"Жанры школьных сочинений"
элективный курс по литературе (9 класс) на тему
Элективный курс для 9 класса помогает учащимся готовиться к итоговой аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Электив на 2 четверть | 49.5 КБ |
Электив на 3 четверть | 58 КБ |
Электив на 4 четверть | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Жанры школьных сочинений»
Авторы программы Орлова О.П. (учитель русского языка и литературы МОУ «Музыкально-эстетический лицей имени А.Г. Шнитке», г. Энгельс), Смирнова В.В. (доцент кафедры русской классической литературы и методики ПИСГУ им. Чернышевского).
Пояснительная записка
Цель данной программы – реализовать творческие возможности учащихся, развивать навыки самостоятельного осмысления учебного материала аргументированного, адекватного в речевом отношении изложения знаний, умений, впечатлений, эмоций.
Этой целью определяются основные задачи курса:
- расширение и систематизация знаний о тексте, его содержательный и речевых компонентах;
- обучение приёмам анализа текста;
- развитие способностей к полноценному восприятию художественных произведений;
- развитие образного мышления и выразительной письменной речи учащихся.
Программа рассчитана на 8 часов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Форма проведения | Образовательный продукт | Дата план | Дата факт |
1 | Углубление понятия о тексте. | Лекция с элементами беседы. | Составление опорного конспекта. | 14.11 | |
2 | Стили и типы речи. | Лекция. Анализ текста. | Составление опорного конспекта. | 18.11 | |
3 | Жанры школьных сочинений. | Лекция. Практикум. | Сочинение по картине. | 21.11 | |
4 | Отбор и систематизация материала к сочинению. | Практикум. | Сочинение на основе жизненных впечатлений. | 28.11 | |
5 | Отбор и систематизация материала к сочинению. | Практикум. | Сочинение на основе жизненных впечатлений. | 05.12 | |
6 | Структура сочинения. | Лекция. Практикум. | Анализ художественного текста. | 12.12 | |
7 | Анализ, редактирование и совершенствование написанного. | Практикум. | Правка текста. Графическое оформление чистого текста. | 19.12 | |
8 | Анализ, редактирование и совершенствование написанного. | Практикум. | Правка текста. Графическое оформление | 26.12 |
Содержание программы
Тема 1. Углубление понятия о тексте.
Признаки текста: заглавие, тема, идея, делимость, связность, композиционная завершённость, стилистическое единство, микротема, микротекст. Цепная связь предложений в тексте, лексические и морфологические средства цепной связи. Параллельная связь предложений в тексте. Другие способы связи предложений и микротекстов.
Тема 2. Стили и типы речи.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Особенности их лексики и синтаксиса. Взаимодействие в тексте. Разговорный стиль. Возможности его применения в сочинениях. Книжные стили речи, их особенности, возможности использования в тексте сочинения: научный, официально-деловой, художественный, публицистический. Взаимосвязь речевой стилистики и типологии сочинения с его жанровыми особенностями.
Тема 3. Жанры школьных сочинений.
Жанровое многообразие школьных сочинений: литературно-критическая статья, очерк, рецензия, дневник, путешествие, эпистолярная стилизация, мемуарная стилизация и т.д. сочинение по картине, по музыкальному произведению. Принципы и критерии выбора жанра в соответствии с темой сочинения, характером литературного материала, индивидуальными особенностями учащегося и т.д.
Тема 4. Отбор и систематизация материала к сочинению.
Сочинения на литературную тему. Объекты и методы анализа идейно-художественной структуры текста. Роль и приёмы цитирования. Сочинение по картине. Образные средства живописи. Роль и место информационной составляющей (сведения о художнике, истории создания картины и т.д.) Сочинение по музыкальному произведению. Образные средства музыки. Роль и место информационной составляющей (сведения о композиторе, исполнителе, содержании программного произведения и т.д.) Лексические и синтаксические возможности языка в выражении эмоционального восприятия музыки. Сочинения на основе жизненных впечатлений.
Тема 5. Структура сочинений.
Эпиграф. Его роль в раскрытии темы и идеи сочинения. Виды планов, оформление простого и сложного плана. Роль плана в создании текста. Структурная роль вступительной части – обоснование темы, определение типа и жанра сочинения. Основная часть. Логика изложения материала. Способы аргументации. Взаимосвязь с вступительной и заключительной частями. Заключительная часть. Особенности выводов, их соответствие теме сочинения. Соотношение темы, композиции и объёма сочинения.
