5 класс русский язык дистанционно
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Токтарева Марина Анатольевна

материал можно использовать для индивидуальной  или дистанционной работы 5 класс в 3-4 четверти

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ребята! Внимательно прочитайте все и выполните задание. Если непонятно что-то, отметьте эту тему в учебнике закладкой (§89) и конкретно,  что неясно напишите в тетрадь.

ВЫДЕЛЕННОЕ ЦВЕТОМ – ВЫУЧИТЬ!!!

ЗАВЕДИТЕ ОТДЕЛЬНУЮ ТЕТРАДЬ (48 листов) и не забывайте писать дату. Начнете с

ШЕСТОЕ АПРЕЛЯ

 Повторение о типе речи- рассуждение.

-Что такое рассуждение?

Рассуждение – тип текста, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов.

-Из каких частей состоит данный тип речи?

Тезис

Доказательство или доказательства

вывод

-Какие средства связи вы можете назвать для типа речи – рассуждения?

Средства связи частей рассуждения.

I.ТЕЗИС.

Докажем это.

Это можно доказать так (следующим образом).

Почему?

И вот почему.

Это объясняется следующим.

II.ДОКАЗАТЕЛЬСТВА:

1.Во-первых,… Например,…

2.Во-вторых,… К примеру,…

3.В-третьих,… Допустим,…

III. ВЫВОД. Итак, …

Обобщим всё сказанное.

Таким образом, …

Следовательно, …

Учтите: части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и при помощи интонации.

– 

Работа с текстами (ОБРАЗЕЦ!!!)

Задание 1. Относится ли данный текст к рассуждению?

Текст

Кого можно назвать воспитанным человеком?

Однажды я и мой друг Коля ехали в трамвае. На одной из остановок вошла старушка. Коля быстро встал и сказал: “Садитесь, бабушка, пожалуйста!” А когда мы вышли, помог старушке донести до дому тяжелую сумку.

Вот что значит вежливый, воспитанный человек.

(ответ: Данный текст не рассуждение, а повествование, так как в нем нет тезиса. А рассуждение состоит из тезиса, доказательства и вывода.

 Возможный тезис: “Я считаю, что воспитанный человек должен быть заботливым, внимательным, как мой друг Коля.” Или “Воспитанный человек тот, кто заботится о старших”)

Задание 2 (самостоятельно) Относится ли данный текст к рассуждению?

Текст

Иногда я думаю, что такое дружба…

Однажды я заболел и долго не мог ходить в школу. Мой друг Петя каждый день приходил ко мне, объяснял уроки, чтобы я не отстал, смешил меня и читал вслух книги, чтобы мне не было грустно. Он меня здорово поддержал в трудную минуту.

Вот это дружба!

Задание 3 Относится ли данный текст к рассуждению?

Тест.

Различить ворону и галку совсем просто. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост.

Задание 4

Заполните пропуски.

Задача текста-рассуждения - ___________. Сначала мы выдвигаем какой-либо ________. Чтобы доказать его, приводим _____________. В конце текста делаем __________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях: __________.

Задание 5

Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы

а) 1) Моя собака. –описание (Это пример)

    2) Зачем мне нужна собака? ________________

    3) Как мы однажды с собакой… __________

 

б) 1) Зачем нужно ходить в школу? _____________

     2) Мой счастливый школьный день. _________

     3) Как я прогулял уроки. __________________

 

в) 1) Как я играл в футбол. _____________

    2) Моя любимая игрушка. _______________

    3) Почему я люблю играть в футбол?____________

Задание 6

Упр. 483.

-Прочитайте сочинение ученика.

-Что утверждает (доказывает) автор? Каков его основной тезис?

-Какие соображения и факты приводятся им для доказательства?

-Определите стиль текста.



Предварительный просмотр:

РЕБЯТА! Сегодня мы выясним, что такое краткие прилагательные. Дадим характеристику кратким прилагательным. Подумаем о том, какие прилагательные бывают краткими. И сравним краткие прилагательные с полными.

Пятнадцатое апреля

Прилагательные полные и краткие

ПРОЙДИТЕ ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ и просмотрите, внимательно слушая. В конце обязательно сделайте запись в тетрадь. Можете открыть учебник на стр 91

https://videouroki.net/video/75-prilagatelnye-polnye-i-kratkie.html

№589, №594

ИТАК,,,

Что же нам требуется запомнить? ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ

Некоторые прилагательные могут иметь краткую форму.

