Урок русского языка в 5 классе по теме «Полные и краткие прилагательные»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Тухватулина  Алёна Владимировна

Цель:

Дать представление о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенностях кратких прилагательных и их синтаксической роли.

Задачи:

1.     Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких прилагательных.

2.     Развить творческие способности учащихся.

3.     Воспитать интерес к русскому языку.

Оборудование: мультимедийный диапроектор, мультимедийная презентация урока, карточки к уроку, мозаика, карточки с изображением дерева.

Тип урока: изучение нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме «Полные и краткие прилагательные»

Цель:

Дать представление о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенностях кратких прилагательных и их синтаксической роли.

Задачи:

  1. Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких прилагательных.
  2. Развить творческие способности учащихся.
  3. Воспитать интерес к русскому языку.

Оборудование: мультимедийный диапроектор, мультимедийная презентация урока, карточки к уроку, мозаика, карточки с изображением дерева.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (2 мин.)

Звенит звонок веселый

Зовет нас на урок.

Такой порядок в школе

Не забывай дружок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись

Тихо сели за свой стол

Начинаем разговор.

Психологический настрой на работу

- Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.

- На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят).

- Ушки внимательно слушают и всё (слышат).

- Голова хорошо (думает).

- Молодцы!

Вступительное слово учителя:

1 слайд:

Послушайте строчки из стихотворения Е. Баратынского:

(Демострируется слайд)

Вопросы к классу:

- Ребята, как вы думаете, почему с этого стихотворения я начала наш урок? Посмотрите в окно, какое время года сейчас?

Слово учителя:

- Правда, пока погода не совсем напоминает нам весну, но, тем не менее, солнце светит ярче, воздух становится теплее, настроение наше меняется, мы живём в ожидании чего-то нового. Скоро листочки на деревьях распустятся. Сегодня вы попробуете себя в роли волшебников. Мы с вами попробуем приблизить весну. У вас на столах карточки с деревьями и листочки. За каждый правильный ответ вы можете ими украсить деревья.

2 слайд:

Я желаю вам, чтобы ваши деревья были пышными, как моё дерево.

(На слайде демонстрируется анимация – на дереве распускаются листочки).

3 слайд:

  1. Фонетическая разминка.

1-й ряд. В каком слове произносится гласный [э]?

Бежать, шестой, жёлтый, целый. 

2-й ряд. В каком слове произносится гласный [ы]?

Тихий, жизнь, чисто, щи.

4 слайд:

  1. Орфоэпическая разминка.

В каком слове ударение падает на первый слог?

Щекотно, досуг, торты, лыжня.

- Кто определил правильно, не забываем про  дерево.

Орфографическая разминка

  1. Работа в парах.
  1. Буквы е-и в корнях слов:

бл…стать                                                                      раст…реть                            

зам…реть                                                                      сд…раю

прот…рать                                                                    приб…ру

зап…рать                                                                      расст…лить

соб…ру                                                                         бл…стит

выт…рать                                                                     сд…рёт                                    

уд…рать                                                                        подж…гать

5 слайд:

- А теперь проверьте ваши работы, посмотрите на слайд.

II. Объяснение нового материала.

1.Создание проблемной ситуации при открытии новой темы. 

6 слайд:


- посмотрите на с/с, расположенные на слайде, прочитайте. Устно выделите окончания прилагательных. 
великий народ –народ велик 
любимая Родина – Родина любима 
светлое будущее – будущее светло 
юные патриоты – патриоты юны 
- Чем  отличаются прилагательные правого и левого столбиков. 
- Давайте найдем название этим формам имен прилагательных. В русском языке они так и называются : полные и краткие. 
-Сформулируйте тему урока. 

7 слайд:


-Какова цель урока? 

8 слайд:

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

9 слайд:

      Сегодня у нас на уроке присутствует ещё один ученик - Вася Ошибкин, у которого     к вам накопилось несколько вопросов, давайте поможем ему на них ответить. Рассмотрите  таблицу.


- Какие прилагательные, по-вашему, полные и в чем их «полнота»?

- Какие прилагательные краткие и в чем их «краткость»? На какие вопросы  отвечают?

- Каким членом предложения являются полные прилагательные?

- Какими членами предложения являются краткие прилагательные?

- Выпишите в тетради из таблицы 1 сущ.  с полным прилагательным и 1 сущ. с кратким прилагательным, выделите в прилагательных окончания.

- Как изменяются полные прилагательные?

- Посмотрите на краткие прилагательные. Как изменяются они?

А теперь вопрос трудный, но интересный (на «5»): почему краткие прилагательные не имеют падежных форм?

(Если дети затрудняются в ответе, то можно предложить ступенчатую работу

- С каким членом предложения в первую очередь связано краткое прилагательное? (С подлежащим.)

10 слайд:

- А в каком падеже стоит подлежащее? (В именительном – и только.)

Следовательно, сказуемое может стоять только в одной форме – одном из трех родов, и сказуемому не нужны падежи.

- Молодцы, ребята, как хорошо и активно вы работаете, посмотрите, как доволен Вася Ошибкин, да и деревья у вас постепенно покрываются листвой

- А теперь откройте учебник и прочитайте материал, выделенный жирным шрифтом.

Чтение и пересказ лингвистического текста на стр. 226.

11 слайд:

- Посмотрите на таблицу и сделайте вывод, в чём различие между полными и краткими прилагательными?

Прилагательные

полные

краткие

Изменяются по падежам, родам, числам, т.е. склоняются

Изменяются только по родам и числам

Какой? Какая? Какое? Какие?

