Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по ОУД.01 Русский язык
методическая разработка по русскому языку
Методическое пособие предназначено для студентов с целью организации самостоятельной работы по ОУД.01 Русский язык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sr_rya.docx | 61.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИЧТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Московский областной медицинский колледж № 3
имени Героя Советского Союза З. Самсоновой»
Шатурский филиал
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для самостоятельной работы студентов
по дисциплине
ОУД.01 Русский язык
специальность
34.02.01 Сестринское дело
(базовая подготовка)
Шатура - 2019
МИНИЧТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Московский областной медицинский колледж №3»
Шатурский филиал
РАССМОТРЕНО на заседании ЦМК общеобразовательных, общегуманитарных, социально-экономических математических и естественнонаучных дисциплин протокол № _________ от «____» ____________________ 20_____г Председатель ЦМК ____________ Е.В. Митрохина | УТВЕРЖДАЮ Зав. отделом по УВР ________________________ Л.В. Карпухина |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для самостоятельной работы студентов
по дисциплине
ОУД.01 Русский язык
специальность
34.02.01 Сестринское дело
(базовая подготовка)
Шатура - 2019
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………...4
1. Методические указания по подготовке докладов (сообщений)....……….....7
2. Методические указания по составлению конспектов……………………...12
3. Методические указания по подготовке презентаций………………………13
4. Методические указания по написанию сочинения…………………………20
Список рекомендуемых источников………………………………………...…24
Приложение……………………………………………………………………...26
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическое пособие предназначено для студентов с целью организации самостоятельной работы по ОУД.01 Русский язык.
В результате освоения учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык осуществляется комплексная проверка следующих результатов обучения:
личностных:
- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- способность к речевому самоконтролю;
- оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
метапредметных:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач процессе изучения русского языка;
предметных:
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу студентов по ОУД.01 Русский язык отводится 39 часов. В рамках самостоятельной работы предусмотрены следующие виды работ:
Вид работ | Часы |
– работа с текстом | 16 |
- подготовка сообщений, докладов | 4 |
- подготовка презентаций | 11 |
- написание сочинений | 4 |
- выполнение упражнений | 4 |
- МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДОВ (СООБЩЕНИЙ)
Доклад – это развернутое устное сообщение, посвященное заданной теме, сделанное публично, в присутствии слушателей. Основным содержанием доклада может быть описание состояния дел в какой-либо научной или практической сфере; авторский взгляд на ситуацию или проблему, анализ и возможные пути решения проблемы.
Темами доклада обычно являются вопросы, не освещенные в полной мере или вообще не рассматриваемые на лекциях, предполагающие самостоятельное изучение студентами. Обычно студенты выступают с докладами на семинарских занятиях или конференциях.
Доклад изначально планируется как устное выступление и должен соответствовать определенным критериям. Для устного сообщения недостаточно правильно построить и оформить письменный текст, недостаточно удовлетворительно раскрывать тему содержания. Устное сообщение должно хорошо восприниматься на слух, а значит должно быть интересно поданным для аудитории.
Структура доклада
Структура доклада традиционно состоит из трех разделов: введения, основной части и заключения.
Во введении необходимо указать тему и цель доклада, определить проблему и ввести основные понятия и термины доклада, а также обозначить тематические разделы доклада и наметить методы решения представленной в докладе проблемы и моделирует ожидаемые результаты.
Основная часть доклада представляет последовательное раскрытие тематических разделов работы в целях решения выше обозначенной проблемы.
В заключении студент приводит основные результаты и собственные суждения по поводу возможных путей решения рассмотренной проблемы, которые оформляет в виде рекомендаций.
Текст доклада должен составлять 3-5 печатных листа. Данный объем текста обеспечит выступление студента в течение 7-10 минут в соответствии с регламентом. Следовательно, необходимо тщательно отбирать материал для доклада, не перегружая его лишней информацией. Очень важно уложиться в отведенное для доклада время: если вас прервут на середине доклада, то вы не сможете сообщить самого главного – результатов вашей самостоятельной работы, что отрицательно отразиться на качестве выступления и существенно снизит оценку.
