Устная часть на ОГЭ по русскому языку: как к ней подготовить учащихся.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Костина Лилия Сергеевна

Для успешной сдачи экзамена по разговорному русскому языку потребуется умение выразительно читать тексты различных стилей; хорошее владение литературной речью; использование базовых понятий ораторского искусства; умение обходиться без слов-паразитов; способность быстро и четко формулировать свои мысли; аргументируя свое мнение, оперировать фактами из разных предметных областей.... И главное,  все это красиво изложить. Это что-то наподобие устного сочинения, где нужно проявить все своё мастерство, чтобы выразить именно ту мысль, которую хотят услышать. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Устная часть на ОГЭ по русскому языку: как к ней подготовить учащихся Учитель русского языка и литературы, высшей квалификационной категории Костина Лилия Сергеевна 2017 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №56» города Курска

Слайд 2

В мире современных технических достижений (мобильных телефонов, интернета и т.п.) умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой.

Слайд 3

Коммуникативные навыки Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

Слайд 4

Часто коммуникативные умения и навыки делят на письменные – заключаются в умении вести переписку, общаться с помощью различных видов связи, где исключена устная речь. Письменная коммуникабельность проявляется в том, насколько композиционно четко составлен документ (текст), последовательно изложены в нем мысли, а также в отсутствии грубых орфографических и стилистических ошибок; устные – это умения, которые проявляются при непосредственном общении. Устная коммуникабельность включает в себя способность четко и адекватно излагать свои мысли, умение расположить к себе собеседника с первых минут разговора, а также в способности слушать своего оппонента.

Слайд 5

Коммуникативные действия правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи; правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать; свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения; воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи; знать особенности диалогической и монологической речи; строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Слайд 6

Коммуникативная компетентность коммуникативная компетентность – это совокупность таких умений человека, которые адекватны для определенной социальной среды и включают в себя знание культурных норм в общении, знание традиций и обычаев, владение этикетом, демонстрацию воспитанности и умелое применение коммуникативных средств. Они нарабатываются вместе с социальным опытом человека.

Слайд 7

Коммуникативная компетенция основные компоненты: владение той или иной лексикой; развитость устной и письменной речи (четкость, правильность) ; умение соблюдать этику и этикет общения; умение анализировать внешние сигналы; владение навыками активного слушания; владение ораторским искусством; актерские способности; умение строить высказывание и вести диалог.

Слайд 8

В свете намечающихся изменений в ОГЭ в 9 классе, введении устной части, включающей в себя чтение и говорение, развитие коммуникативных навыков у учащихся становится ещё более актуальным. В штатный режим планируется ввести устную часть в 2018 году как допуск к ОГЭ. Как именно это будет осуществляться на практике, пока сложно понять, но нам нужно уже сейчас разобраться, попытаться осмыслить и наметить пути подготовки учеников к новым испытаниям.

Слайд 9

По данным Минобрнауки России и Рособрнадзора экзамен планируется проводить на базе школ, проверять и оценивать результаты предстоит школьным учителям - экспертам. В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь. Будущим выпускникам будет предложен формат экзамена - беседа с учителем. Демоверсия состоит из 4 заданий.

Слайд 10

Задание 1. Выразительное чтение необходимо выразительно прочитать художественный текст (3 мин.). В этом задании будут предложены только прозаические тексты. Время на подготовку выразительного чтения – 1,5 мин. Учащимся необходимо за это время прочитать, осмыслить, определить паузы, интонацию, правильно поставить ударение в словах. Это задание оценивается 3 баллами.

Слайд 11

Задание 1. Чтение текста. Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии . Это Юрий Алексеевич Гагарин (1934–1968) – первый космонавт. Выразительно прочитайте текст о Юрии Алексеевиче Гагарине вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку. Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению С.П. Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них. Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием. 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль «Восток» с пилотом- космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое «Поехали!». Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили всё человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда! (176 слов)

Слайд 12

Задание 2. Пересказ текста с привлечением цитат Пересказ текста. Полёт Юрия Гагарина по околоземной орбите стал возможен благодаря усилиям Cергея Павловича Королёва – выдающегося конструктора и учёного, работавшего в области ракетной и ракетно-космической техники. Именно он создал первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», доставивший Гагарина на орбиту. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С.П. Королёва о Юрии Гагарине: «Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…» Подумайте, где лучше использовать слова С.П.Королёва в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.

