Разработка урока русского языка в 10 классе
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Косенко М.Н.

Задание 8 ЕГЭ (Синтаксические нормы русского языка. Урок № 1)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_13.04.docx26.33 КБ
Файл domashnee_zadanie_praktika.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ЕГЭ-9. Синтаксические нормы русского языка.  Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ (задание 8).

Учебник – пособие по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (С.В. Драбкин).

Теоретическая работа в класса

Примеры

I. Для того чтобы правильно выполнить задание 8, ученик должен знать, типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм русского языка. (Материал даётся в дополнение к пособию Драбкина).

Ребята, внимательно изучите данный теоретический материал, разберите примеры.

1. Ошибки в построении предложений с НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ.

Приложение – это определение (признак предмета, отвечающий на вопрос  какой?), выраженное существительным. Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении приложение, а также знать, что приложение всегда должно быть согласовано с определяемым словом.

- Найдите предложение, в котором название чего-либо (книги, кинофильма, журнала и т.д.) дано в кавычках. Это будет предложение с несогласованным приложением.

- Посмотрите, есть ли при приложении определяемое слово (слово, от которого задаётся к нему вопрос). Если есть, то тогда приложение должно стоять только в именительном падеже. Если падеж другой, то это ошибка.

Запомните образец, по которому будете сравнивать Ваш пример: читал роман «Война и мир» - читал «Войну и мир» - в первом случае есть опред. слово, во втором – отсутствует (примеры правильные!).

 Читал роман «Войну и мир» - ошибка!

2. Нарушение в построении предложения с ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ.

При выполнении этого задания помним:

-  причастия отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ?  и  образованы  от ГЛАГОЛА. Находим их по суффиксам: ущ, ющ, ащ, ящ, вш, ш, ом, ем, им, енн, нн, т.

- причастный оборот  – это причастие+ зависимое слово.

- вопрос к причастию задаем от определяемого слова.

Будут 2 варианта ошибок: не то окончание причастия или не тот порядок слов при причастном обороте.

НАПРИМЕР:

В руке она держала шарф, развевающийся на ветру – шарф какой? Развевающийся  – ошибки нет.

В руке она держала шарф, развевающегося на ветру – ОШИБКА:  не то окончание причастия.

В руке она держала развевающийся шарф на ветру – ОШИБКА: не тот порядок слов.

3. Нарушение в построении сложного предложения.

Чтобы найти ошибку в предложении, нужно знать основные правила:

- союзное слово «который» относится к ближайшему перед ним существительному того же рода;

- составные союзы не должны быть искаженными;

- в предложении нельзя употреблять лишние союзы.

- определительное придаточное предложение не может быть однородным с причастным оборотом.

- нельзя убирать или излишне использовать указательное местоимение ТО.

- не следует употреблять одновременно несколько подчинительных союзов или подчинительный союз и частицу ЛИ в роли союза.

Это наш корреспондент, который сейчас находится в городе, который подвергся бомбардировке – ошибка! - Это наш корреспондент, который сейчас находится в городе, подвергся бомбардировке – правильно.

Я начал изучать новые языки, хотя даже не был уверен в том, что пригодится ли мне это когда-нибудь – ошибка! - Я начал изучать новые языки, хотя даже не был уверен в том, пригодится ли мне это когда-нибудь – правильно.

4. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.

Чаще всего эта ошибка проявляется в предложении следующим образом: не совпадает вид глаголов; не совпадает время глаголов. Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять вид и время глаголов в предложении.

Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря  – ошибка!

Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретёт квалификацию токаря – правильно.

5. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

При выполнении этого вопроса помним следующее:

- мест. КТО,КТО-НИБУДЬ,КТО-ЛИБО, НИКТО…  употребляются с глаголом ЕД.ЧИСЛА!

- в сложносокращ.  словах - подлежащих  сущ. определяет  род глагола.

- обращаем внимание на географические названия.

-  у подлежащего и сказуемого должно совпадать число.

- Все, кто опоздал, стояли у стены: кто с гл. ед. числа. Но все стояли.

- ГИБДД пригласила водителей… - инспекция.

ВДНХ поразила  масштабом павильонов… - выставка.

- Сочи встретил солнцем и морем… - город.

Ребята! Дальнейшее изучение теоретического материала мы продолжим на следующем уроке. А пока ознакомьтесь с домашним заданием и приступайте к выполнению.

Домашнее задание: Выучить теорию (пособие Драбкина С.В. + лекция к уроку). Выполнить практическое задание (см. файл). Скан, фото выслать на электронный адрес Kosenkomarina@rambler.ru    или в приложение WhatsApp.    



Предварительный просмотр:

Задание

Ответ ученика (может быть набран на компьютере, может быть рукописным)

1. Внимательно прочитайте предложения и исправьте ошибки, допущенные в построении предложений с НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ.

- Поэзия пробуждающейся весны раскрывается  Ф.Тютчевым в стихотворении «Весенних водах».

- В апрельском номере журнала «Юности» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта.

- Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.

2. Внимательно прочитайте предложения и исправьте ошибки, допущенные в построении предложений с причастным оборотом.

- О владельцах усадьбы рассказывают комнаты, обставленными дворцовой мебелью и украшенными скульптурой, старинной бронзой и картинами.

- Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке.

 

- У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов.

- Монастырь стоял вдоль реки, на довольно высоком её берегу, отделявшей людей от города.

- Это произведение Василя Быкова я прочитал летом, посвященное Великой Отечественной войне.

3. Внимательно прочитайте предложения и исправьте ошибки, допущенные в построении сложного предложения.

- Им было некогда прощаться с провожающими. Так как поезд уже должен был тронуться.

- Автор пытается донести до читателя, то что нужно быть честным, справедливым, порядочным человеком.

- Картина написана художником Шишкиным, на которой изображена лесная поляна.

- Докладчик привёл новые данные, которые, кажется, что где-то частично были уже опубликованы.

4. Внимательно прочитайте предложения и исправьте ошибки, допущенные в построении предложений с нарушением видовременной соотнесённости  глагольных форм.

- Взошло солнце, позолотило перила веранды и открывает вокруг необыкновенную чистоту и свежесть.

-  Добрый поступок создает и накапливает добро, сделает жизнь лучше, развивает гуманность.

5. Внимательно прочитайте предложения и исправьте ошибки, допущенные в построении предложений с нарушением связи между подлежащим и сказуемым.

- Всем, кто принимали участие в танцевальном конкурсе, объявили благодарность.

- В коллектив студентов, организовавшихся в студенческий совет, входит десять человек.

- Все, кто изучал биографию Пушкина, знает о необычайном расцвете его творчества в осеннюю пору.

- Сочи обрадовало туристов комфортными осенними днями.

- МГУ было основано в 1755г. по инициативе первого русского академика          М. В. Ломоносова.

- Никто из пришедших не поздоровались с ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"

Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....

Разработка урока русский язык 6 класс

Данный урок  проводится при изучении темы "Числительное".  Посредством краеведческого материала закрепить практические навыки правильного употребления числительного в речи.  ...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...