Требования к оформлению
Материалы подготавливаются в редакторе MS Word.
Формат страницы: размер – А4. Размеры полей: правое – 15 мм, левое –30 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.; абзацный отступ 1,25 см. Формат текста: шрифт – Times New Roman; кегль (размер) – 14 пт; межстрочный интервал – полуторный; выравнивание – по ширине. Количество страниц – от 2 до 7. Количество иллюстраций, таблиц – до 3-х. Название рисунков (схем, графиков, диаграмм и т.п.) указывается по центру под рисунком. Название таблиц указывается по центру над таблицей.
Титульный лист оформляется по образцу.
Сообщение (доклад) может сопровождаться показом презентации Power Point.
Сообщение должно быть переплетено в обложку или помещен в папку–скоросшиватель (картонную или пластиковую).
Сообщение должно быть предоставлено в установленный преподавателем срок. В случае несвоевременного представления работы, сообщение не проверяется преподавателем и не зачитывается как выполненное.
Критерии оценки
Качество сообщения определяется преподавателем оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
5 «отлично» выставляется, если студент в полной мере раскрыл тему сообщения, выполнил работу самостоятельно и донес до слушателей основные задачи, которые ставил перед собой автор. Автор работы показал глубокое понимание рассматриваемых вопросов. Материал работы изложен логически и последовательно, в работе имеется иллюстративно-аналитический материал (таблицы, схемы, диаграммы и т. д.), ссылки на литературные и нормативные источники.
4 «хорошо» выставляется при условии, что студент раскрыл основное содержание выбранной темы, преимущественно самостоятельно выполнил работу. Представленный в сообщении материал должен свидетельствовать о достаточно глубоком понимании студентом рассматриваемых вопросов. Материал работы изложен логически и последовательно, в работе имеется иллюстративно-аналитический материал (таблицы, схемы, диаграммы и т. д.), ссылки на литературные и нормативные источники. В работе допустимы недостатки, не носящие принципиального характера. Сообщение оформлено аккуратно и в соответствии с предъявляемыми требованиями. При изложении материала студент сделал содержательный доклад, дал ответы на все вопросы по содержанию своей работы.
3 «удовлетворительно» выставляется, если студент частично раскрыл тему сообщения, в основном самостоятельно выполнил работу. Не все рассматриваемые вопросы изложены достаточно глубоко, допустимы нарушения логической последовательности, иллюстрировано-аналитический материал применяется ограниченно. Сообщение оформлено с некоторыми нарушениями предъявляемых требований. При изложении материалов сообщения студент ответил не на все поставленные вопросы.
2 «неудовлетворительно» выставляется, если студент не раскрыл тему своего сообщения. Работа выполнена студентом не самостоятельно и носит явно описательный характер. Автор изложил материал неграмотно, без логической последовательности, и не применил иллюстрировано-аналитический материал (таблицы, схемы, диаграммы и т. д.). Нет ссылок на литературные и нормативные источники, работа оформлена с грубыми нарушениями предъявляемых требований.
Примерная тематика сообщений
1. Основные понятия культуры речи.
Следует охарактеризовать такие понятия, как правильность, точность, понятливость, чистота и выразительность речи
2. Литературный язык — основа культуры речи.
При работе над темой следует основываться на том, что литературный язык — высшая форма национального языка, обслуживающая все сферы человеческой деятельности.
3. Основные признаки литературного языка.
Этими признаками принято считать следующие: обработанность, нормативность, устойчивость, обязательность для всех носителей языка
4. Нормативность литературного языка.
Она базируется на единообразии, образцовости в общепризнанном употреблении элементов языка.
5. Формы существования языка.