Тема 6. Анализ, редактирование и совершенствование написанного.
Критерии анализа работы: соответствие теме; полнота, глубина, самостоятельность раскрытия темы; чёткое, ясное выражение основной мысли сочинения; композиционная стройность, соразмерность частей; логика, последовательность, взаимосвязь частей; жанровая, стилевая, речевая корректность, грамотность речи; удачное и неудачное в работе. Работа с черновиком, правка текста. Графическое оформление чистового текста (эпиграф, абзацы, цитаты, ссылки и т.д.)
Литература.
- Калчанова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. – М., 1997
- Кохтев Н.Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. – М.: Школа Пресс, 1994.
- Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М., 1987.
- Обернихина Т.А. Сочинение на литературную тему. – М.: Аркти, 1998.
- Фогельсон И.А. Литература учит. – М., «Просвещение», 1990.
- Элективные курсы по русскому языку и литературе. Методическое пособие для учителей. – Саратов, 2004.
Интернет-ресурсы
- http: // www. informika. ru Информационный образовательный сайт
- http: // Scholar.urc.ac.ru / cour ses/ technog yndex. htme Обучение в сотрудничестве. Метод проектов.
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Выразительные средства синтаксиса»
Автор программы Купцова Е.Ю., учитель русского языка МОУ
«Гимназия № 1 г.Балаково»
Пояснительная записка
В последние годы русский язык в глазах учащихся предстаёт как трудный и неинтересный предмет. Учащиеся при ответственной коммуникации не способны точно и чётко выразить свои мысли как в устной, так и в письменной форме. Бедна и невыразительна их речь.
Знание стилистических приёмов и средств, наиболее активно используемых в русском языке, способствует более точному и глубокому анализу и, следовательно, пониманию разновидностей речи: художественной (особенно поэтической), публицистической, научно-популярной, разговорной. Умелое и уместное использование стилистических возможностей русского языка обогащает речь. Придаёт ей образность, экспрессию. Однако, ни в вузе, ни в школе курс стилистики не предусматривает формирование и развитие навыков и умений, связанных с построением и распознаванием экспрессивной лексики. Считается, что ученики должны догадаться об её присутствии в речи. А ученики, не зная формы искусствоведческих терминов, не замечают их. Выразительность речи для них пропадает.
Различные эмоциональные чувства и вообще экспрессия в речи выражается с помощью интонации, благозвучия, экспрессивных морфем, частиц, лексических синонимов, экспрессивного конструирования предложений (стилистических фигур).
Речь бывает насыщена перечисленными средствами выразительности речи в большей или меньшей степени в зависимости от стиля речи. Деловой стиль – нулевая экспрессия, в научном экспрессивные средства встречаются в научно-популярном стиле, в публицистике в зависимости от жанра – от нуля до исключительной выразительности, в поэтическом насыщенность зависит от индивидуальной манеры автора – от автологии до символичности.
Главное, на что необходимо обратить внимание в первую очередь в процессе обучения выразительности речи, - это обеспечение более глубокого и полного понимания школьникам смысла слов, обладающих эмоционально-экспрессивной и стилистической окрашенностью, а также слов с отвлечённой семантикой. Именно в 13-14 лет человек отличается наибольшей восприимчивостью к усвоению лексического богатства родного языка. И если в этот период школьник недополучит наиболее актуальный, наиболее содержательный и выразительный лексико-фразеологический материал, то позднее этот пробел будет трудно восполнить.
Для этой цели подбирается «высококачественный» дидактический материал в виде микротекстов и отдельных предложений насыщенных «образной» лексикой, и также тексты художественной, публицистической, научно-популярной литературы, в которых авторы добиваются лексико-грамматическими средствами особенной художественной выразительности с помощью стилистических фигур, то есть речевых средств, не предусмотренных обязательными требованиями нормы, а целиком зависящих от степени речевого мастерства автора.
Такой дидактический материал целиком служит принципу оценки выразительной функции грамматических форм, усвоению прагматической стороны речи.
Ученики должны знать выразительные средства речи, узнавать их в тексте, понимать их лингвистическую форму, чувствовать их экспрессивную суть и уместность в данном тексте.
