Рабочая программа. 6 класс. Русский язык.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (6 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6r.docx | 102.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
города Москвы средняя общеобразовательная школа № 2031
г. Москва ул. Дмитриевского д. 13 тел. (499)-721-72-81, (499)-721-72-82
«Утверждаю» «Рассмотрено»
Директор ГБОУ СОШ №2031 на заседании методического
______________/ В.Н. Долматов/ объединения учителей русского
«____»_________2013 года языка и литературы.
Протокол № 1.
Председатель МО
« 31» августа 2013 года
Рабочая программа
по русскому языку
в 6 «В » классе
на 2013-2014 учебный год
Учитель Кочеткова Наталия Витальевна
Программы разработаны в соответствии с действующим Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (2004 г.)
Москва. 2013 г.
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для VI класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VI класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения. Во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию деятельностного, личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане ГБОУ СОШ №2031.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VI
классе - 204 (из расчёта 6 часов в неделю) часов.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся VI класса, которые содержат следующие компоненты:
- знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
- уметь перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности;
- выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка VI класса.
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
речевая деятельность:
знать/понимать
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
- основные признаки стилей языка;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения; нормы речевого этикета;
уметь
- различать разговорную речь и другие стили;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
- создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
№ п/п | Темы | Требования к уровню подготовки учащихся |
1 | Русский язык – один из развитых языков мира | Понимать, что язык - явление развивающееся, знать элементарные сведения об исторических изменениях в разных областях русского языка, об этимологии как науке, о происхождении исконно-русских и иноязычных слов, уметь работать с учебным этимологическим словарем |
2 | Повторение пройденного в 5 классе | Знать особенности образования гласных и согласных звуков, парность согласных по мягкости-твердости, звонкости-глухости. Уметь находить фонетические явления, делать фонетический разбор слова; различать буквенный и звуковой состав слова, делить слова на слоги для переноса. Знать определения морфем, орфографические правила, изученные в этом разделе в 5 классе; уметь давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели, выделять однокоренные слова, группировать слова по видам орфограмм. Знать определения частей речи, уметь находить изученные части речи в тексте, разграничивать грамматическое и лексическое значения слова. Знать орфографические правила, уметь применять их на практике. Знать признаки текста. Уметь адекватно воспринимать текст на слух, выделять главную информацию, вычленять структурные части текста, пересказывать основное содержание прослушанного текста |
3 | Лексика и фразеология. Культура речи | Знать понятие лексикологии как раздела науки о языке, лексического и грамматического значения слова. Знать определения синонимов, антонимов, омонимов, однозначных и многозначных слов, прямого и переносного значения слова. Знать, какие бывают словари, как строятся словарные статьи. Уметь работать со словарями, использовать справочную литературу, составлять словарную статью. Знать различие слов русского языка по сфере употребления (общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления). Знать причины выхода из общего употребления одних и появления новых слов в русском языке. Уметь различать общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы; различать архаизмы и историзмы. Знать определение заимствованных и исконно русских слов; основные причины заимствования новых слов, способы заимствования, признаки и источники заимствования. Знать определение фразеологии как раздела лексикологии; основные признаки фразеологизмов, их роль в обогащении речи. Знать особенности написания сочинения по картине. Уметь подбирать материалы к сочинению. Уметь писать сочинение - описание пейзажа, создавать текст в соответствии с заданным типом речи, использовать цепную и параллельную связь, синонимы и однокоренные слова как средства выразительности. Уметь пересказывать текст подробно и сжато. |
4 | Словообразование. Орфография. Культура речи | Знать основные способы образования слов в русском языке. Уметь производить словообразовательный разбор слова. Уметь пользоваться словообразовательными словарями, группировать слова с одинаковой структурой, определять способ и средства словообразования. Знать условия выбора букв О-А в корнях КОС-КАС, ГОР-ГАР, ЗОР-ЗАР, отличать корни с проверяемыми гласными от корней с чередованием. Знать условия выбора букв И и Ы после приставок на согласные. Знать о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от лексического значения, уметь правильно определять значение приставок и в зависимости от значения выбирать приставку. Знать об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е. Знать аббревиатуры, уметь их читать, определять род сложносокращенных слов. Знать различия словообразовательного разбора и разбора слова по составу, уметь определять значения морфем, группировать слова по общности словообразовательных признаков и общности морфем, производить словообразовательный разбор и разбор слова по составу. Знать особенности написания сочинения по картине. Уметь писать сочинение и изложение - описание помещения, создавать текст в соответствии с заданным типом речи. |
