УРОКИ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО: ОТ ТЕОРИИ – К ПРАКТИКЕ
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

В статье размещен план-конспект урока, разработанный по требование ФГОС ООО по теме "Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -чик-, -щик-" для 6 класса, в котором использован интересный материал о будущих профессиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОКИ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО:

ОТ ТЕОРИИ – К ПРАКТИКЕ

С.Г. ПАХОМОВА, учитель русского языка

и литературы МБОУ «СОШ  № 54» г.Чебоксары

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения. Меняются цели и содержание образования, средства и технологии обучения. Но при всём многообразии урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые стандартами, урок должен стать новым, современным. Сформированность качественно новых образовательных результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться.

На уроке русского языка я применяю различные современные педагогические технологии (интерактивные, информационно-коммуникационные и др.). Работа в парах, в группах, коллективная, индивидуальная работа помогает решать коммуникативные задачи. Также мною используются различные формы оценки достижений обучающихся: самооценка, взаимооценка, оценка учителя, групповая оценка.

Практико-ориентированные содержание приведенного ниже урока о профессиях будущего имеет профориентационную направленность. Первичный контроль (выполнение графического диктанта) показал высокий уровень качества знаний и усвоения нового материала. Творческий подход был применен даже при проведении физкультминутки, которая была направлена на знакомство с правильным названием специальностей врачей по роду их занятий. Воспитательный характер имел текст для продуктивного чтения: при выборе любой профессии необходимо помнить о том, что нужно всегда оставаться Человеком. В конце учащиеся, заполняя листы оценки деятельности на уроке, отметили позитивное настроение и понимание материала.

Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -чик-, -щик-

(Урок русского языка в 6 классе)

Цель урока: открытие нового знания.

Задачи урока: изучить и понять условия написания букв Ч и Щ в суффиксах существительных -чик-, -щик-; выявить способ определения верного написания букв Ч и Щ.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, листы оценки деятельности, презентация к уроку, художественный текст, плакат с правилом.

Ход урока:

I. Организационный этап.

У ч и т е л ь. Здравствуйте – скажем руками, здравствуйте – скажем глазами, здравствуйте – скажем словами, станет нам всем веселей! (Разговорная минутка. Создается положительный настрой на урок,) С каким настроением вы пришли на урока русского языка? Что вас тревожит? Выскажите друг другу и выступите в качестве тренеров радости.

II. Мотивация учебной деятельности. Работа с текстом.

У ч и т е л ь. На уроках русского языка по теме «Профессионализмы» мы говорили о профессиях ваших родителей. Вы узнавали у родителей, как они выбирали профессию. Мы обсуждали, кем бы вы хотели стать, когда вырастите. Давайте познакомимся с текстом из книги рассказов Александра Раскина «Как папа был маленьким». (Рассказ «Как папа выбирал профессию».)

Вопросы по тексту. Понравился ли вам текст? Чем? Какой тип и стиль речи текста? Почему вы так решили? Кем же хотел стать маленький папа? Что понял мальчик после встречи с военным? (Нельзя каждый день выбирать себе новую профессию. Прежде всего, надо быть хорошим человеком. Это важно для всех профессий.) Согласны вы с ним? Какова идея произведения? Как бы вы озаглавили рассказ? Хотели бы вы прочитать другие рассказы? Почему?

III. Актуализация знаний.

1. Создание проблемной ситуации.

У ч и т е л ь. Какие слова чаще употреблялись в тексте? (Слова, обозначающие профессии.) Что это за профессии? Объясните значения следующих слов: токарь, юнга, пастух, военный, артист.

Словарь. Токарь – рабочий, мастер, занимающийся токарным делом (механической обработкой металлов и дерева посредством обточки). Юнга – юноша, служащий на корабле. Пастух – работник, пасущий скот. Военный – лицо, исполняющее военные обязанности, связанные с несением военной службы. Артист – творческий работник, занимающийся публичным исполнением произведений искусства (актер, певец, музыкант).

– Как образуются слова, обозначающие такие профессии: мороженщик, сцепщик, летчик, грузчик? (От существительных и глаголов суффиксальным способом.) Можно ли фонетически различить суффиксы -чик-, -щик- в этих словах?

2. Постановка темы и цели рока совместно с детьми.

У ч и т е л ь. В чем трудность написания этих суффиксов? Какой суффикс труднее в выборе написания согласной? Какова будет тема урока? Цель? (Подвести к формулировки темы и цели.)

3. Выбор способа выхода из проблемной ситуации.

У ч и т е л ь. Ребята, а каким путём мы сегодня с вами пойдём, чтобы достичь цели урока? Запишите в ваших листах оценки деятельности. (Примерная запись: изучить правило написания суффиксов, выработать свой способ запоминания правила, оформления схем и таблиц в тетрадях, выработать алгоритм рассуждения, провести самопроверку, взаимопроверку с выставлением оценок…)

IV. Закрепление темы.

1. Изучение правила.

У ч и т е л ь. Изучите правило написания суффиксов, оформите в виде схемы, таблицы, расскажите соседу по парте и поставьте отметки в лист оценки деятельности на уроке. (Запись правила, построение схем в тетрадях и на доске. Учитель приглашает к доске тех, у кого интересные варианты. Дети рассказывают правило у доски по своим записям, учитель предлагает свой вариант.) От чего зависит написание суффикса -чик-, -щик-? Какой суффикс в написании труднее? Почему?

2. Тематическая физкультминутка. Поочередно под музыку выполняются упражнения для шеи, массируются уши, для глаз, рук и ног.