Изучение же синтаксического строя языка играет важную роль в развитии речи учащихся, так как на уровне синтаксиса предложения, текста учащиеся реализуют все свои знания и умения, полученные при изучении других разделов науки о языке. Немаловажным разделом синтаксиса русского языка с точки зрения проблемы развития речи учащихся является учение о «второстепенных членах предложения», так как изучение второстепенных членов предложения помогает ученикам осознать смысловое назначение различных грамматических форм и ,следовательно, понять какими средствами пользуется язык для выражения тех или иных синтаксических отношений, что, в свою очередь, будет способствовать развитию речи, сознательному использованию средств языка для выражения оттенков мысли.
Данный курс является предметным, расширяющим материалы базовой общеобразовательной программы, общеучебные навыки учащихся, а также позволяющим им судить об особенностях и достоинствах речи изучаемых в школе авторов литературных произведений.
В рамках программы выделяются два основных направления:
- практическое – совершенствование связной речи учащихся, выработка у них навыков и умений логического, эмоционального изложения мысли;
- исследовательское – содержание курса направлено на формирование способностей учащихся самостоятельно исследовать тексты художественных и публицистических произведений.
Цели курса:
- научить видеть художественную ценность слова в процессе обучения синтаксису русского языка;
- добиться существенного повышения интереса к изучению русского языка.
Задачи курса:
- систематизировать знания учащихся о стилистических приёмах и средствах, наиболее используемых в русской речи;
- научить видеть изобразительную и выразительную стороны языка;
- прививать любовь к красоте родного слова, его силе, величию;
- воспитание общей речевой культуры.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения и навыки:
- самостоятельно находить и распознавать выразительные языковые средства в «целом» слове, в предложении, тексте;
- осознанно применять выразительные средства для развития собственной монологической устной и письменной речи;
- обогащение словарного запаса;
- умение работать с книгой.
Произведения художественной литературы, изучаемые в курсе основной школы, художественная публицистика – основной источник для работы по данному курсу.
Форма итоговой отчётности учащихся – исследовательская работа по использованию в речи стилистических фигур и лексических микросистем для создания экспрессии, представляемая на итоговую конференцию.
Текущая проверка усвоения материала – изложение, во время которого внимание учащихся должно быть направлено не только к лексическо-фактологическому содержанию текста, но и к наиболее ярким экспрессивным языковым средствам.
В рамках данной рабочей программы нельзя рассмотреть все существующие в русском языке стилистические фигуры. Здесь приведены наиболее употребляемые и часто встречающиеся.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол часов | Дата план | Дата факт | Образовательный продукт |
1 | Язык художественной литературы. Основные разновидности. | 1 | 16.01 | Создать словарь выразительных средств языка | |
2 | Переносное употребление слов. Метафора, развёрнутая метафора, метонимия, гипербола, литота и другие. | 1 | 23.01 | Дополнить словарь выразительных средств языка | |
3 | Стилистические фигуры. Перечисление, анафора, эпифора, зевгма, хиазм, асиндетон, полисиндетон, климакс, антиклимакс. | 1 | 06.02 | Дополнить словарь выразительных средств языка | |
4 | Предложения с однородными и обособленными членами, усиливающими эмоциональность художественной речи. | 1 | 13.02 | Подготовить материалы к изложению | |
5 | Стилистические фигуры, употребляемые в сложном предложении для создания выразительности. | 1 | 20.02 | Подготовиться к конкурсу пословиц | |
6 | Стилистические фигуры, создающие экспрессию в связном тексте. | 1 | 06.03 | Подготовить сообщение о худож-публицистич стиле | |
7 | Изложение художественно-публицистического стиля. | 1 | 13.03 | Подготовить сообщение к конференции | |
8 | Итоговая конференция. Использование стилистических фигур и лексических микросистем как средство выразительности русской речи. | 1 | 20.03 |
Литература.
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Культура речи»
Пояснительная записка
Полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учётом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к экзамену по русскому языку в 9 классе. Результаты ГИА и ЭГЕ свидетельствуют о том, что особые затруднения у выпускников вызывает написание сочинения-рассуждения.
