Русский язык
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс)

Убушеева Жаргалма Михайловна

Тесты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimp_r_yaz_9_kl.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тестовые задания

1. Если в предложении два и более придаточных разного типа присоединяется к одному главному, то это
А) Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением.
Б) Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением.
В) Сложноподчиненное предложение с неоднородным подчинением
Г) Предложение с разными типами связи.
Д) Бессоюзное предложение.

2. Схема предложения.
Когда она прошла мимо нас, от нее повеяло тем неизъяснимым ароматом, которым дышит иногда записка милой женщины.
А) [ ], ( )
Б) ( ), [ ], ( )
В) [ ], ( ), ( )
Г) [ ], ( ), ( ), ( ).
Д) ( ), [ ].

3. Количество пропущенных знаков препинания.
Мне тогда в голову не приходило что человек не растение что процветать ему долго нельзя.
А)2
Б)5
В)3
Г)4
Д)1

4. Косвенная речь – это
А) Чужая речь, переданная в измененной форме.
Б) Речь двух или нескольких людей.
В) Чужая речь, переданная дословно, без изменений.
Г) Чужая речь, переданная в форме сложносочиненного предложения.
Д) Чужая речь, переданная в форме бессоюзного сложного предложения.

5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
А) Чего она мне нервы мотает?
Б) По дому плавали запахи и крики.
В) Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник.
Г) Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».

6. Укажите ошибочное суждение.
А) В слове ЧУВСТВОВАЛ все согласные твёрдые.
Б) В слове ШЕСТНАДЦАТЬ звуков меньше, чем букв.
В) В слове ХЛЕБ последний звук [п].
Г) В слове ДЕТСТВЕ есть звук [ц].

7. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
А) голодала
Б) заплесневеет
В) осложнения
Г) положили

8. Укажите слова, в которых пишется Ь:
А) вскач…
Б) настеж…
В) горюч…
Г) невтерпеж…

9. Укажите слова, которые пишутся через дефис:
А) (полу) ночник
Б) (древне)русский
В) (пол)арбуза
Г) (общественно)политический

10. В каком слове пишется Ъ?
А) помещич.и
Б) фел.етон
В) ин.екция
Г) в.юга

Открытые вопросы

Вопрос 1
Выпишите слова и словоформы, в которых ударение ставится на последний слог.
Черпать, асимметрия, краны, пломбировать, абонировать, библиограф, мещанин, отвар.

Вопрос 2
В латинском языке есть слово valeo — «становлюсь сильным, здоровым». Какие современные русские слова по происхождению связаны с ним?

Вопрос 3
Как вы понимаете фразу Столы в кабинете стояли покоем? Прокомментируйте свой ответ.

Вопрос 4
Какой прием используется в стихотворении? На каком языковом средстве он основывается?
Так спросил у озорного
Кота Васи я:
– Что же значит это слово:
Ка-та-ва-си-я?
Кот весьма любезен был –
Объяснил наглядно:
Всю посуду перебил
И спросил:
– Понятно?

Вопрос 5
Определите по фонетической транскрипции, какой из вариантов является произношением старомосковским, а какой – современным:
[шыгат’], [шагат’]; [падм’иг’иват’], [падм’иг’ават’], [мойус], [мойус’].

Творческие задания

Задание 1
Объясните, что означает выражение отделять плевелы от пшеницы? Каково его происхождение? Когда оно употребляется в современном языке? Приведите примеры.

Задание 2
Замените предложенные слова фразеологическими синонимами.
Много — ….
Обмануть — …

Задание 3
Восстановите словообразовательное гнездо, определив начальное слово и дальнейшее образование новых слов.
Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка, переночевать.

Задание 4
Озаглавьте текст. Усложните предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Завершите описание деревенского утра.

