12.05.2020 ПК1 русский язык Имя существительное как часть речи
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс)
изучить материал, выполнить упражнение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_sushchestvitelnoe_kak_chast_rechi.docx | 389.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Имя существительное как часть речи
Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (человек, животное, молодёжь, музей, Москва, доброта, бег, синева) и имеет категории рода, числа и падежа.
Начальная форма имени существительного — именительный падеж единственного числа.
Синтаксическая функция: в предложении имя существительное может быть любым членом предложения: как главным – подлежащим или сказуемым, так и второстепенным – дополнением, определением, обстоятельством. Но в абсолютном большинстве случаев синтаксическая роль имени существительного: подлежащее или дополнение.
1. Нарицательные и собственные имена существительные
Нарицательные — существительные, представляющие собой обобщённые наименования однородных предметов и явлений (море, река, созвездие, город, гора, чувство и т. д.). Эти наименования носят понятийный характер, поскольку служат именем не отдельного конкретного предмета, а всех предметов и явлений одного типа. Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.
Имена собственные — существительные, обозначающие индивидуальные названия отдельных живых существ, предметов или явлений и выделяющие его из ряда однородных (Енисей, Стрелец, Памир, Рязань, Марина Цветаева и т. п.). К именам собственным относятся фамилии, имена и отчества, псевдонимы и прозвища людей, клички животных; географические, астрономические названия; названия произведений литературы и искусства, газет, журналов; исторических событий, праздников, предприятий, магазинов, кафе и т. д.
Excel + Google-таблицы −40%skillbox.ru |
Требуется повышение квалификации?pedagogspb.ru |
Гранты репетиторам до 1 млн. руб.!!!nacobr.ru |
Имена собственные могут состоять из нескольких слов (Западная Сибирь, Туманность Андромеды). Кроме того, они не изменяются по числам и имеют форму либо единственного, либо множественного числа (Сахалин, Алтай, Карпаты, Афины).
Одни и те же слова могут быть как нарицательными, так и именами собственными: «максим» (пулемёт) — Максим (имя), стрелка (предмет) — Стрелка (кличка). Имена собственные пишутся с прописной (большой) буквы.
2. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Одушевлённые существительные обозначают живые существа (людей, животных) и отвечают на вопрос кто? Например: врач, спортсмен, медведь, журавль.
Неодушевлённые существительные обозначают наименования неживых предметов, явлений, абстрактных понятий и отвечают на вопрос что? Например: велосипед, учебник, вечер, радость.
Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые в языке не всегда совпадает с делением предметов на живые и неживые в природе. Например, существительные народ, команда, отряд, экипаж обозначают группу живых существ (людей), однако в языке являются неодушевлёнными, и наоборот: существительные покойник, мертвец, обозначающие неживые предметы, в языке являются одушевлёнными.
У одушевлённых существительных форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой родительного. Правило действует и для существительных единственного числа мужского рода.
У неодушевлённых существительных форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой именительного. Правило действует и для существительных единственного числа мужского рода.
3. Конкретные и абстрактные имена существительные
Конкретные существительные обозначают реальные предметы (дом, стол, лампа).
Абстрактные (отвлечённые) существительные обозначают непредметные понятия — качества, свойства, действия или процессы (быстрота, ловкость, рисование). Как правило, множественного числа не имеют.
4. Собирательные и единичные имена существительные
Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов как целое (листва, студенчество). Имеют форму множественного числа.
bandaumnikov.ruКурс поможет быстро понять и запомнить таблицу умножения — без мучений и зубрёжки.Таблица ПифагораИгры на умножениеTelegramУмножение на пальцахАдрес и телефон₽
manepa.ruМосковский диплом. 634 программы. Доступные цены. Преподаватели эксперты. Идет набор!ЛицензияОтзывы слушателей719 преподавателейПрограммыАдрес и телефон
solncesvet.ruПереподготовка для учителей. Дополнительная скидка при коллективной заявке!АкцииДиплом гос.образцаДистанционное обучениеБез отрыва от работыАдрес и телефон
chance.suФонд помощи тяжелобольным детям. Каждый рубль может спасти жизнь малышей!О фондеВолонтерствоСотрудничествоПрограммы
Единичные существительные обозначают предметы, выделенные из совокупности (соломинка, пылинка, соринка).
5. Род имён существительных
Имена существительные относятся к одному из трёх родов только в единственном числе: мужскому (вестибюль, тюль, рельс, шампунь); женскому (вуаль, мозоль); среднему (заседание, повидло, регби, шасси). Имена существительные по родам не изменяются.
