Выступление на областном круглом столе «Устная часть на ОГЭ по русскому языку: как к ней подготовить учащихся»
статья

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx100.01 КБ
PDF icon kruglyy_stol.pdf2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на областном круглом столе «Устная часть на ОГЭ по русскому языку: как к ней подготовить учащихся»

Что-то новое нас часто пугает. У меня, как и у многих коллег, была такая же реакция и на новую форму экзамена в виде устного собеседования. Кого-то пугает время на подготовку – от 1 до 2 минут, кому-то кажутся достаточно расплывчатыми критерии оценивания и сами формулировки заданий. Погрузившись в содержание устной части и задумавшись о том, как готовить к ней детей, я неожиданно для себя обнаружила, что такая работа мной уже ведется. Работая над темой самообразования: «Достижение личностных результатов обучения на уроках русского языка средствами произведений малых жанров литературы», я вышла на проблему: как и чем дополнить дидактический инструментарий, способствующий личностному обучению. Решая эту проблему, я стала формировать базу соответствующих текстов для обучающихся 5-9 классов и использовать ее как дидактический материал в урочной и внеурочной деятельности

Очень важны критерии отбора текстов.

  • Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции.
  • Отражать своеобразие элементов родного языка, его богатство;
  • Учитываются интересы обучающихся, их вкусы, желания и потребности. (Демонстрирую при этом и свои читательские интересы);
  • Содержание текста должно быть доступным для обучающихся;
  • Вызывать эмоциональный отклик и личностные переживания обучающихся, поражать их каким-то новым взглядом на ту или иную проблему или неожиданным поворотом сюжета, предлагать уже известное увидеть с разных, порой, неожиданных, сторон.

Это могут быть фрагменты из произведений А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, И. А. Бунина, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, а также произведения современных авторов. Вот (та система) тот банк текстов, который сложился у меня на данном этапе.

Работа с текстами-миниатюрами может проходить в следующих формах:

  1. лингвистический анализ текста, основанный на знаниях и умениях учащихся в разных областях родного языка и способствующий повышению их лингвистической и языковой компетенции;
  2. речеведческий анализ текста, связанный с развитием речи учащихся и способствующий повышению их коммуникативно-речевой компетенции;
  3. творческое упражнение по развитию языкового чутья учащихся, их креативности (творческих способностей): интерпретация текста изложения, написание своего сочинения;
  4. тренировочное упражнение для формирования правописных умений, когда слова с орфограммой или смысловые отрезки с пунктограммой анализируются в записанном или предъявленном другими способами контексте;
  5. упражнение по подготовке к экзамену с практическими целями: научить запоминать и пересказывать любой текст, научить воспринимать и воспроизводить стили текста в его характерных особенностях и др.

Важным стимулом в работе является результат: малый текст быстро, оперативно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем), сопоставляется с исходным текстом (если это изложение), прочитывается вслух и сопоставляется с работами одноклассников (если это сочинение).

Что дает данная работа в качестве инструментария для подготовки к устной части ОГЭ?

Например, предлагаю пятиклассникам-шестиклассникам сказки С.Г. Козлова («Добрый слон», «Правда, мы всегда будем вместе?», «Красота» и др.) Сказки на уроках помогают снять ряд трудностей, на уровне эмоционального осознания, что способствует развитию познавательного интереса к предмету. И поднимают перед детьми очень важные вопросы. Что такое настоящая дружба? В чем заключается истинная красота? Сергей Григорьевич считал, что с детьми можно всерьёз говорить о том же, о чём и со взрослыми: о любви, дружбе, доверии, о радости жизни, о хрупкости красоты, о боли, страхе и утратах. Об этом мы рассуждаем, выполняя задание письменного экзамена по русскому языку. Тем самым ведется подготовительная работа сразу к двум экзаменам.

