Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения: конспект урока и его обоснование.
материал на тему
Предварительный просмотр:
Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения:
конспект урока и его обоснование.
(Цитаты из заседания Педагогического Совета МКОУ « Барановская СОШ»)
Методы и приемы обучения
Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.
Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы
методов обучения в современной школе // Проблемы методов обучения
в современной общеобразовательной школе. – М., 1980.
Прием обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
Подласый И.П. Педагогика. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. –
М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – С. 319.
Методы мотивации учебной деятельности
Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.
Методы формирования новых умений
Упражнения, лабораторная работа, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.
Методы обобщения и систематизации изученного
- Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков, опорных конспектов, заполнение контурных карт;
- Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.
Методы контроля результатов обучения
- Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др.
- Письменные: диктант, тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др.
- Практические: создание материального продукта, творческого или выполненного по образцу, алгоритму (изделие, модель, сочинение, рисунок, схема), демонстрация действий и операций и др.
- Машинные: тест.
Методы стимулирования учебной деятельности
Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального
Формы обучения
Форма обучения – это форма организации учебно-познавательной деятельности, которая представляет собой «целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающийся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом – временным и пространственным».
Терский Н.Л. Педагогический анализ урока. – Красноярск, 1984.
Формы организации познавательной деятельности – это, по сути дела, разновидности взаимодействия обучающих и обучающихся, отличающиеся друг от друга характером их общения.
Конаржевский Ю.А. Анализ урока.
М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – С. 29.
Разновидности форм обучения
- Фронтальная. Предполагает одновременной выполнение общих заданий всеми учащимися класса для достижения ими общей познавательной задачи. Учитель ведет работу и непосредственно общается со всеми учениками класса (фронтальный – «обращенный к зрителю»).
- Индивидуальная. Каждый ученик работает обособленно, не взаимодействуя с другими учащимися. Задания для индивидуальной работы могут быть как одинаковыми, так и разными для всех учащихся класса.
- Парная. Предполагает объединение и взаимодействие двух учащихся с целью совместного поиска решения учебной задачи, взаимообучения или взаимоконтроля.
- Групповая. Предусматривает выполнение единого задания небольшими, от 3 до 6 человек, группами учащихся.
- Коллективная. Выполнение учебных заданий предполагает общение учащихся в парах сменного состава (динамических парах).
По кн.: Конаржевский Ю.А. Анализ урока.
М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – С. 30-34.
Общие организационные формы обучения – это структурные варианты учебного взаимодействия учителя с учащимися и учащихся друг с другом.
К общим формам обучения относятся:
- индивидуальная;
- парная;
- групповая;
- коллективная;
- фронтальная.
Индивидуальная форма обучения не предполагает непосредственного контекста ученика с другими учащимися. По своей сущности она есть не что иное как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения часто называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. Вариантом индивидуальной работы является коллективно-распределенная деятельность учащихся внутри группы, когда общее задание делится на более мелкие и распределяется между членами группы. Успех выполнения всего задания зависит от качества выполнения своей части задания каждым членом группы.
Парная форма обучения – это выполнение двумя учениками одного общего задания. Кроме того, общение в паре может носить характер взаимообучения и взаимоконтроля.
Групповая форма обучения – это выполнение тремя и более учениками одного общего задания. Общение в группе наиболее эффективно при решении нестандартных задач, в ходе обсуждения проблем. Групповые формы обучения можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально организованных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперированно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. Деятельностью групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно – через своих помощников: звеньевых и бригадиров.
Коллективная форма обучения – это учебное взаимодействие учащихся в парах сменного состава, когда одну часть задания ученик выполняет с одним партнером, а для выполнения других частей объединяется в пары ч другими учениками. Коллективная форма обучения используется преимущественно для организации взаимообучения.
Фронтальная форма обучения (фронтальный – «обращенный к зрителю») – это работа учителя с целым классом, при которой задается одинаковое содержание, единый темп продвижения учащихся к единой цели. Фронтальная работа не рассчитана на учет индивидуальных различий учащихся, она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие изнывают от скуки.
Целеполагание в образовательном процессе
Цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.
Цель – это «модель потребного будущего» (А. Спиркин), это «образ желаемого результата, который хотят получить к определенному моменту времени» (В.В. Гузеев).
Целеполагание – это процесс формирования, развертывания, конкретизации цели в системе «дерева целей» и их формулирование.
Требования к целеполаганию:
- Основным фактором формирования цели системы является требование системы вышестоящей.
- «Генеральная цель» не складывается из частных и мелких целей. Она конструируется на верхнем уровне системы, а затем распадается на подцели.
