Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием Е-И"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Подшивалова Светлана Михайловна

План-проект урока, формирующего универсальные учебные действия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-proekt_uroka_formiruyushchego_uud.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

План-проект урока, формирующего универсальные учебные действия

Предмет:    Русский язык

Класс:  5

Тема урока: «Правописание корней с чередованием Е-И»

Тип урока: Урок открытия новых знаний и первичного их закрепления

Цели урока: формирование представления о чередующихся гласных Е-И; формирование способности употребления Е-И в корнях слов; развитие орфографической зоркости обучающихся

Планируемые результаты обучения:

личностные:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств, воспитание уважительного отношения к русской языку;
  • использование приобретенных знаний и умений

предметные:

  • формирование орфографических умений и навыка по правописанию букв Е–И в корнях с чередованием;
  • овладение орфографическими нормами русского языка

метапредметные :

  • определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата при усвоении информации;
  • умение анализировать, сопоставлять, организовывать собственную деятельность;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
  • умение вести самостоятельный поиск информации

Технологии:

  • технология проблемного обучения,
  • дифференцированное обучение,
  • исследовательские методы обучения

Ресурсы:         Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева и др. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. – М.: Баласс, 2015, интерактивная доска, дидактический материал,  листы оценки.

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Формы оценив

ания

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникати

вные:

Познавательные:

1. Организация начала урока

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

выражение положительного отношения к процессу познания,

проявление внимание

нацеливание на успешную работу, выполнение задания в

соответствии с поставленной целью

оформление свои мысли в устной форме

умение ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу

2.Мотиваця учебной

деятельности. Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить?

Желает успеха.

Включение в деловой ритм. Предлагает пословицу:

Где двое работают, там и песня слышна.

Как вы понимаете смысл данной пословицы?

Надо сегодня поработать так, чтобы услышать песню.

Читают пословицу. Высказывают свое мнение

самоопределение

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

умение извлекать нужную

информацию, самостоятельно ее находить

3. Актуализация

опорных знаний

и их коррекция

Организует повторение

знаний, закрепление умений.

На интерактивной доске даны

две колонки слов с

чередованием е//и в корне.

Буквы Е и И выделены другим цветом.

Разбирать – разберу

Отпирать – отпереть

Задирать – задеру

Вытирать – вытереть

Замирать – замереть

Блистать – блестеть

Расстилать – расстелить

Выжигать – выжег

- Посмотрите внимательно на

слова. От чего зависит

написание гласной в корнях с

чередованием е//и?

Обучающиеся наблюдают, анализируют слова. Речевое проговаривание алгоритма рассуждения в парах.

Обозначают орфограммы. Заполняют кластер

оценивание

усваиваемого

содержания

фиксация

затруднения,

саморегуляция

в ситуации

затруднения

выражение

своих мыслей,

целеполагание

выражение своих

мыслей,

аргументация

своего мнения,

учет разных

мнений

Оценка

учителя

4. Пробное применение знаний

Учитель предлагает обучающимся составить словосочетания со словами на изученную орфограмму

Обучающиеся составляют словосочетания, выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения – части речи. Задание дифференцированное: слабые обучающиеся составляют словосочетания со словами, приведенными выше, сильные - составляют предложение с эпитетами, используя слова с изучаемой орфограммой.

Оценивают себя по критериям.

оценивание усваиваемого содержания

контроль, коррекция, оценка.

выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Самооценка по критериям

5. Упражнения по образцу

и в подобных условиях

с целью выработки умений

безошибочного применения знаний

Учитель предлагает обучающимся выполнить упражнения учебника:

  1. группа - № 565
  2. группа - № 566
  3. группа - № 568

Оценивают свою работу в группе

способность самооценки своих действий

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

умение слушать и слышать друг друга, высказывать свои мысли

выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме

Взаимооценивание в группе

6. Упражнения с переносом знаний в новые условия

Учитель предлагает выполнить электронное задание «Чередование звуков в корне слова». (school-collection. edu.ru/

catalog/rubr/75dfb919-ae4e-4811-aa20-fe0ca45d78e0

/60360/?)

Обучающиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы.

Работа в парах. Речевое проговаривание.

оценивание усваиваемого содержания

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме

анализ объектов с целью выделения признаков

7. Подведение итогов урока

Учитель предлагает обучающимся объяснить пропущенные буквы в словах:  Соб..рай по ягодке, соб..решь кузовок.

А также начертить кластер по изучаемой орфограмме

«Чередование е//и в корне слова».

Обучающиеся выполняют задание, объясняют чередующиеся гласные в корне.

Работают в группах. Оценивают полученные кластеры в группе

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений

рефлексия способов и условий действия

Оценивание в группе

8. Рефлексия

Прием «Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова:

Урок мне_______понравился.

Я         доволен своей работой на уроке.

Или показывают смайлы с разным выражением настроения.

Оценивают свою работу

Обучающиеся заканчивают предложения.

самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в учебной деятельности.

положительное отношение к учебной деятельности.

уметь слушать и понимать речь других.

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

самооценка

9. Информация о домашнем задании

Упражнение учебника № 567.  Для сильных обучающихся дополнительно – варианты: 1.составить синквейн на изученную орфограмму.

2. написать лингвистическую сказку о чередовании гласных в корне слова

Обучающиеся записывают задание в дневники.

Таблица к плану-проекту урока, формирующего УУД

УУД

Ученик научится или получит возможность научиться на уроке

Результаты освоения программы

личностные

предметные

метапредметные

Формирование познавательных УУД

Наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия, искать информацию.

- личностное самоопределение, положительное отношение к учению;

- понимание определенной роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и нравственных качеств личности;

- понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования;

-  уважительное отношение к учителю и одноклассникам;

- потребность в саморазвитии  и самореализации.

- формирование орфографических умений и навыков по правописанию букв Е-И в корнях с чередованием;

- овладение орфографическими нормами русского языка;

- умение читать текст и получать из него информацию;

- умение действовать по аналогии;

- умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания.

- формулирование

познавательной цели, поиск и выделение информации;

-  умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- умение строить речевое высказывание письменно и устно.

Формирование регулятивных УУД

Оценивать свою работу и работу одноклассников, соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

- умение оценивать свою работу и работу одноклассников;

- осуществление самоконтроля и самооценки своей

работы;  

- умение контролировать свое время.

Формирование коммуникативных УУД

Правильно владеть устной и письменной речью, уметь работать в группе, участвовать в выработке решения,

осуществлять познавательную и личностную рефлексию, находить и исправлять ошибки, осуществлять самопроверку и взаимопроверку.

- умение работать в группе или  в паре;

- умение находить и исправлять ошибки одноклассников; - умение вести диалог.

Формирование личностных УУД

Научится личностному самоопределению, уважительному отношение к учителю и сверстникам, стремиться к саморазвитию.

- личностное

самоопределение;

- уважительное отношение к учителю и сверстникам;

- адекватная самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 5 класс - "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка в 5 классе.Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна МКОУ «СОШ№26» Тема: «Буквы Е – И в корнях с чередованием».Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).Осно...

Урок русского языка 5 класс "Буквы е - и в корнях с чередованием"

Данный урок - урок открытия новых знаний...

Презентация к уроку русского языка "Буквы и-е в корнях с чередованием" 5 класс

Презентация к уроку русского языка "Буквы и-е в корнях с чередованием" 5 класс...

открытый урок русский язык 6 класс ФГОС по теме Корни с чередованием КАС, КОС

Тема урокаБуквы о и а в корне –кос---кас- Тип урокаИзучение нового материала...