У ч и т е л ь. Какой специалист занимается лечением уха, горла, носа? (Отоларинголог.) Сам термин «оториноларингология» пришёл к нам из древнегреческого языка. Слово образовано путем сложения корней слов «ухо», «нос», «гортань / горло» и «наука».

– Какой специалист занимается лечением глаз? (Офтальмолог.)

– Какой специалист занимается лечением конечностей? (Травматолог, хирург, ортопед.)

– К кому мы обращаемся при недомогании? (К терапевту.)

– Существует очень много специалистов, которые помогают нам быть здоровыми, бодрыми. В этой большой группе слов, связанных с профессией, большинство слов образованы способом сложения.

2. Первичное закрепление знаний.

У ч и т е л ь. Как будем применять полученные знания на практике? Какими будут схема, алгоритм рассуждения? (Разбор алгоритма. Выполнение упражнения из учебника, проверка у доски с комментированием и взаимопроверкой с занесением результатов в карту.)

3. Первичный контроль с комментированием.

У ч и т е л ь. Проведем графический диктант. Запишите только суффиксы -чик- или -щик-. (На экране появляются правильные ответы, дети ставят «+» или «–», комментируют написание суффиксов, объясняют условия выставления отметок. Все плюсы – «5», один, два минуса – «4», три или четыре минуса – «3», более трех минусов – отметка не ставится. Для тех, кто не справился, учитель проводит после уроков консультацию.)

экскаваторщик

разведчик

съёмщик

буфетчица

каменщик

переписчик

расфасовщик

грузчик

стекольщик

перебежчик

извозчик

смазчик

прицепщик

фонарщик

каменщик

V. Включение в систему знаний и повторение.

1. Интересное о профессиях. Выступают докладчики.

2. Беседа о  профессиях.

У ч и т е л ь. В мире на сегодняшний день насчитывается более сорока тысяч профессий, около пятисот из которых ежегодно исчезают. Как называются слова, которые вышли из употребления, то есть устарели? Отгадайте профессию и объясните написание суффикса.

Устаревшие профессии. Представитель профессии, массово существовавшей до середины XX века в городах Европы и Америки, занимался доставкой свежего молока городским жителям. (Молочник.) Городской служащий, наблюдающий за исправностью уличных фонарей и их зажигающий. (Фонарщик.)

– В связи с новыми открытиями и достижениями науки появляется столько же новых профессий, сколько устаревает. Как называют новые слова, которые появляются в языке? Зарубежные и российские исследователи предлагают нам переместиться лет на 20 вперёд и публикуют список профессий будущего. Отгадайте, как может называться эта профессия.

Профессии будущего. Специалист, который проектирует новые экологически чистые города. (Урбанист-эколог.) Специалист по созданию межпланетных туристических маршрутов. (Менеджер космотуризма.)

– Отгадайте, чем будет заниматься сити-фермер. (Выращиванием овощей и фруктов на крышах небоскрёбов.)

После окончания школы вам предстоит из этого огромного множества профессий выбрать себе одну, наиболее вам подходящую и по интересам, и по способностям. Как вы думаете, какая профессия самая важная? (Важно в жизни выбрать нужную профессию, но важнее честно трудиться, приносить пользу людям, стране, городу и быть человеком.)

– Какие пословицы о труде вы знаете, и какую мудрость хотел передать народ?

Пословицы о труде. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. И швец, и жнец, и на дуде игрец. В рабочее время – язык на засов. Дело мастера боится. В труде рождаются герои. Не за свое дело не берись, а за своим не ленись. Труд кормит, а лень портит.

– Я желаю вам сделать правильно выбрать будущую профессию, а главное – оставаться человеком!

VI. Домашнее задание.

1. Повторить орфограмму, выполнить упражнение из учебника, графически обозначить орфограмму.

2. Уметь объяснять значения слов, обозначающих профессии, которые встретились в упражнениях и на уроке, используя словари.

3. Подготовить сообщения о 3-х интересных устаревших, современных или будущих профессиях по выбору, объясняя способ образования слов.

4. Придумайте новые профессии и напишите о них сочинение.

VII. Рефлексия.

У ч и т е л ь. С какими трудностями вы столкнулись? С чем это связано? Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? (Заполнение листа оценки деятельности на уроке.)

– Продолжите одно из высказываний. (На уроке я узнал…, я научился…, мне понравилось…, мне показалось сложным…, мне показалось интересным… .)

– Достигнуты ли вами поставленные цели урока? Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? (Общая оценка за урок.)

– Какие бы вы дали рекомендации себе и однокласснику? Какое у вас настроение после урока?

План изучения темы урока

Самооценка

Взаимооценка

Достигнуты ли поставленные вами цели?

Рефлексия

1.

Цель урока

Что узнали?

Чему научились?

Что интересного было на уроке?

Были ли затруднения? …

2.

Как вы будете достигать цели урока?

3.

Знание лексического значения слов

4.

Общая оценка за урок.

Рекомендации

5.

Какое у вас настроение после урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС . Чем отличается идеология, структура,  требования, содержание  ФГОС  от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускн...

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения

Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века. Основные положения, характеризующие урок, заложены в трудах Я.А.Каменского, К.Д.Ушинского и др. Это педагогическое изобретение ока...

Современный урок в свете требований ФГОС.

Из опыта работы по новым ФГОС...

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения: структура и содержние

презентация заседания МО иностранного языка МОАУ СОШ №26 г Благовещенска "Структура и содержание современного урока в свете требований ФГОС второго поколения"...

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения

Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени. «Время есть величайший из новаторов», - го...

Современный урок в свете требований ФГОС

Материал для проведения семинара...