Развитие творческих способностей учащихся в урочное и во внеурочное время
статья по теме
Из опыта работы по развитию творческих способностей учащихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и внеурочное время.
В центре внимания учителей истории находятся задачи повышения качества обучения истории, что значит обеспечить глубокие и прочные знания важнейших факторов, понятий, дат, исторических деятелей. Для решения этих задач учитель использует разнообразные методы и приемы и очень важно, чтобы избранные методы создавали широкие возможности для активной творческой, самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Проблема творческого развития весьма актуальна сегодня. ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки и техники. таким образом, актуальность проблемы творческого развития вытекает из самой жизненной ситуации.
Во-первых, развитие творческих способностей позволяет воспитывать инициативную, думающую, способную на творческих подход в любом деле личность.
Во-вторых, позволяет учащимся осмысливать события и явления на основе исторического анализа.
В-третьих, помогает воспитывать современное историческое сознание, развивать самостоятельное, персонифицированное мышление.
В-четвертых, развитие творческих способностей ведет к формированию интеллектуальной, гармонически развитой личности.
Учение без творчества – это мучение. Без поиска, испытаний и допустимого риска мучается и ученик и учитель, а их совместная работа превращается в конечном итоге в тяжелую обузу.
Формировать духовный мир школьника может только духовно богатый человек, который пережил и переживает в личном опыте муки и радости творчества, находится в неустанном и вечном поиске и который способен зарядить этим поиском и детей. Зоны совместного творчества учителя и учеников безграничны – изменение и преобразование окружающих условий и сложившегося образа жизни, создание художественных ценностей, изобретательная деятельность и, наконец, познавательная деятельность ученика и обучающая деятельность учителя. Познавательная деятельность особая, т. к. занимает большую часть времени и ученика и учителя. В ней диапазон творчества также велик – от решения задач по применению знаний на практике до самостоятельного добывания и конструирования знаний, от индивидуального творчества к коллективному и наоборот, от изменения форм, методов и содержания обучения до изменения ценностных ориентаций и критериев деятельности.
Для того, чтобы сформировать творческую личность ученика необходимо, чтобы взаимообогащающие и гуманистические отношения между учеником и учителем строились на взаимной творческой деятельности. Такая деятельность исключает авторитарность, эксплуатацию памяти, схему контроля и оценки «знаешь – не знаешь». Она стимулирует совместный поиск «глубокую веру ученика в свою защищенность и право на ошибки» на утверждение себя через поиск и успешное преодоление интеллектуальных и физических трудностей, с одной, и с другой – веру учителя в духовную силу своих учеников. Творческое начало в деятельности учителя и ученика и есть то искомое, которое способно изменить весь учебно-воспитательный процесс в школе.
Слово «творчество» происходит от слова – творить, и в общеизвестном смысле это означает искать, изобретать и создавать нечто новое, что не встречалось в прошлом опыте.
Соответственно и творческая познавательная деятельность учеников есть самостоятельный поиск и создание или конструирование какого-то нового продукта.
Следовательно, основными критериями творчества в познавательной деятельности ученика являются: самостоятельность (полная или частичная); поиск и перебор возможных вариантов движения к цели нового продукта.
Творческая деятельность немыслима без осознания цели поиска, без активного воспроизведения ранее изученных знаний, без интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников, к самостоятельному поиску, без воображения и иллюзий.
Чтобы правильно решать задачи развития творчества в процессе обучения, надо помнить: с какой бы степенью самостоятельности ни осуществлялась познавательная деятельность ученика, какой бы характер она ни носила, она всегда будет зависеть от деятельности учителя, т. к.
а) она находится под контролем учителя и по ходу может им корректироваться и регулироваться заданными ориентирами и соответствующими подсказками;
б) все творческие акты учащихся предварительно проигрываются учителем в его сознании и воображении.
Следовательно, учитель готовит учеников к творческому способу усвоения информации. В системе подготовки большое место принадлежит обучению учащихся таким методам, чтобы они могли самостоятельно распознать явления, описывать и объяснять их сущность.
