Презентация "Чередование гласных "
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Краснослободцева Юлия Владимировна

Презентация "Чередование гласных " для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cheredovanie_glasnyh.pptx139.03 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Корни Правило Примеры Кас -/кос- Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется а , если суффикса нет, то в корне пишется о . К а с а ться, к а с а тельная – к о снуться, прик о снуться. Зависимость от наличия суффикса -а- Корни Правило Примеры Бир -/ бер - Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется и , если суффикса нет, то в корне пишется е . . Заб и р а ть – заб е ру. Жиг-/жег- Выж и г а ть – выж е гший. Стил -/стел- Заст и л а ть – пост е лить. Блист -/ блест - Бл и ст а ть – бл е стеть. Мир-/мер- Ум и р а ть – ум е реть. Тир-/тер- Ст и р а ть – ст е реть. Дир-/дер- Разд и р а ть – разд е рёт. Пир-/пер- Зап и р а ть – зап е реть. Чит-/чет- Выч и т а ть – выч е ты. Исключения: соч е тание, соч е тать, ч е та. Корни с чередующимися гласными И / Е

Слайд 3

Зависимость от конечных согласных корня Корни Правило Примеры Исключения Раст - Ращ -/рос- Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о . Р а ст и, р а ст ение, выр а щ ивать, нар а щ ение – выр о с ший, зар о с ли, пор о с ль. а) Р о стов, Р о стислав, р о сток, р о стовщик, выр о сток (и производные от них, например: р о стовщический ). б) отр а сль (и производные от них, например: отр а слевой ). Лаг-/лож- Перед г пишется а , перед ж пишется о . Сл а г аемое, пол а г ать, разл а г ать – сл о ж ить, пол о ж ить, разл о ж ить. Пол о г .

Слайд 4

Зависимость от ударения Зар -/ зор - Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется а . З а́ рево , з о́ рька – з а ря, з а рница, оз а рять. З о ревать, з о рянка . Гар -/гор- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется о . Заг а́ р – заг о релый, уг о реть, пог о релец. Приг а рь, изг а рь, выг а рки. Корни Правило Примеры Исключения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Научно-практическая работа «Корневая гласная – самая опасная!» (Зависимость усвоения слов с непроверяемой безударной гласной от приемов их предъявления)

Панкова Вера, 9а Пырирко Юлия, 8а Научный руководитель Ничкова Татьяна Анатольевна,  учитель русского языка и литературы    Авторы данной работы исследуют проблему зависимости усвое...

Тема урока: «Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове»

Цель: формирование умения определять место ударения в словах. Учебные задачи:Направленные на достижение личностных результатов:- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социа...

Логопедическое занятие на тему: "Безударные гласные. Правописание слов с безударными гласными"

quot;Безударные гласные. Правописание слов с безударными гласными"...

Игра для выделения гласного звука в начале слова (кроме звука Ы) и соотнесения звука с графическим символом гласного звука (по Бардышевой)

Цель: научить детей выделять первый гласный звук в слове и соотносить звучащий гласный с символом гласного звука.Инструкция: "Надави" голосом на первый звук (как я: аааангел). Какой звук ты ...