Урок русского языка в 5 классе по теме «Полные и краткие прилагательные»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цель:
Дать представление о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенностях кратких прилагательных и их синтаксической роли.
Задачи:
1. Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких прилагательных.
2. Развить творческие способности учащихся.
3. Воспитать интерес к русскому языку.
Оборудование: мультимедийный диапроектор, мультимедийная презентация урока, карточки к уроку, мозаика, карточки с изображением дерева.
Тип урока: изучение нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_5_kl._polnye_i_kratkie_prilagatelnye.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе по теме «Полные и краткие прилагательные»
Цель:
Дать представление о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенностях кратких прилагательных и их синтаксической роли.
Задачи:
- Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких прилагательных.
- Развить творческие способности учащихся.
- Воспитать интерес к русскому языку.
Оборудование: мультимедийный диапроектор, мультимедийная презентация урока, карточки к уроку, мозаика, карточки с изображением дерева.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
- Организационный момент (2 мин.)
Звенит звонок веселый
Зовет нас на урок.
Такой порядок в школе
Не забывай дружок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись
Тихо сели за свой стол
Начинаем разговор.
Психологический настрой на работу
- Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.
- На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят).
- Ушки внимательно слушают и всё (слышат).
- Голова хорошо (думает).
- Молодцы!
Вступительное слово учителя:
1 слайд:
Послушайте строчки из стихотворения Е. Баратынского:
(Демострируется слайд)
Вопросы к классу:
- Ребята, как вы думаете, почему с этого стихотворения я начала наш урок? Посмотрите в окно, какое время года сейчас?
Слово учителя:
- Правда, пока погода не совсем напоминает нам весну, но, тем не менее, солнце светит ярче, воздух становится теплее, настроение наше меняется, мы живём в ожидании чего-то нового. Скоро листочки на деревьях распустятся. Сегодня вы попробуете себя в роли волшебников. Мы с вами попробуем приблизить весну. У вас на столах карточки с деревьями и листочки. За каждый правильный ответ вы можете ими украсить деревья.
2 слайд:
Я желаю вам, чтобы ваши деревья были пышными, как моё дерево.
(На слайде демонстрируется анимация – на дереве распускаются листочки).
3 слайд:
- Фонетическая разминка.
1-й ряд. В каком слове произносится гласный [э]?
Бежать, шестой, жёлтый, целый.
2-й ряд. В каком слове произносится гласный [ы]?
Тихий, жизнь, чисто, щи.
4 слайд:
- Орфоэпическая разминка.
В каком слове ударение падает на первый слог?
Щекотно, досуг, торты, лыжня.
- Кто определил правильно, не забываем про дерево.
Орфографическая разминка
- Работа в парах.
- Буквы е-и в корнях слов:
бл…стать раст…реть
зам…реть сд…раю
прот…рать приб…ру
зап…рать расст…лить
соб…ру бл…стит
выт…рать сд…рёт
уд…рать подж…гать
5 слайд:
- А теперь проверьте ваши работы, посмотрите на слайд.
II. Объяснение нового материала.
1.Создание проблемной ситуации при открытии новой темы.
6 слайд:
- посмотрите на с/с, расположенные на слайде, прочитайте. Устно выделите окончания прилагательных.
великий народ –народ велик
любимая Родина – Родина любима
светлое будущее – будущее светло
юные патриоты – патриоты юны
- Чем отличаются прилагательные правого и левого столбиков.
- Давайте найдем название этим формам имен прилагательных. В русском языке они так и называются : полные и краткие.
-Сформулируйте тему урока.
7 слайд:
-Какова цель урока?
8 слайд:
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
9 слайд:
Сегодня у нас на уроке присутствует ещё один ученик - Вася Ошибкин, у которого к вам накопилось несколько вопросов, давайте поможем ему на них ответить. Рассмотрите таблицу.
- Какие прилагательные, по-вашему, полные и в чем их «полнота»?
- Какие прилагательные краткие и в чем их «краткость»? На какие вопросы отвечают?
- Каким членом предложения являются полные прилагательные?
- Какими членами предложения являются краткие прилагательные?
- Выпишите в тетради из таблицы 1 сущ. с полным прилагательным и 1 сущ. с кратким прилагательным, выделите в прилагательных окончания.
- Как изменяются полные прилагательные?
- Посмотрите на краткие прилагательные. Как изменяются они?
А теперь вопрос трудный, но интересный (на «5»): почему краткие прилагательные не имеют падежных форм?
(Если дети затрудняются в ответе, то можно предложить ступенчатую работу☺
- С каким членом предложения в первую очередь связано краткое прилагательное? (С подлежащим.)
10 слайд:
- А в каком падеже стоит подлежащее? (В именительном – и только.)
Следовательно, сказуемое может стоять только в одной форме – одном из трех родов, и сказуемому не нужны падежи.
- Молодцы, ребята, как хорошо и активно вы работаете, посмотрите, как доволен Вася Ошибкин, да и деревья у вас постепенно покрываются листвой
- А теперь откройте учебник и прочитайте материал, выделенный жирным шрифтом.
Чтение и пересказ лингвистического текста на стр. 226.
11 слайд:
- Посмотрите на таблицу и сделайте вывод, в чём различие между полными и краткими прилагательными?
Прилагательные | |
полные | краткие |
Изменяются по падежам, родам, числам, т.е. склоняются | Изменяются только по родам и числам |
Какой? Какая? Какое? Какие? | Каков? Какова? Каково? Каковы? |
Являются определениями | Являются сказуемыми |
12 слайд:
Игра-физкультминутка.