Прилагательное в краткой форме отвечает на вопрос каков?

Краткие прилагательные изменяются по числам и родам.

Краткие прилагательные не изменяются по падежам.

Краткое прилагательное в предложении является сказуемым.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Правописание О_Е после шипящих и Ц в окончаниях сущ.

аписываем только отгадки. 

Зубов много, а ничего не ест. (Расчёска). 

Низок да колюч, сладок, а не пахуч. Ягоды сорвёшь – всю руку обдерёшь. 

(Крыжовник). 

В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь). 

Не моторы, а гудят, не пилоты, а летят, не змеи, а жалят. (Пчёлы). 

По десятку на шесточке сели умные кружочки и считают громко вслух, только

слышно стук да стук. (Счёты

аписываем только отгадки. 

Зубов много, а ничего не ест. (Расчёска). 

Низок да колюч, сладок, а не пахуч. Ягоды сорвёшь – всю руку обдерёшь. 

(Крыжовник). 

В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь). 

Не моторы, а гудят, не пилоты, а летят, не змеи, а жалят. (Пчёлы). 

По десятку на шесточке сели умные кружочки и считают громко вслух, только

слышно стук да стук. (Счёты

Записываем только отгадки. 

Зубов много, а ничего не ест. (Расчёска). 

Низок да колюч, сладок, а не пахуч. Ягоды сорвёшь – всю руку обдерёшь. 

(Крыжовник). 

В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь). 

Не моторы, а гудят, не пилоты, а летят, не змеи, а жалят. (Пчёлы). 

По десятку на шесточке сели умные кружочки и считают громко вслух, только

слышно стук да стук. (Счёты). 

(Проверяем написание слов, объясняем орф

Записываем только отгадки. 

Зубов много, а ничего не ест. (Расчёска). 

Низок да колюч, сладок, а не пахуч. Ягоды сорвёшь – всю руку обдерёшь. 

(Крыжовник). 

В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь). 

Не моторы, а гудят, не пилоты, а летят, не змеи, а жалят. (Пчёлы). 

По десятку на шесточке сели умные кружочки и считают громко вслух, только

слышно стук да стук. (Счёты). 

(Проверяем написание слов, объясняем орф

Записываем только отгадки. 

Зубов много, а ничего не ест. (Расчёска). 

Низок да колюч, сладок, а не пахуч. Ягоды сорвёшь – всю руку обдерёшь. 

(Крыжовник). 

В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь). 

Не моторы, а гудят, не пилоты, а летят, не змеи, а жалят. (Пчёлы). 

По десятку на шесточке сели умные кружочки и считают громко вслух, только

слышно стук да стук. (Счёты). 

(Проверяем написание слов, объясняем орф

Записываем только отгадки. 

Зубов много, а ничего не ест. (Расчёска). 

Низок да колюч, сладок, а не пахуч. Ягоды сорвёшь – всю руку обдерёшь. 

(Крыжовник). 

В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь). 

Не моторы, а гудят, не пилоты, а летят, не змеи, а жалят. (Пчёлы). 

По десятку на шесточке сели умные кружочки и считают громко вслух, только

слышно стук да стук. (Счёты). 

(Проверяем написание слов, объясняем орфограмму. На доске оцениваем работу

товарищей). 

Карточка.

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму. 

Выр…стить крыж…вник, неясный ш…пот, мягкая ш…рстка, ш…лковый костюм,

предлагать ш…к…лад. ш…рох листьев, ровный ш…в, сдать отч…т. 

 

Вопросы кроссворда. 

1.  Место соединения сшитых кусков. 

2.  Глухой звук, шуршание. 

3.  Стержень для чистки и смазки ствола оружия. 

4.  Накидка на голову. 

5.  Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами зелёного цвета. 

(Шов, шорох, шомпол, капюшон, крыжовник). 

 

Мобилизующий этап. 

    На доске написаны слова ц…нга, луч…м, плащ…м, б…лкон, выр…сли, фла…,

ж…лтый, горц…м. 

   Задание: прочитайте записанные на доске слова. 

Разделите данные слова на две разные группы по сам-но найденным признакам. 

