Конспект урока русского языка в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Уроу развития речи по картине В.П. Фельдмана "Родина".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка к сочинению по картине В.П.Фельдмана "Родина" | 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Октябрьский Городок»
ТАТИЩЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект
открытого урока по русскому языку в 9 классе
Подготовка к сочинению по данному началу
на основе картины В.П. Фельдмана «Родина»
учитель Логутова В.В.
2020г.
Предмет: русский язык
Класс: 9
Используемый учебно-методический комплекс: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина и др. Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014.
Тема урока: Подготовка к сочинению по данному началу на основе картины В.П. Фельдмана «Родина»
Тип урока: урок развития речи
Цели деятельности учителя:
-кратко познакомить учащихся с творчеством В.П. Фельдмана;
-учить писать сочинение по данному началу (на основе картины);
-готовить учащихся к устному собеседованию по русскому языку;
- продолжить работу по патриотическому воспитанию, любви к природе и родному краю.
Планируемые результаты:
Предметные: знать о роли деталей в художественном описании; об общем в разных видах описания; специфике описания изображенного на картине; создавать текст-описание;
Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; желание участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества; стремление к речевому совершенствованию.
Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная, самостоятельная работа.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем.
Основные понятия: художественное описание картины.
Применяемая технология: технология деятельностного метода обучения. Дидактическое обеспечение урока: компьютерная презентация.
Необходимое оборудование и материалы: моноблок, проектор, экран.
Конспект урока по русскому языку в 9 классе
Тема: Подготовка к сочинению по данному началу на основе картины Владимира Петровича Фельдмана «Родина».
- Здравствуйте, ребята. Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог нашей школы. У кого-то с утра хорошее настроение, у кого-то, может быть, немного грустное. Поэтому давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем друг другу открыть новые знания.
- Открываем тетради, записываем число.
Наш урок проходит в преддверии важного праздника - Дня Победы. Это главный праздник нашей Родины, особенно в этом юбилейном году, когда исполняется 75 лет со дня Победы. Это день полного и окончательного разгрома гитлеровской армии. Победа показала мужество и героизм всего народа нашей страны.
Эпиграфом к уроку я выбрала стихотворение Михаила Ножкина .
Поэты, писатели, художники создавали бессмертные произведения, воспевая подвиги наших бойцов. Одному только Дню Победы художники посвятили тысячи картин. И каждый художник видел её по-своему (слайды с картинами).
- Чем объединены данные картины? (Солдаты возвращаются домой с войны).
Ребята,сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы должны подготовиться к написанию сочинения по картине, автором которого является Фельдман Владимир Петрович. Название картины вы узнаете, если определите тему пословиц. Прочитайте пословицы, скажите, какой темой они объединены?
- Береги землю родимую, как мать любимую.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха.
- Кто Родину любит, тому она в долгу не будет.
- Нашему народу Родина всего дороже.
Картина называется «Родина»
Запись в тетрадь: «Подготовка к сочинению по данному началу на основе картины Владимира Петровича Фельдмана «Родина»
– Зная тему сегодняшнего урока, давайте попробуем определить, какие цели мы должны поставить перед собой, чтобы эту тему усвоить.
Цели урока: 1.Образовательные:
-учить создавать собственные тексты по произведению живописи;
-повторить сведения о видах придаточных в СПП.
2. Развивающие:
- развивать умение понимать связь событий, изображённых в произведении живописи, строить последовательные умозаключения по поводу сюжета картины,
-продолжить формирование способности эмоционально выражать собственное отношение произведениям искусства,
- работать над коррекцией памяти, внимания, чтения, логического мышления и самооценки.
3.Воспитательные:
воспитывать патриотизм, расширять и совершенствовать круг культурных потребностей обучающихся.
1 Проверка домашнего задания:
- Ребята, вы дома написали сочинение «Что значит для меня слово «родина». (Зачитывают сочинения на фоне песни «С чего начинается Родина»).
- Из ваших сочинений можно сделать вывод, что у вас, как и у каждого человека, есть родина малая и родина большая. Это ваш дом, наш посёлок, в котором вы родились, это также наше государство, а также наша общая планета Земля. Самое главное, Родину нужно любить и защищать.
2 Работа со словом:
- Посмотрим толкование слова «родина» в Толковом словаре Ожегова С.И.
Родина, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Защита Родины. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, место возникновения чего-нибудь. Приехал на родину.
- Подберите однокоренные слова к слову «родина», запишите в тетрадь (род, родной, родиться, родня, родственники, родословная).
- Подберите синонимы к слову «родина», запишите в тетрадь: отечество, отчизна, страна.
3.Беседа по картине:
Автор картины по которой будем работать– известный художник.
Сообщение о Фельдмане
- А сейчас давайте обратимся к картине Владимира Фельдмана «Родина». Откройте картину в учебнике. Слушаем песню, которая тематически перекликается с картиной В.П. Фельдмана
На дальнем берегу
Музыка Игоря Кантюкова
Автор текста песни Константин Фролов.
В доме моём, | Сколько дорог |
-Как перекликаются слова песни и сюжет картины?
