Конспект урока по теме " Полные и краткие прилагательные" 5кл
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока с использованием ЦОР
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект урока с использованием ЦОР
Тема: «Полные и краткие прилагательные»
Учитель: Пузина Маргарита Федоровна
Место работы: МБОУ "СОШ№2" пгт. Нижний Одес
Должность: учитель русского языка и литературы.
Предмет: русский язык.
Класс: 5 класс.
Номер урока в теме: 7.
Базовый учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5класс/ Научный редактор акад. РАО Н.М.Шанский.
Цель урока: углубить и расширить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», сформировать знания о полных и кратких именах прилагательных.
Задачи:
- обучающие: изучить и закрепить знания учащихся о полных и кратких именах прилагательных; изучить правило правописания кратких прилагательных с основой на шипящий; сформировать умения и навыки образования кратких имен прилагательных, определять роль кратких прилагательных в предложении, речи; умение правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий, графически обозначать условия выбора правильного написания.
- развивающие: формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, навыки устной монологической речи, умения работать с таблицей, текстом.
- воспитательные: воспитывать любовь к художественному слову, формировать умения определять художественную значимость слова.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска, ЦОР, используемые на уроке.
Структура и ход урока: представлена в таблице № 1.
Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1. | Организационный момент | Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата. Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности. | Приветствуют учителя. | 1 мин. | |
2. | Проверка домашнего зада-ния. | Определение уровня усвоения материала предыдущей темы. Слово учителя: -Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока. | Учащиеся отвечают на вопросы, обращаются к домашнему упражнению. | 3 мин. | |
3. | Определение темы и целей урока. Моти-вация уча-щихся. Актуа-лизация знаний | Определение темы урока, постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися. Слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы «Имя прилагательное». Прочитайте текст (текст № 1 на бумажном носителе, приложение к плану – конспекту). Обратите внимание на выделенные слова, определите, к какой части речи они относятся. Выясняется, что это тоже прилагательные, отвечающие на вопрос «каков». -Обратите внимание на тему урока: «Полные и краткие имена прилагательные». Итак, какая цель стоит перед нами на сегодняшнем уроке? | Учащиеся работают с тестом, определяют часть речи выделенных слов. Учащиеся знакомятся с темой урока и формулируют цель урока, записывают тему урока. | 2 мин. | |
4. | Изуче-ние нового материала | № 1. Интерактивная таблица «Полные и краткие прилагательные» (N 7251). | Изучение нового материала. Работа с интерактивными таблицами «Полные и краткие прилагательные». Демонстрация учителем таблицы, объяснение. | Учащиеся изучают таблицу. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. | 8 мин. |
№ 2. Тест «Образуйте краткую форму» (N 138961) 3 варианта. | Формирование умения и навыков образования кратких имен прилагательных. -Прочитаем задания теста и попробуем образовать краткую форму прилагательного по вариантам. Проверка. -Мы с вами убеждаемся, что краткая форма может быть образована не от всех прилагательных. А как вы думаете, почему? | Учащиеся выполняют задания теста по вариантам. Исправление ошибок. Учащиеся отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы. | 7 мин. | ||
| №3. Интерактивный текст 1 «Найди краткие и полные прилагательные» (N 7255). Интерактивный текст 2 «Найди краткие и полные прилагательные» (N 7253). №4. Мультимедиаурок «Роль полных и кратких прилагательных в предложении» (N 188271). №5. Электронный учебный модуль практического типа (п-тип) «Краткие прилагательные. Правописание Ь после шипящих».
| Изучение нового материала, формирование навыков различения полных и кратких прилагательных Слово учителя: - Обратимся к тексту. Найдите краткие и полные прилагательные Формирование умения определять роль кратких прилагательных в предложении. Слово учителя: -Выясним, какова роль полных и кратких прилагательных в предложении? -Каким членом предложения являются выделенные прилагательные?