Назовите признаки, по которым можно разделить эти слова на две равные группы. 

(Эти слова можно разделить на две равные группы по принадлежности к той или

иной части речи, по месту нахождения в них орфограммы). 

Скажите, какие слова вы отнесли к первой групп

1. Отгадайте загадки. Запишите  только отгадки.

-Зубов много, а ничего не ест.

-Низок да колюч, сладок, а не пахуч. Ягоды сорвёшь – всю руку обдерёшь.

-В золотой клубочек спрятался дубочек

-Не моторы, а гудят, не пилоты, а летят, не змеи, а жалят.

 Выделите  орфограмму в корне слов.

-Вы написали, конечно, в них букву ё!!!!

-Какое правило мы должны помнить?

ИТАК, в корне слова под ударением слышим О,  пишем Ё.

2. Сегодня мы познакомимся с новой орфограммой

«Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Запишем  в тетради число и  тему урока

Девятое апреля.

«Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

– Вспомните, что называется окончанием ?

3.РАССМОТРИМ ТАБЛИЦУ.

4.Наблюдения по таблице, выполнение заданий

- Какой частью речи являются данные слова? (Имена существительные)

- В какой части слова выделены буквы О и Е? (В окончании)

- После каких согласных стоят эти буквы? (После шипящих и Ц)

Определите ударение в словах.

- Какие выводы можно сделать из наблюдений?

После шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква О, без ударения – буква Е.

5. Чтение и заучивание орфограммы №18 по учебнику на стр.76.

Обратить внимание на выделение орфограммы.

ЗАПОМНИТЕ: Полотенце (образовано от полотно,  полотен/ц/е, уменьшительное от полотн/о. полотенеч/н/ый (ч/ц).
ПОЛОТЕНЦЕ, В Р.П. -А; ВО МН.Ч. много ПОЛОТЕНЕЦ,

6.   №556(устно)

7. Составьте из данных в таблице слов словосочетания ГЛАГОЛ +СУЩ. Д.П. в ед ч.

Не забудьте выделить орфограмму.

8. №557  (любые 15 слов) по образцу учебника.



Предварительный просмотр:

Седьмое апреля

Тема: Повторение

1. Поставьте эти слова в форму множественного числа и составьте с ними предложения. Если хотите, можете составить цельный связный текст.
edch

2. Прочитайте «Сказку про очки» и сделайте список слов, которые употребляются только в форме множественного числа и те, которые употребляется только в форме единственного. Чему учит нас этот текст? Какова его основная мысль?
                                                      Сказка про очки
              Как-то раз, когда никого не было в доме, маленький сверчок выскочил из-за печки и решил погулять.Прыгнул на стол он и вдруг увидел старые дедушкины очки.
-Что это за чудо-штуковина?! - застрекотал сверчок. – Как тебя зовут?
-Очки, - глухо сказали Очки. - А штуковина я очень полезная, дедушке без меня никак.
-Ха-ха, а почему ты о себе говоришь во множественном числе?- засмеялся сверчок. - Ты же один, то есть одно! Значит, Очко!
-У меня нет единственного числа, - сказали Очки. - Такие уж мы, что можем употребляться лишь во множественном числе.
-Ха-ха-ха, у них нет единственного! - застрекотал Сверчок.- У всех есть и единственное, и множественное число, а у них нет!
Расстроились даже Очки: сколько лет они уже живут, служат дедушке, и никто над ними не смеялся, что у них нет единственного числа, а тут - какой-то сверчок!
А Сверчок продолжал смеяться:
-Нет единственного числа, нет единственного, вы только посмотрите!
Но тут вдруг на защиту Очков с дедушкиного стола поднялись Ножницы.
-Вот еще, не бывает ни у кого только единственного числа. А у нас? У нас, Ножниц, его тоже нет!
Оглянулся Сверчок – и вправду, у Ножниц нет единственного числа. Тут из-за угла выкатились Сани.
-А мы сколько лет уже служим! – закричали они. – И у нас нет единственного числа! Рано, Сверчок, наехал на Очки. Как бы мы, по-твоему, «Саня» образовали бы единственное число?