5 | Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное | Знать склонение существительных на мя; несклоняемые существительные, словообразование имен существительных, правописание не с существительными, правописание гласных в суффиксах - ек, - ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах, согласные ч и щ в суффиксе - чик (- щик). Уметь правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на –мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода, определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное). Различные сферы употребления устной публичной речи; описывать помещение по личным впечатлениям. |
6 | Имя прилагательное | Знать разряды прилагательных, степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения, словообразование имен прилагательных, не с именами прилагательными, буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан-(-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Знать особенности текста - писания природы, структуру данного текста, его языковые особенности: описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. |
7 | Глагол | Знать вид и наклонение глагола, раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении, буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении, разноспрягаемые глаголы, безличные глаголы, словообразование глаголов, правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть). Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста. |
8 | Причастие | Знать формальные признаки причастия, семантику, морфологические признаки глагола и прилагательного, присущие причастиям; о стилистической роли причастий. Уметь безошибочно определять окончания причастий с помощью вопроса, выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого слова, различать действительные и страдательные причастия, различать полные и краткие формы страдательных причастий. Опознавать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени, определять написание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий полных и кратких форм, делать морфологический разбор причастий, делать морфологический разбор причастий. Знать особенности текста описания внешности человека: структуру, языковые особенности. |
9 | Деепричастие | Знать глагольные и наречные признаки деепричастия, нормы употребления деепричастий в речи. Уметь находить деепричастия, деепричастные обороты, определять их границы, применять пунктуационные правила при деепричастных оборотах, сопоставлять правописание НЕ с деепричастиями, причастиями и глаголами, применять орфограмму «Гласная перед суффиксом деепричастия», выполнять морфологический разбор деепричастия. Уметь излагать мысли на заданную тему. |
10 | Имя числительное | Знать определение имени числительного как части речи, синтаксическую роль имен числительных в предложении, числительные количественные и порядковые, простые и составные, склонение количественных числительных, правописание гласных в падежных окончаниях; ь в середине и на конце числительных, слитное и раздельное написание числительных, склонение порядковых числительных, правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных. Уметь употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными. Уметь пересказывать исходный текст с цифровым материалом. |
11 | Местоимение | Знать определение местоимения как части речи, синтаксическую роль местоимений в предложении, разряды местоимений, склонение местоимений, написание предлогов с местоимениями, правописание неопределенных местоимений, правописание не в неопределенных местоимениях, слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях. Знать особенности рассуждения, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов. |
12 | Повторение и систематизация пройденного в 6 классе | Знать морфологические признаки, орфографию, нормы употребления слов различных частей речи и применять знания. Уметь применять пунктуационные правила. |
Принцип построения программы: концентрический. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.
Разделы учебника "Русский язык. 6 класс" содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В программе учтены элементы содержания и требований к уровню подготовки выпускников ОУ для единого государственного экзамена в соответствии с кодификатором.
На преподавание курса русского языка в 6 классе выделено 204 часа (из расчета 6 часов в неделю), из них на развитие связной речи – 34 часа. Все часы выделены из Федерального компонента.
Распределение часов по разделам соответствует Программе по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. Авторы программы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М., Тростенцова Л.А. М: Просвещение, 2008. Учебник, рекомендованный Управлением образования и науки к использованию в учебном процессе: «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2007г., авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.
В программу включены темы «Причастие» и «Деепричастие», которые традиционно изучаются в 7 классе. Так как количество часов в 7 классе на изучение предмета было сокращено, решено было дать понятие причастия, деепричастия, причастного и деепричастного оборотов, правописание НЕ и Н, НН в 6 классе.
Планирование (с включение тем «Причастие» и «Деепричастие») также ориентировано на требования итоговой аттестации в новой форме. Включены уроки по анализу текста, которые должны способствовать формированию умения глубоко и точно понимать содержание текста: его основную проблему, позицию автора или героя, характеристику героя, понимать отношения синонимии и антонимии, важные для содержательного анализа; опознавать изученные средства выразительности речи. Внимание уделяется формированию у учащихся умения аргументировать положения своего высказывания, используя прочитанный текст, воспитанию культуры доказательного аргументированного рассуждения. Например: «РР Публичное выступление с использованием имён числительных».
