Разработка урока русского языка в 10 классе
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
Задание 8 ЕГЭ (Синтаксические нормы русского языка. Урок № 1)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.33 КБ |
![]() | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ЕГЭ-9. Синтаксические нормы русского языка. Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ (задание 8). Учебник – пособие по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (С.В. Драбкин). | |
Теоретическая работа в класса | Примеры |
I. Для того чтобы правильно выполнить задание 8, ученик должен знать, типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм русского языка. (Материал даётся в дополнение к пособию Драбкина). Ребята, внимательно изучите данный теоретический материал, разберите примеры. 1. Ошибки в построении предложений с НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ. Приложение – это определение (признак предмета, отвечающий на вопрос какой?), выраженное существительным. Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении приложение, а также знать, что приложение всегда должно быть согласовано с определяемым словом. - Найдите предложение, в котором название чего-либо (книги, кинофильма, журнала и т.д.) дано в кавычках. Это будет предложение с несогласованным приложением. - Посмотрите, есть ли при приложении определяемое слово (слово, от которого задаётся к нему вопрос). Если есть, то тогда приложение должно стоять только в именительном падеже. Если падеж другой, то это ошибка. | Запомните образец, по которому будете сравнивать Ваш пример: читал роман «Война и мир» - читал «Войну и мир» - в первом случае есть опред. слово, во втором – отсутствует (примеры правильные!). Читал роман «Войну и мир» - ошибка! |
2. Нарушение в построении предложения с ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ. При выполнении этого задания помним: - причастия отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? и образованы от ГЛАГОЛА. Находим их по суффиксам: ущ, ющ, ащ, ящ, вш, ш, ом, ем, им, енн, нн, т. - причастный оборот – это причастие+ зависимое слово. - вопрос к причастию задаем от определяемого слова. Будут 2 варианта ошибок: не то окончание причастия или не тот порядок слов при причастном обороте. | НАПРИМЕР: В руке она держала шарф, развевающийся на ветру – шарф какой? Развевающийся – ошибки нет. В руке она держала шарф, развевающегося на ветру – ОШИБКА: не то окончание причастия. В руке она держала развевающийся шарф на ветру – ОШИБКА: не тот порядок слов. |
3. Нарушение в построении сложного предложения. Чтобы найти ошибку в предложении, нужно знать основные правила: - союзное слово «который» относится к ближайшему перед ним существительному того же рода; - составные союзы не должны быть искаженными; - в предложении нельзя употреблять лишние союзы. - определительное придаточное предложение не может быть однородным с причастным оборотом. - нельзя убирать или излишне использовать указательное местоимение ТО. - не следует употреблять одновременно несколько подчинительных союзов или подчинительный союз и частицу ЛИ в роли союза. | Это наш корреспондент, который сейчас находится в городе, который подвергся бомбардировке – ошибка! - Это наш корреспондент, который сейчас находится в городе, подвергся бомбардировке – правильно. Я начал изучать новые языки, хотя даже не был уверен в том, что пригодится ли мне это когда-нибудь – ошибка! - Я начал изучать новые языки, хотя даже не был уверен в том, пригодится ли мне это когда-нибудь – правильно. |
4. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм. Чаще всего эта ошибка проявляется в предложении следующим образом: не совпадает вид глаголов; не совпадает время глаголов. Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять вид и время глаголов в предложении. | Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря – ошибка! Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретёт квалификацию токаря – правильно. |
5. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. При выполнении этого вопроса помним следующее: - мест. КТО,КТО-НИБУДЬ,КТО-ЛИБО, НИКТО… употребляются с глаголом ЕД.ЧИСЛА! - в сложносокращ. словах - подлежащих сущ. определяет род глагола. - обращаем внимание на географические названия. - у подлежащего и сказуемого должно совпадать число. | - Все, кто опоздал, стояли у стены: кто с гл. ед. числа. Но все стояли. - ГИБДД пригласила водителей… - инспекция. ВДНХ поразила масштабом павильонов… - выставка. - Сочи встретил солнцем и морем… - город. |
Ребята! Дальнейшее изучение теоретического материала мы продолжим на следующем уроке. А пока ознакомьтесь с домашним заданием и приступайте к выполнению. | |
Домашнее задание: Выучить теорию (пособие Драбкина С.В. + лекция к уроку). Выполнить практическое задание (см. файл). Скан, фото выслать на электронный адрес Kosenkomarina@rambler.ru или в приложение WhatsApp. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/26/picture-62696.jpg)
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/04/picture-178201-1367682997.jpg)
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/19/picture-149327-1355938961.jpg)
разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"
Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....
![](/sites/default/files/pictures/2010/09/17/picture-2183.jpg)
Разработка урока русский язык 6 класс
Данный урок проводится при изучении темы "Числительное". Посредством краеведческого материала закрепить практические навыки правильного употребления числительного в речи. ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/23/picture-150647-1353684839.jpg)
Разработка урока русского языка 7 класс "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Урок соответствует требованиям ФГОС основного общего образования....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...