Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Открытый урок по русскому языку по разделу Сложные предложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_9_kl.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Сложноподчинённые предложения с
придаточными изъяснительными
Ф.И.О.
Убушеева Жаргалма Михайловна
Место работы
МБОУ «Хужирская ООШ»
Должность
учитель русского языка и литературы
Предмет
русский язык
Класс
9
Тема .
Сложноподчинённые предложения.
Базовый учебник
Русский язык. 9 класс.С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков.,2019 год.
Цель урока: сформировать знания учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными.
Задачи:
- обучающие формирование умений:
- находить придаточные изъяснительные в сложноподчиненном предложении по характерным признакам, правильно употреблять их в речи;
- расставлять знаки препинания;
- составлять схемы сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными
- развивающие развитие навыков речевых умений, систематизации полученных знаний, наблюдательности, орфографической и пунктуационной зоркости;
- воспитательные воспитание культуры речи, интереса к изучению русского языка.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная.
Ход урока
- Орг. момент. Слово учителя.
Сегодня мы продолжаем изучение большой и сложной темы «Сложноподчинённые предложения». На предыдущих уроках вы узнали о строении сложноподчиненных предложений, средствах связи между их частями, о роли указательных слов и месте придаточного предложения в них. Мы узнали, на какие группы делятся сложноподчиненные предложения по значению. А сегодня мы подробно остановимся на придаточных изъяснительных.
(Далее учитель знакомит учащихся с целями и задачами данного урока.)
- Повторение изученного на прошлом уроке.
Задание 1: Запись предложений под диктовку и их анализ (определение главного и придаточного предложений, постановка вопроса (устно), выделение средств связи, определение синтаксической роли союзных слов), составление схем предложения.
- Лес невысокой чертой виднелся на той стороне, откуда мы пришли вчера. (М. Пришвин)
- От деревни, где я жил в то лето, до озера было всего двадцать километров. (К. Паустовский)
- Место, куда вышли ребята под вечер, пользовалось в округе дурной славой.
Задание 2: Перестроить предложение с придаточным определительным в предложение с причастным оборотом и наоборот.
- В воздухе чувствовался травяной запах, который плыл с полей. (В воздухе чувствовался травяной запах, плывущий с полей).
- Горький запах полыни, смешанный с нежным ароматом цветов, разлит в воздухе. (Горький запах полыни, который смешан с нежным ароматом цветов, разлит в воздухе.)
Тест на повторение:
- СПП состоит из главного и придаточного предложения. (ДА)
- Придаточное предложение всегда стоит после главного. (НЕТ)
- Части СПП соединяются между собой подчинительными
союзами или союзными словами. (ДА)
- Части СПП равноправны. (НЕТ)
- Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части
СПП, находятся в придаточной части предложения. (ДА, ВСЕГДА)
- Придаточное предложение отделяется запятой от главного или выделяется запятыми. (ДА)
- Придаточное предложение отвечает на вопрос: какой? (ДА)
- Подготовка к восприятию нового материала.
- Учитель:
- Вспомните второстепенные члены предложения?
- На какой вопрос отвечает каждый из них?
Основные группы сложноподчиненных предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными (сходны с определениями) , изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся по подгруппы.
- Чтение параграфа учебника.
- Работа с таблицей
Отвечают на вопросы
Поясняют
Прикрепляются
Указательное слово в главном предложении
Падежные
Речь,
мысли,
чувства
- При помощи союзов
ЧТО, КАК, БУДТО, ЧТОБЫ
- При помощи союзных слов
- При помощи частицы ЛИ употребленной в значении союза
ТО
ТЕМ
ТОТ
- Закрепление.
- Запись предложений. Задание: Выделите грамматические основы. Начертите схему предложения. Укажите вид придаточного.
- Музыка хороша тем, что соединяет людей в одном чувстве.
[ - = тем ], ( что…)
- Творчество предназначается для того, чтобы широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой.
[ - = для того], ( чтобы – и - =)
Физкультминутка.
Начинаем бег на месте.
Финиш метров через двести.
Хватит, хватит – прибежали
Потянулись, подышали.
Вот мы руки развели –
Словно удивились
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
Вдох, выдох.
Вдох, выдох.
- Выполнение упражнений.
Упр. 117 (1,3,4 предл-е)
- Я узнал, что до отъезда за границу Ася долго жила в деревне.
[ - = ], ( что – =).
- Посмотрите же, что вы наделали.
[ = ], ( что – =).
- Я понял, почему эта странная девочка меня привлекает.
[ - = ], ( что – =).
3. Проверка изученного материала. (раздаточный материал)
- Знания о CПП с придаточными изъяснительными сейчас очень пригодятся при выполнении небольшой самостоятельной работы.
Задание: Выделите грамматические основы. В главном предложении отметьте поясняемое слово. Начертите схему предложения. Укажите вид придаточного.
1) Не откладывай назавтра то, что можешь сделать сегодня.
[ = то ], ( что =).
2) Художник видит то, чего не видят остальные.
[…то…], (чего…).
3) За всё, что человек берёт, он платит собой.
[…, (что…),…].
Итоги урока.
- Чему вы сегодня научились на уроке?
Комментированное выставление оценок.
Домашнее задание: стр. 74-77, упр. 122
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
Интегрированный урок русского и французского языков"Заимствования (из русского языка фо французский, из французского в русский), их роль в межкультурном обогащении языков двух стран"
Конспект урока, проведенный с французскими и русскими детьми...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...