Слайд 13

Задание 3. Монологическое высказывание Выберите один из предложенных вариантов беседы: 1. Праздник (на основе описания фотографии). 2. Мой поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта). 3. Всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по поставленному вопросу) • Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Слайд 14

Карточка1. Описание Тема 1. Праздник 1. Опишите фотографию. Не забудьте рассказать, •когда проходит праздник; •чему он посвящён; •кто принимает участие в празднике; •опишите присутствующих и их настроение.

Слайд 15

Карточка 2. Повествование Тема 2. Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию). Не забудьте рассказать, •куда и когда Вы ходили в поход; •с кем Вы ходили в поход (с одноклассниками, друзьями, с родителями); •как Вы готовились к походу (экскурсии); •почему Вам запомнился этот поход (экскурсия).

Слайд 16

Карточка 3. Рассуждение Тема 3.Всегда ли нужно следовать моде? В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы: •Что значит следовать моде? Для Вас важно следовать моде и почему? •Следовать моде можно только в одежде? •Как Вы понимаете выражение «хороший вкус»? •Слова «модный» и «современный» обозначают одно и то же?

Слайд 17

Задание 4. Диалог Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником. В рамках диалога должны быть заданы три вопроса. К теме 1 «Праздник» •Какие праздники Вам нравятся больше: домашние, праздники в кругу друзей, школьные праздники? •Когда можно сказать, что праздник удался? •Вы любите готовиться к празднику? Как Вы это делаете?

Слайд 18

На первый взгляд, кажется, что задания несложные, и большинство выпускников должны с ними справиться. Но опыт показал, что ученики не готовы к устному экзамену. Не каждый к 9 классу научился бегло читать, далеко не каждый может непрерывно говорить на одну тему хотя бы минуту. Не говоря уже об отсутствии ораторского искусства и опыта публичных выступлений. С трудом выстраивают девятиклассники и диалоги.

Слайд 19

Выразительное чтение - один из аспектов навыка чтения. Чтение, правильно передающее идейное содержание художественного произведения или статьи. Признаки выразительного чтения: 1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие замысел автора; 2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски; 3) чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Слайд 20

Скорость чтения текста должна быть примерно 120 слов в минуту, нужно при этом правильно ставить ударение. Можно выделить графически ключевые слова и предложения в тексте, а при чтении выделить их логически (интонацией, голосом). Обязательно соблюдать паузы после предложения. После абзаца пауза должна быть более длительной. Формирование правильного чтения, выработка у читающего определенного уровня навыков, связанных с произносительной культурой, - все это отрабатывалось с начальных классов. Но все-таки стоит с будущими выпускниками вспомнить компоненты выразительной речи.

Слайд 21

Интонация—( отлат . intonare — громко произносить)ритмико-мелодическая сторона речи, служащая средством выражения эмоционально насыщенной мысли . Компоненты интонации Логическое ударение Мелодика Паузы Темп речи

Слайд 22

Что такое интонация (тон голоса), сила голоса, темп и мелодика речи, логическое ударение, паузы, ритм речи? Упражнения такого типа встречаются в учебниках старших и средних классов, например, «Учебник русского языка 8 класс под ред. М.М. Разумовской» упр. 180, 181. Кругом все сверкало, / переливалось, / искрилось: // самовар, / чернильницы, / татарские туфельки, / бутылки шампанского, / рупоры граммофонов, / будильники, / мандолины, / мясорубки //. (К. Федин). Здесь же в рубрике «Возьмите на заметку!» читаем: «Предложения с обобщающим словом перед однородными членами имеют яркую интонационную особенность: после обобщающего слова необходима пауза ( //) , голос заметно понижается или повышается перед той частью предложения, где на письме ставится двоеточие. Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления».

Слайд 23

Неоценимую помощь нам могут оказать аудиозаписи и тексты изложений, которые мы используем при подготовке к ОГЭ. После прослушивания образцового чтения в аудиозаписи учащиеся работают с соответствующим распечатанным текстом. Тем самым ведётся подготовительная работа сразу к двум экзаменам. Можно предложить учащимся сначала самостоятельно прочитать вслух тексты, озвученные диктором, а потом прослушать запись. Затем повторно прочитать текст.

Слайд 24

Алгоритм подготовки к выразительному чтению 1.Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нём говорится. 2.Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания. 3.Подумайте,с какой целью вы будете читать этот текст, в чём будете убеждать своих слушателей. 4.Обращайте внимание на знаки препинания: они указывают на места логических пауз и их длительность. 5.Найдите слова, на которые падает логическое ударение. 6.Прочитайте предложенный отрывок про себя, раздели каждое предложение на смысловые отрезки, чтобы при чтении вслух использовать правильную интонацию. 7.Прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух. 8.Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи.