- Посмотрите внимательно на картину. Какой эпизод изобразил здесь художник?
- Кто изображён на картине? (Солдат, который вернулся домой с войны. Сюжет картины очень прост. Такую картину очень часто можно было наблюдать сразу после войны.).
- Почему автор выбирает из всего ряда синонимов именно слово «родина» для своей картины? (слово, более близкое и понятное каждому человеку. Здесь живут родные солдата, продолжатели рода это его РОДИНА
- Что представляет из себя его Родина? (Средняя полоса России, обыкновенная деревня).
- Какое время года? (Прямо к деревне подступает берёзовая роща, ряд деревенских домов. Осень, листья с деревьев опали. Под ногами жёлтая, пожухлая трава, вдали убранные поля, высокое светлое теперь уже мирное небо)
- О чём это говорит? (Солдат не сразу вернулся домой. Что – то его задержало. –
Почему вы решили, что он только вернулся? (Он только с дороги, на нём походная шинель, за плечами вещмешок, в кармане пилотка).
- Где находится солдат? (На холме, в берёзовой роще, за которой располагается деревня).
- Что он видит? (ряд деревенских домиков, распаханное поле, высокое светлое небо, уже мирное)
- Почему он остановился? Что он чувствует? (Он рад тому, что вернулся живыми здоровым. Он очень соскучился по родным местам, не может наглядеться, его душа отдыхает, вокруг всё так, как будто и не было войны. Он обнимает берёзку, чтобы унять охватившее его волнение).
Прежде чем задать вам следующий вопрос, я предлагаю прочитать отрывок из письма с фронта.
- Ему спокойно на душе? (Он одновременно и расслаблен, и напряжён: прошлое ещё не отпускает его. Он волнуется, что ждёт его дома, вернутся ли с войны его друзья, сохранился ли его дом, узнают ли его собственные дети).
- Какие краски подобрал художник? Почему? (тёплые: жёлтый, коричневый, зелёный, краски неяркие, пейзаж неброский, но не любить этот знакомый с детства пейзаж невозможно, за всё это он проливал свою кровь).
- Давайте рассмотрим самые главные образы этой картины: дом, берёза, воин.
- С чем ассоциировались эти образы в русской культуре?
Дом – символ счастья, достатка, мира, единства. Главная функция дома – защита. Дом – символ единства рода, образное воплощение неразрывной связи между предками и потомками.
Берёза – самый любимый русский символ; символ света, чистоты и непорочности; некоторые историки считают, что название «берёза» связано со словом «оберегать».
Воин – само собой разумеется, что его основная роль – это защита.
- Сделайте вывод: почему эти 3 образа являются самыми основными в картине под названием «родина». (Эти символы связаны со словами защищать, оберегать; все они связаны с семьёй, с родом. А Родина – это то место, которое нуждается в защите, о чём должен помнить каждый человек).
Элемент рассказа в сочинении:
-Наша письменная работа будет в жанре рассказа по картине, а не просто её описание.
- Вспомните, что такое рассказ.
(Рассказ – это небольшое произведение повествовательного характера, в котором речь идёт обычно об одном событии в жизни героя)
- Из каких частей состоит рассказ? (Завязка, кульминация, развязка)
-Что будет кульминацией? (Описание самой картины)
- Что будет вступлением? Заданное начало:
Откройте учебник на стр.104, упр.166.
Я лежал в госпитале, когда в начале мая объявили: «Война закончилась!» Все, кто может, - по домам! Настал и мой черёд.
И вот я еду... Думаю о том, как там мой родимый край?....
-Что будет выводом? (планы на будущее)
-Я предлагаю вам написать рассказ от первого лица по плану :
План.
1.Вступление. Дорога домой.
2. Главная часть. На родине.
а) время возвращения;
б) за околицей;
в) родное село.
3.Заключение. Мои планы на будущее.
Задание на карточках, выполняем в паре: в скобках придумать и дописать недостающую часть предложения.
Я лежал в госпитале, когда ( ): «Война закончилась!» Все, кто может, - по домам! Настал и мой черёд.
И вот я еду... Думаю о том, как ( )?
Вот и знакомый пригорок, с которого ( ).
Я вижу свою родину, откуда ( ).
Я вижу, как ( ).
Мирная жизнь вступает в свои права.
Прислонился к стволу берёзки, обнял её, прижался щекой, стараясь унять колотящееся сердце, и подумал о том, что ( )!
Сколько за войну истоптано дорог, сколько чужих земель я повидал, но нет ничего милее родного края!
- Чтение вслух предложений.
-Какие предложения у вас получились по структуре?
-Определите их виды
-Положите карточку себе в тетрадь. Данные предложения вы можете использовать как материалы к сочинению.
Домашнее задание: в тетрадях по развитию речи написать рассказ по картине, придумать заглавие.
Итоги урока:
- Сегодня на уроке мы смогли ещё раз задуматься над тем, что значит слово «родина» для каждого из нас. И главное – смогли накопить необходимый материал для домашней творческой работы. Я надеюсь, что ваши сочинения будут проникнуты чувством патриотизма, любви к своей Родине.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
- Как вы их преодолевали?
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...