-А у меня нет множественного, - сказала Соль. – Я одна, и все тут. И брат мой, Сахар, тоже один. Ну, что скажешь, Сверчок? Чья правда?
-Кстати, и слово «правда» тоже не имеет множественного числа, - сказали Очки, - и слова «добро», «зло», «веселье» тоже не имеют множественного числа!
Ничего не ответил Сверчок, оглянулся по сторонам и ускакал обратно к себе за печку. Понял он, что понапрасну смеялся над очками, и что не только они не имеют единственного числа. Многие слова в языке, оказывается, имеют только множественное или только единственное число! И решил тогда Сверчок сначала уму-разуму поучиться, а лишь потом смеяться над другими…

Только ед. ч.

Только мн. ч.

3. Составьте 3  предложения (по выбору)со словами, которые имеют только форму одного числа по следующей схеме:
Прилагательное + существительное в форме единственного или множественного числа + глагол прошедшего времени +…

(СПИСЫВАТЬ НЕ НУЖНО!!) Образец:__     Папины брюки висели на спинке стула
__________ножницы___________________________________________________________
____________утро______________________________________________________________
_________________молоко______________________________________________________
____________золото____________________________________________________________
_________________детство____

4.ОБЪЯСНЕНИЕ_НАПОМИНАНИЕ

 Из предложения

У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром, и, качаясь, шепчет шаловливо: « С добрым утром!»

Если выписать в тетрадь все имена сущ. и определить их род и число.

Можно ли от них образовать форму множественного числа? 

ПРОВЕРИМ:

У плетня – м.р., ед. ч.

Крапива – ж.р., ед.ч.

Перламутром – м.р., ед.ч.

Утром – сущ., ср. р, ед. ч.

Вывод: от данных существительных НЕЛЬЗЯ образовать форму множественного числа.

 ТЕПЕРЬ САМИ

Задание для мальчиков 

Задание для девочек

Вспомните и запишите названия 3 инструментов, которые имеют форму только множественного числа и составьте предложение по схеме: 

О, О и О – это рабочие инструменты.

НАПРИМЕР, Тиски, плоскогубцы и

клещи – это рабочие инструменты.

Вспомните и запишите 3 «вкусных» существительных, которые можно подать к завтраку, причем существительные должны иметь форму только единственного числа и составьте предложение по схеме: 

О, О и О – это наш любимый завтрак.

НАПРИМЕР, Молоко, творог и сметана – это наш любимый завтрак.

А ТЕПЕРЬ САМИ…

А ТЕПЕРЬ, Саша, САМА.

5. Повторите падежи вместе с вопросами. (Устно)

Выполните следующее задание  по упр. 529(списывать не нужно!!)

Выписать сущ. с пропущенными окончаниями (вместе с предлогами). Определить в скобках падеж.

ВАЖНО!!!

ЗАПОМНИТЕ: в русском языке употребление предлогов в, на, из и с

ОБЫЧНО ВЫ ГОВОРИТЕ: «ПРИШЕЛ СО ШКОЛЫ.»   Но это неверно!!! В русском языке эти предлоги употребляются попарно, как ДВА ТОВАРИЩА- предлог В дружит с предлогом  ИЗ , а предлог НА дружит только с предлогом С. А каждый из предлогов имеет свое значение – В, ИЗ –значит «внутри», предлог НА – значит сверху. Так что  получается вы сидели на школе (ПОМНИТЕ О ТОМ, ЧТО ПРЕДЛОГ С (СО) ДРУЖИТ С ПРЕЛОГОМ НА).

Правильно сказать: «Пришел из школы, так как был в школе.» Работал на заводе -  пришел с завода, был на Урале - вернулся с Урала. Так можно проверять  как правильно сказать

А ТЕПЕРЬ выполните упр. 530.



Предварительный просмотр:

 Чтобы получилось сочинение живым, выразительным, проведем лексическую работу.

 Мордочка: вытянутая, хитрая, маленькая, широкая…

Глаза: большие, овальные, игривые, с зеленоватым оттенком…

Глаголы: смотрят, просят, улыбаются…

Усы: длинные, черные, тонкие…

Глаголы: топорщатся, торчат, виснут…

Ушки: маленькие, черненькие…

Хвост: черный с белым кончиком, пушистый, длинный…

Глаголы: извивается, дрожит, стоит покачиваясь

Лапки: как сапожки, с мягкими подушечками…

Окрас: дымчатый, черный с белым ожерельем, серый…)

4.. Стиль сочинения.