Слово учителя. Объяснение орфограммы «Краткие прилагательные. Правописание Ь после шипящих». Формирование умения правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий, графически обозначать условия выбора правильного написания Работа с ЭУМ, объяснение, проверка. (текст №1) | Учащиеся выделяют полные и краткие прилагательные. Учащиеся работают с видеофрагментом на экранах компьютеров. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся находят и выделяют в тексте краткие прилагательные, которые оканчиваются на шипящие, объясняют условия выбора орфограммы (при необходимости пользуются подсказками). | 3 мин. 7 мин. 6 мин. | |
5. | Подве-дение итогов урока | №6. Интерактивное задание. Задание: определите цитаты, характеризующие Петра I (N 204005). | Слово учителя: Употребление кратких форм прилагательных больше свойственно книжным стилям речи, так как с их помощью качество обозначается сильнее, ярче, категоричнее, чем в полных. Перед нами фрагмент портрета Петра I –(полководца во время Полтавского боя русских со шведами) из поэмы А.С.Пушкина «Полтава». Найдём и подчеркнём краткие прилагательные, задав к ним вопросы. Главную роль играют здесь краткие прилагательные, передающие сильный характер, собранность, волю к победе Петра, кратковременность битвы и состояния Петра. | Учащиеся находят характеристику Петра I, делают выводы об особенностях употребления кратких прилагательных в художественной речи. | 4 мин. |
6. | Объяс-нение домашнего зада-ния | Слово учителя: -Что представляет собой это предложение: Долг платежом красен? Это пословица. В народной речи проявилась особая любовь к кратким прилагательным. Объяснение домашнего задания. Слово учителя: -Для того чтобы закрепить полученные на уроке знания, необходимо выполнить домашнее задание. Подберите пословицы, в которых были бы использованы краткие прилагательные. | Учащиеся отвечают на вопрос учителя, записывают домашнее задание. | 2 мин. |
Приложение к плану-конспекту урока
«Полные и краткие прилагательные».
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Интерактивная таблица «Полные и краткие прилагательные в предложении» (N 7251) | Мультимедиа | Интерактивная таблица | |
2. | Тест «Образуйте краткую форму» (N 138961) 4 варианта | Электронное задание. | Тест | |
3. | Интерактивный текст 1 «Найди краткие и полные прилагательные» (N 7255). Интерактивный текст 2 «Найди краткие и полные прилагательные» (N 7253) | Мультимедиа. Электронное задание. | Интерактивный текст. | |
4. | Мультимедиаурок «Роль полных и кратких прилагательных в предложении» (N 188271) | Мультимедиа | видеофрагмент | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9354ec80-4c73-4201-973a-aeaa4d99f778/view/ |
5. | Электронный учебный модуль практического типа (п-тип) «Краткие прилагательные. Правописание Ь после шипящих» | ЭУМ п-типа | Работа с ЭУМ | http://fcior.edu.ru/card/23764/kratkie-prilagatelnye-pravopisanie--posle-shipyashih.html |
6. | Интерактивное задание. Задание: определите цитаты, характеризующие Петра I (N 204005) | Интерактивное задание | Работа с ЭУМ Фрагменты художественного текста |
Приложение к плану-конспекту урока «Полные и краткие прилагательные».
- Текст № 1 на бумажном носителе для работы.
Медвежата жили в лесу. Лес был дремуч, тропинки все заросли, не видно их. Около берлоги рос большой куст малины. До чего же он пахуч и сладок! По утрам, когда воздух был ещё свеж и бодрящ, медведица позволяла своим деткам лакомиться красной сладкой ягодой. Один из медвежат был слишком уж неуклюж: то он цеплялся за колючие ветки, то проваливался в ямки, то скатывался кубарем с обрыва по песку. Песок-то был сыпуч.
Днём же, в жару, когда раскалённый диск солнца был очень уж жгуч, медвежья семья отлёживалась в своём убежище.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Полные и краткие прилагательные"
План-конспект урока "Полные и краткие прилагательные" с использованием ЭОР....
Презентация к уроку по теме "Полные и краткие прилагательные". 6 кл.
Презентация к уроку по данной теме....
Урок русского языка в 5 классе по теме «Полные и краткие прилагательные»
Цель:Дать представление о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенностях кратких прилагательных и их синтаксической роли.Задачи:1. Научить различать полны...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Полные и краткие прилагательные"
Тема урока: Полные и краткие имена прилагательные. Тип урока: урок «открытия» новых знаний. УМК: Львовой С.И., Львова В.В....
Самоанализ урока по теме: "Полные и краткие прилагательные"
Самоанализ урокаТема урока: «Прилагательные полные и краткие»Я взяла тему в соответствии с КТП. Это последняя тема по разделу «Имя прилагательное». Этот класс не обучался по ФГОС, поэтому нам ещ...
Разработка урока по русскому языку для 5 класса по теме "Полные и краткие прилагательные"
Разработка урока по русскому языку для 5 класса по теме "Полные и краткие прилагательные"...
Урок русского языка в 5-м классе на тему «Полные и краткие прилагательные»
Урок русского языка в 5 классе по ФГОС с использованием среды SMART Notebook....