Урок русского языка в 7 классе "Не с деепричастиями"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок "открытия" новых знаний: обучающиеся продолжают знакомиться с деепричастиями, в часности с правилом правописания не с деепричастиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 22.16 КБ |
ne_s_deeprichastiyami.pptx | 461.76 КБ |
samostoyatelnaya_rabota.docx | 13.9 КБ |
kartochka.docx | 10.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме «НЕ с деепричастиями».
Цели:
1. Познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с деепричастиями.
2. Формировать навык написания НЕ с деепричастиями в сопоставлении с причастиями и глаголами;
3. Привить детям навыки соблюдения правил дорожного движения в качестве пешеходов и велосипедистов.
4. Коррекция речи через разнообразие упражнений.
Ход урока:
1. Орг.момент.
Здравствуйте, ребята! Буквально несколько уроков назад мы познакомились с совершенно новой для вас частью речи – деепричастие. Сегодня продолжим ее изучение. Цель нашего урока – познакомиться с правилом правописания НЕ с деепричастиями.
2. Проверка д/з.
Но перед тем как приступить к изучению новой темы, мы с вами проверим домашнее задание. Параллельно один ученик будет работать у доски. Нужно написать частицу НЕ слитно или отдельно со словами определить, к какой части речи относится данное слово
НА ДОСКЕ:
- не развеял сомнения
- неубранное поле
- необдуманный поступок
- невзлюбил соседа
- неотправленное письмо
- еще не проснувшийся город
- не написанный, а напечатанный текст
- никого не заметил
- собрание не закончено
- не вызубренные, а осознанные правила
- нетронутый завтрак
А мы тем временем проверяем домашнее задание. На дом вам было упр.166. Напомните, что вам нужно было сделать в этом упражнении (один из учеников читает задание) Мы с вами разделились: мальчики составляли предложения с деепричастными оборотами, девочки – с причастными. Проверим выборочно.
Итак, сделаем вывод: как выделяются причастные и деепричастные обороты на письме?
А Влад у нас уже готов. Давайте его проверим.
Вывод: Что мы с вами повторили? (НЕ с причастиями и глаголами)
Тетради с домашней работой передаем. Открываем полученные тетрадки. Посмотрите на свои оценки. Может у кого-нибудь есть вопросы? Если нет, тогда записываем число и тему урока.
Десятое декабря.
НЕ с деепричастиями.
3. Объяснение нового материала.
Перепишите слова в два столбика так же, как они записаны на доске. Сравните эти столбики и сделайте вывод о написании НЕ с деепричастиями.
не_ задумываясь ненавидя
не_ думая негодуя
не_прочитав недоумевая
не_двигаясь невзлюбив
Какое правило вам напоминает? (НЕ с глаголом)
Теперь откроем стр.82 в учебнике и прочитаем правило ( сначала вслух, потом про себя) Скажите, есть что-нибудь, что мы с вами не сказали. Перескажите правило.
4. Первичное закрепление материала.
Теперь закрепим наше правило. Задание следующее: по очереди выходим к доске, записываем словосочетание и объясняем правописание НЕ с деепричастием.
(Не) зная правил, (не) глядя на знак, (не) взлюбив соседа, (не)навидя врага, (не)сократив путь, взглянул (не) доумевая, (не)смотря по сторонам.
Ребята, внимательно посмотрите на эти словосочетания и скажите, как нельзя двигаться по проезжей части.
Верно, ни в коем случае нельзя двигаться по дороге, не зная правил, не смотря по сторонам и не глядя на знак, потому что в это время на дороге может быть все что угодно. Например, там может висеть вот такой знак.
Что он обозначает, ребята? (Движение пешеходов запрещено!)
Значит, если висит такой знак, то двигаться дальше нельзя!
5. Офтальмонологическая минутка.
6. Синтаксический разбор предложения.
Следующее наше задание – сделаем синтаксический разбор предложения. Кто желает поработать у доски?
Неосторожные пешеходы, не зная правил дорожного движения, иногда нарушают их.
Итак, когда же деепричастные обороты на письме выделяются запятыми?
Почему НЕ с деепричастием написали отдельно?
Ребята, а какие правила дорожного движения знаете вы? Расскажите мне, как осторожные пешеходы переходят дорогу?
(Учитель вывешивает знаки: пешеходный переход, дети, скоро будет пешеходный переход, зона для пешеходов и проверяет, знают ли их ученики).
7. Физминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать,
И совсем не уставать,
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
8. Работа со словарным словом.
А теперь отгадайте загадку.
Кто рогатый и двуногий
Нас катает по дороге?
Кто, имея много спиц,
Нам не свяжет рукавиц?
Правильно, это велосипед. Это словарное слово, и мы с вами его уже знаем. Давайте вспомним, как оно пишется. (Один ученик выходит к доске, записывает слово, подчеркивает орфограммы.)