Слайд 25

Подготовка к монологу 1.Сопоставьте первый и второй вопрос, чтобы определить тему монолога ( чтение, спорт, отдых, праздники, мода и т.п.) 2.Рассмотрите фотографию. Выделите на снимке главное: обычно это изображённые люди и их действия. Кто изображён на фотографии? Чем он занят? О чём думает? Какие чувства испытывает? Каковы отношения между героями? Подключите воображение. 3.Продумайте переход от описания фотографии к рассказу о личном жизненном опыте. 4.Обратите внимание на примерный план монолога. Постарайтесь включить в свой ответ все пункты плана.

Слайд 26

Примерный ответ Как видно из вопросов и фотографии тема монолога –чтение. •Кто изображен на фотографии? На фотографии изображена девочка с книгами. •Чем она занята? Подумайте, включите воображение. Может быть, она готовится к урокам, а может, читает интересную художественную книгу. Девочка о чём-то задумалась. Наверное, обдумывает прочитанное или представляет себя героиней книги, которую читает, или думает о том, что будет дальше. Наверное, книга пробудила её фантазию, воображение, заставила задуматься о чём-то интересном.

Слайд 27

Сделайте переход от описания фотографии к рассказу о личном жизненном опыте. Я тоже люблю читать. • Отвечайте на поставленные вопросы. •Как Вы читаете книги: только по школьной программе или больше? Конечно, я читаю не только то, что задают по школьной программе. Ведь никакой учебник не может угнаться за новыми книгами, которые появляются каждый год.

Слайд 28

Какие книги выбираете для чтения? Для чтения я выбираю фантастику или приключения. С удовольствием читаю книги Уэллса, Брэдбери , Кинга, потому что в них рассказывается об удивительных мирах, созданных воображением писателей. • Как узнаёте о новых книгах? О новых книгах узнаю от родителей, друзей или в Интернете. Иногда просто захожу в книжный магазин, чтобы посмотреть новинки, полистать книги, о которых рассказывали знакомые.

Слайд 29

Расскажите о книге, которая запомнилась больше всего. Недавно мой друг посоветовал мне прочитать книгу Ренсома Риггза «Дом странных детей». Это произведение о детях с необычными способностями, которые борются с силами зла. Странствуя из одной эпохи в другую, главный герой становится храбрым, сильным, спасает друзей, влюбляется, становится взрослым. Читать о его приключениях было очень интересно. Я обязательно найду и прочту продолжение этой книги. • Сделайте вывод. Интересная книга не даёт скучать, её можно обсудить с друзьями. Чтение –это настоящее удовольствие.

Слайд 30

Подготовка к диалогу 1.Прочитайте вопросы. 2.В каждом вопросе выделите ключевые слова, которые будут использованы в вашем ответе. 3.Избегайте односложных ответов: да, нет, конечно и т.п. 4.Чтобы избежать односложных ответов, используйте сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, следствия. 5.Смягчайте категоричность своих утверждений вводными словами: я думаю; как мне кажется; по-видимому и т.п. 6.Особое внимание обратите на последний вопрос, поскольку он требует наиболее развёрнутого ответа.

Слайд 31

7.При ответе на последний вопрос используйте слова-рубрикаторы: во-первых, во-вторых, наконец. 8.Выстраивая рассуждение-рекомендацию, располагайте информацию в определённом порядке, соответствующем логике рассуждения. 9.Используйте средний темп речи, который позволяет продумывать продолжение речи. 10.Избегайте длительных пауз. 11.Следите за правильностью и чистотой речи. Избегайте слов-паразитов.

Слайд 32

Примерный диалог 1. Общаетесь ли Вы в социальных сетях? Да, я общаюсь в социальных сетях « ВКонтакте » и «Одноклассники», потому что сегодня трудно представить жизнь без общения в Интернете. Многие мои друзья имеют свои странички в различных соцсетях и активно общаются с разными людьми. 2.Чем удобны социальные сети? Социальные сети удобны тем, что позволяют общаться людям на расстоянии. Здесь можно пообщаться с родственниками и друзьями, познакомиться с новыми людьми, зайти на странички знаменитостей и узнать новое об их жизни и творчестве. Можно слушать музыку или смотреть фильмы. Можно найти советы, которые помогут в учёбе, в подготовке к экзаменам. Можно поделиться своими впечатлениями от интересной поездки или высказать своё мнение обо всём, что происходит вокруг.

