Язык художественной литературы 11 класс
методическая разработка по русскому языку (11 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Художественный стиль имеет особую сферу использования – эстетическую; все языковые средства используются не в их первичной функции, а в функции эстетической. Язык художественной литературы использует средства др. стилей; обращается к нелитературным средствам языка; не имеет специфических языковых особенностей.
Сфера использования - художественная литература. Основная функция – эстетическая (создание художественного образа ). Художественный образ – обобщенное отражение действительности в искусстве в форме конкретного индивидуального явления. Художественная речь отличается не только образностью, но и явной эмоциональностью, эстетической направленностью.
Основной признак художественной речи образность и эстетическая значимость всех элементов речи
Специфические черты языка художественной литературы 1. Образная конкретизация – перевод слова-понятия в слово-образ . Понятие – совокупность существенных признаков предмета. Стол – предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, ножках.
В разговорно-бытовой сфере слово конкретизируется и называет конкретные предметы, известные говорящим. Таким образом, слово выражает уже не понятие, а представление – воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий: Подойди к моему столу; Вон тот круглый стол.
М.И. Цветаева Мой письменный верный стол! Спасибо за то, что шел Со мною по всем путям. Меня охранял – как шрам. Мой письменный вьючный мул! Спасибо, что ног не гнул Под ношей, поклажу грёз – Спасибо - что нёс и нёс…
Художественный образ В стихотворении М.И. Цветаевой мы встречаем художественный образ – стол как друг и помощник поэта. Перевод понятийного плана в образный происходит при участи ВСЕХ языковых уровней: от фонетического до синтаксического.
Звукопись Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом (Ф.И. Тютчев)
Звукопись Люблю г Р озу в начале мая, Когда весенний пе Р вый гРом, Как бы Р езвяся и иг Р ая, Г Р охочет в небе голубом (Ф.И. Тютчев)
Звукопись Полночной порою В болотной глуши Чуть слышно, бесшумно Шуршат камыши (К. Бальмонт)
Переносное значение Вокруг меня кольцо сжимается: Неслышно подползает сон (В. Ходасевич).
2 . Динамизм Динамизм художественного текста заключается в постоянном движении авторской мысли, смене изображаемых событий или чувств, что составляет развитие сюжета.
3 . Эмоциональность и экспрессивность Эти свойства художественной речи призваны воздействовать на читателя, вызвать у него определенный эмоциональный отклик. Воздействие через образное моделирование мира.
4. Недопустимость стандарта Недопустимость штампов, клише обусловлена установкой на творчество, неповторимость, своеобразие каждого художественного произведения
5. Ярко выраженная авторская индивидуальность Наиболее ярких писателей и поэтов можно узнать по свойственным только им особенностям речи. Эти индивидуальные особенности стиля отдельного автора составляют идиостиль писателя.
Языковые особенности 1. Неоднородность лексического состава: сочетание книжной лексики с разговорной, просторечной, диалектной и т.п.
Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго принимал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа. Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Ночи истлевали быстро . По ночам на обугленно-черном небе, несчетные, сияли звезды; месяц - казачье солнышко, темнея ущербленной боковиной, светил скупо, бело; просторный Млечный Шлях сплетался с иными звездными путями. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен; земля, напитанная все той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе.
2. Использование всех пластов русской лексики в целях реализации эстетической функции Дарья нам минуту замешкалась и отказала: Нет, нет, я одна. Туды я одна. Куда «туды» - она и близко не знала и, выйдя за ворота, направилась к Ангаре (В. Распутин).
3. Активность многозначных слов всех стилевых разновидностей речи Бурлит река вся в кружеве белой пены. На бархате лугов алеют маки. На рассвете родился мороз . (М. Пришвин).
4. Комбинаторные приращения смысла (Б.Ларин) Слова в художественном контексте получают новое семантическое и эмоциональное содержание, что воплощает образную мысль автора. Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня. Я на башню всходил. И дрожали ступени. И дрожали ступени под ногой к меня (К. Бальмонт)
5. Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной. «Человек вышел из дома в сад. Было прохладно и пахло акацией. Вокруг росли деревья. Пела птица»
Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду. Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей.
6 . Минимум родовых понятий Еще один существенный для прозаика совет. Побольше конкретности. Образность тем выразительнее, чем точнее, конкретнее назван предмет. У Вас: « Лошади жуют зерно . Крестьяне готовят « утреннюю пищу », «шумели птицы »… В поэтической прозе художника, требующей зримой ясности, не должно быть родовых понятий, если это не диктуется самой смысловой задачей содержания… Овес лучше зерна . Грачи более уместны, чем птицы (Константин Федин)
7. Широкое употребление народно-поэтических слов, эмоциональной и экспрессивной лексики, синонимов, антонимов Шиповник, наверное, с весны еще пробрался по стволу к молодой осинке, и вот теперь, когда время пришло справлять осинке свои именины , вся она вспыхнула красными благоуханными дикими розами. (М. Пришвин). В Эртелевом переулке помещалось «Новое время». Я сказал « помещалось ». Это не то слово. Царило, властвовало. (Г. Иванов)
8. Глагольное речеведение Писатель называет каждое движение (физическое и / или психическое) и изменение состояния поэтапно. Нагнетание глаголов активизирует читательское напряжение
М.А. Шолохов «Тихий Дон» Григорий спустился к Дону, осторожно перелез через плетень астаховского база, подошел к прикрытому ставнями окну. Он слышал только частые удары сердца…Тихо постучал в переплет рамы… Аксинья молча подошла к окну, всмотрелась . Он увидел, как она прижала к груди руки и услышал сорвавшийся с губ ее невнятный стон. Григорий знаком показал , чтобы она открыла окно, снял винтовку. Аксинья распахнула створки.. Он стал на завалинку, голые руки Аксиньи схватили его шею. Они так дрожали и бились на его плечах, эти родные руки, что дрожь их передалась и Григорию.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по литературе «Язык художественной литературы»
Настоящий курс предназначен для более подробного изучения языкахудожественной литературы. Показать выразительные возможности слова, особенности организации текста как динамичн...
Роль Н.В. Гоголя в развитии русского литературного языка и языка художественной литературы
Роль Н.В. Гоголя в развитии русского литературного языка и языка художественной литературы...
Разработка урока русского языка на тему "Язык художественной литературы"
Разработка урока предназначена для учащихся 8 класса,по УМК С.И. Львовой. Задания и материал урока нацелен на формирование умения доказывать принадлежность текста к художественному с...
Конспект открытого урока по родному русскому языку "Язык художественного литературы"
На примере лирического отступления в 11 главе поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" рассматривается особенности языка художественной литературы. Домашнее задание направлено на повторение функциона...
Русский язык – язык художественной литературы
По учебнику Л.М. Рыбченковой...
Язык художественной литературы на уроках русского языка
Статья рассматривает важность качественного отбора дидактического материала на уроки русского языка, связь уроков русского языка и уроков литературы. Приводятся примеры использования текстов изученных...
Язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи: образность, изобразительно-выразительные средства
В данном уроке рассматривается важнейший аспект проблемы имплицитности в лингвистической науке – источники выявления и интерпретации скрытых смыслов с помощью изобразительно-выразительных ...