Основными формами и методами контроля за знаниями, умениями и навыками являются: входной, текущий и итоговый контроль – в форме устного, фронтального опроса, контрольных и словарных диктантов, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; контрольных сочинений и изложений.
Раздел III. Учебно-тематический план.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п.п. | ТЕМА | К-во часов | Р.Р. | К.д. | К.с. | К.и. |
1 | Русский язык – один из развитых языков мира | 1 | 0 | 0 | ||
2 | Повторение пройденного в 5 классе | 8 | 2 | 1 | ||
3 | Лексика и фразеология. Культура речи | 10 | 3 | 0 | ||
4 | Словообразование. Орфография. Культура речи | 21 | 4 | 1 | 1 | |
5 | Морфология. Культура речи. Имя существительное | 16 | 3 | 1 | ||
6 | Имя прилагательное | 19 | 2 | 1 | 1 | |
7 | Глагол | 22 | 6 | 1 | ||
8 | Причастие | 25 | 6 | 1 | 1 | |
9 | Деепричастие | 10 | 2 | 1 | ||
10 | Имя числительное | 12 | 2 | 1 | ||
11 | Местоимение | 17 | 3 | 1 | ||
12 | Повторение и систематизация пройденного в 6 классе | 9 | 1 | 0 | 1 | |
170 | 34 | 9 | 2 | 2 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Дата проведения |
I триместр Русский язык – один из развитых языков мира (1ч.) | ||
1(1) | Русский язык – один из развитых языков мира. | |
Повторение пройденного в 5 классе (8ч. + 2ч.) | ||
2(1) | Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Орфография. | |
3(2) | Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и корнях слов. | |
4(3) | Части речи. Морфологический разбор слов. Орфограммы в окончаниях слов. | |
5(4) | Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания внутри и в конце простого предложения. | |
6(5) | Сложное предложение. Запятая в сложном предложении. | |
7(6) | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. | |
8(7) | Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. | |
9(8) | Р.Р. № 1.Текст. | |
10(9) | Р.Р. № 2. Стили речи. Официально-деловой стиль. | |
11(10) | Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием по теме: «Повторение пройденного в 5 классе». | |
Лексика и фразеология. Культура речи (10ч.+3ч.) | ||
12(1) | Анализ контрольного диктанта. Повторение изученного в 5 классе. | |
13(2) | Р.Р. № 3. Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение – описание картины А.М.Герасимова «После дождя». | |
14(3) | Р.Р. № 4. Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение – описание картины А.М.Герасимова «После дождя». | |
15(4) | Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. | |
16(5) | Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. | |
17(6) | Р.Р. № 5. Сжатое изложение. | |
18(7) | Жаргонизмы. | |
19 (8) | Эмоционально окрашенные слова. | |
20 (9) | Устаревшие слова. Неологизмы. | |
21(10) | Исконно русские и заимствованные слова. | |
22(11) | Фразеологизмы. | |
23(12) | Источники фразеологизмов. | |
24(13) | Повторение и обобщение материала по теме «Лексика». | |
Словообразование. Орфография. Культура речи (21ч.+4ч.) | ||
25(1) | Повторение изученного в 5 классе по теме «Словообразование». | |
26(2) | Повторение изученного в 5 классе по теме «Словообразование». | |
27(3) | Р.Р. № 6. Описание помещения. | |
28(4) | Основные способы образования слов в русском языке. | |
29(5) | Основные способы образования слов в русском языке. | |
30(6) | Этимология слов. | |
31(7) | Р.Р. № 7. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | |
32(8) | Буквы О и А в корне –КОС---КАС-. | |
33(9) | Буквы О и А в корне –КОС---КАС-. | |
34(10) | Буквы О и А в корне –ГОР---ГАР-. | |
35(11) | Буквы Ы и И после приставок. | |
36(12) | Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-. | |
37(13) | Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-. | |
38(14) | Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-. | |
39(15) | Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-. | |
40(16) | Р.Р. № 8. Выборочное изложение описание помещения с изменением лица. (А.С.Пушкин «Станционный смотритель»). | |
41(17) | Соединительные О и Е в сложных словах. | |
42(18) | Сложносокращённые слова. | |
43(19) | Р.Р. № 9. Контрольное сочинение - описание изображённого на картине Т.Н.Яблонской «Утро». | |
44(20) | Морфемный и словообразовательный разбор слов. | |
45(21) | Морфемный и словообразовательный разбор слов. | |
