Устная часть на ОГЭ по русскому языку: как к ней подготовить учащихся.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Для успешной сдачи экзамена по разговорному русскому языку потребуется умение выразительно читать тексты различных стилей; хорошее владение литературной речью; использование базовых понятий ораторского искусства; умение обходиться без слов-паразитов; способность быстро и четко формулировать свои мысли; аргументируя свое мнение, оперировать фактами из разных предметных областей.... И главное, все это красиво изложить. Это что-то наподобие устного сочинения, где нужно проявить все своё мастерство, чтобы выразить именно ту мысль, которую хотят услышать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация на тему "Устная часть на ОГЭ по русскому языку" | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В мире современных технических достижений (мобильных телефонов, интернета и т.п.) умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой.
Коммуникативные навыки Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.
Часто коммуникативные умения и навыки делят на письменные – заключаются в умении вести переписку, общаться с помощью различных видов связи, где исключена устная речь. Письменная коммуникабельность проявляется в том, насколько композиционно четко составлен документ (текст), последовательно изложены в нем мысли, а также в отсутствии грубых орфографических и стилистических ошибок; устные – это умения, которые проявляются при непосредственном общении. Устная коммуникабельность включает в себя способность четко и адекватно излагать свои мысли, умение расположить к себе собеседника с первых минут разговора, а также в способности слушать своего оппонента.
Коммуникативные действия правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи; правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать; свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения; воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи; знать особенности диалогической и монологической речи; строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Коммуникативная компетентность коммуникативная компетентность – это совокупность таких умений человека, которые адекватны для определенной социальной среды и включают в себя знание культурных норм в общении, знание традиций и обычаев, владение этикетом, демонстрацию воспитанности и умелое применение коммуникативных средств. Они нарабатываются вместе с социальным опытом человека.
Коммуникативная компетенция основные компоненты: владение той или иной лексикой; развитость устной и письменной речи (четкость, правильность) ; умение соблюдать этику и этикет общения; умение анализировать внешние сигналы; владение навыками активного слушания; владение ораторским искусством; актерские способности; умение строить высказывание и вести диалог.
В свете намечающихся изменений в ОГЭ в 9 классе, введении устной части, включающей в себя чтение и говорение, развитие коммуникативных навыков у учащихся становится ещё более актуальным. В штатный режим планируется ввести устную часть в 2018 году как допуск к ОГЭ. Как именно это будет осуществляться на практике, пока сложно понять, но нам нужно уже сейчас разобраться, попытаться осмыслить и наметить пути подготовки учеников к новым испытаниям.
По данным Минобрнауки России и Рособрнадзора экзамен планируется проводить на базе школ, проверять и оценивать результаты предстоит школьным учителям - экспертам. В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь. Будущим выпускникам будет предложен формат экзамена - беседа с учителем. Демоверсия состоит из 4 заданий.
Задание 1. Выразительное чтение необходимо выразительно прочитать художественный текст (3 мин.). В этом задании будут предложены только прозаические тексты. Время на подготовку выразительного чтения – 1,5 мин. Учащимся необходимо за это время прочитать, осмыслить, определить паузы, интонацию, правильно поставить ударение в словах. Это задание оценивается 3 баллами.
Задание 1. Чтение текста. Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии . Это Юрий Алексеевич Гагарин (1934–1968) – первый космонавт. Выразительно прочитайте текст о Юрии Алексеевиче Гагарине вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку. Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению С.П. Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них. Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием. 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль «Восток» с пилотом- космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое «Поехали!». Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили всё человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда! (176 слов)
Задание 2. Пересказ текста с привлечением цитат Пересказ текста. Полёт Юрия Гагарина по околоземной орбите стал возможен благодаря усилиям Cергея Павловича Королёва – выдающегося конструктора и учёного, работавшего в области ракетной и ракетно-космической техники. Именно он создал первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», доставивший Гагарина на орбиту. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С.П. Королёва о Юрии Гагарине: «Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…» Подумайте, где лучше использовать слова С.П.Королёва в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.
Задание 3. Монологическое высказывание Выберите один из предложенных вариантов беседы: 1. Праздник (на основе описания фотографии). 2. Мой поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта). 3. Всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по поставленному вопросу) • Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Карточка1. Описание Тема 1. Праздник 1. Опишите фотографию. Не забудьте рассказать, •когда проходит праздник; •чему он посвящён; •кто принимает участие в празднике; •опишите присутствующих и их настроение.
