"Жанры школьных сочинений"
элективный курс по литературе (9 класс) на тему

Кадникова Ольга Александровна

Элективный курс для 9 класса помогает учащимся готовиться к итоговой аттестации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Элективный курс «Жанры школьных сочинений»

Авторы программы Орлова О.П. (учитель русского языка и литературы МОУ «Музыкально-эстетический лицей имени А.Г. Шнитке», г. Энгельс), Смирнова В.В. (доцент кафедры русской классической литературы и методики ПИСГУ им. Чернышевского).

             

                       Пояснительная записка

Цель данной программы – реализовать творческие возможности учащихся, развивать навыки самостоятельного осмысления учебного материала аргументированного, адекватного в речевом отношении изложения знаний, умений, впечатлений, эмоций.

Этой целью определяются основные задачи курса:

- расширение и систематизация знаний о тексте, его содержательный и речевых компонентах;

- обучение приёмам анализа текста;

- развитие способностей к полноценному восприятию художественных произведений;

- развитие образного мышления и выразительной письменной речи учащихся.

          Программа рассчитана на 8 часов.

           

                       Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Форма проведения

Образовательный продукт

Дата план

Дата факт

1

Углубление понятия о тексте.

Лекция с элементами беседы.

Составление опорного конспекта.

14.11

2

Стили и типы речи.

Лекция. Анализ текста.

Составление опорного конспекта.

18.11

3

Жанры школьных сочинений.

Лекция. Практикум.

Сочинение по картине.

21.11

4

Отбор и систематизация материала к сочинению.

Практикум.

Сочинение на основе жизненных впечатлений.

28.11

5

Отбор и систематизация материала к сочинению.

Практикум.

Сочинение на основе жизненных впечатлений.

05.12

6

Структура сочинения.

Лекция. Практикум.

Анализ художественного текста.

12.12

7

Анализ, редактирование и совершенствование написанного.

Практикум.

Правка текста. Графическое оформление чистого текста.

19.12

8

Анализ, редактирование и совершенствование написанного.

Практикум.

Правка текста. Графическое оформление

26.12

                                   

                                 Содержание программы

Тема 1. Углубление понятия о тексте.

Признаки текста: заглавие, тема, идея, делимость, связность, композиционная завершённость, стилистическое единство, микротема, микротекст. Цепная связь предложений в тексте, лексические и морфологические средства цепной связи. Параллельная связь предложений в тексте. Другие способы связи предложений и микротекстов.

Тема 2. Стили и типы речи.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Особенности их лексики и синтаксиса. Взаимодействие в тексте. Разговорный стиль. Возможности его применения в сочинениях. Книжные стили речи, их особенности, возможности использования в тексте сочинения: научный, официально-деловой, художественный, публицистический. Взаимосвязь речевой стилистики и типологии сочинения с его жанровыми особенностями.

Тема 3. Жанры школьных сочинений.

Жанровое многообразие школьных сочинений: литературно-критическая статья, очерк, рецензия, дневник, путешествие, эпистолярная стилизация, мемуарная стилизация и т.д. сочинение по картине, по музыкальному произведению. Принципы и критерии выбора жанра в соответствии с темой сочинения, характером литературного материала, индивидуальными особенностями учащегося и т.д.

Тема 4. Отбор и систематизация материала к сочинению.

Сочинения на литературную тему. Объекты и методы анализа идейно-художественной структуры текста. Роль и приёмы цитирования. Сочинение по картине. Образные средства живописи. Роль и место информационной составляющей (сведения о художнике, истории создания картины и т.д.) Сочинение по музыкальному произведению. Образные средства музыки. Роль и место информационной составляющей (сведения о композиторе, исполнителе, содержании программного произведения и т.д.) Лексические и синтаксические возможности языка в выражении эмоционального восприятия музыки. Сочинения на основе жизненных впечатлений.

Тема 5. Структура сочинений.

Эпиграф. Его роль в раскрытии темы и идеи сочинения. Виды планов, оформление простого и сложного плана. Роль плана в создании текста. Структурная роль вступительной части – обоснование темы, определение типа и жанра сочинения. Основная часть. Логика изложения материала. Способы аргументации. Взаимосвязь с вступительной и заключительной частями. Заключительная часть. Особенности выводов, их соответствие теме сочинения. Соотношение темы, композиции и объёма сочинения.

