Русский язык
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Тестовые задания
1. Если в предложении два и более придаточных разного типа присоединяется к одному главному, то это
А) Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением.
Б) Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением.
В) Сложноподчиненное предложение с неоднородным подчинением
Г) Предложение с разными типами связи.
Д) Бессоюзное предложение.
2. Схема предложения.
Когда она прошла мимо нас, от нее повеяло тем неизъяснимым ароматом, которым дышит иногда записка милой женщины.
А) [ ], ( )
Б) ( ), [ ], ( )
В) [ ], ( ), ( )
Г) [ ], ( ), ( ), ( ).
Д) ( ), [ ].
3. Количество пропущенных знаков препинания.
Мне тогда в голову не приходило что человек не растение что процветать ему долго нельзя.
А)2
Б)5
В)3
Г)4
Д)1
4. Косвенная речь – это
А) Чужая речь, переданная в измененной форме.
Б) Речь двух или нескольких людей.
В) Чужая речь, переданная дословно, без изменений.
Г) Чужая речь, переданная в форме сложносочиненного предложения.
Д) Чужая речь, переданная в форме бессоюзного сложного предложения.
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
А) Чего она мне нервы мотает?
Б) По дому плавали запахи и крики.
В) Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник.
Г) Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».
6. Укажите ошибочное суждение.
А) В слове ЧУВСТВОВАЛ все согласные твёрдые.
Б) В слове ШЕСТНАДЦАТЬ звуков меньше, чем букв.
В) В слове ХЛЕБ последний звук [п].
Г) В слове ДЕТСТВЕ есть звук [ц].
7. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
А) голодала
Б) заплесневеет
В) осложнения
Г) положили
8. Укажите слова, в которых пишется Ь:
А) вскач…
Б) настеж…
В) горюч…
Г) невтерпеж…
9. Укажите слова, которые пишутся через дефис:
А) (полу) ночник
Б) (древне)русский
В) (пол)арбуза
Г) (общественно)политический
10. В каком слове пишется Ъ?
А) помещич.и
Б) фел.етон
В) ин.екция
Г) в.юга
Открытые вопросы
Вопрос 1
Выпишите слова и словоформы, в которых ударение ставится на последний слог.
Черпать, асимметрия, краны, пломбировать, абонировать, библиограф, мещанин, отвар.
Вопрос 2
В латинском языке есть слово valeo — «становлюсь сильным, здоровым». Какие современные русские слова по происхождению связаны с ним?
Вопрос 3
Как вы понимаете фразу Столы в кабинете стояли покоем? Прокомментируйте свой ответ.
Вопрос 4
Какой прием используется в стихотворении? На каком языковом средстве он основывается?
Так спросил у озорного
Кота Васи я:
– Что же значит это слово:
Ка-та-ва-си-я?
Кот весьма любезен был –
Объяснил наглядно:
Всю посуду перебил
И спросил:
– Понятно?
Вопрос 5
Определите по фонетической транскрипции, какой из вариантов является произношением старомосковским, а какой – современным:
[шыгат’], [шагат’]; [падм’иг’иват’], [падм’иг’ават’], [мойус], [мойус’].
Творческие задания
Задание 1
Объясните, что означает выражение отделять плевелы от пшеницы? Каково его происхождение? Когда оно употребляется в современном языке? Приведите примеры.
Задание 2
Замените предложенные слова фразеологическими синонимами.
Много — ….
Обмануть — …
Задание 3
Восстановите словообразовательное гнездо, определив начальное слово и дальнейшее образование новых слов.
Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка, переночевать.
Задание 4
Озаглавьте текст. Усложните предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Завершите описание деревенского утра.
Пели вторые п…тухи. С неба в пр.тихш.. озеро Кочки кап…ли тёплые звёзды. В …соке со(н,нн)о крякали утки. В хл…вах чу…твуя пр…бл…жение утра мычали коровы. В мутном побл…дневш…м воздухе (не,ни)слышно н…сились л…туч.. мыши. Наквак…вшись (в)доволь крепким сном спали л…гушки.
