Программа учебной дисциплины "Русский язык"
рабочая программа по русскому языку
Программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи " разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы разработанной и рекомендованной ФГУ «Федеральный институт развития образования» протокол № 088 от 22.03.2011 г. по специальности среднего профессионального образования 01.01.10 «Ремонтник горного оборудования» на базе среднего общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rya_rgo-181.docx | 62.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 4
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ 01 РУССКИЙ ЯЗЫК
2018 г.
Программа учебной дисциплины ОГСЭ. 04 Русский язык и культура речи разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы разработанной и рекомендованной ФГУ «Федеральный институт развития образования» протокол № 088 от 22.03.2011 г. по специальности среднего профессионального образования 01.01.10 «Ремонтник горного оборудования» на базе среднего общего образования.
Организация-разработчик: |
| |
Разработчики: | Дмитриенко Л.С. – преподаватель русского языка и литературы | |
Рассмотрена и рекомендована на заседании кафедры
Протокол № ___ от «___» __сентября____2018г.
И.о зав. кафедрой ________________/ Сорокина В.А /
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 5 |
| 12 |
| 13 |
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ. 01. Русский язык
- Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 01.01.10 «Ремонтник горного оборудования»
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина ОДБ.01. Русский язык относится к общегуманитарному и социально – экономическому циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Основные цели курса:
- освоение знаний о современном состоянии развития русского языка и литературы и об их научных методах;
- знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русского языка и литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой культуры;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
- развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;
- воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;
- применение знаний по русскому языку и литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования профильного уровня.
Реализация программы предполагает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты включают в себя: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
К личностным результатам, относятся:
1) формирование российской гражданской идентичности; воспитание патриотизма, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты включают в себя освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
К метапредметным результатам относятся:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты включают в себя освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
К предметным результатам изучения дисциплины «Русский язык » относятся:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
11) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
12) сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.
13) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
14) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
15) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
16) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
17) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
18) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
19) владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
20) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 154часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 114часов;
самостоятельной работы обучающегося 40 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 154 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 114 |
в том числе: | |
лекционные занятия | 34 |
практические занятия | 80 |
Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающегося (всего) | 40 |
в том числе: | |
сообщения | |
сочинения | |
рефераты | |
работа со словарями | |
редактирование текста | |
Итоговая (промежуточная) аттестация в форме другие формы контроля диф. зачет |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
"РУССКИЙ ЯЗЫК»"
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Состав учебного оборудования в кабинете русского языка и литературы соответствует действующему "Перечню учебного оборудования по русскому языку и литературе для общеобразовательных учреждений России", утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации.
Освоение программы учебной дисциплины «Русский язык» предполагает:
1. наличие учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
2. Мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по русскому языку, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
3. В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины « Русский язык» входят:
- многофункциональный комплекс преподавателя;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдаю-
щихся ученых, поэтов, писателей и др.);
- информационно-коммуникативные средства;
- экранно-звуковые пособия;
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по русскому языку, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научно-популярной литературой по вопросам языкознания .
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Русский язык» иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по русскому языку и литературе, имеющимся в свободном доступе в Интернете (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ).
1 Письмо Министерство образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03
«Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»
Оборудование учебного кабинета:
- Комплект учебно-методической документации – наглядные пособия, тематические стенды, раздаточный материал, карточки с заданиями, печатные ресурсы;
- Рабочее место преподавателей и студентов;
- Доска, маркеры.
- Стенд тематический «ЕГЭ - 2015 г. Русский язык . Инструктаж»
- Стенд «Охрана труда»
- Опорные таблицы по русскому языку.
- Дидактический и раздаточный материал, материал для тематического и дифференцированного контроля, специальная методическая литература, включая методические журналы «Русский язык», «Русский язык в школе», литература по психологии, справочная литература лингвистического характера, словари различных типов, учебники по количеству обучающихся в группе.
УМК дисциплины «Русский язык», систематизированный по компонентам:
- Примерная программа;
- Рабочая программа;
- Рекомендации по выполнению самостоятельной работы;
- Технологические карты для преподавателя и студентов;
- Методические разработки, тесты;
- Информационные материалы;
- Контрольно-оценочные средства.
Технические средства обучения:
Интерактивная доска, персональный компьютер, подключение к сети «Интернет», проектор, телевизор, мультимедийный плеер, колонки, цветной принтер.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Для студентов
- Гольиова Н.Г., Шамлиин И.В., Мишерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10-11 классы: в 2 ч. - М., 2014.
- Русский язык.- учебник под редакцией Н.А. Герасименко. – М, издательский центр «Академия», 2013, -494с.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014
№ ll-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 №148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014
№ 145-ФЗ).
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 №1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреж дений сред. проф. образования. - М., 2014.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - М., 2013.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. - М., 2012.
Пахнова Т.М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. - М., 2014.
Дополнительная литература:
1. Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2015.
2. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2014.
3. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2017.
4. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2016.
5. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2014.
6. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2013.
7. Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2014.
8. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Учебник 10-11 кл. – М., 2014.
9. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2012.
10. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2013.
11. Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2014.
12. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2014.
13. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2014.
14. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2014.
15. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2016.
16. Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2013.
Словари
Рорбачевин К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб., 2016. Граидина Л.К., Ицковин В.А., Катлинекая Л.Л. Грамматическая правильность русской речи.
Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова / под ред. В.В.Лопатина. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2014.
Крыс ин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М., 2012.
Лекант. Л.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2015.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2061.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред, Л.И.Скворцова. - М., 2011.