В процессе творческого освоения теоретического материала перед учениками возникают две задачи:
1) распознать объект (явление), его признаки, «стороны», составные элементы, связи и отношения, алгоритмы преобразования;
2) описать его, объяснить причину или способ существования.
Решение каждой из двух задач требует использование соответствующего набора методов познания.
Обобщенная структура процедуры познания выработана исторической практикой познания: люди наблюдают и, изучают мир, описывают, объясняют и преобразуют его. В соответствии с этим сложились и соответствующие процедуры познания: процедуры распознавания, описания, объяснения и преобразования.
Рассмотрим основные процедуры познания.
Процедура описания.
Научить самостоятельно описывать наблюдаемые предметы и явления – это значит избавить учащихся от необходимости заучивать на память все определения, подробные тексты.
Методика обучения процедуре описания в принципе проста, доступна каждому учителю, применима при изучении всех основных учебных предметов. Сущность ее заключается в том, чтобы с одной стороны, доступно рассказать ученикам о процедуре отношения, с другой выработать у них прочные умения и навыки самостоятельно выполнять, процедуру описания явления и предметов, изучаемых каждой наукой в отдельности.
В основе данной методики лежат следующие приемы:
– Во-первых, учитель знакомит учащихся с процедурой описания и на конкретном учебном материале и показывает, как она используется.
– Во-вторых, каждое задание ученикам на самостоятельное описание тех или иных явлений на начальном этапе должно быть подробным и развернутым, с разъяснениями. В разъяснениях дается все необходимое, чтобы ученики могли успешно выполнить задание: по мере приобретения учащимися опыта распознания, полнота разъяснения постепенно свертывается и ученикам предоставляется все большая самостоятельность в описании изучаемых явлений или предметов.
На уроках в 5 кл. можно использовать следующие задания:
1) самостоятельно описать природу Египта;
2) самостоятельно описать природу Греции и занятия древних греков;
3) описать занятия древних людей, и их орудия труда и образ жизни и др.
Для успешного выполнения заданий можно использовать наглядные средства – карты, рисунки, схемы
Процедура объяснения
Научить учащихся наблюдать явления и описывать их – это первоначальная задача, следующая – научить учащихся переходить от описания к объяснению. Если ученики овладеют процедурой объяснения, ее основными операциями, то они смогут самостоятельно находить закономерные связи и отношение явления, формулировать на основе этого законы, теоремы, свойства.
При изучении истории необходимо учитывать специфические особенности: 1) – при объяснении некоторых явлений учащиеся лишены возможности наблюдать их непосредственно, объяснения они могут строить только лишь на основе исторических фактов, документов; 2) – при объяснении исторических явления используются исторические понятия.
Задания: объяснить черты первобытнообщинного строя и причины его разложения, объяснить межгосударственные отношения в странах Древнего Востока
Процедура сравнения
Сравнение устанавливает сходство и различие явлений, оно тесным образом связано с анализом, синтезом, обобщением, классификацией. При сравнении обязательно соблюдение следующих условий: 1) сравниваются только однородные явления; 2) в них выделяются существенные признаки; 3) признаки эти располагаются в определенной последовательности; 4) устанавливаются черты сходства и различия, дается оценка этих явлений.
Задания: сравнить схемы родовой и соседской общины, используя рисунки, два восстания, положение рабов и зависимость крестьян, законы франков и славян и т.п.
Еще одним способом творческого развития ученика является умение составлять рассказ, используя текст учебника, наглядные пособия
Рассказы бывают двух видов: устные и письменные. Творческий рассказ развивает воображение, историческое мышление, образную речь учащихся. Творческую направленность рассказа стимулирует повествование от имени участников событий, например; придумать рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя.
Для развития творческой активности у учеников мною были использованы разнообразные задания, которые ученики выполняли и на уроках истории и во внеурочное время.