На первых порах сама читаю текст, стараясь интонацией, паузами, мелодикой речи, повышением и понижением голоса, ритмом и темпом чтения передать атмосферу сказки. Обращаю внимание ребят, что интерес к содержанию, во многом зависит от того как текст был прочитан. Прошу прочитать их. Детям нравится такое задание. А мы таким образом вырабатываем навыки выразительного чтения. Переходя от сказок к более сложным текстам, на первых этапах вместе с учащимися в предложенных текстах простым карандашом делаем необходимые пометы, проставляем ударение в словах, объясняем значение слов. После такой предварительной работы над текстом у учащихся сводится к минимуму количество ошибок в произношении, правильном проговаривании окончаний слов, интонационно верно они расставляют логическое ударение.

Неоценимую помощь нам могут оказать аудиозаписи и тексты изложений, которые мы используем при подготовке к ОГЭ. После прослушивания образцового чтения в аудиозаписи, учащиеся работают с соответствующим распечатанным текстом. Тем самым ведется снова подготовительная работа сразу к двум экзаменам.

Чтобы весь процесс подготовки к экзаменам был полноценным, я считаю, необходимо познакомить учащихся и с системой оценивания экзаменационной работы. Тогда ученики имеют возможность оценить свое чтение и своего одноклассника, проанализировать допущенные ошибки.

Прочитав текст, рассуждаем над его проблематикой в паре или группе. Так отрабатываем навык диалоговой культуры. На первом этапе это может быть небольшая дискуссия в течение нескольких минут. Шестиклассникам очень нравится выполнять задания устной части ОГЭ: говорить, рассуждать, описывать фотографии. Временные параметры подготовки к ответу и самого ответа не только не пугают учащихся в этом возрасте, а наоборот, придают элемент игры, не исключая при этом понимание важности и ответственности выполнения задания (младшие школьники ни в чем не хотят отставать от старшеклассников).

Выполняя 3 и 4 задания, в процессе говорения учащийся должен показать степень владения всеми видами речи (описание, повествование, рассуждение), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей, умение вести диалог. Следовательно, на уроках русского языка нужно уделять особое внимание основным видам деятельности: говорению, слушанию, письму и чтению. Именно эти виды деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации.

Тематические направления для 2 и 3 частей определены следующие: музыка, музеи, театры, кинофильмы, путешествия, города, увлечения и хобби. Я думаю, что темы соответствуют возрастным особенностям детей данного периода. Другой вопрос возникает, насколько кругозор некоторых учащихся может позволить свободно не только беседовать, но и высказать свое мнение по некоторым темам. Поэтому задача учителей – филологов усложняется. Необходимо обратить внимание детей на то, что экзаменационные задания опираются на их личный жизненный опыт и результат зависит во многом от него.

Даю рекомендации к составлению монологического высказывания и беседе по монологу:
1. Определи основную мысль будущего описания. Подумай: что главное ты хочешь донести до адресата; зачем (цель выступления), для кого и что именно ты будешь говорить.
2. Определи ключевые слова, опираясь на которые ты будешь строить своё выступление (главное в выступлении) .

При подготовке к составлению монологического высказывания можно предложить для сравнения тексты в качестве образца и «антиобразца».

  1. Наша гимназия – одно из старейших учебных заведений страны и имеет богатое прошлое. Она появилась в Пензе еще в 1786 году. Здесь побывали императоры Александр Первый, Николай Второй. По этим ступеням бегали юный Белинский и Тухачевский…. В гимназии преподавали лучшие учителя. Многие преподаватели имели научные труды. В 1918 году гимназии было присвоено имя ее воспитанника Виссариона Григорьевича Белинского. Среди выпускников гимназии такие известные личности, как Ф.И. Буслаев, В.Г. Белинский и другие. В годы Великой Отечественной войны в стенах нашего учебного заведения располагался военный госпиталь. В 1992 году школе вернули статус классической гимназии. Уже в этом статусе мы отмечаем в этом году 225-летие нашего учебного заведения.
  2. Даже не знаю, с чего начать… Ну…, наша гимназия- одна из самых старых. Образовалась гимназия в 1786 году. Ну…, еще что? …А, вспомнил! Образовалась гимназия по указу Екатерины Великой. Вот. Сначала гимназия была в литературном музее, а потом здесь. Ну, вернее, в здании литературного музея. Много раз меняла гимназия статус, а потом все-таки осталась гимназией. Я точно не помню, кажется в 1992 году. Точно... Вспомнил. Много знаменитых выпускников вышли из стен гимназии. А еще праздник скоро 225 лет. Все!

