Общекатегорийное значение глагола
консультация по русскому языку
Подобран в таблице материал по теме глагол в помощь учащимся и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchekategorialnoe_znachenie_glagol.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
В данной таблице постараюсь осветить все темы для изучения глагола.
По каждой теме буду давать подробные объяснения и задания.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства речи. ГЛАГОЛ.
1 | Общее грамматическое значение | Обозначает действие | Читать книгу, решу задачу. |
2 | Основные формы глагола | Начальная форма глагола -инфинитив (неопределенная форма) Что делать? Что сделать? | Строить, улыбаться, беречь |
Настоящее, будущее и прошедшее время | Мы читаем, будем читать, читал. | ||
3 | Морфологические признаки | Постоянные : вид, возвратность, спряжение. | Непостоянные: наклонение, время ,число, лицо или род. |
4 | Синтаксические признаки | Является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу. | Самолеты доставляют грузы. |
5 | Правописание НЕ с глаголами | НЕ пишется раздельно НЕ слитно(без НЕ не употребляется) | Не шуметь, не был., не поеду Ненавидел , мне нездоровится. |
6. | Инфинитив (неопределённая форма глагола) | Инфинитив –неизменяемая форма глагола, от только называет действие. Морфемный состав инфинитива: – суффиксы ть, ти -чь входит в состав корня. В инфинитиве выделяются суффиксы –а-,-и-,-ова-, -ну- | Учиться интересно. (не указывает ни на время, ни на лицо, ни на число) Простить, нести Спрячь ЛетАть, пилИть, нарисОВАть, прыгНУть |
Синтаксическая роль инфинитива | Чаще всего подлежащим или сказуемым. | Учить – ум точить. | |
7 | Вид глагола. Образование видовых пар | Совершенный и несовершенный вид. Вид определяется по вопросу. Видовые пары: Читал(нес.в.)-прочитал (сов.в.) Решать (нес.в.) – решить (сов.в.) Брать (нес.в.) –взять (сов.в.) | Несовершенный вид -что делать? –учить, петь, читать. Указывают на продолжительность и повторяемость действий. Совершенный вид –что сделать? Выучить, запеть, прочитать Указывают на результат действия. |
8. | Переходные и непереходные глаголы | Переходные глаголы в В.п. без предлога Непереходный глагол Р.П. и остальные падежи | Убрала (кого,что) комнату Поет (кого, что) песню Пришла из школы Взбирается на дерево |
9. | Возвратные глаголы | Глаголы, имеющие суффикс (постфикс) –ся (-сь)-стоит после всех морфем, в том числе после окончаний. | Собираюсь, строится, улыбаюсь. Мальчик одевается. Крапива жжется. Дом строится каменщиками. |
10 | Наклонения глагола. | Три наклонения: изъявительное, условное, повелительное | Ученики решили задачу.-изъяв. Ученики решили бы задачу.-услов. Ребята, решите эту задачу!-повел. |
Условное наклонение | Действие может произойти при определенных условиях. Глаголы в условном наклонении изменяются по родам и числам. | Читал бы. Пришел бы. Частица БЫ с глаголами пишется раздельно . С помощью учителя ученики решили бы эту задачу. | |
Повелительное наклонение | Обозначает приказ, пожелание, просьбу, совершить какое-то действие. При выражении просьбы часто употребляется вводное слово пожалуйста. | Подай дневник! Читай книгу. Скажите, пожалуйста, который час? Ребята, решите эту задачу! | |
Изъявительное наклонение | Обозначает действия, которые происходили, происходят или будут происходить в действительности. Глагол в изъявительном наклонении изменяется по временам, числам, лицам и родам. | Читаю. Читал. Буду читать. Ученики решили эту задачу. | |
11 | Времена глагола | Глагол имеет три формы времени, которые показывают, когда происходит действие: в прошлом, настоящем или будущем . Время и вид тесно связаны с друг другом. | (решали, решают, будут решать) Нес.вид –решал – решает -будет решать Сов.вид- решил-решит |
12 | Спряжение глаголов | Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением | Нужно выучить наизусть таблицу спряжения. Ко 2 спр –все глаголы на -ить четыре глагола на –ать семь глаголов на –еть к 1 спряжению все остальные глаголы на –ать,-оть,-еть, -уть и другие. |
13 | Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения | алгоритм действий:
| Учится (на –ить-2 спряжение) Пишет (на –ать 1 спряжение) |
14 | Безличные глаголы | Безличные глаголы обозначают действие, которое совершается без действующего лица (поэтому они и называются безличными). В предложении всегда бывают сказуемым. | Смеркалось. Вечереет . Ребенку не спится. |
15 | Морфологический анализ слова. Глагол. | Постоянные признаки: вид(сов., нес.), переходность, возвратность, спряжение (1,2) Непостоянные признаки: наклонение, время число лицо, род. Синтаксическая роль. | План морфологического разбора стр. учебника 256 |
16 | Соблюдение основных орфографических норм. Правописание глаголов. | НЕ с глаголами Ь в инфинитиве -тся и -ться Гласная явл.суффиксом перед ть, л Гласная –окончание в прош.времени. Ь во 2-м лице ед.ч. Е,И в окончаниях глаголах 1,2 спряжения Частица бы(б) в условном наклонении –раздельно И в суффиксе глагола повелительного наклонения Ь после согласных в повелительном наклонении Гласные в суффиксах -ова-,-ева- -ыва-, -ива- | Не был, ненавидел Обжечь,умываться Учиться, учится Лаять, лаял. Солнце появилось.(ср.род) Луна появилась.(ж.р.) Учишь, читаешь Учится (на –ить 2 спр) Пишет (на –ать 2 спр.) Прочитал бы Посмотрел бы Выпиши, выпишите, сходите, посмотрите. Отрежь, составьте, отметься. Советую-советовать Рассказываю -рассказывать |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение глаголов в речи.
Групповое логопедическое занятие по расширению представления учащихся о значении глаголов в речи, развитие фонематического восприятия, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза....
Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему: « Значение глагола в речи»
Конспект урока по русскому языку в 8 классе « Значение глагола в речи»...
Урок русского языка в 5 классе (по ФГОС ООО) "Лексическое значение глагола"
Технологическая карта урока. Презентация к данному уроку....
Урок русского языка.Обучение на дому. 7 класс.«Значение глагола в речи»
Цель: Раскрыть роль глагола в речи и в художественном тексте. Обогащать словарный запас учащихся, повторить грамматические признаки глагола. Понаблюдать за использованием глаголов ...
Сценарный план урока в 5 классе Общее грамматическое значение глаголов
Урок русского языка в 5 классе в соответствии с ФГОС Общее грамматическое значение глагола...
Презентация "Глагол. Значение глагола" 8-9 класс специальной (коррекционной) школы
Презентация содержит информационный и иллюстративный материал о многообразии значений глагола...
Значение глагола в речи
Значение глагола в речи...