Тема 6. Анализ, редактирование и совершенствование написанного.

Критерии анализа работы: соответствие теме; полнота, глубина, самостоятельность раскрытия темы; чёткое, ясное выражение основной мысли сочинения; композиционная стройность, соразмерность частей; логика, последовательность, взаимосвязь частей; жанровая, стилевая, речевая корректность, грамотность речи; удачное и неудачное в работе. Работа с черновиком, правка текста. Графическое оформление чистового текста (эпиграф, абзацы, цитаты, ссылки и т.д.)

                                            Литература.

  1. Калчанова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. – М., 1997
  2. Кохтев Н.Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. – М.: Школа Пресс, 1994.
  3. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М., 1987.
  4. Обернихина Т.А. Сочинение на литературную тему. – М.: Аркти, 1998.
  5. Фогельсон И.А. Литература учит. – М., «Просвещение», 1990.
  6. Элективные курсы по русскому языку и литературе. Методическое пособие для учителей. – Саратов, 2004.

                   Интернет-ресурсы

  1. http: // www. informika. ru Информационный образовательный сайт
  2. http: // Scholar.urc.ac.ru / cour ses/ technog yndex. htme Обучение в сотрудничестве. Метод проектов.



Предварительный просмотр:

Элективный курс «Выразительные средства синтаксиса»

Автор программы Купцова Е.Ю., учитель русского языка МОУ

«Гимназия № 1 г.Балаково»

                                Пояснительная записка

   В последние годы русский язык в глазах учащихся предстаёт как трудный и неинтересный предмет. Учащиеся при ответственной коммуникации не способны точно и чётко выразить свои мысли как в устной, так и в письменной форме. Бедна и невыразительна их речь.

   Знание стилистических приёмов и средств, наиболее активно используемых в русском языке, способствует более точному и глубокому анализу и, следовательно, пониманию разновидностей речи: художественной (особенно поэтической), публицистической, научно-популярной, разговорной. Умелое и уместное использование стилистических возможностей русского языка обогащает речь. Придаёт ей образность, экспрессию. Однако, ни в вузе, ни в школе курс стилистики не предусматривает формирование и развитие навыков и умений, связанных с построением и распознаванием экспрессивной лексики. Считается, что ученики должны догадаться об её присутствии в речи. А ученики, не зная формы искусствоведческих терминов, не замечают их. Выразительность речи для них пропадает.

   Различные эмоциональные чувства и вообще экспрессия в речи выражается с помощью интонации, благозвучия, экспрессивных морфем, частиц, лексических синонимов, экспрессивного конструирования предложений (стилистических фигур).

   Речь бывает насыщена перечисленными средствами выразительности речи в большей или меньшей степени в зависимости от стиля речи. Деловой стиль – нулевая экспрессия, в научном экспрессивные средства встречаются в научно-популярном стиле, в публицистике в зависимости от жанра – от нуля до исключительной выразительности, в поэтическом насыщенность зависит от индивидуальной манеры автора – от автологии до символичности.

   Главное, на что необходимо обратить внимание в первую очередь в процессе обучения выразительности речи, - это обеспечение более глубокого и полного понимания школьникам смысла слов, обладающих эмоционально-экспрессивной и стилистической окрашенностью, а также слов с отвлечённой семантикой. Именно в 13-14 лет человек отличается наибольшей восприимчивостью к усвоению лексического богатства родного языка. И если в этот период школьник недополучит наиболее актуальный, наиболее содержательный и выразительный лексико-фразеологический материал, то позднее этот пробел будет трудно восполнить.

   Для этой цели подбирается «высококачественный» дидактический материал в виде микротекстов и отдельных предложений насыщенных «образной» лексикой, и также тексты художественной, публицистической, научно-популярной литературы, в которых авторы добиваются лексико-грамматическими средствами особенной художественной выразительности с помощью стилистических фигур, то есть речевых средств, не предусмотренных обязательными требованиями нормы, а целиком зависящих от степени речевого мастерства автора.

   Такой дидактический материал целиком служит принципу оценки выразительной функции грамматических форм, усвоению прагматической стороны речи.

   Ученики должны знать выразительные средства речи, узнавать их в тексте, понимать их лингвистическую форму, чувствовать их экспрессивную суть и уместность в данном тексте.