Язык существует в двух формах: письменной и устной. Необходимо проследить исторический аспект возникновения этих форм, пути их развития и взаимодействия, и принципы сосуществования на современном этапе.
6.Языковые нормы русской речи.
В реферате необходимо охарактеризовать грамматические, лексические и орфоэпические нормы.
7. Русский язык среди других языков мира.
Раскрывая эту тему, необходимо отметить родственные связи русского языка, лексико-грамматические особенности, распространенность, взаимодействие с другими языками.
8.Связь русского языка с историей и культурой русской нации.
В этом реферате необходимо рассказать о длительном и сложном историческом пути развития русского языка, соотнесенность основных характеристик языка с культурными достижениями русского народа.
9.Современное состояние русского литературного языка.
Необходимо дать развернутую характеристику лексико-грамматического состояния языка на современном этапе развития
10. Функциональные стили русского языка.
В основу работы должны быть положены понятия стилистики вообще и выделение стилистических средств, функционирующих в определенной сфере человеческой деятельности.
11. Основные характеристики письменной речи.
Необходимо исходить из того, что это речь графически закрепленная, со строгим соблюдением языковых норм, лексическими и синтаксическими особенностями.
12. Основные характеристики устной речи.
Необходимо исходить из того, что это речь звучащая, отсюда некоторые языковые особенности. При этом следует разграничивать формы разговорной и кодифицированной речи.
13. Лексика ограниченного и неограниченного употребления.
Необходимо дать пояснение понятий ограниченного и неограниченного употребления лексических единиц языка, сферы их функционирования
14 Языковые особенности научной речи.
Следует обратить внимание на использование специальной лексики, на особенности морфологического и синтаксического строя, на экстралингвистические средства организации научного текста.
15. Языковые особенности деловой речи.
Отразить виды делового общения и зависимость языковых особенностей от формы речи (письменной или устной).
16. Условия эффективного разговора.
В работе необходимо представить следующие условия: обоюдное желание вести разговор, удачно выбранная тема, общий язык.
17. Невербальные средства общения.
Следует обратить внимание на особенности этих средств и их взаимодействие с вербальными (лингвистическими).
18. Служебная документация и правила ее оформления.
Реферат можно начать с характеристики официально-делового стиля русского языка, затем представить типы служебных документов.
19. Методика публичного выступления.
Представить виды публичных выступлений и слагаемые подготовки этих выступлений.
20. Культура научной и профессиональной речи.
Роль «специального языка» и его основные лингвистические особенности; терминология и её виды, стилевые и жанровые особенности научного стиля, нормативность.
21. Литературное произношение.
Понятие орфоэпии; стили произношения; особенности произношения иностранных слов, имён и фамилий.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТОВ
1. Определите цель составления конспекта.
2. Читая изучаемый материал в электронном виде в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.
3. Если составляете план-конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.
4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
5. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
6. Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.
7. Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
8. Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
9. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи
не забудьте вынести справочные данные на поля.
10. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Учебная презентация представляет собой результат самостоятельной работы студентов, с помощью которой они наглядно демонстрируют материалы публичного выступления перед аудиторией.
Компьютерная презентация– это файл с необходимыми материалами, который состоит из последовательности слайдов. Каждый слайд содержит законченную по смыслу информацию, так как она не переносится на следующий слайд автоматически в отличие от текстового документа. Студенту – автору презентации, необходимо уметь распределять материал в пределах страницы и грамотно размещать отдельные объекты. В этом ему поможет целый набор готовых объектов (пиктограмм, геометрических фигур, текстовых окон и т.д.).
Бесспорным достоинством презентации является возможность при необходимости быстро вернуться к любому из ранее просмотренных слайдов или буквально на ходу изменить последовательность изложения материала. Презентация помогает самому выступающему не забыть главное и точнее расставить акценты.