Пели вторые п…тухи. С неба в пр.тихш.. озеро Кочки кап…ли тёплые звёзды. В …соке со(н,нн)о крякали утки. В хл…вах чу…твуя пр…бл…жение утра мычали коровы. В мутном побл…дневш…м воздухе (не,ни)слышно н…сились л…туч.. мыши. Наквак…вшись (в)доволь крепким сном спали л…гушки.

Задание 5
Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки:
Коса- камень, брод- вода, свет- тьма, перья- уменье, лес- щепка, шило- мешок, журавль – синица, слово- воробей, серо- бело, глаза- рука.

Ответы на тесты

Тестовое задание

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Ответ

В

Б

А

А

Б

Тестовое задание

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

Ответ

А

Г

А, Б

В, Г

В

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: Асимметрия, пломбировать, мещанин, отвар.
Ответ на вопрос 2: валидол, инвалид, Валерий, валериана, валидный
Ответ на вопрос 3: Столы в кабинете стояли буквой П, которая раньше называлась покой.
Ответ на вопрос 4: Речь идет о каламбуре, который основан на использовании омофонов.
Ответ на вопрос 5:
Старомосковские: [шыгат’],[падм’иг’ават’],[мойус].
Современные: [шагат’]; [падм’иг’иват’]; [мойус’].

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:
Выражение отделять плевелы от пшеницы пришло в русский язык из Евангелия. В притче о пшенице и плевелах есть такие слова: «Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь, а пшеницу уберите в житницу мою». Эти слова и стали источником фразеологизма — отделять плевелы от пшеницы.
Современное значение — отделить плохое от хорошего, вредное от полезного (плевелы – сорная трава, скорее всего «куколь», которой можно отравиться). Первоначальное значение по Евангелию: «отделять дьявольское от божеского».

Пример ответа на творческое задание №2
Много. Тьма тьмущая, счёту нет, потерять счёт, девать некуда, как сельдей в бочке, яблоку негде упасть, хоть отбавляй и т. д.

Обмануть. Водить за нос, оставлять с носом, оставить ни с чем и т. д.

Пример ответа на творческое задание №3
Ночь- ночка
-ночник
-ночной
-ночевать- ночёвка
-заночевать
-переночевать

Пример ответа на творческое задание №4
Утро на ферме
Пели вторые петухи. С неба в притихшее озеро Кочки капали тёплые звёзды. В осоке сонно крякали утки. В хлевах, чувствуя приближение утра, мычали коровы. В мутном, побледневшем воздухе неслышно носились летучие мыши. Наквакавшись вдоволь, крепким сном спали лягушки.

Пример ответа на творческое задание №5
Нашла коса на камень. Не зная броду, не суйся в воду. Ученье – свет, неученье- тьма. Красна птица перьями, а человек уменьем. Лес рубят- щепки летят. Шила в мешке не утаишь. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Мыло серо, да моет бело. Глаза боятся, руки делают.

1. В каком предложении знаки препинания расставлены правильно:

  • А) Можно, конечно и трусливому зайцу набраться храбрости.
  • Б) Кто волны вас остановил, кто оковал ваш бег могучий?
  • В) Освободившись от стрелы, тигр тотчас направился в лес.
  • Г) «Олег только боксом и бредит» - заявил отец.

2. Какое из записанных предложений является сложноподчинённым?

  • А) Все уже были дома к моему возвращению.
  • Б) Все уже были дома, и я вернулся.
  • В) Все уже были дома, когда я вернулся.

3. Какое предложение является сложноподчинённым?

  • А) А) И когда приблизился князь к граду Пскову, весь народ встретил его перед городом с крестами.
  • Б) Б) Видя русскую землю в опасности, Александр забыл прежние обиды и вернулся в Новгород.
  • В) В) Ещё не раз поднимались против непокорного русского князя рыцари, но и эти походы были безуспешны.
  • Г) Г) Я сел в кибитку с Савельичем, и отправился в дорогу обливаясь слезами.

4. Укажите лексическое значение выделенного слова в предложении:
Немало птиц в 
душе моей гнездится, но аист всех мне ближе и милей.