- давайте немного отдохнем.
Встаньте, подойдите ко мне, вытяните карточки с существительными и полными и краткими прилагательными. Найдите себе пару так, чтобы из полученных слов у вас получились словосочетания и предложения.
Воздух свеж
Ёж колюч
Старый дуб
- Те, у кого использовались полные прилагательные, встаньте с правой стороны от меня. Те, у кого использовались краткие прилагательные, встаньте с левой стороны от меня. Скажите у кого из вас получились с/с, а у кого предложения? Почему? Молодцы! (тихонько сели на места)
Отгадайте кто это?
Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)
Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)
Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)
Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)
Вкусная, сочная, синяя. (Слива)
Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)
Умные, активные, дружелюбные (это вы, ребята.)
- Дополнительный вопрос: для чего используются в нашей речи имена прилагательные?
III. Закрепление изученное.
1.А теперь посмотрим, как вы усвоили новый материал.
13 слайд:
Вася пригласил нас поиграть в прятки, а сам расстроился, потому что от него спрятались краткие прилагательные.
- Найдите краткие прилагательные и укажите их номера. (Демонстрируется слайд «Поиграем в прятки»).
Как вы это определили?
Учитель:
- За каждый правильный ответ нарисуйте себе листочек на вашем дереве.
14 слайд:
3.Образовать, где это можно, от полных прилагательных одну из кратких форм.
Сделать вывод, все ли прилагательные могут иметь две формы – полную и краткую.
Бессердечный, каменный, удивительный, вкусный, стеклянный.
15 слайд: (весенняя картинка)
4. Запись предложений по диктовку. (1 ученик к доске)
Как первый луч весенний ярок! Ещё земли печален вид. Там небеса и воды ясны.
Задания к предложениям:
А) Подчеркните прилагательные как члены предложения, определите род, число, падеж (где возможно).
Б) Выпишите краткие прилагательные в ед. числе, рядом напишите эти прилагательные в полной форме. Чем отличаются краткие прилагательные от полных?
16 слайд:
5. Образуйте простые нераспространенные предложения с краткой формой прилагательных от добрый и подлежащими брат, сестра, друзья. Запишите в тетрадь.
Прочитаем полученное.
17 слайд:
Брат (ДОБР). Сестра (ДОБРА). Друзья (ДОБРЫ).
- Как изменилось ударение в прилагательных в форме женского рода и множественного числа?
18 Слайд:
6. «Помогите Васе Ошибкину правильно поставить ударение».
Выполните упр. 590 устно. Сначала вместе проговорим образцы, потом по одному проговариваете слова, правильно ставя ударение.
Обратите внимание, что в кратких прилагательных ж. р. ударение всегда падает на последний слог.
2. Что произошло при образовании кратких прилагательных?
19 Слайд:
Узкий – узОк
Низкий – низОк
Бледный – бледЕн
Страшный страшЕн
В мужском роде появился беглый звук, окончание стало нулевым.
20 слайд:
6. Творческое задание
Игра «Мозаика»
1. Вставьте в данный текст подходящие по смыслу слова из справок:
(Демонстрируется слайд)
О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга?
Весна идёт! Весна идёт! Мы ____________весны гонцы. Зимние дни миновали, ночи ___________ стали. ____________ небесная лазурь. Солнышко с неба луч _______________разливает. Воздух _____________ и _____________. _____________ теплом подувает ветер с полей.
Утро ещё _____________. И всё-таки на душе ___________ и _________, потому что «весна ______________ повеяла крылом».
Слова для справок: чиста, короткие, молодой, влажным, небесная, лёгкою, светло и радостно, душистая, золотой, свеж и прозрачен, прохладно, грозны и горды.
Теперь сравните свои тексты с образцом на экране.
21 Слайд:
Вопросы к учащимся:
1. Какой текст интереснее?
2. Что делает его таким?
3. С какой целью используются прилагательные в предложении?
V. Подведение итогов.
1. Что нового узнали сегодня на уроке?
2. Чему научились?
3. Проверим, как распустились ваши деревья.
Они почти такие, как на слайде.
Слайд 20:
- Вы хорошо поработали, поэтому получаете хорошие оценки (учитель объявляет оценки)
- Понравился ли вам урок? Если да, то помогите распуститься листочкам на моём дереве (на доске прикреплено изображение дерева без листьев)
Слайд 21:
Д/з (разноуровневое):
1. Базовый уровень - упр.592.
2. Продвинутый уровень – сочинение-миниатюра «То было раннею весною» (с использованием полных и кратких прилагательных).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Полные и краткие прилагательные"
Тема урока: Полные и краткие имена прилагательные. Тип урока: урок «открытия» новых знаний. УМК: Львовой С.И., Львова В.В....
Разработка урока по русскому языку для 5 класса по теме "Полные и краткие прилагательные"
Разработка урока по русскому языку для 5 класса по теме "Полные и краткие прилагательные"...
Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"
Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....
Урок русского языка в 5-м классе на тему «Полные и краткие прилагательные»
Урок русского языка в 5 классе по ФГОС с использованием среды SMART Notebook....
Урок русского языка 9 класс (II, VIII вида) ": Склонение имен прилагательных во множественном числе на -ЬИ"
Урок для коррекционной школыII, VIII вида...
Конспект урока по русскому языку 6 класс на тему: "НЕ с именами прилагательными"
повторение пройденного, изучение нового материала, работа с учебником...