Компьютерная презентация обладает целым рядом достоинств:
- Информативность– элементы анимации, аудио – и видеофрагменты способны не только существенно украсить презентацию, но и повысить ее информативность;
- Копируемость – с электронной презентации моментально можно создать копии, которые ничем не будут отличаться от оригинала;
- Транспортабельность – электронный носитель с презентацией компактен и удобен при транспортировке. При необходимости можно переслать файл презентации по электронной почте или опубликовать в Интернете или сделать сообщение дистанционно.
Одной из основных программ для создания презентаций в мировой практике является программа PowerPoint компании Microsoft.
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов
Стиль | Соблюдайте единый стиль оформления Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). |
Фон | Для фона предпочтительны холодные тона |
Использование цвета | На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). Таблица сочетаемости цветов в приложении. |
Анимационные эффекты | Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. |
Представление информации
Содержание информации
| Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории. |
Расположение информации на странице | Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. |
Шрифты | Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных). |
Способы выделения информации | Следует использовать:
|
Объем информации | Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. |
Виды слайдов | Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами. |
Структура презентации
Удерживать активное внимание слушателей можно не более 15 минут, а, следовательно, при среднем расчете времени просмотра – 1 минута на слайд, количество слайдов не должно превышать 15-ти.
Первый слайд презентации должен содержать тему работы, фамилию, имя и отчество исполнителя, номер учебной группы, а также фамилию, имя, отчество преподавателя.
На втором слайде целесообразно представить цель и краткое содержание презентации.
Последующие слайды необходимо разбить на разделы согласно пунктам плана работы.
На заключительный слайд выносится самое основное, главное из содержания презентации.
Рекомендации по оформлению презентаций в MicroSoft Power Point
Для визуального восприятия текст на слайдах презентации должен быть не менее 18 пт, а для заголовков – не менее 24 пт.
Макет презентации должен быть оформлен в строгой цветовой гамме. Фон не должен быть слишком ярким или пестрым. Текст должен хорошо читаться. Одни и те же элементы на разных слайдах должен быть одного цвета.
Пространство слайда (экрана) должно быть максимально использовано, за счет, например, увеличения масштаба рисунка. Кроме того, по возможности необходимо занимать верхние ¾ площади слайда (экрана), поскольку нижняя часть экрана плохо просматривается с последних рядов.
Каждый слайд должен содержать заголовок. В конце заголовков точка не ставится. В заголовках должен быть отражен вывод из представленной на слайде информации. Оформление заголовков заглавными буквами можно использовать только в случае их краткости.
На слайде следует помещать не более 5-6 строк и не более 5-7 слов в предложении. Текст на слайдах должен хорошо читаться.
При добавлении рисунков, схем, диаграмм, снимков экрана (скриншотов) необходимо проверить текст этих элементов на наличие ошибок. Необходимо проверять правильность написания названий улиц, фамилий авторов методик и т.д.
Нельзя перегружать слайды анимационными эффектами – это отвлекает слушателей от смыслового содержания слайда. Для смены слайдов используйте один и тот же анимационный эффект.
Наименование программ, в которых были сделаны расчеты, графика и т.д. должны быть указаны в именительном падеже.
Порядок и принципы выполнения компьютерной презентации
Перед созданием презентации необходимо четко определиться с целью, создаваемой презентации, построить вступление и сформулировать заключение, придерживаться основных этапов и рекомендуемых принципов ее создания.
Основные этапы работы над компьютерной презентацией:
- Спланируйте общий вид презентации по выбранной теме, опираясь на собственные разработки и рекомендации преподавателя.
- Распределите материал по слайдам.
- Отредактируйте и оформите слайды.
- Задайте единообразный анимационный эффект для демонстрации презентации.
- Распечатайте презентацию.
- Прогоните готовый вариант перед демонстрацией с целью выявления ошибок.
- Доработайте презентацию, если возникла необходимость.