Слайд 33

3. Есть ли отрицательные стороны использования социальных сетей? Да, в использовании социальных сетей, конечно, есть свои отрицательные стороны. Для некоторых сети начинают заменять живое общение. Люди теряют связь с реальностью, полностью погружаются в виртуальный мир, забывают о близких, об учёбе, спорте и других важных делах. Кроме того, в социальных сетях много мошенников. Нужно помнить об этом и соблюдать безопасность. 4.Могут ли социальные сети заменить живое общение? Я считаю, что социальные сети не могут заменить живое общение, ведь есть вещи, о которых можно говорить только с глазу на глаз. Кроме того, ты иногда даже не знаешь, кто скрывается за фотографией на страничке. Настоящие друзья–это те, с кем ты вырос, кого хорошо знаешь, а вовсе не те, кто добавился к тебе на страничку. Думаю, по-настоящему можно узнать человека только тогда, когда посмотришь ему в глаза, поговоришь по душам.

Слайд 34

5.Посоветуйте своим сверстникам, как правильно использовать социальные сети. Своим сверстникам я могу дать такие советы: во-первых, определите, какая социальная сеть больше соответствует вашему возрасту, вашим интересам; во-вторых, найдите группы, которые вам интересны(учёба, кино, музыка, спорт, путешествия); в-третьих, не тратьте на интернет больше часа в день; и наконец, не выкладывайте в чатах или на своей странице личную информацию, которую могут использовать мошенники.

Слайд 35

Итак, для успешной сдачи экзамена по разговорному русскому языку потребуется умение выразительно читать тексты различных стилей; хорошее владение литературной речью; использование базовых понятий ораторского искусства; умение обходиться без слов-паразитов; способность быстро и четко формулировать свои мысли; аргументируя свое мнение, оперировать фактами из разных предметных областей.... И главное, все это красиво изложить. Это что-то наподобие устного сочинения, где нужно проявить все своё мастерство, чтобы выразить именно ту мысль, которую хотят услышать. Итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет». Общее количество баллов за всю работу – 14 баллов. Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 8 и более баллов.

Слайд 36

Как же организовать подготовку учащихся к Устной части? 1. Вспомнить теорию. 2. Подкрепить каждый блок практикой. И мало просто знать правило, необходимо уметь объяснить и аргументировать выбор. 3. Читать вслух тексты разных стилей и тренировать не только скорость чтения, но и выразительность. 4. Пересказывать тексты. Лучше готовиться в паре, так можно потренировать диалог и указать друг другу на ошибки, которые очевидны только со стороны... В 9 классе можно не только отрабатывать навыки говорения, умение составлять тексты разных стилей, но и создавать ситуацию экзамена. Среди учащихся назначается организатор, который следит за временем; эксперты, которые отмечают нарушения речи. Фиксируя речевые недочеты, повторы и грамматические ошибки в построении предложений и формах слов, учащиеся в дальнейшем стараются в своём ответе избегать этих ошибок. Кроме того, по моему мнению, учащиеся проходят своеобразную психологическую адаптацию.

Слайд 37

Спасибо за внимание!

Слайд 38

Использованные ресурсы 1) http://fppkdo.ru/pluginfile.php?file=%2F71358%2Fmod_resource%2Fcontent%2F1%2F Нарушевич_Устная%20часть%20ОГЭ. pdf 2) http://shcoolparallel.umi.ru/onlajn-klass/russkij_yazyk/kurs_ya_-_chelovek_govoryawij/ustnaya_chast_oge_po_russkomu_yazyku_2018/ 3) https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/11/02/doklad-na-temu-ustnaya-chast-na-oge-po-russkomu-yazyku-kak-k 4) https://multiurok.ru/files/obraztsy-kim-govorieniie-dlia-oge-po-russkomu-iazy.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6-х классов “Язык мой-друг мой" Подготовила учитель Мазитова Л.К.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6 классов «Язык мой-друг мой».Игра проводится для учащихся 5-6 классов в рамках предметной недели либо как классный час. Не...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6-х классов “Язык мой-друг мой" Подготовила учитель Мазитова Л.К.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6 классов «Язык мой-друг мой».Игра проводится для учащихся 5-6 классов в рамках предметной недели либо как классный час. Не...

Доклад на тему «Устная часть на ОГЭ по русскому языку: как к ней подготовить учащихся»

Учителей, родителей, учеников волнует вопрос введения Устной части ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Нам нужно разобраться, осмыслить и наметить пути подготовки учащихся к новым испытаниям. В рамках э...

Материалы для подготовки к устной части (итоговому собеседованию) по русскому языку в 9 классе

В помощь учителю. Варианты устного собеседования по русскому языку в 9 классе...

Подготовка учащихся к устному собеседованию и ОГЭ по русскому языку

Из опыта работы по подготовке к устному собеседованию и ОГЭ по русскому языку...