УРОКИ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО: ОТ ТЕОРИИ – К ПРАКТИКЕ
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
В статье размещен план-конспект урока, разработанный по требование ФГОС ООО по теме "Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -чик-, -щик-" для 6 класса, в котором использован интересный материал о будущих профессиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УРОКИ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО:
ОТ ТЕОРИИ – К ПРАКТИКЕ
С.Г. ПАХОМОВА, учитель русского языка
и литературы МБОУ «СОШ № 54» г.Чебоксары
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения. Меняются цели и содержание образования, средства и технологии обучения. Но при всём многообразии урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые стандартами, урок должен стать новым, современным. Сформированность качественно новых образовательных результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться.
На уроке русского языка я применяю различные современные педагогические технологии (интерактивные, информационно-коммуникационные и др.). Работа в парах, в группах, коллективная, индивидуальная работа помогает решать коммуникативные задачи. Также мною используются различные формы оценки достижений обучающихся: самооценка, взаимооценка, оценка учителя, групповая оценка.
Практико-ориентированные содержание приведенного ниже урока о профессиях будущего имеет профориентационную направленность. Первичный контроль (выполнение графического диктанта) показал высокий уровень качества знаний и усвоения нового материала. Творческий подход был применен даже при проведении физкультминутки, которая была направлена на знакомство с правильным названием специальностей врачей по роду их занятий. Воспитательный характер имел текст для продуктивного чтения: при выборе любой профессии необходимо помнить о том, что нужно всегда оставаться Человеком. В конце учащиеся, заполняя листы оценки деятельности на уроке, отметили позитивное настроение и понимание материала.
Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -чик-, -щик-
(Урок русского языка в 6 классе)
Цель урока: открытие нового знания.
Задачи урока: изучить и понять условия написания букв Ч и Щ в суффиксах существительных -чик-, -щик-; выявить способ определения верного написания букв Ч и Щ.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, листы оценки деятельности, презентация к уроку, художественный текст, плакат с правилом.
Ход урока:
I. Организационный этап.
У ч и т е л ь. Здравствуйте – скажем руками, здравствуйте – скажем глазами, здравствуйте – скажем словами, станет нам всем веселей! (Разговорная минутка. Создается положительный настрой на урок,) С каким настроением вы пришли на урока русского языка? Что вас тревожит? Выскажите друг другу и выступите в качестве тренеров радости.
II. Мотивация учебной деятельности. Работа с текстом.
У ч и т е л ь. На уроках русского языка по теме «Профессионализмы» мы говорили о профессиях ваших родителей. Вы узнавали у родителей, как они выбирали профессию. Мы обсуждали, кем бы вы хотели стать, когда вырастите. Давайте познакомимся с текстом из книги рассказов Александра Раскина «Как папа был маленьким». (Рассказ «Как папа выбирал профессию».)
Вопросы по тексту. Понравился ли вам текст? Чем? Какой тип и стиль речи текста? Почему вы так решили? Кем же хотел стать маленький папа? Что понял мальчик после встречи с военным? (Нельзя каждый день выбирать себе новую профессию. Прежде всего, надо быть хорошим человеком. Это важно для всех профессий.) Согласны вы с ним? Какова идея произведения? Как бы вы озаглавили рассказ? Хотели бы вы прочитать другие рассказы? Почему?
III. Актуализация знаний.
1. Создание проблемной ситуации.
У ч и т е л ь. Какие слова чаще употреблялись в тексте? (Слова, обозначающие профессии.) Что это за профессии? Объясните значения следующих слов: токарь, юнга, пастух, военный, артист.
Словарь. Токарь – рабочий, мастер, занимающийся токарным делом (механической обработкой металлов и дерева посредством обточки). Юнга – юноша, служащий на корабле. Пастух – работник, пасущий скот. Военный – лицо, исполняющее военные обязанности, связанные с несением военной службы. Артист – творческий работник, занимающийся публичным исполнением произведений искусства (актер, певец, музыкант).
– Как образуются слова, обозначающие такие профессии: мороженщик, сцепщик, летчик, грузчик? (От существительных и глаголов суффиксальным способом.) Можно ли фонетически различить суффиксы -чик-, -щик- в этих словах?
2. Постановка темы и цели рока совместно с детьми.
У ч и т е л ь. В чем трудность написания этих суффиксов? Какой суффикс труднее в выборе написания согласной? Какова будет тема урока? Цель? (Подвести к формулировки темы и цели.)
3. Выбор способа выхода из проблемной ситуации.
У ч и т е л ь. Ребята, а каким путём мы сегодня с вами пойдём, чтобы достичь цели урока? Запишите в ваших листах оценки деятельности. (Примерная запись: изучить правило написания суффиксов, выработать свой способ запоминания правила, оформления схем и таблиц в тетрадях, выработать алгоритм рассуждения, провести самопроверку, взаимопроверку с выставлением оценок…)
IV. Закрепление темы.
1. Изучение правила.
У ч и т е л ь. Изучите правило написания суффиксов, оформите в виде схемы, таблицы, расскажите соседу по парте и поставьте отметки в лист оценки деятельности на уроке. (Запись правила, построение схем в тетрадях и на доске. Учитель приглашает к доске тех, у кого интересные варианты. Дети рассказывают правило у доски по своим записям, учитель предлагает свой вариант.) От чего зависит написание суффикса -чик-, -щик-? Какой суффикс в написании труднее? Почему?
2. Тематическая физкультминутка. Поочередно под музыку выполняются упражнения для шеи, массируются уши, для глаз, рук и ног.