46(22) | Повторение по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи». | |
47(23) | Повторение по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи». | |
48(24) | Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме: «Словообразование. Орфография. Культура речи». | |
49(25) | Анализ контрольного диктанта. Повторение по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи». | |
Морфология. Культура речи. Имя существительное (16ч.+3ч.) | ||
50(1) | Повторение изученного в 5 классе. | |
51(2) | Повторение изученного в 5 классе. | |
52(3) | Буква Е в суффиксе -ЕН- существительных на -МЯ. | |
53(4) | Разносклоняемые имена существительные. | |
54(5) | Р.Р. № 10. Составление устного публичного выступления о происхождении имен. | |
55(6) | Род несклоняемых имён существительных. | |
56(7) | Имена существительные общего рода. | |
57(8) | Морфологический разбор имён существительных. | |
58(9) | Р.Р. № 11. Сочинение - описание по личным впечатлениям. | |
59(10) | Р.Р. № 12. Сочинение - описание по личным впечатлениям. | |
60 (11) | НЕ с существительными. | |
61(12) | НЕ с существительными. | |
62(13) | Буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК). | |
63(14) | Гласные в суффиксах существительных -ЕК и -ИК. | |
64(15) | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных. | |
65(16) | Повторение изученного по теме: «Имя существительное». | |
66(17) | Повторение изученного по теме: «Имя существительное». | |
67(18) | Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме: «Имя существительное». | |
68(19) | Анализ контрольного диктанта. Повторение изученного по теме: «Имя существительное». | |
Имя прилагательное (19ч. + 2ч.) | ||
69(1) | Повторение изученного в 5 классе. | |
70(2) | Повторение изученного в 5 классе. | |
71(3) | Р.Р. № 13. Описание природы. | |
72(4) | Степени сравнения имён прилагательных. | |
II триместр | ||
73(5) | Степени сравнения имён прилагательных. | |
74(6) | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные. | |
75(7) | Относительные прилагательные. | |
76(8) | Р.Р. № 14. Контрольное изложение. | |
77(9) | Притяжательные прилагательные. | |
78(10) | Морфологический разбор имени прилагательного. | |
79(11) | НЕ с прилагательными. | |
80(12) | НЕ с прилагательными. | |
81(13) | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах прилагательных. | |
82(14) | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. | |
83(15) | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. | |
84(16) | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. | |
85(17) | Различение на письме суффиксов прилагательных -К- и -СК-. | |
86(18) | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | |
87(19) | Повторение изученного по теме: «Имя прилагательное». | |
88(20) | Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме: «Имя прилагательное». | |
89(21) | Анализ контрольного диктанта. Повторение изученного по теме: «Имя прилагательное». | |
Глагол (22ч. +6ч.) | ||
90(1) | Повторение изученного в 5 классе. | |
91(2) | Повторение изученного в 5 классе. | |
92(3) | Р.Р. №15. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста. | |
93(4) | Разноспрягаемые глаголы. | |
94(5) | Разноспрягаемые глаголы. | |
95(6) | Глаголы переходные и непереходные. | |
96(7) | Глаголы переходные и непереходные. | |
97(8) | Наклонение глагола. | |
98(9) | Изъявительное наклонение. | |
99(10) | Р.Р. № 16. Изложение. | |
100(11) | Р.Р. № 17. Изложение. | |
101(12) | Условное наклонение. | |
102(13) | Повелительное наклонение. | |
103(14) | Различение повелительного наклонения и формы будущего времени. | |
104(15) | Различение повелительного наклонения и формы будущего времени. | |
105(16) | Р.Р. № 18. Рассказ по сюжетным картинкам. | |
106(17) | Употребление наклонений. | |
107(18) | Употребление наклонений. | |
108(19) | Безличные глаголы. | |
109(20) | Безличные глаголы. | |
110(21) | Морфологический разбор глагола. | |
111(22) | Р.Р. № 19. Рассказ на основе услышанного. | |
112(23) | Р.Р. № 20. Рассказ на основе услышанного. | |
113(24) | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | |
114(25) | Повторение и обобщение материала по теме: «Глагол». | |
115(26) | Повторение и обобщение материала по теме: «Глагол». | |
116(27) | Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме: «Глагол». | |