У неизменяемых слов иноязычного происхождения род определяется следующим образом:
- если слово обозначает неодушевленный предмет, оно среднего рода (эскимо, метро, интервью); исключения — кофе (муж. род), авеню, кольраби (жен. род);
- если слово обозначает лиц женского пола, оно относится к женскому роду (мадам, леди, мисс);
- если слово обозначает лиц мужского пола или животных, оно относится к мужскому роду (атташе, денди, пони, какаду);
- если слово является географическим названием, его род определяется родом того нарицательного имени, которым это название может быть заменено: Колорадо — женский род, если это река, и мужской род, если это штат; Сухуми — мужской род, так как это город.
Род сложносокращённых слов определяется по роду главного слова: МГУ (Московский государственный университет) — мужского рода, так как главное слово университет — мужского рода.
Существительные общего рода — существительные с окончанием -а (-я), обозначающие качества людей (забияка, плакса, неряха, сирота). Они относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Например, Миша — круглый сирота; Лена — известная забияка.
С существительными общего рода не следует путать некоторые существительные мужского рода, которые называют лиц по профессии, должности (врач, адвокат, директор, профессор, стоматолог и др.) и тоже могут называть как лиц мужского, так и лиц женского пола. Глагол при таком существительном-подлежащем меняет род в зависимости от значения, но прилагательное при таком существительном употребляется только в мужском роде. Ср.: Операцию делал известный врач Иванов; Операцию делала известный врач Иванова.
6. Число имён существительных
Число — словоизменительная категория имён существительных. Она выражается противопоставлением форм единственного и множественного числа, образуемых соответствующими окончаниями. Эти окончания несут также значения определённого падежа и рода.
Все существительные разделяются на три категории: 1) те, что могут иметь формы как единственного, так и множественного числа; 2) те, что имеют только форму единственного числа; 3) те, что имеют только форму множественного числа.
Только в единственном числе употребляются:
- Собирательные существительные (название множества одинаковых лиц, предметов): молодёжь, человечество, листва, сырьё, интеллигенция, крестьянство.
- Названия веществ: золото, бензин, молоко, пшеница, фарфор.
- Названия качеств: злоба, доброта, молодость, свежесть, желтизна.
- Названия действий, состояний: доставка, ходьба, плавание, чтение, удивление, восхищение.
- Имена собственные: Москва, Волга, Пушкин.
Только во множественном числе употребляются:
- Названия парных и составных предметов: брюки, весы, ворота, ножницы.
- Названия материалов: духи, сливки, чернила, опилки, обои.
- Названия промежутков времени, игр: каникулы, сутки, прятки, шахматы.
- Названия действий и состояний: хлопоты, дебаты, заморозки.
- Некоторые географические названия: Карпаты, Афины, Анды, Сокольники.
Упражнение 1.
Прочитайте текст и выполните задания.
С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом.
Собеседники могут говорить каждый на своем родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русского скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии — уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский.
Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий — переводчик. Но, во-первых, на перевод уходит лишнее время, во-вторых, он не всегда возможен.
Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. В современном мире это может быть абсолютно «ничей» язык эсперанто или латынь, но чаще говорят на языке, который для кого-то в мире родной. Обычно этот язык обладает б?льшим авторитетом, чем родные языки собеседников. Им может быть просто какой-нибудь распространенный язык. В современном мире языком международного общения нередко выступает английский язык.
(По материалам энциклопедии «Русский язык»)
- Выпишите из текста имена собственные.
- Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных.
- Выпишите по 2-3 примера существительных 1, 2 и 3-го склонения. Определите их род.
- Есть ли в тексте разносклоняемые существительные? Выпишите их.
- Найдите в тексте несклоняемые существительные. Определите их род.
- Докажите, что слово русский в данном тексте используется в значении прилагательного и существительного. Приведите примеры.
- Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. Определите их род.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Имя существительное как часть речи" 5 класс
Урок-исследование по русскому языку...
Урок русского языка "Имя существительное как часть речи"
Тип урока - урок усвоения новых знаний. На данном уроке учащиеся продолжают узнавать об имени существительном....
Урок по русскому языку "Имя существительное как часть речи"
Цели урока: сформировать способность опознавать существительные в речи; развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи; сформировать представление о существитель...
11.05.2020 МЖКХ1 русский язык имя существительное как часть речи
изучить материал, выполнить упражнение...
Конспект урока по русскому языку "Имя существительное как часть речи"
Урок предназначен для обучающихся с ОВЗ в 8 классе. Урок обобщения изученного по теме "Имя существительное" с применением мультимедийной презентации и специально разработанных тетрадей...
Конспект урока по русскому языку "Имя существительное как часть речи"
Технологическая карта урока...
Методическая разработка урока русского языка "Имя существительное как часть речи"
Технологическая карта урока в 5 классе...