Роэенталь Д.З., Краснянский В.В. Фразеологический словарь русского языка. - М.,
2015.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2014. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2012.
Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост.
В.В.Бурцева. - М., 2012.
Интернет-ресурсы:
www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
www.ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка - информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).
www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Яэыкознание» ).
www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык» ). Сайт для учителей
«Я иду на урок русского языка».
www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).
www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru)
www.metodiki.ru (Методики).
www.posoble.ru (Пособия).
www.it-n.ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Ин формационные технологии на уроках русского языка и литературы).
www.prosv.ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса
«Учитель - учителю» издательства «Просвещениея ).
www.spravka.gramota.ru (Справочная служба русского языка).
www.slovari.ru/dictsearch (Словари. ру).
www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты).
www.gramota.ru (Справочная служба).
www.gramma.ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины Русский язык требует наличия учебного кабинета: русский язык.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места для обучающихся;
- место преподавателя;
-таблицы,
- схемы.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники: Русский язык: учебник для 10-11 кл. общеобразов. Учрежд/. – Гольцова Н.Г, Шамшин И.В, Мищерина М.А.: М, «Русское слово», 2012. – 448с.
Дополнительные источники:
- Русский язык.- учебник под редакцией Н.А. Герасименко. – М, издательский центр «Академия», 2013, -494с.
- Герасименко, Н.А. Русский язык: учебник. /Н.А.Герасименко, А.В. Канафьева, В.В. Леденева [и др.] – 4-е изд., испр. – М.:«Дрофа», ,2016.- 292с.
- Гольцова, Н.Г. Русский язык. 10-11 кл. / Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин.– М.: 2015.-302с.
- Горшков, А.И. Русская словесность: От слова к словесности 10-11 классы: Учебник для общеобразоват. учрежд. / А.И. Горшков. – М.:«Мнемозина», 2016.-312с.
- Дейкина, А.Д. Русский язык. 10-11 кл. /А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова.- М.:«Просвещение» 2015.-285с.
- Лекант, П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка. /П.А. Лекант, В.В. Леденева.– М.: «Дрофа», 2016.-325с.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений.– 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М.: 2011.-937с.
Интернет-ресурсы:
- Справочная служба русского языка, интерактивные словари. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gramota.ru
- Полезные ссылки по русскому языку.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.morpher.ru/Russian/Links.aspx.
- Студентам - учебные материалы по русскому языку. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/ruslang5.htm.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине ОДБ. 01 Русский язык обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний и умений.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения теоретических занятий, самостоятельной аудиторной (внеаудиторной) работы обучающихся.
Обучение учебной дисциплины завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена..
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
В результате изучения дисциплины «Русский язык » обучающийся должен
знать/понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у обучающихся развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Понимание сущности и социальной значимости будущей профессии; применение профессиональных знаний в практической деятельности; ответственность за качество своей работы. | Самооценка результатов собственной деятельности. Публичный рейтинг с целью демонстрации индивидуальных и групповых компетенций. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Организация и планирование собственной деятельности; демонстрация понимания цели и способов ее достижения; выполнение деятельности в соответствии с целью и способами определенными руководителем. | Экспертная оценка сформированности компетенций в ходе практической работы. Обратная связь (анализ и обсуждение результатов деятельности с целью выявления сильных/слабых компетенций студента). |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Анализ и контроль ситуации; выбор соответствующего метода решения в зависимости от ситуации; проявление ответственности за принятое решение | Диагностика. Кейс-метод с целью оценки способностей к анализу, контролю и принятию решений. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Извлечение и анализ информации из различных источников; использование различных способов поиска информации; применение найденной информации для решения профессиональных задач. | Количественная оценка результатов практической деятельности. Качественная оценка результатов практической деятельности. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Применение компьютерных навыков; выбор компьютерной программы в соответствии с решаемой задачей; Использование программного обеспечения для решения профессиональных задач | Практическая работа. Технический тест. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Понимание общей цели; применение навыков командной работы; использование конструктивных способов общения с коллегами, руководством, клиентами | Взаимооценка индивидуальных и групповых результатов. Социометрия с целью определения командного взаимодействия и ролей участников. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | Проявление ответственности за работу членов команды; контроль работы сотрудников; проверка и оценка результатов работы подчиненных | Работа проектных групп с целью оценки ОК связанных с навыками управления рабочей группой |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | Проявление интереса к обучению; использование знаний на практике; определение задач своего профессионального и личностного развития; планирование своего обучения | Анализ достижений с целью выявления зоны ближайшего развития студента. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Понимание целей и содержания профессиональной деятельности; использование новых решений и технологий для оптимизации профессиональной деятельности | Приемы решения задач с целью выявления навыков решения задач с использованием инновационных приемов и методов. |
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Понимание сути воинской обязанности; применение профессиональных знаний для исполнения воинской обязанности. | Практическая работа, тест с целью оценки практических навыков |
Разработчик:
Преподаватель ГАПОУ РС (Я)
«Алданский политехнический техникум» __Дмитриенко Л.С.________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год составлена в соответствии с Ф...
Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.
Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений «Русск...
Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы. Подготовка к ЕГЭ Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы
Настоящая программа специального курса по русскому языку для XI классов создана на основе примерной базовой программы государственного стандарта среднего общего образования. Пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...
Программа учебного предмета английский язык Класс 3 (индивидуальное обучение по отдельному учебному предмету английский язык для детей с задержкой психического развития)
Программа учебного предмета английский язык Класс 3(индивидуальное обучение по отдельному учебному предмету английский язык для детей с задержкой психического ...