117(28) | Анализ контрольного диктанта. Повторение и обобщение материала по теме: «Глагол». | |
Причастие (25ч.+6ч.) | ||
118(1) | Причастие как часть речи. | |
119(2) | Р.Р. №21. Публицистический стиль. | |
120(3) | Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | |
121(4) | Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота. | |
122(5) | Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота. | |
123(6) | Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота. | |
124(7) | Р.Р. №22. Изложение. Описание внешности человека. | |
125(8) | Действительные и страдательные причастия. | |
126(9) | Полные и краткие страдательные причастия. | |
127(10) | Действительные причастия настоящего времени. Гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | |
128(11) | Действительные причастия настоящего времени. Гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | |
129(12) | Действительные причастия прошедшего времени. | |
130(13) | Р.Р. №23. Изложение с изменением формы действующего лица. | |
131(14) | Страдательные причастия настоящего времени. Гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | |
132(15) | Страдательные причастия прошедшего времени. | |
133(16) | Правописание гласных перед Н в суффиксах полных и кратких страдательных причастий. | |
134(17) | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. | |
135(18) | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. | |
III триместр | ||
136(19) | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. | |
137(20) | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких прилагательных, образованных от глаголов. | |
138(21) | Р.Р. №24. Контрольное изложение. | |
139(22) | Морфологический разбор причастия. | |
140(23) | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | |
141(24) | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | |
142(25) | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | |
143(26) | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | |
144(27) | Р.Р. №25. Сочинение по личным наблюдениям на тему « Вы с ни знакомы». | |
145(28) | Р.Р. №26. Сочинение по личным наблюдениям на тему « Вы с ни знакомы». | |
146(29) | Повторение и обобщение материала по теме: «Причастие». | |
147(30) | Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме: «Причастие». | |
148(31) | Анализ контрольного диктанта. Повторение и обобщение материала по теме: «Причастие». | |
Деепричастие (10ч.+2ч.) | ||
149(1) | Деепричастие как часть речи. | |
150(2) | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | |
151(3) | Запятые при деепричастном обороте. | |
152(4) | Раздельное написание НЕ с деепричастиями. | |
153(5) | Деепричастия несовершенного вида. | |
154(6) | Деепричастия совершенного вида. | |
155(7) | Морфологический разбор деепричастия. | |
156(8) | Р.Р. №27. Сочинение-рассказ на основе картины С.Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц. | |
157(9) | Р.Р. №28. Сочинение-рассказ на основе картины С.Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц. | |
158(10) | Повторение и обобщение материала по теме: «Деепричастие». | |
159(11) | Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме: «Деепричастие». | |
160(12) | Анализ контрольного диктанта. Повторение и обобщение материала по теме: «Деепричастие». | |
Имя числительное (12ч.+2ч.) | ||
161(1) | Имя числительное как часть речи. | |
162(2) | Простые и составные числительные. | |
163(3) | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | |
164(4) | Разряды количественных числительных. | |
165(5) | Числительные, обозначающие целые числа. | |
166(6) | Числительные, обозначающие целые числа. | |
167(7) | Р.Р. № 29. Выборочное изложение. | |
168(8) | Р.Р. № 30. Выборочное изложение. | |
169(9) | Дробные числительные. | |
170(10) | Собирательные числительные. | |
171(11) | Порядковые числительные. | |
172(12) | Морфологический разбор числительного. Повторение и обобщение материала по теме: «Имя числительное». | |
173(13) | Контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием по теме «Имя числительное». | |
174(14) | Анализ контрольного диктанта. Повторение и обобщение материала по теме: «Имя числительное». | |
Местоимение (17ч.+3ч.) | ||
175(1) | Местоимение как часть речи. | |
