РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 11 класс, Русский язык с увлечением
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Предварительный просмотр:
2. Содержание обучения
курса «Русский язык» 11 класс (102 ч)
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
1.Из истории русского языкознания (5 часов)
Тема 1. Из истории русского языкознания (2 часа)
Русистика как наука о русском языке, ее основные разделы. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. М.Ю. Ломоносов, А.Х. Востоков, А.А. Шахматов, В.В. Виноградов, Ф.И. Буслаев, В.И. Даль, С.И. Ожегов – ученые-лингвисты. Основные направления развития современной русистики.
Тема 2. Языковая норма (3 часа).
Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы, фиксация нормы в грамматиках, словарях, справочниках. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы (речевые ошибки). Основные тенденции развития нормы в современном русском языке. Нормативные словари, справочники, пособия.
II. Стилистика (10 часов+2)
Тема 3. Стилистика (1час)
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи.
Тема 4.Функциональные стили (6часов+1)
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей.
Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических текстов и их основных жанров. Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических текстов. Разговорный стиль. Особенности стиля художественной литературы.
Тема 5. Текст (3 часа+1).
Текст. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Язык художественной литературы и литературный язык. Средства словесной образности. Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования. Художественный текст как объект лингвистического анализа.
III. Синтаксис и пунктуация (67)
Тема 6. Основные понятия синтаксиса и пунктуации (1 час)
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Тема 7. Словосочетание (3+1 час)
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синонимия словосочетаний. Тема 8. Виды синтаксической связи (2часа+1)
Синтаксический разбор словосочетания.
Сильное и слабое управление.
Тема 9. Предложение как главная синтаксическая единица (1 час)
Понятие о предложении. Классификация предложений. Понятие предикативности, средства выражения предикативности. Предложения простые и сложные предложения.
Тема 10. Простое предложение (18 часов)
Виды предложений (5часа) по цели высказывания; виды предложений по эмоциональной окраске; предложения утвердительные и отрицательные. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.
Главные члены предложения (3 часа). Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Изобразительно- выразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм, риторический вопрос, восклицания и т.п.
Типы односоставных предложений (3 часа). Типы односоставных предложений.
Второстепенные члены предложения (3 часа). Определения и приложения. Способы выражения приложений. Дополнения. Характеристика дополнений. Обстоятельства. Способы выражения обстоятельств.
Полные и неполные предложения (4 часа). Тире в неполном предложении. Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.
Простое осложненное предложение (21 часов).
Синтаксический разбор простого предложения. (1)
а) Однородные члены предложения. (6)
Знаки препинания в предложении с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Правила постановки запятой при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
б) Обобщающие слова при однородных членах.(2). Знаки препинания при обобщающих словах: двоеточие, тире. Изобразительные средства синтаксиса: риторические восклицания и обращения, повторяющиеся союзы и бессоюзие.
в) Обособленные члены предложения.(7) Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособление приложений.
Обособленные обстоятельства.
Обособление дополнений.
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции.Знаки препинания при сравнительном обороте.
г) Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. (5) Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Вставные конструкции. Знаки препинания при междометиях: запятая, восклицательный знак. Утвердительные, отрицательные, вопросительно- восклицательные слова.
Тема 11. Сложное предложение (11 часов)
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая, точка с запятой в бессоюзном сложном предложении; двоеточие в бессоюзном сложном предложении; тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Синонимия синтаксических конструкций. Период. Знаки препинания в периоде. Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста.
Тема 12. Предложения с чужой речью (5 часов)
Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Использование цитат при аргументации в сочинении. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах. Способы оформления цитат. Синонимия синтаксических конструкций.
Тема 13. Употребление знаков препинания (5часов)
Сочетание знаков препинания. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Сложное синтаксическое целое(сверфазовое единство) как семантико- синтаксическая единица текста. Факультативные знаки препинания, авторская пунктуация. Эмоционально-экспрессивные возможности знаков препинания.
IV. Культура речи (8 часов)
Тема 14. Культура речи
Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, выразительности речи. Совершенствование культуры учебно-научного общения( устная и письменная формы).Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Композиция публичного выступления. Виды аргументации.
V. Обобщение изученного (10)
Фонетика и орфоэпия. Лексика и фразеология. Состав слова и словообразование. Морфемный и словообразовательный разборы. Морфология и орфография. Итоговый контрольный тест в форме ЕГЭ.
4. Требования к подготовке учащихся по предмету
Учащиеся должны знать:
- Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;
- Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Учащиеся должны уметь:
- Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста
- Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;
- Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- Извлекать необходимую информацию из различных источников;
- Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.
- Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
- Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- Для учителя:
Н.Г. Гольцова. Программа курса «Русский язык. 10-11 классы»: -М.: «Русское слово», 2005.
Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: «Русское слово», 2005.
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 класс. Поурочное планирование. Профильный уровень. Базовый уровень. - М.: «Русское слово», 2007.
- Для учащихся:
Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – М.: «Русское слово», 2007.
Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык в таблицах. - М.: «Русское слово», 2005.
Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык. ЕГЭ: Учебное пособие. - М.: «Русское слово», 2008.
Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка в ЕГЭ-2010. Изд-во «Легион», Ростов-на-Дону, 2010.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО учителей Зам. директора по УВР
гуманитарных дисциплин ______
от 29 августа № 1
Руководитель МО « » августа 2012г.
________ Солонченко Г.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа 6 класс русский язык
рабочая программа по русскому языку к учебнику Т.Ладыженской 6 класс...
Рабочая программа. 6 класс. Русский язык.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требов...
Рабочая программа 6 класс русский язык. По учебнику Поповой М.К. для якутских школ
Рабочая программа состоит из Содержания учебной программы, распределение часов, календарно-тематического планирования ...
Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...
Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...
Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...
Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...