Дальше речь пойдет о стиле нашего сочинения. Мы будем описывать кошку в художественном стиле. Какова задача этого стиля?

Задачей художественного стиля является нарисовать живую картинку СЛОВАМИ, передать читателю чувства, которые испытывает автор. Высказывание обычно бывает конкретным, образным (живым, выразительным), эмоциональным.

5. Композиция. (построение) сочинения.

В описании обычно различают:

1 часть, в которой содержится общая характеристика предмета или передается общее впечатление от него;

2 часть, в которой говорится об отдельных признаках, деталях этого предмета

План (ПЕРЕПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ):

1.Моя история знакомства с кошкой (КОГДА И КАК ПОЯВИЛАСЬ ДОМА).

2. Описание её внешности:

а) рост;

б) шерсть;

в) мордочка;

г) глаза, взгляд;

д) лапы, хвост.

3. Повадки животного.

4. Моё отношение к нему.

ЗАДАНИЕ Написать сочинение на тему (по выбору)

  • «Моя кошка»
  • «Кошка моей мечты»
  • «Самая необыкновенная кошка»

ЖДУ СОЧИНЕНИЯ И,КОНЕЧНО, все задания по вайбер, ватсап


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

1.Начнем со словарного диктанта Запишите и запомните эти слова:

Облако, лебедь,, звезда, равнина, одежда, мороз, фанера, шимпанзе, кафе, троллейбус, спортсмен.

2.Мы повторили и изучили все морфологические признаки.

Теперь  научимся выполнять морфологический разбор сущ, т.е. попытаемся создать портрет имени существительного. Для того чтобы быстро и безошибочно делать разбор, необходимо вспомнить морфологические признаки существительного.

Запишем число и  тему урока

Морфологический разбор имени существительного.

Давайте ВСПОМНИМ морфологические признаки : собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, род, склонение, падеж, число.

Почему они все разные? ЗАПОМНИТЕ! ЕСТЬ постоянные и непостоянные признаки существительного).

Какие признаки называются постоянными, а какие непостоянными?

(постоянные признаки присущи имени существительному всегда, а непостоянные могут изменяться)

Давайте вместе вспомним постоянные признаки имен существительных.

собственные, нарицательные 

ПОМНИТЕ? Нарицательные являются названиями однородных предметов, собственные – являются названиями единичных предметов

одушевленные -неодушевленные.

ПОМНИТЕ? Какие  существительные называются одушевленными, а какие неодушевленными? : одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что?

. род

 склонение. НАПОМИНАЮ к 1 склонению относятся существительные мужского, женского рода с окончанием А,Я; ко 2 склонению относятся существительные мужского и среднего рода с окончанием О,Е и нулевым окончанием; к 3 склонению относятся существительные женского рода с ь знаком на конце 

ПАДЕЖ

 число

3. Давайте познакомимся с параграфом учебника на странице 79, где дан план морфологического разбора существительного.

Из скольких частей речи состоит портрет существительного?

1.Общее значение;

 2.Морфологические признаки;

3.Синтаксическая роль.)

Общее значение существительного вы знаете с начальной школы, Морфологические признаки существительного повторили сейчас.

 А что вы знаете о синтаксической роли этой части речи? Какими членами предложения могут быть имена существительные?

(подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством)

4. Стр. 80  Перед вами устный и письменный разборы. Рассмотрите образец устного разбора.

5. И перепишите образец письменного разбора

6. Спишите предложение

Первый полет человека в космос осуществил космонавт Юрий Гагарин.

По образцу учебника сделайте разбор всех сущ этого предлож



Предварительный просмотр:

Восьмое апреля

Мы закрепляем, уточняем свои знания о падежных окончаниях имен существительных 1, 2, 3 склонения (начальные классы, 1 четверть 5 кл)

Давайте повторим то, что мы знаем об имени Сущ

1. Вставьте пропущенные слова: 

  • В русском языке … падежей
  • Изменение слова по падежам называется …
  • При склонении в слове изменяется обычно только …
  • В русском языке … типа склонения

2. Заполните табл _ Какие сущ-ые  относятся к 1, 2, 3 скл?

1 скл

2 скл

3скл

3.Рассмотрите табл В тетради (обратите  внимание на вариативность – и –ы)

                                                                                Смотри §97 стр.69

Падеж

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Сущ на

-ий, -ие, -ия

Сущ на

 -ия

Р.п.