При существующем количестве часов по русскому языку в 9 классе (68 часов в учебном году, 2 раза в неделю) учителю необходимо не только объяснить и закрепить материал по синтаксису и пунктуации сложного предложения, но и подготовить учащихся к написанию изложения и сочинения-рассуждения. Предоставленный курс помогает учителю преодолеть трудности в подготовке учащихся к сочинению-рассуждению к ГИА в 9 классе.
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.
Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста. Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения. Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой.
Цели данной программы:
- научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;
- подготовить учащихся к сдаче школьного и вступительного экзамена по русскому языку;
- оказать помощь при формировании нравственной позиции;
- способствовать интеллектуальному развитию ученика;
- воспитывать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Образовательный продукт | Дата план | Дата факт |
1 | Введение. Что изучает лингвистика? | 1 | 04.04 | ||
2 | Стили и типы речи. Лингвистический анализ текста. | 1 | Творческая работа | 11.04 | |
3 | Сочинение-рассуждение. Основные требования к творческой работе. | 1 | Творческая работа | 18.04 | |
4 | Средства выразительности речи. Лингвистический анализ текста. | 1 | Творческая работа. | 25.04 | |
5 | Лингвистический анализ текста художественного стиля. | 1 | Творческая работа | 02.05 | |
6 | Виды связи предложений в тексте. | 1 | Творческая работа | 08.05 | |
7 | Рецензирование и редактирование собственной творческой работы. | 1 | Творческая работа | 16.05 | |
8 | Рецензирование и редактирование собственной творческой работы. | 1 | Творческая работа | 23.05 | |
Всего | 8 |
Содержание программы курса (8 часов)
РАЗДЕЛ 1.
Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. Повторение стилистики. (1 час)
РАЗДЕЛ 2.
Обучающее сочинение по тексту. Лингвистический анализ текста. (5 часов)
РАЗДЕЛ 3.
Рецензирование и редактирование творческой работы. (2 часа)
Список литературы
- Кафедра русского языка. Система работы с одарёнными детьми: современные технологии, рекомендации, мероприятия / авт.- сост. О.В. Касперская. – Волгоград: Учитель, 2010. – 119 с.
- Русский язык. 5-9 классы. Изучение речеведческих понятий: конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы / авт. – сост. А.А. Фешина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 268 с.
- Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс речеведения / авт. – сост. Л.А. Кобзарева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 133 с.
- Русский язык. 9 класс: элективный курс. Условия успешной коммуникации / авт. – сост. А.М. Головизин. – Волгоград: Учитель, 2008.
Интернет-ресурсы
- http: // www. informika. Ru Информационный образовательный сайт
- http: // Scholar.urc.ac.ru / cour ses/ technog yndex. Htme Обучение в сотрудничестве. Метод проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Эссе как жанр школьного сочинения"
"Эссе как жанр..." - готовый материал в объеме трех уроков. Содержание: - представление об особенностях жанра; - развитие навыка определять жанр эссе; - знакомство с маленькими произведениями в жа...
Муниципальный этап Всероссийского открытого конкурса школьных сочинений "Моя семья".
В данном сочинении рассказывается о традициях семьи: об умении готовить и отмечать любимые праздники....
Сочинение на Всероссийский конкурс школьных сочинений "Моя семья" в номинации "Моя семья в истории страны" на тему: "Династия хлеборобов"
Сочинение победило на муниципальном и региональном этапах Всероссийского конкурса школьных сочинений....
Конкурс школьных сочинений и эссе "Моя заветная мечта"
III место во Всероссийском дистанционном конкурес школьных сочинений и эссе "Моя заветная мечта"...
"Работа над эссе как личностно ориентированным жанром школьного сочинения"
Статья посвящена анализу языковых и структурных особенностей эссе как жанра школьного сочинения на основе концептов, актуального для успешной сдачи выпускных экзаменов, а также образцам-моделям заняти...
Презентация "Эссе как жанр ученического сочинения".
Презентация может быть использована для работы в 9 и 11 классах для знакомства с жанром эссе. Название этого жанра в школе применяют для наименования любого миниатюрного сочинения на определенную тему...
Программа элективного курса "Эссе как жанр школьного сочинения и вид задания повышенной сложности ЕГЭ по русскому языку"
В КИМах ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что последнее задание теста – небольшое сочинение-рассуждение в жанре, близком к рецензии или эссе, – предназначено для проверки...