Односоставные предложения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Урок с использованием национально-регионального компонента (А.Кичиков "Потомок древних князей"). Особенности односоставных предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_odnosostavnye_predlozheniya_8_klass.docx | 66.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа МКОУ «Садовская СОШ №1»
Класс 8
Учитель Огулькова С.И.
Тема: Односоставные предложения
«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен
для выражения простых естественных понятий» В.Г.Белинский
Планируемые результаты:
Предметные:
- формирование прочных знаний об особенностях односоставных предложений
- формирование практического навыка умения находить односоставные предложения в тексте и определять их вид;
Метапредметные:
- умение находить односоставные предложения в тексте и определять их вид;
- умение учащихся осуществлять причинно-следственные связи при анализе предложений и текста;
- умения самостоятельно определять тему и цель своей работы;
- умение оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.
Оборудование урока:
- компьютер
- мульмедиапроектор
- повторительно-обобщающая таблица
Тип урока:
Повторительно-обобщающий
Формы организации деятельности:
- работа в парах
- самостоятельная работа
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Этап урока 1. Организационно-мотивационный момент (2 мин) Регулятивные УУД: создать психологический климат занятия и подготовить учащихся к работе над текстами о природе | ||
Добрый день, друзья. Я рада всех вас видеть на занятии. Лёгкий морозец. Тихо. На улице ни души. Не шумят вокруг. Смотришь на звёзды. Но никогда ты не узнаешь, кто там зажигает небо. Небо вечно, и звёзды вечны, а человеческая жизнь коротка и трудна. И человек стремится крепче привязать себя к земле. А звёзды? Посмотрите на них! Вы почувствуете, как радость, наполняя сердце, тянет вас ввысь, в небо, к звёздам! Как точно передано настроение человека с приходом осени. Мы удивляемся чуду родной речи. Чингиз Айтматов утверждал, что «только родное слово, познанное и постигнутое в детстве, может наполнить душу поэзией, рожденной опытом народа, пробудить в человеке первые истоки национальной гордости, доставить эстетическое наслаждение многомерностью и многозначностью языка предков». И вся красота передается с помощью предложений. Что вы заметили? | Приветствуют педагога Настраиваются к диалогу, к совместным размышлениям -Текст богат разнообразием предложений. Преобладают односоставные. | Слайд№1 |
Этап урока 2. Целеполагание (2 мин) Регулятивные УУД: уметь формулировать посредством деятельности тему урока, цели и задачи урока, прогнозировать ожидаемые результаты. | ||
- Определите тему урока, поставьте цели. | Ученики формулируют тему урока, ставят цели. | Слайд № 2 |
Этап урока 3. Создание проблемной ситуации (5 мин) Познавательные УУД: уметь выполнять логические действия с языковым материалом; регулятивные УУД: уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания; коммуникативные УУД: формулировать оценку ответа одноклассника, предлагать свой ответ. | ||
1.Лёгкий морозец. 2.Тихо. 3.На улице ни души. 4.Не шумят вокруг.5. Смотришь на звёзды. 6.Но никогда ты не узнаешь, кто там зажигает небо. 7.Небо вечно, и звёзды вечны, а человеческая жизнь коротка и трудна. 8.И человек стремится крепче привязать себя к земле. 9.А звёзды? 10.Посмотрите на них! 11.Вы почувствуете, как радость, наполняя сердце, тянет вас ввысь, в небо, к звёздам! - Определите в тексте односоставные предложения (устно определяя предикативную основу), запишите номера односоставных предложений. 1,2,3,4,5,9,10 | Определяют односоставные предложения, записывают номера. Проверка осуществляется учащимися, работающими в парах. Далее – контроль по образцу. | Слайд №3 |
Этап урока 4. Подготовка к обобщению (10 мин) регулятивные УУД : владеть приёмами отбора и систематизации материала по определённым критериям, контролировать ответы одноклассников и выполнение собственных действий; коммуникативные УУД: сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания | ||
- Составьте алгоритм различения односоставных предложений -определите вид односоставных предложений, укажите предикативную основу и способ её выражения 1.Лёгкий морозец. 2.Тихо. 3.На улице ни души. 4.Не шумят вокруг. 5. Смотришь на звёзды. 9.А звёзды? 10.Посмотрите на них! | 1.Лёгкий морозец. – назывное 2. Тихо. - безличное 3.На улице ни души. - безличное 4.Не шумят вокруг. – неопределённо-личное 5. Смотришь на звёзды. – определённо-личное 9.А звёзды? - назывное 10.Посмотрите на них! – определённо-личное | Слайд №4 |
Этап урока 5. Самостоятельная работа (20 мин) регулятивные УУД : применять приобретённые знания, выполнять учебные действия в соответствии с заданным планом, проводить анализ языкового явления с точки зрения его основных признаков и структуры, соблюдать в практике основные правила орфографии. | ||
Комплексный анализ текста. ( текст распечатан для каждого ученика) (1)В калмыцком народе род Тундутовых считался св..щенным.(2) Известно, что даже ставка Джамба-тайши Тундутова была святыней для народа. (3)Ставка нойона воспринималась как центр кочевий, как центр мира…(4) В знак уважения к нойону простолюдин (не)мог объехать ставку с солнечной стороны, он должен был объезжать её только с северной стор..ны.(5) К ставке подходили, только спешившись.(6) На старых фотографиях видно, что в присутствии нойона калмыки (не)позволяли себе сидеть с непокрытой головой. (7) А место занимали только с восточной, левой, стороны юрты-ставки. (А.Кичиков « Потомок древних князей») Тайши – дворянский титул (от китайского «великий наставник») Нойон – князь Задания к тексту:
| ||
Этап урока 6. Рефлексия ( 1 мин) | ||
Этап урока 7. Домашнее задание ( 1 мин) | ||
- выпишите из текстов изученных художественных предложений 6-9 односоставных предложений, определите их вид. | Слайд №5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Односоставные предложения.Главный член односоставного предложения
Методическая разработка предназначена для учащихся 8-ых классов....
Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения.Главные члены односоставного предложения."
Конспект урока составлен с использованием блочно- модульной технологии,которая т помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты...
Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.
Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...
Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений.8 класс
Данный материал предназначен для проверки знаний учащихся 8 (9) классов по теме: "Односоставные предложения, их виды"...
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения. Виды односоставных предложений"
Учащиеся знакомятся с понятием "односоставное предложение", с видами односоставных предложений на основе технологии развития критического мышления....
Схема - алгоритм определения видов односоставных предложений и контрольная работа по теме "Односоставные предложения" для учащихся 8 класса
В схематичном сжатом виде таблица представляет алгоритм определения вида односоставного предложения, что значительно облегчает работу учащихся по усвоению данного теоретического материала, очень...
Односоставные предложения. Группы односоставных предложений. Определённо-личные односоставные предложения
Конспект урока по русскому языку для 8 класса...