Задание 5
Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки:
Коса- камень, брод- вода, свет- тьма, перья- уменье, лес- щепка, шило- мешок, журавль – синица, слово- воробей, серо- бело, глаза- рука.
Ответы на тесты
Тестовое задание | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
Ответ | В | Б | А | А | Б |
Тестовое задание | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 |
Ответ | А | Г | А, Б | В, Г | В |
Ответы на открытие вопросы
Ответ на вопрос 1: Асимметрия, пломбировать, мещанин, отвар.
Ответ на вопрос 2: валидол, инвалид, Валерий, валериана, валидный
Ответ на вопрос 3: Столы в кабинете стояли буквой П, которая раньше называлась покой.
Ответ на вопрос 4: Речь идет о каламбуре, который основан на использовании омофонов.
Ответ на вопрос 5:
Старомосковские: [шыгат’],[падм’иг’ават’],[мойус].
Современные: [шагат’]; [падм’иг’иват’]; [мойус’].
Ответы на творческие задания
Пример ответа на творческое задание №1:
Выражение отделять плевелы от пшеницы пришло в русский язык из Евангелия. В притче о пшенице и плевелах есть такие слова: «Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь, а пшеницу уберите в житницу мою». Эти слова и стали источником фразеологизма — отделять плевелы от пшеницы.
Современное значение — отделить плохое от хорошего, вредное от полезного (плевелы – сорная трава, скорее всего «куколь», которой можно отравиться). Первоначальное значение по Евангелию: «отделять дьявольское от божеского».
Пример ответа на творческое задание №2
Много. Тьма тьмущая, счёту нет, потерять счёт, девать некуда, как сельдей в бочке, яблоку негде упасть, хоть отбавляй и т. д.
Обмануть. Водить за нос, оставлять с носом, оставить ни с чем и т. д.
Пример ответа на творческое задание №3
Ночь- ночка
-ночник
-ночной
-ночевать- ночёвка
-заночевать
-переночевать
Пример ответа на творческое задание №4
Утро на ферме
Пели вторые петухи. С неба в притихшее озеро Кочки капали тёплые звёзды. В осоке сонно крякали утки. В хлевах, чувствуя приближение утра, мычали коровы. В мутном, побледневшем воздухе неслышно носились летучие мыши. Наквакавшись вдоволь, крепким сном спали лягушки.
Пример ответа на творческое задание №5
Нашла коса на камень. Не зная броду, не суйся в воду. Ученье – свет, неученье- тьма. Красна птица перьями, а человек уменьем. Лес рубят- щепки летят. Шила в мешке не утаишь. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Мыло серо, да моет бело. Глаза боятся, руки делают.
1. В каком предложении знаки препинания расставлены правильно:
- А) Можно, конечно и трусливому зайцу набраться храбрости.
- Б) Кто волны вас остановил, кто оковал ваш бег могучий?
- В) Освободившись от стрелы, тигр тотчас направился в лес.
- Г) «Олег только боксом и бредит» - заявил отец.
2. Какое из записанных предложений является сложноподчинённым?
- А) Все уже были дома к моему возвращению.
- Б) Все уже были дома, и я вернулся.
- В) Все уже были дома, когда я вернулся.
3. Какое предложение является сложноподчинённым?
- А) А) И когда приблизился князь к граду Пскову, весь народ встретил его перед городом с крестами.
- Б) Б) Видя русскую землю в опасности, Александр забыл прежние обиды и вернулся в Новгород.
- В) В) Ещё не раз поднимались против непокорного русского князя рыцари, но и эти походы были безуспешны.
- Г) Г) Я сел в кибитку с Савельичем, и отправился в дорогу обливаясь слезами.
4. Укажите лексическое значение выделенного слова в предложении:
Немало птиц в душе моей гнездится, но аист всех мне ближе и милей.