Это слово мы вспомнили неслучайно, так как вы можете передвигаться не только пешком, но и на велосипеде. Сегодня мы также повторим правила передвижения на этом популярном виде транспорта. Ведь для велосипедистов тоже есть свои правила и свои знаки. Например, вот эти ( учитель показывет дорожные знаки – движение на велосипедах запрещено, зона для велосипедистов – и спрашивает, что они означают).
А теперь составьте предложение, используя словарное слово и слова, записанные на доске:
Не, замечая, мальчик, светофор, дорога, пересекает , на.
Сделаем вывод: Как написали НЕ с деепричастием? Как написали словарное слово?
9. Морфемный разбор.
Выпишем из составленного предложения деепричастие и сделаем его морфемный разбор. Кто желает к доске?
Замечая (дееприч.)
Какую особенность у деепричастия нам нужно запомнить?
10. Работа с презентацией.
А теперь поработаем с презентацией. Ваша задача – исправить ошибки.
11. Интересные факты.
В нескольких местах Японии можно проехать на автомобиле по музыкальным дорогам. На участке шоссе размещаются бороздки разной глубины и на разном расстоянии друг от друга. При проезде по этому участку на определённой скорости вибрация от бороздок через колёса передаётся в салон машины, где превращается в какую-нибудь мелодию. Если в Японии музыкальные дороги делают главным образом для туристов, то в Южной Корее подобные отрезки конструируют на особо монотонных шоссе, чтобы привлечь внимание водителей и не дать им заснуть.
В Австралии для предотвращения гибели коал под колёсами автомобилей протягивают искусственные лианы из канатов, соединяющие эвкалипты по обе стороны трассы. Животные охотно пользуются этими мостиками.
Многие пешеходные переходы Сингапура со светофором, запускающимся кнопкой, оборудованы системой помощи пожилым людям и инвалидам. Пешеходы этих категорий могут заказать специальную карту и вместо нажатия кнопки подносить её к считывающему устройству. После верификации карты система включит зелёный сигнал на большее, чем обычно, время — в зависимости от длины перехода добавится от 3 до 13 секунд.
12. Самостоятельная работа.
Итак, теперь проверим, как вы усвоили тему сегодняшнего урока. Раздаю карточки для самостоятельной работы. Если НЕ с деепричастием пишется слитно – напротив этого предложения ставим букву С, если раздельно – Р.
Самопроверка ( учитель открывает внутреннюю доску, где написаны ответы).
13. Итоги урока.
Давайте подведем итоги:
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что повторили?
- Что возьмете с собою в жизнь с этого урока?
14. Домашнее задание.
Стр.82 правило, упр.171. Леня, Диана – упр.172.
15. Оценивание, комментирование оценок.
16. Чтение стихотворения.
Ну а закончить наш урок я хочу стихотворением Ярослава Пишумова, которое называется «Азбука города». Послушайте пожалуйста.
АЗБУКА ГОРОДА
Город, в котором
С тобой мы живем,
Можно по праву
Сравнить с букварем.
Азбукой улиц,
Проспектов, дорог
Город дает нам
Все время урок.
Вот она, азбука,—
Над головой:
Знаки развешаны
Вдоль мостовой.
Азбуку города
Помни всегда,
Чтоб не случилась
С тобою беда. (Я. Пишумов)
Я хочу, чтоб вы всегда не просто знали Азбуку города, но и всегда соблюдали ее правила. Будьте осторожны на дорогах, берегите себя и своих родных.
Всем спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание: Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание НЕ с деепричастиями. Какие знаки изображены? Что они обозначают?
(Не)видя препятствий, мальчик все(таки) стал перех … дить дорогу по пешеходному п…р…ходу .
Ни разу (не)оглянувшись, Варька ехала на велосипеде только вперед и любовалась осе( н , нн )им пейзажем.
Дети б..жали вперед, (не)заметив ямы на дорог...
Федор, (не) узнав дороги, п…шел в сторону парка.
(Не)мигающий з … леный свет подсказ…вал, что путь свободен и безопасен.
Возвращаясь из школы д…мой, будь очень внимателен и осторожен на дорогах.
Предварительный просмотр:
1. Раскройте скобки, объясняя правописание не- с деепричастием.
- Гром грохотал, (не)переставая.
- Дождь барабанил по крыше, точно сердясь и (не)годуя.
- В саду за окнами, (не)умолкая ни на одну секунду, кричали воробьи и сороки.
- Алексей полз, (не)жалея сил.
- (Не)помня себя от восторга, я побежал домой.
1. Раскройте скобки, объясняя правописание не- с деепричастием.
- Гром грохотал, (не)переставая.
- Дождь барабанил по крыше, точно сердясь и (не)годуя.
- В саду за окнами, (не)умолкая ни на одну секунду, кричали воробьи и сороки.
- Алексей полз, (не)жалея сил.
- (Не)помня себя от восторга, я побежал домой.
1. Раскройте скобки, объясняя правописание не- с деепричастием.
- Гром грохотал, (не)переставая.