Карточка 2. Повествование Тема 2. Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию). Не забудьте рассказать, •куда и когда Вы ходили в поход; •с кем Вы ходили в поход (с одноклассниками, друзьями, с родителями); •как Вы готовились к походу (экскурсии); •почему Вам запомнился этот поход (экскурсия).
Карточка 3. Рассуждение Тема 3.Всегда ли нужно следовать моде? В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы: •Что значит следовать моде? Для Вас важно следовать моде и почему? •Следовать моде можно только в одежде? •Как Вы понимаете выражение «хороший вкус»? •Слова «модный» и «современный» обозначают одно и то же?
Задание 4. Диалог Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником. В рамках диалога должны быть заданы три вопроса. К теме 1 «Праздник» •Какие праздники Вам нравятся больше: домашние, праздники в кругу друзей, школьные праздники? •Когда можно сказать, что праздник удался? •Вы любите готовиться к празднику? Как Вы это делаете?
На первый взгляд, кажется, что задания несложные, и большинство выпускников должны с ними справиться. Но опыт показал, что ученики не готовы к устному экзамену. Не каждый к 9 классу научился бегло читать, далеко не каждый может непрерывно говорить на одну тему хотя бы минуту. Не говоря уже об отсутствии ораторского искусства и опыта публичных выступлений. С трудом выстраивают девятиклассники и диалоги.
Выразительное чтение - один из аспектов навыка чтения. Чтение, правильно передающее идейное содержание художественного произведения или статьи. Признаки выразительного чтения: 1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие замысел автора; 2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски; 3) чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп.
Скорость чтения текста должна быть примерно 120 слов в минуту, нужно при этом правильно ставить ударение. Можно выделить графически ключевые слова и предложения в тексте, а при чтении выделить их логически (интонацией, голосом). Обязательно соблюдать паузы после предложения. После абзаца пауза должна быть более длительной. Формирование правильного чтения, выработка у читающего определенного уровня навыков, связанных с произносительной культурой, - все это отрабатывалось с начальных классов. Но все-таки стоит с будущими выпускниками вспомнить компоненты выразительной речи.
Интонация—( отлат . intonare — громко произносить)ритмико-мелодическая сторона речи, служащая средством выражения эмоционально насыщенной мысли . Компоненты интонации Логическое ударение Мелодика Паузы Темп речи
Что такое интонация (тон голоса), сила голоса, темп и мелодика речи, логическое ударение, паузы, ритм речи? Упражнения такого типа встречаются в учебниках старших и средних классов, например, «Учебник русского языка 8 класс под ред. М.М. Разумовской» упр. 180, 181. Кругом все сверкало, / переливалось, / искрилось: // самовар, / чернильницы, / татарские туфельки, / бутылки шампанского, / рупоры граммофонов, / будильники, / мандолины, / мясорубки //. (К. Федин). Здесь же в рубрике «Возьмите на заметку!» читаем: «Предложения с обобщающим словом перед однородными членами имеют яркую интонационную особенность: после обобщающего слова необходима пауза ( //) , голос заметно понижается или повышается перед той частью предложения, где на письме ставится двоеточие. Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления».
Неоценимую помощь нам могут оказать аудиозаписи и тексты изложений, которые мы используем при подготовке к ОГЭ. После прослушивания образцового чтения в аудиозаписи учащиеся работают с соответствующим распечатанным текстом. Тем самым ведётся подготовительная работа сразу к двум экзаменам. Можно предложить учащимся сначала самостоятельно прочитать вслух тексты, озвученные диктором, а потом прослушать запись. Затем повторно прочитать текст.
Алгоритм подготовки к выразительному чтению 1.Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нём говорится. 2.Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания. 3.Подумайте,с какой целью вы будете читать этот текст, в чём будете убеждать своих слушателей. 4.Обращайте внимание на знаки препинания: они указывают на места логических пауз и их длительность. 5.Найдите слова, на которые падает логическое ударение. 6.Прочитайте предложенный отрывок про себя, раздели каждое предложение на смысловые отрезки, чтобы при чтении вслух использовать правильную интонацию. 7.Прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух. 8.Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи.