У ч и т е л ь. Какой специалист занимается лечением уха, горла, носа? (Отоларинголог.) Сам термин «оториноларингология» пришёл к нам из древнегреческого языка. Слово образовано путем сложения корней слов «ухо», «нос», «гортань / горло» и «наука».
– Какой специалист занимается лечением глаз? (Офтальмолог.)
– Какой специалист занимается лечением конечностей? (Травматолог, хирург, ортопед.)
– К кому мы обращаемся при недомогании? (К терапевту.)
– Существует очень много специалистов, которые помогают нам быть здоровыми, бодрыми. В этой большой группе слов, связанных с профессией, большинство слов образованы способом сложения.
2. Первичное закрепление знаний.
У ч и т е л ь. Как будем применять полученные знания на практике? Какими будут схема, алгоритм рассуждения? (Разбор алгоритма. Выполнение упражнения из учебника, проверка у доски с комментированием и взаимопроверкой с занесением результатов в карту.)
3. Первичный контроль с комментированием.
У ч и т е л ь. Проведем графический диктант. Запишите только суффиксы -чик- или -щик-. (На экране появляются правильные ответы, дети ставят «+» или «–», комментируют написание суффиксов, объясняют условия выставления отметок. Все плюсы – «5», один, два минуса – «4», три или четыре минуса – «3», более трех минусов – отметка не ставится. Для тех, кто не справился, учитель проводит после уроков консультацию.)
экскаваторщик разведчик съёмщик буфетчица каменщик | переписчик расфасовщик грузчик стекольщик перебежчик | извозчик смазчик прицепщик фонарщик каменщик |
V. Включение в систему знаний и повторение.
1. Интересное о профессиях. Выступают докладчики.
2. Беседа о профессиях.
У ч и т е л ь. В мире на сегодняшний день насчитывается более сорока тысяч профессий, около пятисот из которых ежегодно исчезают. Как называются слова, которые вышли из употребления, то есть устарели? Отгадайте профессию и объясните написание суффикса.
Устаревшие профессии. Представитель профессии, массово существовавшей до середины XX века в городах Европы и Америки, занимался доставкой свежего молока городским жителям. (Молочник.) Городской служащий, наблюдающий за исправностью уличных фонарей и их зажигающий. (Фонарщик.)
– В связи с новыми открытиями и достижениями науки появляется столько же новых профессий, сколько устаревает. Как называют новые слова, которые появляются в языке? Зарубежные и российские исследователи предлагают нам переместиться лет на 20 вперёд и публикуют список профессий будущего. Отгадайте, как может называться эта профессия.
Профессии будущего. Специалист, который проектирует новые экологически чистые города. (Урбанист-эколог.) Специалист по созданию межпланетных туристических маршрутов. (Менеджер космотуризма.)
– Отгадайте, чем будет заниматься сити-фермер. (Выращиванием овощей и фруктов на крышах небоскрёбов.)
– После окончания школы вам предстоит из этого огромного множества профессий выбрать себе одну, наиболее вам подходящую и по интересам, и по способностям. Как вы думаете, какая профессия самая важная? (Важно в жизни выбрать нужную профессию, но важнее честно трудиться, приносить пользу людям, стране, городу и быть человеком.)
– Какие пословицы о труде вы знаете, и какую мудрость хотел передать народ?
Пословицы о труде. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. И швец, и жнец, и на дуде игрец. В рабочее время – язык на засов. Дело мастера боится. В труде рождаются герои. Не за свое дело не берись, а за своим не ленись. Труд кормит, а лень портит.
– Я желаю вам сделать правильно выбрать будущую профессию, а главное – оставаться человеком!
VI. Домашнее задание.
1. Повторить орфограмму, выполнить упражнение из учебника, графически обозначить орфограмму.
2. Уметь объяснять значения слов, обозначающих профессии, которые встретились в упражнениях и на уроке, используя словари.
3. Подготовить сообщения о 3-х интересных устаревших, современных или будущих профессиях по выбору, объясняя способ образования слов.
4. Придумайте новые профессии и напишите о них сочинение.
VII. Рефлексия.
У ч и т е л ь. С какими трудностями вы столкнулись? С чем это связано? Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? (Заполнение листа оценки деятельности на уроке.)
– Продолжите одно из высказываний. (На уроке я узнал…, я научился…, мне понравилось…, мне показалось сложным…, мне показалось интересным… .)
– Достигнуты ли вами поставленные цели урока? Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? (Общая оценка за урок.)
– Какие бы вы дали рекомендации себе и однокласснику? Какое у вас настроение после урока?
№ | План изучения темы урока | Самооценка | Взаимооценка | Достигнуты ли поставленные вами цели? Рефлексия |
1. | Цель урока | Что узнали? Чему научились? Что интересного было на уроке? Были ли затруднения? … | ||
2. | Как вы будете достигать цели урока? | |||
3. | Знание лексического значения слов | |||
4. | Общая оценка за урок. Рекомендации | |||
5. | Какое у вас настроение после урока? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС . Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускн...
Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения
Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века. Основные положения, характеризующие урок, заложены в трудах Я.А.Каменского, К.Д.Ушинского и др. Это педагогическое изобретение ока...
Современный урок в свете требований ФГОС.
Из опыта работы по новым ФГОС...
Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения: структура и содержние
презентация заседания МО иностранного языка МОАУ СОШ №26 г Благовещенска "Структура и содержание современного урока в свете требований ФГОС второго поколения"...
Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения
Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени. «Время есть величайший из новаторов», - го...
Современный урок в свете требований ФГОС
Материал для проведения семинара...
Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения: конспект урока и его обоснование.
Цитаты из заседания педагогического Совета...