-и (-ы)

-

-

и

Д.п.

-

-

и

П.п.

и

и

Опорные слова

луна, земля

конь, окно

печь, степь

планетарий

полиция

алгоритм правильного написания падежного окончания существительного:

1. поставить слово в н.ф.

 2. определить склонение

 3. определить падеж

 4. по таблице определить окончание

 5. написать правильную букву.

4.  Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания, определите падеж (чтобы правильно написать окончание, смотри в таблицу)

О фильм…, по галере…, без стенк…, на растени…, в путешестви…, без совест…, по традици…, на концерт…, в иллюстраци…, при землетрясени…, у почк…, к почт…, на облак…, по проволок…, в ведомост…, в поговорк…, в пламен…, о тоннел…, на местност… .

5.  №540

6.  Спишите предложение. Найдите грамматическую основу.

Ребята усердно обтачивали четыре железных зуба от старых грабель.

- Надпишите над словами части речи.

- Подчеркните существительные как члены предложения.

- Выпишите слово, имеющее форму только множественного числа.

7.УСТНО №550

- Какие окончания во МН. числе?

А ТЕПЕРЬ ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЕМ

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Первоначально в языке было одно главное окончание для мн.ч. – -Ы, затем в разговорной речи стало появляться другое окончание – -А, которое постепенно начало вытеснять окончание -Ы..

Поэтому в речи мы часто употребляем существительные во множественном числе. неправильно. Нужно запомнить грамматические формы некоторых существительных. Особое внимание следует проявлять к родительному падежу множественного числа. В нем в устной речи, как правило, употребляют существительные без окончания –ОВ.

ПРАВИЛЬНО СКАЗАТЬ:

В МАГАЗИНЕ КУПИЛИ ПЯТЬ КИЛОГРАММОВ ЧЕТЫРЕСТА ГРАММОВ ПОМИДОРОВ, ДВЕ ПАРЫ НОСКОВ И ПАРУ ЧУЛОК. 

Предложение составлено по всем правилам «грамматического искусства»

 Но мы так практически никогда не говорим. Почему?

(Здесь действует правило экономии языковых средств: из двух вариантов – более длинного и более короткого – в разговорной речи, как правило, употребляется более короткий).

См с. 75

Что обозначают эти предметы? (Это названия овощей и фруктов, названия парных предметов, единицы измерения, веса.)

ЛЕГЧЕ запомнить окончания

овощи, фрукты и единицы веса

для парных предметов «говори наоборот»:

национальности на –н, -р, количества

 воинские единицы  

Исключение:

короткие (носки) –окончание ов , «длинное» - нулевое

окончание ОВ;

Нулевое окончание

окончание нулевое

Помидор-ов

Мандарин-ов

Томат-ов

Апельсин-ов

Ботинок

Чулок

Сапог

брюк

Грузин

Болгар

Цыган

солдат

8.ПОСТАВЬТЕ СУЩ В МН ч. (по образцу в столбике)

Окончание

Окончание

ы

Образец: договор – договоры.

Образец: грузины – грузин.

Офицер, шофёр, торт, очередь.

Осетины, болгары, цыгане, места, макароны, сапоги, ботинки.

9.А теперь эти же  и

Апельсины, баклажаны, килограммы, носки, киргизы, узбеки.

поставьте во мн. ч. в Р.п. и запишите через запятую. (в строчку, не в столбик). Обязательно выделяйте ОКОНЧАНИЯ

ОБРАЗЕЦ Договоров, грузин      , апельсинов

ВЫУЧИТЕ  ЭТИ СЛОВА (во мн. числе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Рабочая программа 9-й класс русский язык (индивидуальное обучение с очно-дистанционной формой)

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по русскому языку 2008 год, примерной программы по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженско...

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...

Дистанционное обучение 6 класс русский язык

Задания по русскому языку для дистанционного обучения в период с 30.03.20-12.04.20...

Дистанционное обучение 5 класс русский язык ( уроки 16-20)

К каждому уроку прикреплен дополнительный материал....

Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Русский язык - один из развитых языков мира.

Презентация разработана и применялась на уроках русского языка в 6 классею Тема "Русский язык - один из развитых языков мира"...