Буква Ы и И в корне
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Подкопаева Наталья Васильевна

Конспект урока в 6 классе по теме "Буква Ы и И в корне(по учебнику М.М. Разумовской 6 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_y_i_i_v_korne_slova.docx387.79 КБ

Предварительный просмотр:

Темы: Буквы ы и и в корне после приставок.

Цели:  

- организовать  деятельность учащихся по выведению правила употребления   « Буквы и-ы после приставок»;

- формировать навыки обоснованного выбора гласных и-ы в изучаемой               орфограмме; формировать исследовательские умения.

Планируемые результаты:

Личностные: 

- дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Метапредметные:

Регулятивные:

Определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать достигнутые результаты.

Коммуникативные:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Познавательные:

Строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные: знать правило написания и-ы после приставок, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний. умеют верно определять орфограмму «Правописание букв И, Ы после приставок», знают условия их написания и отличают буквы И, Ы друг от друга, работают с текстом и раздаточным материалом.

Тип урока: урок «открытия» новых  знаний.

Форма проведения:  урок-исследование.

Оборудование:  компьютер, презентация,  карточки с заданиями, маршрутный лист

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Доброе утро, ребята!Доброе утро коллеги!

Сядьте те,кто доволен своей домашней работой,

Поднимите левую руку те,кто хочет отвечать у доски

Поднимите правую руку,те кто хорошо усвоил правописание приставок пре и при.

2.Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Я предлагаю ещё раз вспомнить правила правописания приставок пре и при

Эта приставка имеет значение «очень». пре

Эта приставка пишется в словах «прийти», «приклеить».при

Эта приставка имеет значение неполноты действия.при

Эта приставка имеет значение «пере-».пре

Эта приставка пишется в словах «преглупый», «премудрая».пре

 У вас на листах находятся задания  на оценки 5,4,3 выберите одно из них и выполните его.

Проверка по эталону.

1.На оценку «5» Вставьте пропущенные буквы и запишите слова в два столбика :в первый столбик с приставкой пре-.

во второй –с приставкой при-

Пр…добрый человек, пр…неприятный разговор, пр…длинная  хворостина, пр…скверный характер,пр…школьный участок, пр…дорожный патруль, пр…вокзальный киоск, пр…милый ребенок, пр..градить дорогу.

Слова с приставкой пре-

Слова с приставкой при-

Слова с приставкой пре-

Слова с приставкой при-

предобрый

пришкольный

пренеприятный

придорожный

предлинная

привокзальный

прескверный

преградить

премилый

2.На оценку «4».Заполните таблицу, используя для примеров данные ниже слова

Значение приставки при-

Присоединение

Приближение

Близость

Неполнота действия

Пригвоздить.прибегать,прибивать,приамурский,прибрежный,приволжский,привстать,прибить,приглушить,привезти,приехать,приземлиться,призадуматься,приподнять,прийти,прискакать, прищепить. приуныть, приколоть, припаять.

Присоединение

Приближение

Близость

Неполнота действия

пригвоздить

прибегать

приамурский

приглушить

прибивать

привезти

прибрежный

призадуматься

привстать

приехать

приволжский

приподнять

прибить

приземлиться

прищепить

приколоть

прийти

приуныть

припаять

прискакать

3.На оценку «3» От данных существительных образуйте  прилагательные  с приставкой при-. Запишите слова парами

Образец: берег-прибрежный

Школа, вокзал, море, усадьба, дорога , озеро, город

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверка по эталону.

Индивидуальное задание(у доски)

1.Помеха, задерживающая какие-нибудь действия (препятствие)

2.Такой, который нравится, располагает к себе (привлекательный)

3.Происшествие,неожиданный случай в жизни приключение)

4.Влияние, уважение, которым пользуется кто(что)-нибудь (престиж)

5.Первое представление спектакля(фильма) (премьера)

6.Преимущественное право, льгота (привилегия)

7.Простейший, несложный по выполнению, устройству (примитивный)

Целеполагание. Я  думаю, что вам удалось разгадать тайну правописания приставок пре и при, а сейчас я хочу вам предложить новую орфографическую задачу. А для этого вам надо стать настоящими исследователями

Что общего в этих словах? Выделите в них корни.

От какого слова они произошли?

              раз + играть = разыграть

  за   + играть = заиграть

Запишете слово играть с другими приставками

Играть: сыграть, поиграть, подыграть, заиграть, доиграть, разыграть, выиграть.

Какая проблема возникла?

(Почему написание корней стало разным?)

Исходя из этой проблемы, определите цель нашего исследования.

 (Почему после одних приставок слово играть меняет первую букву  корня -ыгр-, а после других остается неизменным –игр-?

Что влияет на превращение  гласных и на ы в корне после приставок?

