Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе
Тема: «Дефис между частями слова в наречиях».
Цели:
- познакомить с дефисным написанием наречий;
- формировать навык написания дефиса в наречиях;
Задачи:
Способствовать развитию орфографической и речевой грамотности, зоркости, смекалки, творческих способностей и воспитанию любви к русскому языку, воспитанию духа здорового соперничества и взаимоподдержки.
Тип учебного занятия:
Технология: критическое мышление
Приемы технологии развития критического мышления: кластер,
Формы работы: индивидуальная, парная
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Вспомнится наречие «светло»,
И увидишь – солнышко взошло.
Если скажешь ты: «Темно»,
Сразу вечер постучит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты: «Красиво»,
Пред тобою сразу вся Россия!
1.Актуализация знаний
- Почему я начала наш урок со стихотворения?
- Какие ключевые слова в этом тексте вы бы выделили?
- К какой части речи они относятся? Назовите наречия. (высоко, светло, темно, ароматно, красиво)
Составление кластера
Наречие
- самостоятельная часть речи
- отвечает на вопросы Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?
- обозначает признак предмета или признак признака
- в предложении является обстоятельством
- имеет разряды (образа и способа действия, времени, места, цели
- имеет категорию состояния
- имеет степени сравнения ( простая и превосходная)
- не с наречиями пишется слитно и раздельно
- н и нн
- о и е после шипящих
- способы словообразования (приставочный, приставочно-суффиксальный, суффиксальный, сложение основ)
2. Изучение нового материала.
Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с темой «Наречие», а именно правописание наречий. А какой раздел языкознания занимается изучением правописания слов? (изучением правописания слов занимается орфография).
А теперь словарная работа. (У доски)
Нежно-голубой, юго-запад, пол-арбуза, кое-кто, русско-английский, диван-кровать, яркие-яркие гирлянды, горько-соленый огурец, ярко-бурые листья, кто-то подарит, кто-нибудь увидит, ушёл куда-то.
-Какой орфограммой объединен этот словарный диктант? (дефисное написание имен существительных, имен прилагательных, местоимений).
- Догадались ли вы, как пишется последнее слово? Почему вы так решили?
Написание данных слов подчиняется определенным правилам, а именно правописание через дефис имен существительных, имен прилагательных, местоимений. Как вы думаете, а какую тему мы будем изучать?
-Дефис между частями слова в наречиях.
- Что сегодня мы должны узнать на уроке? Какие цели должны поставить перед собой?
- Узнать, когда наречия пишутся через дефис, то есть условия дефисного написания наречий, научиться находить наречия в тексте и писать их правильно
Перед вами таблица, попробуйте самостоятельно определить правила правописания дефиса в наречиях (работа в парах)
Наречие | Приставка | Суффикс | Правило |
По-моему, по-рыбацки, по-лисьи | По - | -ому, -ему, -цки, -ски, -ьи | |
Во-вторых В-третьих | В – (во-) | -ых, -их | |
Кое-где, куда-либо, как-то, сколько-нибудь | Кое- | -то, -либо, -нибудь | |
Мало-помалу | Повтор | - | |
Бок о бок Точь-в-точь | Исключения | - |
(Правая часть таблицы закрыта сначала.)
-А теперь сформулируйте условия дефисного написания наречий, опираясь на графическое обозначение (левая колонка таблицы).
Сделайте выводы. Сравните их с правой стороной таблицы. Большинство наречий пишутся слитно. Но среди них есть определенная группа слов, между частями которых пишется дефис.
Дефис употребляется, если наречие имеет в своем составе:
Приставку по- и суффикс -ому (-ему): по-прежнему, по-моему, по-старому;
приставку по- и суффикс -и в составе конечных -ьи, -ски,-цки: по-заячьи, по-русски, по-немецки;
приставку во- (в)- и суффикс -их в словах, образованных от числительных: во-первых, в-третьих;
суффиксы -то, -нибудь, -либо и приставку кое-: куда-то, где-либо, откуда-нибудь, кое-как.
Через дефис пишутся также слова типа еле-еле, крепко-накрепко, мало-помалу.
3. Закрепление изученного.
2) Проблемная ситуация. На слайде напечатан текст:
(Тихо)тихо в лесу. Вот неслышно, (по)кошачьи, ступают (по)зимнему насту чьи(то) лапы. Откуда(то) справа вместе с ветром доносится голодный вой волков. Невольно вспоминаешь самые страшные сказки.
К доске приглашается один ученик работать самостоятельно; он раскрывает скобки, обозначая изученную орфограмму. Остальные работают в тетрадях, только потом сверяются с доской.
-Почему вы решили, что по зимнему это прилагательное с предлогом? (т. К. обозначает признак предмета и отвечает на вопрос: по насту (какому?) зимнему)
- Правильно, а приведите пример, где слово «по-зимнему» будет наречием
(одет (как?) по-зимнему)
- Скажите, а эти слова слышаться одинаково? (да)
-А ведь пишутся они по-разному. И как в русском языке называются такие слова? ( Омофоны – так называемые фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению)
-Так зачем же мы все-таки ставим вопрос? (Для определения части речи) (Учитель оценивает ответ учащегося)
- А как в русском языке называются такие слова? Омофоны – так называемые фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению)
-Так зачем же мы все-таки ставим вопрос? ( Для определения части речи.) (Оценивается ответ учащегося)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
Интегрированный урок русского и французского языков"Заимствования (из русского языка фо французский, из французского в русский), их роль в межкультурном обогащении языков двух стран"
Конспект урока, проведенный с французскими и русскими детьми...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...