- Дождь барабанил по крыше, точно сердясь и (не)годуя.
- В саду за окнами, (не)умолкая ни на одну секунду, кричали воробьи и сороки.
- Алексей полз, (не)жалея сил.
- (Не)помня себя от восторга, я побежал домой.
1. Раскройте скобки, объясняя правописание не- с деепричастием.
- Гром грохотал, (не)переставая.
- Дождь барабанил по крыше, точно сердясь и (не)годуя.
- В саду за окнами, (не)умолкая ни на одну секунду, кричали воробьи и сороки.
- Алексей полз, (не)жалея сил.
- (Не)помня себя от восторга, я побежал домой.
1. Раскройте скобки, объясняя правописание не- с деепричастием.
- Гром грохотал, (не)переставая.
- Дождь барабанил по крыше, точно сердясь и (не)годуя.
- В саду за окнами, (не)умолкая ни на одну секунду, кричали воробьи и сороки.
- Алексей полз, (не)жалея сил.
- (Не)помня себя от восторга, я побежал домой.
1. Раскройте скобки, объясняя правописание не- с деепричастием.
- Гром грохотал, (не)переставая.
- Дождь барабанил по крыше, точно сердясь и (не)годуя.
- В саду за окнами, (не)умолкая ни на одну секунду, кричали воробьи и сороки.
- Алексей полз, (не)жалея сил.
- (Не)помня себя от восторга, я побежал домой.
1. Раскройте скобки, объясняя правописание не- с деепричастием.
- Гром грохотал, (не)переставая.
- Дождь барабанил по крыше, точно сердясь и (не)годуя.
- В саду за окнами, (не)умолкая ни на одну секунду, кричали воробьи и сороки.
- Алексей полз, (не)жалея сил.
- (Не)помня себя от восторга, я побежал домой.
1. Раскройте скобки, объясняя правописание не- с деепричастием.
- Гром грохотал, (не)переставая.
- Дождь барабанил по крыше, точно сердясь и (не)годуя.
- В саду за окнами, (не)умолкая ни на одну секунду, кричали воробьи и сороки.
- Алексей полз, (не)жалея сил.
- (Не)помня себя от восторга, я побежал домой.
1. Раскройте скобки, объясняя правописание не- с деепричастием.
- Гром грохотал, (не)переставая.
- Дождь барабанил по крыше, точно сердясь и (не)годуя.
- В саду за окнами, (не)умолкая ни на одну секунду, кричали воробьи и сороки.
- Алексей полз, (не)жалея сил.
- (Не)помня себя от восторга, я побежал домой.
1. Раскройте скобки, объясняя правописание не- с деепричастием.
- Гром грохотал, (не)переставая.
- Дождь барабанил по крыше, точно сердясь и (не)годуя.
- В саду за окнами, (не)умолкая ни на одну секунду, кричали воробьи и сороки.
- Алексей полз, (не)жалея сил.
- (Не)помня себя от восторга, я побежал домой.
Предварительный просмотр:
Карточка 1. Спишите, объясняя слитное или раздельное написание НЕ со словами.
(Не)засеянное поле, поле (не)засеяно, (не)засеянное вовремя поле, (не)засеяли поле, (не)засеяв поле, (не)прочитанная книга, (не)прочитанная мною книга, книга (не)прочитана, (не)прочитав книгу.
Карточка 1. Спишите, объясняя слитное или раздельное написание НЕ со словами.
(Не)засеянное поле, поле (не)засеяно, (не)засеянное вовремя поле, (не)засеяли поле, (не)засеяв поле, (не)прочитанная книга, (не)прочитанная мною книга, книга (не)прочитана, (не)прочитав книгу.
Карточка 1. Спишите, объясняя слитное или раздельное написание НЕ со словами.
(Не)засеянное поле, поле (не)засеяно, (не)засеянное вовремя поле, (не)засеяли поле, (не)засеяв поле, (не)прочитанная книга, (не)прочитанная мною книга, книга (не)прочитана, (не)прочитав книгу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе. Деепричастие как часть речи.
Урок русского языка в 7 классе 7 вида. Разнообразные задания, игровые моменты. Работа с кластером очень успешно себя зарекомендовала именно в классах ККО....
Урок русского языка «Употребление и образование деепричастий»
Урок проводится как обобщающий в конце темы «Деепричастие» 6 класс по учебнику С. Львовой....
Презентация к уроку русского языка в 6 классе: "Деепричастие. Систематизация изученного"
Презентация к уроку русского языка в 6 классе: "Деепричастие. Систематизация изученного"...
Урок русского языка в 6 классе: "Деепричастие. Систематизация изученного"
Урок русского языка в 6 классе: "Деепричастие. Систематизация изученного"...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. "Деепричастие".
Технологическая карта урока...
Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий"
Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий" . Для 7 класса общеобразовательной школы....
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Деепричастие как часть речи"
Знакомство с новой для семиклассников частью речи....