель. Разберите слова « строит» и « разрушает» по составу. Один ученик разбирает на доске, остальные в тетради. ДОСКА
ИНТЕРАКТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
Слайд 16
Учитель . Следующее испытание (самостоятельная работа по вариантам: подобрать к следующим словосочетаниям синонимы, затем антонимы. Ответы записать в тетрадь.
1 вариант: Легкий рюкзак (пустой, полный), легкая задача(простая, сложная), легкий( слабый, сильный ) мороз;
2 вариант: большие дети ( взрослые, маленькие), большой успех( крупный, незначительный),большой вопрос( важный, неважный, незначительный, маловажный)
ПРОВЕРКА
Слайд 17 Кораблик
УЧИТЕЛЬ. Наше путешествие подходит к концу.
- Ребята, по какой стране мы сегодня путешествовали? (Лексика.)
- Еще раз, что же такое лексика? (Словарный состав языка.)
- Какие понятия мы повторили? Синонимы. Антонимы.
- Что нового узнали?
Учитель Пока наш корабль движется к родным берегам, вы записываете домашнее задание на выбор ( на слайде 18):
Дифференциация
1. Написать рассказ , используя синонимы, градацию, антонимы .
2.Выполнить тестирование
Слайд19
Молодцы , ребята! Вы отлично поработали! Оценки за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Синонимы". Урок для 6 класса.
Урок русского языка для 6 класса по теме Синонимы....
урок русского языка в 5 классе "Антонимы"
презентация анимирована, насыщена иллюстрациями, отражает психологию детей младшего среднего возраста....
Урок русского языка "В гостях у антонимов"
В основе урока русского языка "В гостях у антонимов" лежит технология АМО и модерации, которая способствует активизации познавательной деятельности учащихся на протяжении всего урока, обеспечивает выс...
Урок русского языка "В гостях у антонимов"
В основе урока русского языка "В гостях у антонимов" лежит технология АМО и модерации, которая позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на протяжении всего урока, обеспечивает выс...
Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"
Урок изучения нового материала в 5 классе "Антонимы"...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Антонимы"
Презентация к уроку русского языка на тему "Антонимы" содержит определение антонима, наглядный материал по теме, даёт понятие о видах антонимов.Закрепить полученные знания учащиеся могут с помощью вып...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Антонимы"
Сценарий урока по ФГОС...