- А) свойство характера
- Б) вдохновитель чего–либо
- В) внутренний мир человека
- Г) главное лицо в деле, в обществе
5. Какое значение имеет обстоятельство в предложении: У Лукоморья дуб зелёный (А. Пушкин)?
- А) места
- Б) цели
- В) образа действия
- Г) степени
6. Какими бывают связи предложений в тексте?
- А) Логическими
- Б) Интуитивными
- В) Параллельными
- Г) Последовательными
7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Деревья (1) возле (2)которых (3) мы расположились (4) одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой.
- А) 1,2,3
- Б) 1,2
- В) 1,2,3,4
- Г) 1,4
8. Какой частью речи выражено подлежащее в этом предложении: В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли (М. Лермонтов)?
- А) числительным
- Б) существительным
- В) местоимением
- Г) синтаксически цельным словосочетанием
9. Вместо каких цифр следует поставить запятые?
Я писал мой первый роман так (1) словно меня тянуло в какой-нибудь маленький городок (2) где нет ни души знакомых (3) где можно сосредоточиться (4) и никто (5) и ничто не помешает работать.
- А) 2, 3, 4, 5
- Б) 1, 2, 3, 4
- В) 2, 3
- Г) 1, 2, 3
10. Какой частью речи выражено дополнение в этом предложении: Золотым лучом деревню облило (А. Майков)?
- А) местоимением
- Б) существительным
- В) инфинитивом
- Г) числительным
11. Для какого стиля речи характерны слова и выражения «заявление», «ввиду отсутствия», «протокол»?
- А) официально – делового
- Б) публицистического
- В) научного
- Г) разговорного
12. Соподчинение придаточных предложений не бывает:
- А) однородным
- Б) последовательным
- В) неоднородным
- Г) параллельным
13. Какое предложение называется сложноподчинённым?
- А) Сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами.
- Б) Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами.
- В) Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией.
14. Укажите предложение с придаточным причины:
- А) Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.
- Б) Чтобы добиться прочности, дымковскую игрушку обжигают в печи.
- В) Скажите, когда отправляется поезд?
- Г) Я не удивился его поступку, потому что знал его характер.
15. Особый вид цитаты – эпиграф. Он помещается перед текстом (в правом верхнем углу). Какую роль не выполняет эпиграф?
- А) раскрывает основную мысль произведения
- Б) показывает настроение автора
- В) выражает отношение автора к изображаемому
- Г) устанавливает связь данного произведения с другим
16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Экономические параметры работы предприятия (1) при изменении (2) которых (3) автоматически корректируется и заработная плата (4) должны быть заранее согласованы с профсоюзом.
- А) 2
- Б) 1, 3
- В) 1, 4
- Г) 1, 3, 4
17. Дайте характеристику предложению:
Воздух свеж и на полянке уже не так жарко.
- А) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
- В) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
18. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
- А) Мы собираемся переоборудовать два цеха и готовы самостоятельно финансировать этот проект.
- Б) Юля уже спит или просто притворяется спящей.
- В) Начались долгие и серые осенние будни и незаметно растворили в себе воспоминания о лете.
- Г) Банк берет на себя ответственность не только за возврат кредита но и за своевременное погашение процентов по нему.
Ответы к всероссийской олимпиаде по русскому языку 9 класс
В этой таблице представленны ответы на вопросы по русскому языку к школьному этапу всеройссийской олимпиады
Номер задания | Правильный ответ |
1 | В |
2 | В |
3 | А |
4 | В |
5 | А |
6 | ВГ |
7 | Г |
8 | Г |
9 | Б |
10 | Б |
11 | А |
12 | В |
13 | Б |
14 | Б |
15 | Б |
16 | В |
17 | Б |
18 | Г |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
Интегрированный урок русского и французского языков"Заимствования (из русского языка фо французский, из французского в русский), их роль в межкультурном обогащении языков двух стран"
Конспект урока, проведенный с французскими и русскими детьми...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...