История Древнего мира- 5 класс
Ученики получают задания написать рассказы:
Жизнь египетского вельможи
В городе богини Афины
Я участник ( или зритель) Олимпийских игр
Задания:
Найти и выучить любой отрывок из Библии
Найти и выучить любой миф по истории Древней Греции
История и культура Мордовского края -5 класс
Задания:
Моя родословная
Я и мое имя
Мой дом http://nsportal.ru/node/936204
Школа будущего http://nsportal.ru/node/936204
Традиции и обычаи народов Мордовии и России http://nsportal.ru/node/936204
Города Мордовии
Моя деревня
Знаменитые люди Мордовии
История средних веков-6 класс
Ученики получают задания написать рассказы:
Один день из жизни крестьянина
Рыцарский замок
Я участник (или зритель) рыцарского турнира
Задания:
Заполнить таблицы http://nsportal.ru/node/936204
Жакерия и восстание Уота Тайлера
Генеральные штаты во Франции и парламент в Англии
Гуситы и их требования
История 10-11 класс
Составление кроссвордов по истории 10-11 классы http://nsportal.ru/node/936204
Творческие уроки по истории России в 10 классе на тему: «Принятие христианства», «Суд над Петром I» http://nsportal.ru/node/936204
Оформление стенгазет, посвященных Великой Отечественной войне. http://nsportal.ru/node/936204
Рефераты, доклады по истории России и Мордовии, выполненные учениками 10-11 классов:
Династия Романовых
Елизавета Петровна
Мюнхенское соглашение
Андрей Рублев
Ливонская война
Языческие верования мордвы
Вашингтонская конференция
Александр Невский
Святослав- князь воитель
Реформы Ивана Грозного
Сталинградская битва
Г.К. Жуков и др.
Творческие работы учащихся:
Святыни земли Мордовской
Колокольный звон Мордовии
Человек и война
Сохранить в себе человека
Человек беспокойного сердца
История любви семьи Пискайкиных http://nsportal.ru/node/934741
Народные традиции в воспитании детей http://nsportal.ru/node/934715
Обществознание 10-11 класс
Сочинения-эссе на тему:
Современный человек: какой он
Образ человека в исторической эпохи
В моем понимании свобода это…
Поступай по отношению к другим так , как бы ты хотел , чтобы другие поступали по отношению к тебе
Всегда ли цель оправдывает средства
Роль личности в истории
Общешкольные мероприятия:
Есть такое слово- выстоять http://nsportal.ru/node/934751
Блокада Ленинграда
Сталинградской битва- 70 лет. http://nsportal.ru/node/913676, http://nsportal.ru/node/936247
Через тернии-к звездам http://nsportal.ru/node/915896
Маршал Победы-Жуков http://nsportal.ru/node/934797
У России –дочь Мордовия http://nsportal.ru/node/915937, http://www.proshkolu.ru/user/olya8443/file/4634309/
Мои права
Результаты работы показывают, что можно добиваться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить такую цель и подчинять ей свою деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческих способностей учащихся на уроке и во внеупрочное время
Статья "Развитие творческих способностей учащихся на уроке и во внеурочное время" включает в себя обобщение опыта работы по данной теме как на уроках, так и на занятих кружка...
"Развитие творческих способностей учащихся в урочное и во внеурочное время"
С 2004 года в школе я веду детское творческое общество "Литературный альманах". Накоплен большой опыт, хочется поделиться! данный доклад был представлен на районных педчтениях....
Развитие творческих способностей учащихся в урочное и внеурочное время
В данной статье рассказывается о способах развития творчесих способностей учащихся в урочное и внеурочное время....
Развитие творческих способностей учащихся в урочное и во внеурочное время
Из опыта работы по развитию творческих способностей учащихся...
Развитие творческих способностей на уроках математики и во внеурочное время
Учителя разные – ведь они вырастают из учеников. Будучи ученицей, мне нравились новые, нетрадиционные подходы на уроках. Поэтому в своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание нововведе...
Развитие творческих способностей на уроке технологии и во внеурочное время
Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше....
Развитие творческих способностей учащихся в урочной и внеклассной деятельности в рамках реализации программы «Школа – культурно- образовательный центр»
Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей учащихся....