  • А) свойство характера
  • Б) вдохновитель чего–либо
  • В) внутренний мир человека
  • Г) главное лицо в деле, в обществе

5. Какое значение имеет обстоятельство в предложении: У Лукоморья дуб зелёный (А. Пушкин)?

  • А) места
  • Б) цели
  • В) образа действия
  • Г) степени

6. Какими бывают связи предложений в тексте?

  • А) Логическими
  • Б) Интуитивными
  • В) Параллельными
  • Г) Последовательными

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Деревья (1) возле (2)которых (3) мы расположились (4) одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой.

  • А) 1,2,3
  • Б) 1,2
  • В) 1,2,3,4
  • Г) 1,4

8. Какой частью речи выражено подлежащее в этом предложении: В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли (М. Лермонтов)?

  • А) числительным
  • Б) существительным
  • В) местоимением
  • Г) синтаксически цельным словосочетанием

9. Вместо каких цифр следует поставить запятые?
Я писал мой первый роман так (1) словно меня тянуло в какой-нибудь маленький городок (2) где нет ни души знакомых (3) где можно сосредоточиться (4) и никто (5) и ничто не помешает работать.

  • А) 2, 3, 4, 5
  • Б) 1, 2, 3, 4
  • В) 2, 3
  • Г) 1, 2, 3

10. Какой частью речи выражено дополнение в этом предложении: Золотым лучом деревню облило (А. Майков)?

  • А) местоимением
  • Б) существительным
  • В) инфинитивом
  • Г) числительным

11. Для какого стиля речи характерны слова и выражения «заявление», «ввиду отсутствия», «протокол»?

  • А) официально – делового
  • Б) публицистического
  • В) научного
  • Г) разговорного

12. Соподчинение придаточных предложений не бывает:

  • А) однородным
  • Б) последовательным
  • В) неоднородным
  • Г) параллельным

13. Какое предложение называется сложноподчинённым?

  • А) Сложное предложение, в котором простые  предложения связаны сочинительными союзами.
  • Б) Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами. 
  • В) Сложное предложение, в котором простые  предложения связаны интонацией.

14. Укажите предложение с придаточным причины:

  • А) Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.
  • Б) Чтобы добиться прочности, дымковскую игрушку обжигают в печи.
  • В) Скажите, когда отправляется поезд?
  • Г) Я не удивился его поступку, потому что знал его характер.

15. Особый вид цитаты – эпиграф. Он помещается перед текстом (в правом верхнем углу). Какую роль не выполняет эпиграф?

  • А) раскрывает основную мысль произведения
  • Б) показывает настроение автора
  • В) выражает отношение автора к изображаемому
  • Г) устанавливает связь данного произведения с другим

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Экономические параметры работы предприятия (1) при изменении (2)  которых (3)  автоматически  корректируется  и  заработная  плата (4) должны быть заранее согласованы с профсоюзом.

  • А) 2
  • Б) 1, 3
  • В) 1, 4
  • Г) 1, 3, 4

17. Дайте характеристику предложению:
Воздух свеж и на полянке уже не так жарко.

  • А) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  • Б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
  • В) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  • Г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

18. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  • А) Мы собираемся переоборудовать два цеха и готовы самостоятельно финансировать этот проект.
  • Б) Юля уже спит или просто притворяется спящей.
  • В) Начались долгие и серые осенние будни и незаметно растворили в себе воспоминания о лете.
  • Г) Банк берет на себя ответственность не только за возврат кредита но и за своевременное погашение процентов по нему.

Ответы к всероссийской олимпиаде по русскому языку 9 класс

В этой таблице представленны ответы на вопросы по русскому языку к школьному этапу всеройссийской олимпиады

Номер задания

Правильный ответ

1

В

2

В

3

А

4

В

5

А

6

ВГ

7

Г

8

Г

9

Б

10

Б

11

А

12

В

13

Б

14

Б

15

Б

16

В

17

Б

18

Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...