176(2) | Разряды местоимений. Личные местоимения. | |
177(3) | Возвратное местоимение СЕБЯ. | |
178 (4) | Р.Р. № 31. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица. | |
179(5) | Относительные местоимения. | |
180(6) | Вопросительные местоимения. | |
181(7) | Неопределённые местоимения. | |
182(8) | Неопределённые местоимения. | |
183(9) | Отрицательные местоимения. | |
184(10) | Отрицательные местоимения. | |
185(11) | Притяжательные местоимения. | |
186(12) | Р.Р. № 32. Рассуждение. Сочинение – рассуждение. | |
187(13) | Указательные местоимения. | |
188(14) | Указательные местоимения. | |
189(15) | Определительные местоимения. | |
190(16) | Морфологический разбор местоимения. | |
191(17) | Р.Р. № 33. Сочинение-рассказ по воображению или по картине Е.В. Сыромятникова «Первые зрители». | |
192(18) | Повторение и обобщение материала по теме: «Местоимение». | |
193(19) | Контрольный диктант № 9 с грамматическим заданием по теме: «Местоимение». | |
194(20) | Анализ контрольного диктанта. Повторение и обобщение материала по теме: «Местоимение». | |
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (9ч.+1ч.) | ||
195(1) | Разделы науки о языке. Орфография. Орфографический разбор. | |
196(2) | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | |
197(3) | Лексика и словообразование. | |
198(4) | Р.Р. № 34. Контрольное сочинение. | |
199(5) | Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. | |
200(6) | Морфология. Морфологический разбор. | |
201(7) | Синтаксис. Синтаксический разбор. | |
202(8) | Орфография. Орфографический разбор. | |
203(9) | Резервный урок. | |
204(10) | Резервный урок. |
Раздел IV. Содержание тем учебного курса.
1. Русский язык – один из развитых языков мира (1ч.)
2. Повторение пройденного в 5 классе (8ч.+2ч.)
Повторение всех разделов русского языка (фонетики, морфемики, морфологии, орфографии, синтаксиса);
Развитие речи: текст; официально-деловой стиль речи; деление текста на части.
Контроль: контрольный диктант.
3. Лексика и фразеология. Культура речи (10ч.+3ч.)
Лексика с точки зрения употребления, происхождения, основные пути пополнения словарного состава русского языка, фразеология как раздел науки о языке.
Развитие речи: сбор и анализ материалов к сочинению; устное сочинение-описание картины А.М.Герасимова «После дождя»; сжатый пересказ исходного текста.
Контроль: проверочная работа.
4.Словообразование. Орфография. Культура речи (21ч.+4ч.)
Основные способы образования слов в русском языке, понятие об этимологии и этимологическом разборе, этимологические словари; правописание чередующихся гласных; Приставки ПРИ,ПРЕ; буквы Ы-И после приставок на согласные; правописание соединительных гласных О и Е; морфемный и словообразовательный разбор.
Развитие речи: описание помещений, структура этого текста, языковые особенности; систематизация материала к сочинению; сложный план; сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро»; выборочное изложение-описание помещения с изменением лица;
Контроль: Контрольный диктант.
5. Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное (16ч.+3ч.)
Склонение существительных не -мя; несклоняемые существительные; НЕ с существительными, правописание гласных в суффиксах -ЕК,-ИК; буквы О-Е- после шипящих и Ц в суффиксах –ОК,ЕК,-ОНК,ОНОК; согласные Ч и Щ в суффиксе –ЧИК,ЩИК;
Развитие речи: составление устного публичного выступления о происхождении имен; описание помещения по личным впечатлениям в сочинении повествовательного характера
Контроль: контрольный диктант.
6. Имя прилагательное (19ч.+2ч.)
Разряды имён прилагательных, степени сравнения имён прилагательных; Не с именами прилагательными; буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах –АН,ЯН, ИН,ОНН,ЕНН в именах прилагательных; различение на письме суффиксов –К и –СК; слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Развитие речи: описание природы, выборочное изложение.
Контроль: контрольный диктант;
7. Глагол (22ч.+6ч.)
Переходные и непереходные глаголы, наклонения глаголов, разноспрягаемые глаголы; правописание гласных в суффиксах -ОВА(ТЬ), -ЕВА(ТЬ) и -ЫВА(ТЬ), -ИВА(ТЬ).
Развитие речи: рассказ по сюжетным картинкам; рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности; пересказ исходного текста;
Контроль: контрольный диктант;
8. Причастие (25ч.+6ч.)