Речевые упражнения для неподготовленной монологической речи на уроках:
1. Придумывание заголовка и его обоснование;
2. Описание картины;
3. Составление ситуации с опорой на жизненный опыт или прочитанное;
4. Обоснование собственного суждения или отношения к фактам;
5. Характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д.);
6. Оценка прослушанного и прочитанного;
7. Составление кратких объявлений и текстов открыток.

Задания для неподготовленной монологической речи:
1. Ответить на вопрос, употребив образцы.
2. Заменить в предложении выделенные слова синонимами/антонимами.
3. Преобразовать повествовательные предложения в вопросительные.
4. Расширить/сократить указанные предложения.
5. Описать предмет/явление двумя-тремя фразами.
6. Восстановить в предложении/тексте пропущенные слова, опираясь на контекст.
#1057;оставить ассоциограмму на указанную тему, например, «Любимая профессия», «Экология»;
Для формирования навыков неподготовленной речи можно использовать дискуссию, спор или совместное решение какой-то задачи. Один из приёмов - обсуждение на уроке какого-либо лаконичного высказывания: эпиграфа, пословицы, фразеологизма, афоризма, высказывания выдающихся личностей по разным проблемам.
Обсуждение высказывания (задание для 8 кл.)
Если у человека нет ни одного подлинного увлечения, он подобен деревянному идолу, который стоит там, где его поставили. (Хун Цзычен)

Алгоритм выполнения:
1. Как вы поняли высказывание китайского мыслителя?
2. Подберите синоним к слову
увлечение.
3. Чтобы точно понять смысл фразы, нужно выделить ключевые слова. Находим их и объясняем значение (
подлинное увлечение; стоит там, где поставили; идол). Не забываем называть образные средства (если они присутствуют) и объяснять их роль в раскрытии смысла фразы.
4. Строим фразу, соблюдая речевые нормы.
5. Строим всё высказывание, соблюдая композиционную стройность (трёхчастную композицию).
Высказывание китайского мыслителя заинтересовало меня. Конечно же, оно очень точно передаёт суть хобби.
Я разделяю мнение автора. Подлинное увлечение- это увлечение, которое не просто занимает время, а учит чему-то новому, развивает человека, облагораживает его. Если же человек ничем не интересуется, он останавливается на одном уровне, он равнодушен ко всему, подобно деревяшке.
Я думаю, что хобби может сделать жизнь человека более интересной, поэтому каждый должен найти себе занятие по душе.

После того, как ответ проговорили устно, предлагаем детям записать его в тетради, оформив как сочинение-миниатюру, обязательно выделяя абзацы и соблюдая орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые нормы.
На первых этапах обучения неподготовленной речи можно проводить игру «Ассоциации». Учитель пишет слово, а учащиеся называют свои ассоциации, связанные с ним, при этом объясняя, почему именно такие связи.
Таким образом, работая над заданиями такого типа, мы не только развиваем речевые навыки, но и повторяем многие разделы языкознания (лексику, изобразительно-выразительные средства, синтаксис и др.). Отрабатывая на каждом уроке составление текста, попутно готовимся к написанию сочинения.
Овладение монологической речью, как известно, вызывает у многих учащихся определенные трудности. Для того чтобы говорящий мог гладко и связно строить свое высказывание, чтобы его рассказ был достаточно информативным и логичным, произносился без длительных пауз между предложениями, ученик должен уметь правильно выражать свои мысли, уметь логически правильно построить свое сообщение, выделить главное, сделать выводы или заключения. Как подтверждает практика, не всем учащимся это под силу. Поэтому на первых этапах работы над развитием и совершенствованием монологической речи, можно рекомендовать использовать следующие речевые клише:

Я думаю, что на данной фотографии запечатлена (изображена) экскурсия группы учащихся в ……………… музей. Дети очень внимательно слушают экскурсовода, который ……….и ……….. На стеллажах ( …..), под стеклом

представлены………………(документы, экспонаты, книги, предметы, фотографии …., и т.д. Я считаю, что это …… музей (вид музея), потому что……..