Основные принципы выполнения и представления компьютерной презентации:
- помните, что компьютерная презентация не предназначена для автономного использования, она должна лишь помогать докладчику во время его выступления, правильно расставлять акценты;
- не усложняйте презентацию и не перегружайте ее текстом, статистическими данными и графическими изображениями. Наиболее эффективная презентация Power Point – простая презентация;
- не читайте текст на слайдах. Устная речь докладчика должна дополнять, описывать, но не пересказывать, представленную на слайдах информацию;
- дайте время аудитории ознакомиться с информацией каждого нового слайда, а уже после этого давать свои комментарии показанному на экране. В противном случае внимание слушателей будет рассеиваться;
- делайте перерывы. Не следует торопиться с демонстрацией последующего слайда. Позвольте слушателям подумать и усвоить информацию;
- предложите раздаточный материал в конце выступления, если это необходимо. Не делайте этого в начале или в середине доклада, т.к. все внимание должно быть приковано к вам и к экрану;
- обязательно отредактируйте презентацию перед выступлением после предварительного просмотра (репетиции).
Критерии оценки
Отличная работа 160 – 140 баллов
Хорошая работа 139 – 130 баллов
Удовлетворительная работа 129 – 100
Презентация нуждается в доработке 99 – 80
Слабая работа 79 - …
Критерии | Максим. Кол-во баллов | Ко-во баллов |
Структура презентации | ||
Правильное оформление титульного листа | 10 | |
Наличие понятной навигации | 10 | |
Отмечены информационные ресурсы, | 10 | |
Логическая последовательность информации на слайдах | 10 | |
Оформление презентации | ||
Единый стиль оформления | 10 | |
Использование на слайдах разного рода объектов | 10 | |
Текст легко читается, фон сочетается текстом и графическими файлами | 5 | |
Использование анимационных объектов | 5 | |
Правильность изложения текста | 10 | |
Использование объектов, сделанных в других программах | 10 | |
Содержание презентации | ||
Сформулированы цель, гипотезы | 10 | |
Понятны задачи и ход исследования | 10 | |
Методы исследования ясны | 10 | |
Достоверность полученных результатов | 10 | |
Сделаны выводы | 10 | |
Результаты и выводы соответствуют поставленной цели | 10 | |
Эффект презентации | ||
Общее впечатление от просмотра презентации | 100 | |
Сумма баллов | 160 |
Примерная тематика презентаций
1.Язык и его функции. Русский язык в современном мире.
2.Язык и культура.
3.Культура речи. Нормы русского языка.
4.Стилистика и синонимические средства языка.
5.Русское письмо и его эволюция.
6.Письмо и орфография. Принципы русской орфографии.
7.Русская пунктуация и ее назначение.
8.Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.
9.Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
10.Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
11.Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка.
12.Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
13.Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи.
14.Роль словосочетания в построении предложения.
15.Синонимия простых предложений.
16.Синонимия сложных предложений.
17.Использование сложных предложений в речи.
18.Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом.
19.Словари русского языка и сфера их использования.
20.Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка.
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ
Композиция сочинения
Композиция состоит из трех обязательных элементов: вступления, основной части и заключения. Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.
Трудность вызывает написание вступления и заключения. Эти две части играют сходную роль в композиции сочинения.
Функция вступления - ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.
Наиболее распространенные недостатки при написании вступления и заключения:
- изложение общих сведений, не имеющих прямого отношения к теме;
- выражение собственного восторженного отношения к произведению или автору, своего желания быть похожим на автора или героя (в этом случае заключение наполнено восклицательными предложениями и походит на заклинание);
- очень длинное, затянутое вступление.
Заканчивается сочинение заключением.
Основное требование к заключению: оно не должно носить чисто формальный характер. Читающий сочинение преподаватель не должен сомневаться в его необходимости. Заключение должно быть органично связано с предыдущим изложением.
В заключении иногда уместно дать обзор всех положений, которые вы осмыслили в основной части, особенно если тема требовала разнообразного материала или длинной цепочки доказательств.
Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в аспекте, заданном темой.