Каков? Какова? Каково? Каковы?

Являются определениями

Являются сказуемыми

12 слайд:

Игра-физкультминутка.

- давайте немного отдохнем.

Встаньте,  подойдите ко мне, вытяните карточки с существительными и полными и краткими прилагательными. Найдите себе пару так, чтобы из полученных слов у вас получились словосочетания и предложения.

Воздух свеж

Ёж колюч

Старый дуб

- Те, у кого использовались полные прилагательные,  встаньте с правой стороны от меня. Те, у  кого использовались краткие прилагательные, встаньте с левой стороны от меня. Скажите у кого из вас получились с/с, а у кого предложения? Почему? Молодцы! (тихонько сели на места)

    Отгадайте кто это?

—     Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)

—     Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)

—     Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)

—     Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)

—     Вкусная, сочная, синяя. (Слива)

—     Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)

—  Умные, активные, дружелюбные (это вы, ребята.)

- Дополнительный вопрос: для чего используются в нашей речи имена прилагательные?

III. Закрепление изученное.

1.А теперь посмотрим, как вы усвоили новый материал.

13 слайд:

Вася пригласил нас поиграть в прятки, а сам расстроился, потому что от него спрятались краткие прилагательные.

- Найдите краткие прилагательные и укажите их номера.  (Демонстрируется слайд «Поиграем в прятки»).

Как вы это определили?

Учитель:

- За каждый правильный ответ нарисуйте себе листочек на вашем дереве.

14 слайд:

3.Образовать, где это можно, от полных прилагательных одну из кратких форм.

Сделать вывод, все ли прилагательные могут иметь две формы – полную и краткую.

Бессердечный, каменный, удивительный, вкусный, стеклянный.

15 слайд: (весенняя картинка)

4. Запись предложений по диктовку. (1 ученик к доске)

Как первый луч весенний ярок!  Ещё земли печален вид. Там небеса и воды ясны.

Задания к предложениям:

А) Подчеркните прилагательные как члены предложения, определите род, число, падеж (где возможно).

Б) Выпишите краткие прилагательные в ед. числе, рядом напишите эти прилагательные в полной форме. Чем отличаются краткие прилагательные от полных?

16 слайд:

5.  Образуйте простые нераспространенные предложения с краткой формой прилагательных  от добрый  и подлежащими брат, сестра, друзья. Запишите в тетрадь.

      Прочитаем полученное.

17 слайд:

Брат (ДОБР). Сестра (ДОБРА). Друзья (ДОБРЫ).

- Как изменилось ударение в прилагательных в форме женского рода и множественного числа?

18 Слайд:

 6. «Помогите Васе Ошибкину правильно поставить ударение».

Выполните упр. 590 устно. Сначала вместе проговорим образцы, потом по одному проговариваете слова, правильно ставя ударение.

Обратите внимание, что в кратких прилагательных ж. р. ударение всегда падает на последний слог.

2. Что произошло при образовании кратких прилагательных?

19 Слайд:

Узкий –  узОк

Низкий – низОк

Бледный – бледЕн

Страшный страшЕн

В мужском роде появился беглый звук, окончание стало нулевым.

20 слайд:

6. Творческое задание

Игра «Мозаика»

1. Вставьте в данный текст подходящие по смыслу слова из справок:

(Демонстрируется слайд)

О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга?

       Весна идёт! Весна идёт! Мы ____________весны гонцы. Зимние дни миновали, ночи ___________ стали. ____________ небесная лазурь. Солнышко с неба луч _______________разливает.         Воздух _____________  и  _____________.  _____________ теплом подувает ветер с полей.

       Утро ещё _____________. И всё-таки на душе ___________  и _________, потому что «весна  ______________ повеяла крылом».

Слова для справок: чиста, короткие, молодой, влажным, небесная, лёгкою, светло и радостно, душистая, золотой, свеж и прозрачен, прохладно, грозны и горды.

Теперь сравните свои тексты с образцом на экране.

21 Слайд:

Вопросы к учащимся:

1. Какой текст интереснее?

2. Что делает его таким?

3. С какой целью используются прилагательные в предложении?

V. Подведение итогов.

1. Что нового узнали сегодня на уроке?

2. Чему научились?

3. Проверим, как распустились ваши деревья.

    Они почти такие, как на слайде.

Слайд 20:

- Вы хорошо поработали, поэтому получаете хорошие оценки (учитель объявляет оценки)

- Понравился ли вам урок? Если да, то помогите распуститься листочкам на моём дереве (на доске прикреплено изображение дерева без листьев)

Слайд 21:

Д/з (разноуровневое):

1. Базовый уровень - упр.592.

2. Продвинутый уровень – сочинение-миниатюра «То было раннею весною» (с использованием полных и кратких прилагательных).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Полные и краткие прилагательные"

Тема урока: Полные и краткие имена прилагательные. Тип урока: урок «открытия» новых знаний.  УМК: Львовой С.И., Львова В.В....

Разработка урока по русскому языку для 5 класса по теме "Полные и краткие прилагательные"

Разработка урока по русскому  языку для 5 класса по теме "Полные и краткие прилагательные"...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

Урок русского языка в 5-м классе на тему «Полные и краткие прилагательные»

Урок русского языка в 5 классе по ФГОС с использованием среды SMART Notebook....

Конспект урока по русскому языку 6 класс на тему: "НЕ с именами прилагательными"

повторение пройденного, изучение нового материала, работа с учебником...