Чтобы ответить на все поставленные вопросы, нужно быть настоящими исследователями. Вот мы и станем ими.

3.Этап выявления места и причины затруднения

- Тогда какой вопрос у нас возникает? (почему здесь И, а там Ы)

- А в какой части слова он возникает?

- Что стоит впереди?

- А если мы уберем приставку? Будет ли этот вопрос?

- Проверим это…Прочтем слова без приставки. Какую мы букву будем писать? (И)

- Еще раз уточним.. Где возникает вопрос? (после приставки в корне)

- Может кто-то готов сказать почему в одних случаях пишется Ы, в других – И?

- Тогда скажите, какая цель нашего урока? Что мы должны найти? (найти способ их разграничения)

- Кто догадался, какая тема урока?

Слайд

- Я вас правильно поняла? Значит тема урока «Буквы Ы и И в корне после приставок.

- Как вы считаете, достаточно ли двух слов, чтобы провести исследование?

- Что нам нужно еще? (слова)

- Молодцы. Я подготовила новый материал.

5.Этап реализации построенного проекта

  Предлагаю на этом этапе урока объединиться в группы.

Исследование языкового материала.

Составим план исследования.

1. Определите объект исследования (слова с приставками)

                   поискать – разыскать, подыскать

                   неизвестный - безызвестный

                   доисторический – предыстория

2. Предмет исследования? (буквы и-ы после приставок)

3. Выделите в словах корни и  приставки.

4.Распределите приставки в 2 столбика:

     1) в первый столбик выпишите те приставки, которые меняют букву И в корне на букву Ы;

     2) во второй – какие корни остались без изменения.

ПРИСТАВКИ

И              ы                                                                                                                 И

РАЗ -                                                                                                                           ПО -

ПОД -                                                                                                                         НЕ -

БЕЗ -                                                                                                                           ДО -

ПРЕД -

5. Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором.

6. Какой вывод можно сделать?

(Все приставки в первом столбике оканчиваются на согласную. Здесь гласная  И в корне меняется  на букву Ы).

- Какие Ваши предположения? Сформулируйте гипотезу.

Гипотеза:

Все приставки на согласную меняют гласную И в корне на букву Ы.

-Так ли это?  

Приставки

Слова на И

Примеры

1.

ПО -                                                                                  

РАЗ - / РОЗ -

БЕЗ -

ПРЕД -

ВЗ -

ДО -

С -

ИДЕЙНЫЙ

ИГРА

ИСКАТЬ

ИДУЩИЙ

ИНСТИТУТСКИЙ

ИГРАТЬ

ИЗВЕСТНЫЙ

ИТОЖИТЬ

ИМЕННОЙ

ИСТОРИЧЕСКИЙ

ИСКУСНЫЙ

ИСК

ИНФЕКЦИЯ

1.

2.

СВЕРХ -

МЕЖ -

2.

3.

КОНТР -

ДЕЗ -

3.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

1. -У вас на партах находится раздаточный материал с заданием в форме таблицы. В первой колонке представлены приставки, во второй - слова на И.

Поработаем сначала только с приставками под цифрой 1.

Задание:

Соедините   из первой части приставки и слова, которые могут сочетаться. В пустую колонку №1 запишите 2-3 слова с различными приставками.  Выделите в них приставки. Докажите, что все приставки на согласные  действительно меняют гласную И в корне на букву Ы.

2.-Проверим полученные слова с приставками из первой части

Открыта лишь первая часть. Остальные закрыты.)

Приставки

Слова на И

Примеры

1

ПО-                                                                                  

РАЗ-/ РОЗ-

БЕЗ-

ПРЕД-

ВЗ-

ДО-

С-

ИДЕЙНЫЙ,

ИГРА,

ИСКАТЬ,

ИДУЩИЙ,

ИНСТИТУТСКИЙ,

ИГРАТЬ,

ИЗВЕСТНЫЙ,

ИТОЖИТЬ,

ИМЕННОЙ,

ИСТОРИЧЕСКИЙ,

ИСКУСНЫЙ,

ИСК

ИНФЕКЦИЯ

1

ПОИСКАТЬ

РАЗЫСКАТЬ

РОЗЫСК-

БЕЗЫЗВЕСТНЫЙ

ПРЕДЫДУЩИЙ

ВЗЫСКАТЬ

ДОИСТОРИЧЕСКИЙ

СЫСКАТЬ

2.

2.

3.

3.

3.- Какие результаты получили Вы в ходе исследования?  Каково главное условие для чудесного превращения и написания Ы после приставки?

(Приставка должна оканчиваться на согласный).

Подтверждаются ли наши предположения? (Да).

-  Попробуем вместе сформулировать целостное научное определение по данной орфограмме.

 (После приставки на согласный пишется буква Ы, если корень слова начинается на И).