Подготовка к монологу 1.Сопоставьте первый и второй вопрос, чтобы определить тему монолога ( чтение, спорт, отдых, праздники, мода и т.п.) 2.Рассмотрите фотографию. Выделите на снимке главное: обычно это изображённые люди и их действия. Кто изображён на фотографии? Чем он занят? О чём думает? Какие чувства испытывает? Каковы отношения между героями? Подключите воображение. 3.Продумайте переход от описания фотографии к рассказу о личном жизненном опыте. 4.Обратите внимание на примерный план монолога. Постарайтесь включить в свой ответ все пункты плана.
Примерный ответ Как видно из вопросов и фотографии тема монолога –чтение. •Кто изображен на фотографии? На фотографии изображена девочка с книгами. •Чем она занята? Подумайте, включите воображение. Может быть, она готовится к урокам, а может, читает интересную художественную книгу. Девочка о чём-то задумалась. Наверное, обдумывает прочитанное или представляет себя героиней книги, которую читает, или думает о том, что будет дальше. Наверное, книга пробудила её фантазию, воображение, заставила задуматься о чём-то интересном.
Сделайте переход от описания фотографии к рассказу о личном жизненном опыте. Я тоже люблю читать. • Отвечайте на поставленные вопросы. •Как Вы читаете книги: только по школьной программе или больше? Конечно, я читаю не только то, что задают по школьной программе. Ведь никакой учебник не может угнаться за новыми книгами, которые появляются каждый год.
Какие книги выбираете для чтения? Для чтения я выбираю фантастику или приключения. С удовольствием читаю книги Уэллса, Брэдбери , Кинга, потому что в них рассказывается об удивительных мирах, созданных воображением писателей. • Как узнаёте о новых книгах? О новых книгах узнаю от родителей, друзей или в Интернете. Иногда просто захожу в книжный магазин, чтобы посмотреть новинки, полистать книги, о которых рассказывали знакомые.
Расскажите о книге, которая запомнилась больше всего. Недавно мой друг посоветовал мне прочитать книгу Ренсома Риггза «Дом странных детей». Это произведение о детях с необычными способностями, которые борются с силами зла. Странствуя из одной эпохи в другую, главный герой становится храбрым, сильным, спасает друзей, влюбляется, становится взрослым. Читать о его приключениях было очень интересно. Я обязательно найду и прочту продолжение этой книги. • Сделайте вывод. Интересная книга не даёт скучать, её можно обсудить с друзьями. Чтение –это настоящее удовольствие.
Подготовка к диалогу 1.Прочитайте вопросы. 2.В каждом вопросе выделите ключевые слова, которые будут использованы в вашем ответе. 3.Избегайте односложных ответов: да, нет, конечно и т.п. 4.Чтобы избежать односложных ответов, используйте сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, следствия. 5.Смягчайте категоричность своих утверждений вводными словами: я думаю; как мне кажется; по-видимому и т.п. 6.Особое внимание обратите на последний вопрос, поскольку он требует наиболее развёрнутого ответа.
7.При ответе на последний вопрос используйте слова-рубрикаторы: во-первых, во-вторых, наконец. 8.Выстраивая рассуждение-рекомендацию, располагайте информацию в определённом порядке, соответствующем логике рассуждения. 9.Используйте средний темп речи, который позволяет продумывать продолжение речи. 10.Избегайте длительных пауз. 11.Следите за правильностью и чистотой речи. Избегайте слов-паразитов.
Примерный диалог 1. Общаетесь ли Вы в социальных сетях? Да, я общаюсь в социальных сетях « ВКонтакте » и «Одноклассники», потому что сегодня трудно представить жизнь без общения в Интернете. Многие мои друзья имеют свои странички в различных соцсетях и активно общаются с разными людьми. 2.Чем удобны социальные сети? Социальные сети удобны тем, что позволяют общаться людям на расстоянии. Здесь можно пообщаться с родственниками и друзьями, познакомиться с новыми людьми, зайти на странички знаменитостей и узнать новое об их жизни и творчестве. Можно слушать музыку или смотреть фильмы. Можно найти советы, которые помогут в учёбе, в подготовке к экзаменам. Можно поделиться своими впечатлениями от интересной поездки или высказать своё мнение обо всём, что происходит вокруг.