Я посещал ……. музеи (музей )…… Больше всего мне понравилось (понравились)…., т.к. …..

Думаю, что после такой предварительной работы ученики будут чувствовать себя увереннее, а задание не покажется трудным и сложным.

Чтобы данная подготовительная работа была полноценной и эффективной, считаю, что учащихся необходимо познакомить с системой оценивания данного задания, тогда ученики смогут сразу же оценить свой прозвучавший монолог и своего одноклассника.

По аналогии с заданиями, данными для проведения апробации устной части ОГЭ, можно провести словесную разминку, использовать для говорения можно любую ситуацию, любой вопрос, заданный на уроке.

Работу можно построить из следующих этапов:

  1. Рассказ на основе изображения (устная речь – описание).
  2. Развитие речи при восстановлении последовательности изображения с помощью наглядного материала (ученик собирает на доске нарисованных персонажей по сюжету, сопровождая собственным рассказом) (устная речь – повествование).
  3. Составление текстов (письменная речь – повествование) (дается в качестве домашнего задания).

Важно, на мой взгляд, не только отрабатывать навыки говорения, умение составлять тексты разных стилей, но и создавать на уроке ситуацию экзамена. Среди учащихся назначается организатор, который следит за временем; эксперты, которые отмечают нарушения речи. Фиксируя речевые недочеты, повторы и грамматические ошибки в построении предложений и формах слов, учащиеся в дальнейшем стараются в своём ответе избегать этих ошибок. Таким образом, по моему мнению, учащиеся проходят своеобразную психологическую адаптацию.

В интернете предлагают комплект материалов для подготовки 2 и 3 задания устного экзамена.
Монолог: 25 билетов с фотографиями и вопросами (эти же фото приложены отдельно).
Подобраны очень выразительные фото для рассуждений на темы "Дружба", "Несправедливость", "Любимая игрушка", "Музыка", "Театр", "Приключение", "Спортивные соревнования" и т.п.
Диалог

Описание игр "Сплетни" и "Выборы князя".

  • Алгоритмы движения в игре "Вертушка" на разное количество человек и карточки участников (раздаточный материал, подготовленный к распечатке). Игра строится таким образом, что каждый участник встретится в споре с каждым и должен будет доказывать несколько противоположных тезисов.
  • Подробное описание большой ролевой игры "Конфликт". Схемы взаимодействия участников, карточки с личными заданиями, бейджики и прочие материалы, готовые к распечатке. Игра рассчитана на 3-4 часа. Каждый участник, отыгрывая свою роль, будет учиться убеждать и слушать. Моделируется большое количество ситуаций, в которых возникнет масса диалогов.
    Данные игры, я думаю, можно использовать на дополнительных занятиях.

Итак, для успешной сдачи экзамен по разговорному русскому потребуется: умение выразительно читать тексты различных стилей; хорошее владение литературной речью; использование базовых понятий ораторского искусства; умение обходиться без слов-паразитов; способность быстро и четко формулировать свои мысли; аргументируя свое мнение, оперировать фактами из разных предметных областей....

Я надеюсь, что предложенные формы и приемы работы по подготовке к Устной части окажут методическую помощь в подготовке к предстоящему экзамену.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании круглого стола

Из опыта работы учителя географии Лукьяновой О.Р.  Доклад на тему "Современный урок географии"...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...

Доклад на тему «Устная часть на ОГЭ по русскому языку: как к ней подготовить учащихся»

Учителей, родителей, учеников волнует вопрос введения Устной части ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Нам нужно разобраться, осмыслить и наметить пути подготовки учащихся к новым испытаниям. В рамках э...

Материалы для подготовки к устной части (итоговому собеседованию) по русскому языку в 9 классе

В помощь учителю. Варианты устного собеседования по русскому языку в 9 классе...

Устная часть на ОГЭ по русскому языку: как к ней подготовить учащихся.

Для успешной сдачи экзамена по разговорному русскому языку потребуется умение выразительно читать тексты различных стилей; хорошее владение литературной речью; использование базовых понятий ораторског...