-  Ваше исследование позволило нам сформулировать правило написания Ы и И в корне после приставок.

  Русский язык труден и в то же время интересен тем, что почти в каждом правиле есть НО, то есть ИСКЛЮЧЕНИЯ.

4. -Совершим следующий шаг нашего исследования, выясним, какие приставки не подчиняются правилам?

    Возьмём русские приставки СВЕРХ- и МЕЖ-. С какими словами в таблице они  лучше всего совмещаются? Запишите их.

   Сверхидейный, межинститутский.

-Работает ли наше правило?

(Нет. Слова с приставками СВЕРХ-, МЕЖ- относятся к исключениям).

   Подведем итог второй части нашего исследования.

-Значит, как должно звучать наше правило?

(После приставок на согласные пишется буква Ы, если корень слова начинается на И, кроме приставок СВЕРХ- и МЕЖ-).

5. В таблице на слайде у нас остались ещё две приставки: КОНТР- и ДЕЗ-.

-Встречались ли вам они?

 ( Это иноязычные приставки).

Вот что сказано о них в словаре иностранных слов:(Слайд ).

КОНТР-   контр..., контра... [лат. contraпротив]- приставка, которая содержит противоположное значение того, что выражено во второй части слова: КОНТРИГРА, КОНТРАТАКА)

ДЕЗ-... [фр. dcs... от..., раз...] - приставка, обозначающая уничтожение, удаление чего-л., напр.: дезинфекция.

-Способны ли иностранные приставки КОНТР- и ДЕЗ- изменять букву И в корне на Ы?

Запишите слова.

КОНТРИГРА

ДЕЗИНФЕКЦИЯ

- Какую букву написали после приставки?

(И)

Почему?

(Потому что приставка - иноязычная).

(В словах с иноязычными приставками на согласную буква И в корне  слова не меняется).

 Значит, слова с иноязычными приставками на согласную не меняют букву И в корне слова, поэтому  также являются исключениями из правил.

- Проверим полученные слова.

Приставки

Слова на И

Примеры

1

ПО-                                                                                  

РАЗ-/ РОЗ-

БЕЗ-

ПРЕД-

ВЗ-

ДО-

С-

ИДЕЙНЫЙ,

ИГРА,

ИСКАТЬ,

ИДУЩИЙ,

ИНСТИТУТСКИЙ,

ИГРАТЬ,

ИЗВЕСТНЫЙ,

ИТОЖИТЬ,

ИМЕННОЙ,

ИСТОРИЧЕСКИЙ,

ИСКУСНЫЙ,

ИСК

ИНФЕКЦИЯ

1

ПОИСКАТЬ

РАЗЫСКАТЬ

РОЗЫСК-

БЕЗЫЗВЕСТНЫЙ

ПРЕДЫДУЩИЙ

ВЗЫСКАТЬ

ДОИСТОРИЧЕСКИЙ

СЫСКАТЬ

2.

СВЕРХ-

МЕЖ-

2.

СВЕРХИДЕЙНЫЙ

МЕЖИНСТИТУТСКИЙ

3.

КОНТР-

ДЕЗ-

3.

КОНТРИГРА

ДЕЗИНФЕКЦИЯ

1.Теперь ответим на главный вопрос:

-Что влияет на чудесные превращения, на изменения гласной И на Ы в корне после приставок?

(Влияют приставки).

Итак, какие 2 условия нужны, чтобы после приставки в слове написать Ы?

(Во-первых, она должна оканчиваться на согласную, во-вторых, должна быть русская, кроме МЕЖ-, СВЕРХ-).

А что будет писаться, если приставка иноязычного происхождения?

( После  иноязычных приставок  КОНТР- и ДЕЗ- пишется  в корне гласная И. Это тоже исключение).

- Как будет звучать наше правило? (Слайд ).

 После приставок на согласные пишется буква Ы, если корень слова начинается на И, кроме приставок СВЕРХ- и МЕЖ- и иноязычных приставок КОНТР-, ДЕЗ- и др.

- Как вы думаете, мы сумели разгадать с вами тайну превращения гласной И на Ы в корне слова?

(Да).

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Решение орфографической задачи: Ы или И?

Запишите словосочетания и прокомментируйте написание изучаемой орфограммы.

Чтобы справиться с этим заданием,  ЧТО прежде всего надо выделить в слове?

 (корень или приставку)

    Раз…гралась вьюга, пред…дущий день, получить вы…грыш, от…скать клад, сверх…нтересный случай, без…мянный палец, об…грать в шахматы, дез…нфекция помещения, с…грать в футбол, меж…нститутский турнир.