- Генеральная цель, или «цель верхнего уровня» формулируется неизбежно в общем виде, в весьма агрегированных формах.
- Ни одна цель высших уровней «дерева целей» не достигается непосредственно, сама по себе, а лишь посредством достижения подцелей, на которые она распадается. Средства к достижению цели являются ее подцелями и, в свою очередь, являются целями для следующего нижележащего уровня «дерева целей».
- Цели верхнего и нижнего уровней должны быть логически связаны, нижние – выводимы из верхних.
- Декомпозиция прекращается по достижении элементарного уровня.
По кн.: Конаржевский Ю.А. Анализ урока.
М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – С. 9-10.
Планируемые результаты обучения (ПРО) – это представление о том, что должен знать, уметь, понимать, представлять, ценить учащийся на выходе из данного периода обучения (урок, блок уроков, четверть, семестр, год и т. д.); модель конечного состояния учащегося.
ПРО описываются на языке учебных действий учащихся: воспринимает, вспоминает, объясняет, интерпретирует, сравнивает, рассуждает, демонстрирует использование знаний (производит расчеты, составляет, заполняет, исправляет и др.), творит, оценивает и т.д.
По кн.: Гузеев В.В. Образовательная технология:
от приема до философии. – М.: Сентябрь, 1996. – С. 8, 41.
Педагогическая цель урока – это представление о том, что должен сделать учитель для достижения учащимися планируемых результатов обучения.
Необходимое и достаточное требование к формулированию целей как планируемых результатов обучения – их диагностичность, т.е. обеспеченность объективной методикой для определения степени достижения целей образования или воспитания.
Цель поставлена диагностично, если:
- дано настолько точное и определенное описание формируемого личностного качества (знания, умения, отношения и др.), что его можно безошибочно отдифференцировать от любых других качеств личности;
- имеется способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности в процессе объективного контроля его сформированности;
- возможно измерение интенсивности диагностируемого качества на основе данных контроля;
- существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. –
М.: Педагогика, 1989. – С. 18, 31-32.
Триединая цель урока и планируемый результат обучения
Цель урока вытекает из общих целей воспитания личности в обществе, тех задач, которые оно ставит на каждом этапе своего развития перед школой, и является одним из звеньев «дерева образовательных целей».
Исходя из общей идеи современных научных представлений об уроке, его цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего.
Познавательный аспект ТЦУ
Познавательный аспект триединой образовательной цели связан с требованиями к знаниям, умениям, навыкам учащихся в изучаемой ими предметной области:
- Обеспечить овладение учащимися знаниями с учетом их основных характеристик: полнота, глубина, осознанность, системность, гибкость, оперативность, прочность.
- Формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.
- Формировать умения – сочетание знаний и опыта их применения, которое обеспечивает успешное выполнение отдельных действий и деятельности в целом.
По кн.: Конаржевский Ю.А. Анализ урока.
М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – С. 11.
На языке требований к результатам обучения ФГОС второго поколения познавательный аспект триединой образовательной цели можно сформулировать как планируемые результаты обучения в предметной области, или предметные УД.
Уровни усвоения знаний
как ориентировочной основы предметных учебных действий (ООД)
1 уровень – ученический. Это умение учащегося узнавать (опознавать, различать, классифицировать) ранее полученную информацию при повторном ее предъявлении; понимать значение слов, терминов и других знаков, используемых в тексте и устной речи.
2 уровень – репродуктивный (алгоритмический). Это умение учащегося без подсказки, по памяти воспроизводить информацию и применять ее для решения типовых задач, действуя по известному алгоритму.
3 уровень – реконструктивный (эвристический). Это умение осуществлять преобразование знаний (ООД) и их приспособление к новой ситуации.
4 уровень – творческий. Это умение учащегося решать задачи-проблемы, алгоритм решения которых ученику неизвестен; он создается самим учеником, являясь одним из продуктов учебной деятельности.
По кн.: Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. –
М.: Педагогика, 1989. – С. 55-64..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС . Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускн...
Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения
Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века. Основные положения, характеризующие урок, заложены в трудах Я.А.Каменского, К.Д.Ушинского и др. Это педагогическое изобретение ока...
Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения: структура и содержние
презентация заседания МО иностранного языка МОАУ СОШ №26 г Благовещенска "Структура и содержание современного урока в свете требований ФГОС второго поколения"...
Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения
Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени. «Время есть величайший из новаторов», - го...
«Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения»
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:·...
Доклад «Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения»
Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС? Как спроектировать технологическую карту комбинированного урока?...
Статья «Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения»
laquo;Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А.Сухомлинский....