Причастный оборот; полные и краткие причастия; образования причастий и; НН в причастиях; НЕ с причастиями;
Развитие речи: публицистический стиль, описание внешности человека, изложение с изменением формы действующего лица, сочинение-описание внешности человека;
Контроль: диктант;
9. Деепричастие (10ч.+2ч.)
Деепричастный оборот; НЕ с деепричастиями;
Развитие речи: сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь»
Контроль: диктант;
10. Имя числительное (12ч.+2ч.)
Имя числительное как часть речи; синтаксическая роль числительного в предложении; разряды имён числительных; склонения числительного; правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
Развитие речи: выборочное изложение;
Контроль: контрольный диктант;
11. Местоимение (17ч.+3ч.)
Местоимение как часть речи; синтаксическая роль местоимений в предложении, разряды местоимений; склонение местоимений; раздельное написание предлогов с местоимениями; буква Н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов, образование неопределённых местоимений; дефис в неопределённых местоимениях перед суффиксами -ТО,-ЛИБО, -НИБУДЬ и после приставки -КОЕ; НЕ в неопределённых местоимениях, слитное и раздельное написание НЕ НИ в отрицательных местоимениях.
Развитие речи: сочинение-рассказ по сюжетным картинкам; сочинение-рассуждение; сочинение-рассказ по воображению;
Контроль: контрольный диктант;
12.Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (9ч.+2ч.)
Развитие речи: сочинение на выбранную тему
Контроль: сочинение.
Раздел V. Формы и средства контроля.
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:
1) устный контроль: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, устные рассказы по плану на лингвистические темы, наблюдение, беседа, опрос в парах;
2)письменный контроль:
- диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями, словарный),
- тесты,
- комплексный анализ текста,
- сочинения,
- изложения,
- самостоятельная работа,
- осложнённое списывание,
- практикум,
- самопроверки и взаимопроверки.
Раздел VI.Учебно-методические средства обучения.
Основная литература
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. – М., 2008.
- Богданова Г.А Уроки русского языка в 6 классе/ Г.А. Богданова. СПБ., 2004
- Ганжина И.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник изложений 5-7 класс.- Саратов: «Лицей», 2000.
- Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс.- М.: «Вако», 2006 Костяевой Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 6 класс.- М.: Айрис пресс, 2000.
- Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 5- 7 классы.- М.: -Дрофа, 2002.
- Русский язык V класс. Учебник для обще образовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2009.
- Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку 6 класс. – М.: «Образование», 2007.
Дополнительная литература
- Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001.
- Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М.: Высшая школа, 1993.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.: Айрис пресс, 2000.
- Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007.
- Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. - М.: Просвещение, 1986.
- Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Образ, 2004.
- Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 2001.
- Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 2001.
- Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 2001.
- Русский язык V класс. Поурочные планы. По учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составитель И.В. Карасева. – Волгоград.:Учитель, 2007.
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык V класс. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. – М.:Интеллект-центр, 2007.
- Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2008.
- Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 5 класс. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2002.
- Учебные таблицы V- XI классы по русскому языку.Составитель А.Б. Малюшкин. – М.:Творческий центр Сфера, 2010.
- Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.: Просвещение. 2006.
- Халикова Н.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2003.
- Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы. – М.: Сентябрь, 2000.
- Шапиро Н.А. учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000.
Справочные пособия
- Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.
- Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
- Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
- Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.– М.: Международные отношения, 1994.
- Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений (10-11 классы.). – М.: Дрофа, 1996.
- Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург: Литера, 2006.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
- Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998.
Мультимедийные пособия
- Диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5 класс.
- Диск « Репетитор «Русский язык.» Обучающая программа для учащихся 5 -11 классов». Диск «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия»
- Диск « Русские словари: Толковый, Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240 000 терминов».
- Диск « Тесты по орфографии. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
- Диск « Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
- Диск «Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы».
- Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения и изложения. 5 класс».
- Диск «Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий».
- Диск «Русский язык. Средняя школа. 5 класс. Обучающая программа (1С)».
- Диск «Страна Лингвиния. Мультимедийная книжка»
- Диск «Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Часть 1. Гласные и безгласные».
- Диск «Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Часть 3. Части и запчасти».
- Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий».
- Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс».
- Диск «Учим правило по алгоритму 5 класс».
- Современная школа. Уроки русского языка V-VI классы. (Захарова Т.А., Левина О.В. и др. Изд. ПЛАНЕТА, М.: 2010)
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...