8.Этап включения в систему знаний и повторения

ПОД…ГРАТЬ                                                       ПО…ГРАТЬ

БЕЗ…СХОДНЫЙ                                                СВЕРХ…НТЕРЕСНЫЙ

ВЗ…СКАТЬ                                                           МЕЖ…ГРОВОЙ

ИЗ…МАТЬ                                                             КОНТР…ГРА

ПОД…МАТЬСЯ                                                   ДО...СТОРИЧЕСКИЙ                                          

ИЗ…СКАННОСТЬ                                              ПЕРЕ…МЕНОВАТЬ

РОЗ…ГРЫШ                                                         МЕЖ…НСТИТУТСКИЙ

ПРЕД…СТОРИЧЕСКИЙ                                   ПРО…ГРЫШ

ПОД…СКАТЬ                                                       ЗА…ГРАТЬСЯ

9.Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание.

    1.  п.32 выучить правило стр.135,упр.343

     2. Творческое задание. По набору слов: сыщик, разыскать, поиск, розыск и т.д. небольшой рассказ   (4 – 5 предложений).

10.Этап рефлексии учебной деятельности

на уроке

img27

Приложение

Маршрутный лист

1.На оценку «5»Вставьте пропущенные буквы и запишите слова в два столбика :в первый столбик с приставкой пре-.

во второй –с приставкой при-

Пр…добрый человек, пр…неприятный разговор, пр…длинная  хворостина,пр…скверный характер,пр…школьный участок,пр…дорожный патруль, пр…вокзальный киоск, пр…милый ребенок, пр..градить дорогу.

Слова с приставкой пре-

Слова с приставкой при-

2.На оценку «4».Заполните таблицу, используя для примеров данные ниже слова

Значение приставки при-

Присоединение

Приближение

Близость

Неполнота действия

Пригвоздить.прибегать,прибивать,приамурский,прибрежный,приволжский,привстать,прибить,приглушить,привезти,приехать,приземлиться,призадуматься,приподнять,прийти,прискакать, прищепить. приуныть, приколоть, припаять.

3.На оценку «3» От данных существительных образуйте  прилагательные  с приставкой при-. Запишите слова парами

Образец: берег-прибрежный

Школа, вокзал, море, усадьба, дорога , озеро, город

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка:___

Тема урока

_______________________________________________________________________

Исследование языкового материала.

Составим план исследования.

1. Определите объект исследования (______________________)

  Разыскать, подыскать, безызвестный, поискать, неизвестный, доисторический, предыстория.

2. Предмет исследования? (_____________________)

3. Выделите в словах корни и  приставки.

4.Распределите приставки в 2 столбика:

     1) в первый столбик выпишите те приставки, которые меняют букву И в корне на букву Ы;

     2) во второй – какие корни остались без изменения.

ПРИСТАВКИ

И              ы                                                                                                                

И

5. Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором.

6. Какой вывод можно сделать?_____________________________________________________________

Сформулируйте гипотезу.

Гипотеза: _____________________________________________________________________

Приставки

Слова на И

Примеры

1.

ПО -                                                                                  

РАЗ - / РОЗ -

БЕЗ -

ПРЕД -

ВЗ -

ДО -

С -

ИДЕЙНЫЙ

ИГРА

ИСКАТЬ

ИДУЩИЙ

ИНСТИТУТСКИЙ

ИГРАТЬ

ИЗВЕСТНЫЙ

ИТОЖИТЬ

ИМЕННОЙ

ИСТОРИЧЕСКИЙ

ИСКУСНЫЙ

ИСК

ИНФЕКЦИЯ

1.

2.

СВЕРХ -

МЕЖ -

2.

3.

КОНТР -

ДЕЗ -

3.

3 этап

Орфографическая задача: Ы или И?

Запишите словосочетания ,выбирая букву ы или и

    Раз…гралась вьюга, пред…дущий день, получить вы…грыш, отыскать клад, сверх…нтересный случай, без…мянный палец, об…грать в шахматы, дез…нфекция помещения, с…грать в футбол.

Рефлексия:Обведите человечка,который соответствует вашему высказыванию

img27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы о и а в корне гор-гар

Данный материал может использоваться как при изучении новой темы, так и для повторения ....

Урок русского языка в 6 классе на тему "Буквы о и а в корне -гор-, -гар-"

Цели:  1. Научить определять условия выбора –гор, -гар, учитывая       лексическое значение корня;2.Развитие умения применять данное правило на практике, формировани...

Буквы Е и И в корнях с чередованием

Урок для учащихся с базой знаний по этой теме...

«Буквы О и А в корнях КОС-КАС.» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Конспект урока и интерактивная презентация SMART.Предлагаемая методическая разработка урока русского языка представляет собой мини-технологию по использованию современных средств организации учебной д...

Буквы о и а в корне с чередованием.–гор-, -гар-

Урок изучения нового материала по теме " Буквы о и а в корне с чередованием -гор, -гар....

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...