Презентация к уроку русского языка на тему "Глагол как часть речи"
презентация к уроку по русскому языку на тему

Емелина Татьяна Сергеевна

Презентация к уроку русского языка на тему "Глагол как часть речи". Данная презентация поможет иллюстрировать урок по русскому языку на тему "Глагол как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon glagol.ppt332 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Глагол как часть речи Емелина Т.С., учитель русского языка и литературы «Лицей №67» Тольятти, 2011

Слайд 2

Цель : повторить и систематизировать материал по теме в рамках подготовки к ЕГЭ

Слайд 3

Задачи : 1. Повторить морфологические признаки глагола. 2.Развивать умение выбирать гласную в окончании глагола в соответствии со спряжением. 3. Использовать теоретические знания по теме для выполнения тестовых заданий в форме ЕГЭ

Слайд 4

Морфологические признаки 1.Что делать? что сделать? 2.Действие предмета. 3.Грамматические категории: А) вид, переходность-непереходность, возвратность; Б) наклонение, время, лицо, число 4.Синтаксическая роль: сказуемое, подлежащее, определение, дополнение.

Слайд 5

Вид глагола : Совершенный (что сделать?)-законченное действие; Несовершенный (что делать?)-длительное действие.

Слайд 6

Переходные глаголы действие, направленное на объект: А) глагол + существительное, мест. в В.П. без предлога : отдам книгу, вижу вас Б)глагол + сущ. в Р.п. при отрицании или как часть предмета : не читал книги, выпить молока – это прямое дополнение . Непереходные глаголы не имеют прямого дополнения ( глагол + сущ., мест., числ. в Р, Д, Т, П.п с предлогом и без) - косвенное дополнение : препятствовать движению:

Слайд 7

Возвратные глаголы имеют постфикс – ся (- сь ): учиться, купаюсь. Действительный залог : старушка поднимает ся по лестнице (словообразовательный постфикс). Страдательный залог: груз поднимает ся рабочими (формообразующий постфикс).

Слайд 8

Наклонение глагола : Изъявительное (реальный факт). Повелительное (побуждение к действию). Сослагательное (действие, которое могло бы иметь место при определенных условиях) : мог бы.

Слайд 9

В значении повелительного употребляются: а ) изъявительное: Да будет мир. Пусть скроются тучи. Идемте на прогулку. б ) условное наклонение: Ты бы отдохнул немного. в ) инфинитив: Стоять. Слушать внимательно. В значении условного употребляется: а) повелительное :Знай я о твоем приезде, встретил бы тебя на остановке.

Слайд 10

Категория времени: Настоящее, прошедшее, Будущее простое -напишу, принесу, Будущее сложное :буду писать (простое глагольное сказуемое = напишу).

Слайд 11

Определите синтаксическую роль инфинитива 1.Ум нужно тренировать. 2.Он в совершенстве обладает этим труднейшим искусством слушать. 3.Не бойтесь посвящать целые часы чтению книги. 4.Я спешил скорее видеть вас. 5.Жить-родине служить. 6.Явился человек от Дарьи Михайловны с приглашением пожаловать к ней в кабинет.

Слайд 12

Спряжение глагола 2 спряжение: А ) все на – ИТЬ , (кроме брить, стелить, зиждиться); Б ) 7 на – ЕТЬ : терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть: В ) 4 на - АТЬ : гнать, дышать, слышать, держать.

Слайд 13

Личные окончания глагола : А ) 1спр. –у(ю), - е шь, - е т, - е м, - е те, - у т (- ю т) (суф. прич. 1 спр. – у щ, - ю щ, - о м, - е м). 2 спр . –у(ю), - и шь, - и т, - и м, - и те, - а т (- я т). (суф. прич. 2спр. - а щ, - я щ, - и м.) Б ) вы летите –лет и те, вы гоните –гон и те(2спр.) В ) сохраняй вид при образовании инфинитива; В повелительном наклонении всегда – ИТЕ

Слайд 14

Разноспрягаемые глаголы : Ед.ч. Хочу, хоч ешь , хоч ет , Мн.ч. Хот им , хот ите , хот ят Ед.ч. бегу, беж ишь , беж ит Мн.ч. беж им , беж ите , бег ут Брезж ишь – но : брезж ут

Слайд 15

Сложные случаи согласования: 1. Собират. сущ. + сказуемое в ед.числе. 2.Большинство, большая часть, меньшинство, много, мало + сказ. ед.ч. 3.Местоимения вопросит., неопредел., отрицат. + сказ. ед.ч. 4.Однородные подлежащие (и, да = и) + сказуемое множ. числа . 5.Однородные подлежащие (или, либо, то-то, а)- сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих

Слайд 16

Ключи: 1 . 1-Б, 2-Б, 3-А ; 2. 1-А, 2-Б, 3-Б; 3 .1-А, 2-Б, 3-А; 4. 1-А, 2-А, 3-Б.

Слайд 17

Правописание суффиксов глагола : А ) - ова- , - ева = - ую (- юю ): бесед ова л -бесед ую , Б )- ыва (- ива ) = - ываю (- иваю ): разве ива л-разве иваю . В ) одол е ть -одол е вать, одол е ваю. Г ) Запомни : застр е вать, затм е вать, продл е вать, увещ е вать, обур е вать, недоум е вать.

Слайд 18

Правописание суффиксов после приставок обез - ( обес-): 1.В переходных - И : обезлес и ть, обезвод и ть (кого-то), обессил и ть врага 2. В непереходных – Е : обезлес е ть, обезвод е ть(самому), обессил е ть самому

Слайд 19

Домашнее задание: 1 . Чтение теории : стр. 158-161,165-166. 2 . Упражнения: 252,253.

Слайд 20

Литература : 1.Учебник.Русский язык. 10-11 классы. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., «Русское слово»,2009 год. 2.О.С.Иссерс,Н.А.Кузьмина.Тесты. «Дрофа»,2006 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 7 класс. Служебные части речи.

Обобщающее повторение по теме "Служебные части речи ". Урок с презентацией....

Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"

Цели:   Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи:   Показать отличие частицы о...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Части речи"

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Части речи"...

Урок русского языка по теме "Служебные части речи. Предлог".

Цель: систематизировать знания о предлогах.Задачи: формировать  орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, умение определять служебные части речи.Развивать положительную мотивацию к учени...

Урок русского языка "Имя существительное как часть речи"

Тип урока - урок усвоения новых знаний. На данном уроке учащиеся продолжают узнавать об имени существительном....

урок русского языка "Самостоятельные и служебные части речи"

Урок русского языка разработан с использованием теоретических и наглядных опор на всех этапах обучения, усилением эвристической направленности обучения, включением проблемных задач, заданий, ситуаци...