Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения
статья на тему

Блинова Надежда Викторовна

 

Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века. Основные положения, характеризующие урок, заложены в трудах Я.А.Каменского, К.Д.Ушинского и др. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается вечной и самой главной формой учебно-воспитательного процесса. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А.Конаржевский дает определение современному уроку: «Урок-это прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для глубокого и осмысленного усвоения учеником знаний, развития его личности, его активного умственного роста, формирования его нравственных основ».

В нашу жизнь вошли новые образовательные стандарты, которые предъявляют новые требования к школьному образованию, в том числе диктуют новые требования  к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный  урок в свете требований ФГОС второго поколения

Блинова Н.В. - учитель математики МОУ СОШ №17 г.Серпухов , Московская обл.

Урок-клеточка педагогического процесса.

В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.

Если не вся, то значительная часть педагогики

концентрируется в уроке.

М.Н.Скаткин

Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века. Основные положения, характеризующие урок, заложены в трудах Я.А.Каменского, К.Д.Ушинского и др. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается вечной и самой главной формой учебно-воспитательного процесса. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А.Конаржевский дает определение современному уроку: «Урок-это прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для глубокого и осмысленного усвоения учеником знаний, развития его личности, его активного умственного роста, формирования его нравственных основ». 

В нашу жизнь вошли новые образовательные стандарты, которые предъявляют новые требования к школьному образованию, в том числе диктуют новые требования  к уроку как основной форме организации учебного процесса.

 Основными методическими принципами современного урока  являются:

  1. субъективация (ученик становится равноправным участником  образовательного процесса);
  2. метапредметность (формируются универсальные учебные действия);
  3. деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе  поисковой и исследовательской деятельности);
  4. рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
  5. импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).

Урок  должен включать  следующие шесть  основных этапов:

  1. мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  2. целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить →  узнать → научиться»);
  3. осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  4. коммуникация (поиск  новых знаний  в паре, в группе);
  5. взаимопроверка, взаимоконтроль;
  6. рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Если сравнить традиционную деятельность учителя  и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных  и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:

Предмет изменений 

Традиционная деятельность учителя 

Деятельность учителя, работающего по ФГОС 

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель чаще использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, дополнительные материалы . Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

  1. по поиску и обработке информации;
  2. обобщению способов действия;
  3. постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

– редко

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета (электронные дневники)

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

К.Ю.Ксензова предлагает сравнительную характеристику основных компонентов деятельности учителя в традиционной и современной школе

Компоненты

деятельности

В традиционном уроке

(установка и действия педагога)

В современном уроке  

(установка и действия педагога)

Цель

Цель на уроке ставит сам учитель

Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач

Мотив

Мотивирует сам учитель, чаще за счет внешних стимулов

Опора на внутренние мотивы

Средства

Средства выбирает сам

Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели

Действия

Организует и регламентирует действие

Вариативность действий, выбор действия в соответствии с возможностями школьника

Результат

Подводит весь класс к результату

Достижение учениками личностно-значимого результата; в центре внимания учителя – внутренние позитивные изменения в личности школьника

Оценка

Оценивает сам

Обеспечение возможности произвести самооценку полученного результата

Ученик на традиционном уроке выполняет в основном репродуктивные действия (до 90% всего учебного времени), рекомендуемые и контролируемые  учителем с помощью отметок, которые, бесспорно, являются внешним принудителем. А ведь еще К.Д.Ушинский говорил: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей». После длительного пребывания в режиме принуждения возродить самостоятельность в человеке нелегко.

Таким образом, сравнив деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.

Литература:

1.С.П.Казачкова, М.С.Умнова. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. – М.: Планета, 2012.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.

3. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС . Чем отличается идеология, структура,  требования, содержание  ФГОС  от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускн...

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения: структура и содержние

презентация заседания МО иностранного языка МОАУ СОШ №26 г Благовещенска "Структура и содержание современного урока в свете требований ФГОС второго поколения"...

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения

Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени. «Время есть величайший из новаторов», - го...

Статья : Современный урок физики в свете требований ФГОС второго поколения.

Основной формой организации обучения был и остается урок,поэтому свою статью я решила посвятить именно тому,каким должен быть современный урок!...

«Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения»

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века:·...

Доклад «Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения»

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС? Как спроектировать технологическую карту комбинированного урока?...