   Изучение же синтаксического строя языка играет важную роль в развитии речи учащихся, так как на уровне синтаксиса предложения, текста учащиеся реализуют все свои знания и умения, полученные при изучении других разделов науки о языке. Немаловажным разделом синтаксиса русского языка с точки зрения проблемы развития речи учащихся является учение о «второстепенных членах предложения», так как изучение второстепенных членов предложения помогает ученикам осознать смысловое назначение различных грамматических форм и ,следовательно, понять какими средствами пользуется язык для выражения тех или иных синтаксических отношений, что, в свою очередь, будет способствовать развитию речи, сознательному использованию средств языка для выражения оттенков мысли.

   Данный курс является предметным, расширяющим материалы базовой общеобразовательной программы, общеучебные навыки учащихся, а также позволяющим им судить об особенностях и достоинствах речи изучаемых в школе авторов литературных произведений.

   В рамках программы выделяются два основных направления:

- практическое – совершенствование связной речи учащихся, выработка у них навыков и умений логического, эмоционального изложения мысли;

- исследовательское – содержание курса направлено на формирование способностей учащихся самостоятельно исследовать тексты художественных и публицистических произведений.

Цели курса:

  • научить видеть художественную ценность слова в процессе обучения синтаксису русского языка;
  • добиться существенного повышения интереса к изучению русского языка.

Задачи курса:

  • систематизировать знания учащихся о стилистических приёмах и средствах, наиболее используемых в русской речи;
  • научить видеть изобразительную и выразительную стороны языка;
  • прививать любовь к красоте родного слова, его силе, величию;
  • воспитание общей речевой культуры.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения и навыки:

  • самостоятельно находить и распознавать выразительные языковые средства в «целом» слове, в предложении, тексте;
  • осознанно применять выразительные средства для развития собственной монологической устной и письменной речи;
  • обогащение словарного запаса;
  • умение работать с книгой.

Произведения художественной литературы, изучаемые в курсе основной школы, художественная публицистика – основной источник для работы по данному курсу.

Форма итоговой отчётности учащихся – исследовательская работа по использованию в речи стилистических фигур и лексических микросистем для создания экспрессии, представляемая на итоговую конференцию.

Текущая проверка усвоения материала – изложение, во время которого внимание учащихся должно быть направлено не только к лексическо-фактологическому содержанию текста, но и к наиболее ярким экспрессивным языковым средствам.

В рамках данной рабочей программы нельзя рассмотреть все существующие в русском языке стилистические фигуры. Здесь приведены наиболее употребляемые и часто встречающиеся.

                           

 Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Кол

часов

Дата

план

Дата

факт

Образовательный продукт

1

Язык художественной литературы. Основные разновидности.

1

16.01

Создать словарь выразительных средств языка

2

     Переносное употребление слов.      

     Метафора, развёрнутая метафора,    

     метонимия, гипербола, литота и    

     другие.

  1

  23.01

  Дополнить словарь

  выразительных средств

   языка

3

Стилистические фигуры. Перечисление, анафора, эпифора, зевгма, хиазм, асиндетон, полисиндетон, климакс, антиклимакс.

1

06.02

Дополнить словарь выразительных средств языка

4

Предложения с однородными и обособленными членами, усиливающими эмоциональность художественной речи.

1

13.02

Подготовить материалы к  изложению

5

Стилистические фигуры, употребляемые в сложном предложении для создания выразительности.

1

20.02

Подготовиться к конкурсу пословиц

6

Стилистические фигуры, создающие экспрессию в связном тексте.

1

06.03

Подготовить сообщение о худож-публицистич стиле

7

Изложение художественно-публицистического стиля.

1

13.03

Подготовить сообщение к конференции

8

Итоговая конференция. Использование стилистических фигур и лексических микросистем как средство выразительности русской речи.

1

20.03

                              Литература.

  1. Аспектные и толковые словари.
  2. Выразительность образной речи. «Учитель», 2000
  3. Квятковский А. Поэтический словарь.- М., 1996.
  4. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Приёмы и средства.
  5. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997.
  6. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984.


Предварительный просмотр:

                     Элективный курс «Культура речи»

Пояснительная записка

         Полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учётом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к экзамену по русскому языку в 9 классе. Результаты ГИА и ЭГЕ свидетельствуют о том, что особые затруднения у выпускников вызывает написание сочинения-рассуждения.