Главное, чего следует избегать при написании основной части, – это пересказа литературного произведения. Пересказ сюжетной истории вместо истолкования темы, подкрепленного отсылками к соответствующим эпизодам произведения, является недостатком содержания произведения и приводит к снижению оценки.
Второй распространенный недостаток основной части – это уход от темы или незаметная для самого пишущего подмена темы. Чтобы избежать подобного недоразумения, надо внимательно осмыслить выбранную вами тему и ни на минуту не упускать ее из виду.
Критерии оценки
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
- правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения,доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;
- соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Отметка "5" ставится за сочинение:
- глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;
- стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;
- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;
- допускается одна - две неточности в содержании.
Оценка "4" ставится за сочинение:
- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
- логическое и последовательное в изложении содержания;
- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;
- допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:
- в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей,
- обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.
Отметка "2" ставится за сочинение, которое:
- не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на
- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Примерная тематика сочинений
- Умения выбирать продукты питания и готовить их столь же важны, как и знания в области медицины.
- Иногда профессия − это судьба: она выбирает нас сама.
- Униформа в одежде – это орфография общественной жизни: её нормы и правила не всегда объяснимы, но всеми приняты.
- Чем опасно равнодушие?
- Сочинение по исходному тексту.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основные источники:
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
- Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014.
- Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2003. Граудина Л.К., Ицкович В.А, Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.
- Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В.Виноградова / под ред. В.В. Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.
- Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2005.
- Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. — 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И.Скворцова. — М., 2006.
- Розенталь Д.Э., Краснянский В.В. Фразеологический словарь русского языка. — М., 2011.
Дополнительные источники:
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014.
- Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
- Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2010.
- Львова С.И. Таблицы по русскому языку. — М., 2010.
- Пахнова Т.М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. — М., 2011.
- Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост. В.В.Бурцева. — М., 2006.
- Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. — М., 2005. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. — М., 2006.
Интернет-ресурсы
- www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
- www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме). www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»). www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
- www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка). www.slovari.ru/dictsearch (Словари. ру).
- www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты). www. gramota. ru (Справочная служба).
Приложение
МИНИЧТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Московский областной медицинский колледж № 3
имени Героя Советского Союза З. Самсоновой»
Шатурский филиал
СООБЩЕНИЕ
по дисциплине
ОУД. 01 Русский язык
тема
«Словари русского языка и сфера их использования»
Шатура -2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при работе с учебной, дополнительной и справочной литературой и при составлении схем, тезисов, конспектов
Даанные методические рекомендации помогают сформировать умения работать с дополнительной и справочной литературой, электронными словарями и энциклопедиями, воспитывать культуру чтения; ознакомить с ви...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов.
Самостоятельные упражнения для воспитания силы, быстроты, скоростно-силовых качеств....
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине "Английский язык" на тему: "Американские традиции и обычаи" для специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), 2010 год.
Методические рекомендации включают в себя тексты для домашнего чтения, а также упражнения для закрепления знаний и развития речевых умений....
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов 1 курса СПО и НПО по дисциплине "Английский язык" на тему: "Квартира", 2014 год.
Методические рекомендации включают список слов и выражений по теме, тексты для чтения и аудирования, упражнения для развития речевых умений, грамматический материал и задания на закрепление....
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов 1 курса СПО и НПО по дисциплине "Английский язык" на тему: "Времена года и погода", 2014 год.
Методические рекомендации включают в себя список слов и выражений , тексты по теме, грамматический материал и задания для развития лексико-грамматических умений....
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов 1 курса СПО и НПО по дисциплине "Английский язык" на тему: "Кино", 2015 год.
Методические рекомендации включают тексты для чтения, диалоги на тему "Кино", упражнения для развития лексико-грамматических умений....
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов I курса по дисциплине «Английский язык» (тема «На приёме у врача»),2015
Методические рекомендации содержат список лексических единиц, тексты по теме и диалоги, упражнения для развития речевых и грамматических умений....