3. Есть ли отрицательные стороны использования социальных сетей? Да, в использовании социальных сетей, конечно, есть свои отрицательные стороны. Для некоторых сети начинают заменять живое общение. Люди теряют связь с реальностью, полностью погружаются в виртуальный мир, забывают о близких, об учёбе, спорте и других важных делах. Кроме того, в социальных сетях много мошенников. Нужно помнить об этом и соблюдать безопасность. 4.Могут ли социальные сети заменить живое общение? Я считаю, что социальные сети не могут заменить живое общение, ведь есть вещи, о которых можно говорить только с глазу на глаз. Кроме того, ты иногда даже не знаешь, кто скрывается за фотографией на страничке. Настоящие друзья–это те, с кем ты вырос, кого хорошо знаешь, а вовсе не те, кто добавился к тебе на страничку. Думаю, по-настоящему можно узнать человека только тогда, когда посмотришь ему в глаза, поговоришь по душам.
5.Посоветуйте своим сверстникам, как правильно использовать социальные сети. Своим сверстникам я могу дать такие советы: во-первых, определите, какая социальная сеть больше соответствует вашему возрасту, вашим интересам; во-вторых, найдите группы, которые вам интересны(учёба, кино, музыка, спорт, путешествия); в-третьих, не тратьте на интернет больше часа в день; и наконец, не выкладывайте в чатах или на своей странице личную информацию, которую могут использовать мошенники.
Итак, для успешной сдачи экзамена по разговорному русскому языку потребуется умение выразительно читать тексты различных стилей; хорошее владение литературной речью; использование базовых понятий ораторского искусства; умение обходиться без слов-паразитов; способность быстро и четко формулировать свои мысли; аргументируя свое мнение, оперировать фактами из разных предметных областей.... И главное, все это красиво изложить. Это что-то наподобие устного сочинения, где нужно проявить все своё мастерство, чтобы выразить именно ту мысль, которую хотят услышать. Итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет». Общее количество баллов за всю работу – 14 баллов. Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 8 и более баллов.
Как же организовать подготовку учащихся к Устной части? 1. Вспомнить теорию. 2. Подкрепить каждый блок практикой. И мало просто знать правило, необходимо уметь объяснить и аргументировать выбор. 3. Читать вслух тексты разных стилей и тренировать не только скорость чтения, но и выразительность. 4. Пересказывать тексты. Лучше готовиться в паре, так можно потренировать диалог и указать друг другу на ошибки, которые очевидны только со стороны... В 9 классе можно не только отрабатывать навыки говорения, умение составлять тексты разных стилей, но и создавать ситуацию экзамена. Среди учащихся назначается организатор, который следит за временем; эксперты, которые отмечают нарушения речи. Фиксируя речевые недочеты, повторы и грамматические ошибки в построении предложений и формах слов, учащиеся в дальнейшем стараются в своём ответе избегать этих ошибок. Кроме того, по моему мнению, учащиеся проходят своеобразную психологическую адаптацию.
Спасибо за внимание!
Использованные ресурсы 1) http://fppkdo.ru/pluginfile.php?file=%2F71358%2Fmod_resource%2Fcontent%2F1%2F Нарушевич_Устная%20часть%20ОГЭ. pdf 2) http://shcoolparallel.umi.ru/onlajn-klass/russkij_yazyk/kurs_ya_-_chelovek_govoryawij/ustnaya_chast_oge_po_russkomu_yazyku_2018/ 3) https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/11/02/doklad-na-temu-ustnaya-chast-na-oge-po-russkomu-yazyku-kak-k 4) https://multiurok.ru/files/obraztsy-kim-govorieniie-dlia-oge-po-russkomu-iazy.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6-х классов “Язык мой-друг мой" Подготовила учитель Мазитова Л.К.
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6 классов «Язык мой-друг мой».Игра проводится для учащихся 5-6 классов в рамках предметной недели либо как классный час. Не...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6-х классов “Язык мой-друг мой" Подготовила учитель Мазитова Л.К.
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6 классов «Язык мой-друг мой».Игра проводится для учащихся 5-6 классов в рамках предметной недели либо как классный час. Не...
Доклад на тему «Устная часть на ОГЭ по русскому языку: как к ней подготовить учащихся»
Учителей, родителей, учеников волнует вопрос введения Устной части ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Нам нужно разобраться, осмыслить и наметить пути подготовки учащихся к новым испытаниям. В рамках э...
Материалы для подготовки к устной части (итоговому собеседованию) по русскому языку в 9 классе
В помощь учителю. Варианты устного собеседования по русскому языку в 9 классе...
Подготовка учащихся к устному собеседованию и ОГЭ по русскому языку
Из опыта работы по подготовке к устному собеседованию и ОГЭ по русскому языку...