        При существующем количестве часов по русскому языку в 9 классе (68 часов в учебном году, 2 раза в неделю) учителю необходимо не только объяснить и закрепить материал по синтаксису и пунктуации сложного предложения, но и подготовить учащихся к написанию изложения и сочинения-рассуждения. Предоставленный курс помогает учителю преодолеть трудности в подготовке учащихся к сочинению-рассуждению к ГИА в 9 классе.

        Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.

        Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста. Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения. Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой.

Цели данной программы:

  • научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;
  • подготовить учащихся к сдаче школьного и вступительного экзамена по русскому языку;
  • оказать помощь при формировании нравственной позиции;
  • способствовать интеллектуальному развитию ученика;
  • воспитывать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Образовательный продукт

Дата

план

Дата

факт

1

Введение. Что изучает лингвистика?

1

04.04

2

Стили и типы речи. Лингвистический анализ текста.

1

Творческая работа

11.04

3

Сочинение-рассуждение. Основные требования к творческой работе.

1

Творческая работа

18.04

4

Средства выразительности речи. Лингвистический анализ текста.

1

Творческая работа.

25.04

5

Лингвистический анализ текста художественного стиля.

1

Творческая работа

02.05

6

Виды связи предложений в тексте.

1

Творческая работа

08.05

7

Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.

1

Творческая работа

16.05

8

Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.

1

Творческая работа

23.05

                   Всего

8

                    Содержание программы курса (8 часов)

РАЗДЕЛ 1.

Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. Повторение стилистики. (1 час)

РАЗДЕЛ 2.

Обучающее сочинение по тексту. Лингвистический анализ текста. (5 часов)

РАЗДЕЛ 3.

Рецензирование и редактирование творческой работы. (2 часа)

                      Список литературы

  1. Кафедра русского языка. Система работы с одарёнными детьми: современные технологии, рекомендации, мероприятия / авт.- сост. О.В. Касперская. – Волгоград: Учитель, 2010. – 119 с.
  2. Русский язык. 5-9 классы. Изучение речеведческих понятий: конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы / авт. – сост. А.А. Фешина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 268 с.
  3. Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс речеведения / авт. – сост. Л.А. Кобзарева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 133 с.
  4. Русский язык. 9 класс: элективный курс. Условия успешной коммуникации / авт. – сост. А.М. Головизин. – Волгоград: Учитель, 2008.

                   Интернет-ресурсы

  1. http: // www. informika. Ru Информационный образовательный сайт
  2. http: // Scholar.urc.ac.ru / cour ses/ technog yndex. Htme Обучение в сотрудничестве. Метод проектов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эссе как жанр школьного сочинения"

"Эссе как жанр..." - готовый материал в объеме трех уроков. Содержание: - представление об особенностях жанра; - развитие навыка определять жанр эссе; - знакомство с маленькими произведениями в жа...

Муниципальный этап Всероссийского открытого конкурса школьных сочинений "Моя семья".

В данном сочинении рассказывается о традициях семьи: об умении готовить и отмечать любимые праздники....

Сочинение на Всероссийский конкурс школьных сочинений "Моя семья" в номинации "Моя семья в истории страны" на тему: "Династия хлеборобов"

Сочинение победило на муниципальном и региональном этапах Всероссийского конкурса школьных сочинений....

Конкурс школьных сочинений и эссе "Моя заветная мечта"

III место во Всероссийском дистанционном конкурес школьных сочинений и эссе "Моя заветная мечта"...

"Работа над эссе как личностно ориентированным жанром школьного сочинения"

Статья посвящена анализу языковых и структурных особенностей эссе как жанра школьного сочинения на основе концептов, актуального для успешной сдачи выпускных экзаменов, а также образцам-моделям заняти...

Презентация "Эссе как жанр ученического сочинения".

Презентация может быть использована для работы в 9 и 11 классах для знакомства с жанром эссе. Название этого жанра в школе применяют для наименования любого миниатюрного сочинения на определенную тему...

Программа элективного курса "Эссе как жанр школьного сочинения и вид задания повышенной сложности ЕГЭ по русскому языку"

В КИМах ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что последнее задание теста – небольшое сочинение-рассуждение в жанре, близком к рецензии или эссе, – предназначено для проверки...