Презентация "Эссе как жанр ученического сочинения".
презентация к уроку по русскому языку (9, 11 класс)
Презентация может быть использована для работы в 9 и 11 классах для знакомства с жанром эссе. Название этого жанра в школе применяют для наименования любого миниатюрного сочинения на определенную тему (например, на уроках истории, обществознания, биологии) и требуют при этом строгой доказательности. А это КАТЕГОРИЧЕСКИ противоречит жанровой специфике эссе. Таким образом, дети за годы в средней школе привыкают к этой ошибке, и наша задача - научить их огромным возможностям для творческой самореализации, которые дает эссе, его правильным особенностям, тем более, что этот жанр действительно применим практически в любом предмете. Презентация содержит необходимый материал для организации урока развития речи в старших классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе как жанр ученического сочинения. | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Согласны ли вы с утверждением : «Есть какая-то тайная связь между ослабевшей грамматикой и нашей распадающейся жизнью. За изъянами синтаксиса вдруг обнаруживаются дефекты души, за бедностью языка – скудость эмоций, ограниченность желаний. Какой-то мудрец горько заметил, что грамотность – последнее прибежище интеллигента»?
познакомиться с определением эссе в разных источниках; понять специфику жанра, его отличия от других жанров публицистики и от того, что часто в школе называют «эссе»; освоить характерные приемы жанра, учитывая при этом его исключительную специфичность.
В толковом словаре С.И.Ожегова такого слова НЕТ. Литературный энциклопедический словарь указывает на специфику жанра, проявляющуюся в «небольшом объеме и свободной композиции» Словарь иностранных языков дает краткое определение эссе как «прозаического этюда, представляющего общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному».
Это очень личный, авторский, оригинальный взгляд. Главную роль здесь играет не факт, а впечатление, не суждение, а раздумье, не однозначность, а ассоциации. Систематичность и аргументированность – не главное!!!
Александр Былич. Листопад.
Спокойная неторопливость зимы – точка. Зима. На том, как говорится, стоим. Бурная радость весны – сплошной восклицательный знак: ручьи! солнце! капель! «гроза в начале мая»! Лето – сплошные вопросы: чем заняться? куда поехать? за что грызут комары? Осень – задумчивое многоточие. Многоточие листвы под ногами… Многоточие силуэтов улетающих птиц… Многоточие разноцветных зонтиков и огромных бантов первоклашек… Цепочки следов по первому снегу и тревожных рябиновых огоньков… Многоточие недоговоренных слов и непроснувшихся мыслей… Знак препинания? Знак времени года? А может, знак судьбы? (Н.Крылова)
Название: «Поговорим о любви». Ассоциации. Фантазии. Личное. - больше «включайте» эмоциональную сферу, -не бойтесь экспериментов, -помните: это только ваше, больше так никто не напишет!
Вообще-то о любви говорят по весне, так принято. Но видна она осенью. Осень – это любовь перелетных птиц к путешествиям и любовь к привычному месту тех птиц, что остаются зимовать. Осень – это любовь листьев к полету и падению – высшей точке полета, если смотреть на него глазами дерева. Осень – это любовь человека к последней синеве неба и любовь неба к человеку, когда тянет оно к нам руки дождя. Осень любви – ее последнее «прости»: за неудобство теплой одежды, за сопливый нос, за мокрые ноги и испорченное порой настроение. Прости – потому что это любовь!
1) Эссе – жанр публицистики, чрезвычайно близкий по своим задачам к художественной литературе; 2) Основное свойство – исключительное раскрытие души автора через ассоциативный, чувственный ряд; 3) Опора не на факты и логику, а только лишь на авторские представления о предмете рассуждений; 4) Особые языковые приемы (градации, парцеляции, неполные предложения, афоризмы, оксюмороны, фразеологизмы). Эссе – уникальная возможность поработать над своим авторским стилем, отточить писательское мастерство, научиться в обыкновенном видеть удивительное и рассказывать об этом другим.
«Только если мы решили, что «сапиенсу» пора остановиться в своем развитии, следует литературе говорить на языке народа. В противном случае народу следует говорить на языке литературы». Творческих вам успехов!
Эссе – это способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира. И лучше, пожалуй, не скажешь! Спасибо за работу и внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Эссе как жанр школьного сочинения"
"Эссе как жанр..." - готовый материал в объеме трех уроков. Содержание: - представление об особенностях жанра; - развитие навыка определять жанр эссе; - знакомство с маленькими произведениями в жа...
Фрагменты ученических сочинений с типичными ошибками
Данный материал направлен на подготовку учащихся к ГИА и ЕГЭ. На примере ученических сочинений школьники смогут увидеть типичные ошибки и исправить их. ...
Технология выполнения задания 15.3 ОГЭ по русскому языку с примером ученического сочинения
Алгоритм работы по написанию сочинения на морально-этическую тему: пошаговая инструкция с использованием клише. Можно использовать на уроках, при выполнении домашнего задания. Вариант КИМ взят и...
"Жанры школьных сочинений"
Элективный курс для 9 класса помогает учащимся готовиться к итоговой аттестации....
"Работа над эссе как личностно ориентированным жанром школьного сочинения"
Статья посвящена анализу языковых и структурных особенностей эссе как жанра школьного сочинения на основе концептов, актуального для успешной сдачи выпускных экзаменов, а также образцам-моделям заняти...
Программа элективного курса "Эссе как жанр школьного сочинения и вид задания повышенной сложности ЕГЭ по русскому языку"
В КИМах ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что последнее задание теста – небольшое сочинение-рассуждение в жанре, близком к рецензии или эссе, – предназначено для проверки...
Жанры школьных сочинений
Программа разработана на основе учебно-методического пособияА.Г. Нарушевич, И.С.Нарушевич «Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение» под редакцией Н.А.Сениной («Легион...