Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Учимся с увлечением» 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_russkomu_yazyku.docx | 34.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности по русскому языку
«Учимся с увлечением»
5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся с увлечением» для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию воспитания и развития обучающихся средствами внеурочного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа построена с учетом принципов системности, занимательности и доступности. Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодёжи, оканчивающей средние учебные учреждения. Такой уровень владения языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных традиционных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. В отборе материала к таким занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Данная рабочая программа ориентирована на связь с программным материалом по русскому языку, учитывает необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Русский язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Курс «Учимся с увлечением» является закономерным продолжением уроков русского языка, его дополнением. Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.
Содержание и методы обучения программы «Учимся с увлечением» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Цель и задачи программы:
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Задачи:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития обучающихся;
-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому. Темы занятий подобраны в соответствии с темами, которые вызывают у школьников особые затруднения при изучении их на уроках.
Работа основывается на общедидактических принципах, среди которых следует, прежде всего, назвать:
- принцип научности;
- принцип последовательности и систематичности в изложении материала;
- принцип преемственности и перспективности в усвоении знаний;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип доступности;
- принцип тесной взаимосвязи кружковых занятий с классными;
- принцип добровольного участия школьников в занятиях;
- принцип равного права всех учеников на участие в кружковой работе;
- принцип самодеятельности, самостоятельности учащихся;
- принцип занимательности.
Программа «Учимся с увлечением» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся.
Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Формы организации внеурочной деятельности
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
- опыт личного творчества обучающихся;
- наблюдения над живой речью и над литературным материалом.
Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Описание места курса в учебном плане
Данная программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Срок ее реализации - 1 год.
Планируемые результаты деятельности
Личностные результаты:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметне результаты
Ученик научится
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка;
- извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её в разных видах деятельности;
- проводить разного рода анализы слов: фонетический, морфологический, морфемный, орфографический;
- группировать слова по видам орфограмм;
соблюдать грамматические нормы в письменных и устных высказываниях
Ученик получит возможность научиться:
- отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
- слова, словосочетания, предложения, текста;
- основные орфографические и пунктуационные правила;
- о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- выделять художественные изобразительные средства в тексте;
- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическим словарями, а также словарями синонимов и антонимов.
Содержание программы:
- Введение. Раскрывается значение русского языка. Красота и богатство Страны Слов. Учимся слушать и слышать.
- Фонетика. Умение различать звуки и буквы. Фонетический разбор. Словообразовательный разбор слова.
- Графика и морфемика. Зачем нужно знать алфавит. В чём секрет правописания морфем. Морфемный разбор слова.
- Лексикология и фразеология. Определение лексического значения слова. Как найти стилистически окрашенное слово? Слово и его лексическое значение. Слово и его лексическое значение. Слова – синонимы. Фразеологические обороты и употребление их в речи.
- Орфография. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
- Синтаксис и пунктуация. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Синтаксический разбор простого предложения. Составление схем. Синтаксический разбор сложного предложения. Составление схем. Обращение. Знаки препинания при обращении. Слова автора и прямая речь. Составление схем. Знаки препинания при прямой речи.
- Словообразование. Жизнь слова. Рождение и отмирание слов. Работа со словарями.
- Морфология. Части речи. Имя существительное. Род имен существительных. Существительные, употребляющиеся только во множественном числе. Склонение имен существительных Несклоняемые имена существительные. Имя прилагательное. Сравнительная степень прилагательных. Краткие прилагательные. Суффиксы прилагательных. Глагол. Виды глагола. Спряжение глаголов. Безличные глаголы. Словообразование глаголов. Морфологический разбор слова.
- Стилистика и текстоведение. Какие бывают тексты? Умение определять тему и идею текста. Составление простого и сложного плана, алгоритм. Определение типа речи. Определение лексического значения слова. Умение пользоваться толковыми словарями. Умение находить в тексте стилистически окрашенные слова.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Введение. Ты обязан русской речью хорошо владеть! | 1 | ||
Фонетика | |||
Как ты слышишь звуки и пишешь слова? | 1 | ||
Графика и морфемика | |||
Сперва аз да буки – потом все науки. | 1 | ||
Бывают ли у слов родственники? | 1 | ||
Лексикология и фразеология | |||
Слова-тёзки и тёзки наоборот. | 1 | ||
О словах разных, одинаковых, но разных. | 1 | ||
В руках умелых слово творит чудеса. | |||
Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. | |||
Выражения, которые обрели крылья и вечность. | |||
Орфография | |||
Гласные и согласные, с нами несогласные. | 1 | ||
Если знаешь части слова, то напишешь их толково. | 1 | ||
Синтаксис и пунктуация | |||
Тетрадь ученика или ученическая тетрадь? | 1 | ||
В лаборатории Предложения. | 1 | ||
Нужны ли второстепенные члены предложения? | 1 | ||
Что такое «осложнённое предложение»? | 1 | ||
Среди знаков препинания. | 1 | ||
Словообразование | |||
Загадочные орфограммы. | 1 | ||
Чудеса приставок. | 1 | ||
Морфология | |||
Морфологическая семейка. | |||
Имя существительное | |||
Тайна имени. | 1 | ||
Интересное о падеже имён существительных. | 1 | ||
Давайте будем дружить! | 1 | ||
Имя прилагательное | |||
Прилагательное, значит, его нужно прилагать. | 1 | ||
Слова, «озаряющие предметы». | 1 | ||
Глагол | |||
«Самая огнепышущая, самая живая часть речи». | 1 | ||
Хитрая Ира. | 1 | ||
Физкультура для глагола. | 1 | ||
Глаголы, у которых нет лица. | 1 | ||
Как образовались Первоспряженск и Второспряженск. | 1 | ||
Стилистика и текстоведение | |||
Офис Переделкина. | 1 | ||
Напишу-ка я письмо… | 1 | ||
Непридуманный рассказ. | |||
Посиделки у Грамматейки | |||
Итоговое занятие | |||
Волшебный мир грамматики | 1 | ||
Всего | 34 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка" предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 6-7 класса "Кладовая Буквоеда"
Программа призвана помочь учащимся войти в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, повысить мотивацию к об...
Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" для обучающихся 6 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для обучающихся 6 класса составлена на основе ФГОС. Всего 35 часов, по 1 часу в неделю...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 6 классов "К тайнам слова"
Работа по данной программе в способствует созданию деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лекси...
Программа внеурочной деятельности по английскому языку «Учим,играя» для 2 классов
Рабочая программа для учителей английского языка, работающих в начальной школе....
Презентация "Речевой этикет" для занятия по программе внеурочной деятельности по русскому языку в 5-6 классах
Данная презентация предназначена для учащихся 5-6 классов для занятия во внеурочной деятельности по программе «Занимательная лексика и фразеология»....
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 5 класса «Секреты орфографии».
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты орфографии» рассчитана на расширение представлений учащихся о русском языке. Занятия позволяют учащемуся наблюдать над лексической ...