Методика изучения темы «Обособленные определения»
методическая разработка по русскому языку

Голубова Юлия Николаевна

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика изучения темы «Обособленные определения»

Когда мы подходим к изучению темы «Обособленные определения» в курсе  средней школы, то, прежде всего ,возникает вопрос: когда проходить эту тему ?Проходить ли её на том основании, что предложения с обособленными оборотами относятся формально к простым предложениям, в конце курса синтаксиса простого предложения, до изучения синтаксиса сложного предложения? И теоретические соображения , и школьный опыт говорят  о том, что прохождение данной темы надо осуществлять только после изучения синтаксиса сложного предложения. Выработка у ученика умения и привычки пользоваться обособлением в практике своей речи требует систематической работы по замене одних конструкций другими, в том числе придаточных предложений обособленными оборотами и обратно. Делать это до изучения сложных предложений  очень затруднительно. Поэтому я считаю, что тема должна изучаться после того, как пройден синтаксис сложного предложения.

В разделе программы, посвящённом обособлению, обособленные определения занимают основное место, как наиболее широко употребительная группа. Исходя из отведённого на изучение раздела количества часов, на изучение темы следует отвести 12 часов. Распределить их можно так:

1.Значение обособления-1час.

2.Условия обособления. Случаи обязательного обособления-2 часа.

3. Условия обособления. Случаи необязательного обособления- 2 часа.

4.Замена придаточных предложений и обстоятельств обособленными определениями и наоборот.-3часа.

5.Обобщение и закрепление изученного-1 час.

6.Грамматическая роль обособления-1 час.

7. Контрольный диктант и его анализ-2 часа.

Первый урок по теме посвящается выяснению значения обособления. Задача учителя- научить распознавать обособление в устной речи, обозначать на письме и выяснять значение, создаваемое обособлением. На первом уроке закладываются основы для этого. После проверки домашнего задания кратко повторяются основные сведения об определении о обстоятельствах. Затем производится разбор предложения, в котором устранено обособление определения. Например: Молодой, стройный и красивый казак налил мне стакан крепкого чаю.

Здесь выделяются подлежащее и сказуемое, определения, выясняется, что определения нераспространённые. Затем записывается на доске это предложение, но с переставленными и обособленными определениями: Молодой казак, стройный и красивый, налил мне стакан крепкого чаю.

Перед учащимися ставится вопрос о том, что изменилось в предложении. Делается вывод :такое выделение второстепенных членов предложения называется обособлением. На письме обособление обозначается запятыми. Ставится вопрос: в каком из двух предложений мы скорее обратим внимание на определения стройный и красивый? Снова делается вывод, что, следовательно, обособление подчёркивает определения, усиливая их смысловую роль в предложении.

Затем на доске ещё один пример: Усталые и голодные охотники не могли двигаться дальше.

Учащиеся находят определения, а затем переделывают предложение, обособив определения по образцу первого примера: Охотники , усталые и голодные, не могли двигаться дальше. Выясняется, что определения относятся не только к подлежащему, с которым они связаны согласованием, но по смыслу также и к сказуемому. Здесь усталые и голодные являются определением с особым значением обстоятельства причины.

В заключение делается вывод: обособление определений применяется с целью выделить и усилить его смысловую роль, придать определению особое обстоятельственное значение.

На дом даются задания, закрепляющие пройденное. В основном, таким же образом проходит изучение второго условия обязательного обособления. Берётся пример с личным местоимением- подлежащим : Вздрогнув от неожиданности , Петя остановился. Удивлённый, он раскрыл рот и уставился на невиданную машину. Снова производится разбор. Выделяется определение и отмечается, что оно нераспространённое и стоит перед определяемым словом- местоимением. Далее сообщается, что при  личном местоимении определение всегда обособляется. Можно рассмотреть ещё несколько примеров:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Урок русского языка в 11 классе по теме "Обособленные определения"

Урок обобщения и систематизации материала по теме "Обособленные определения"...

Учебное занятие по закреплению полученных знаний и способов деятельности по теме: «Обособленные определения» в 8 классе

Цели урока:Образовательные:закрепление  знаний по теме: «Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений»закрепление правила  замены придаточной части СПП п...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Обособление определений. Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными»(по учебнику Грекова, Чешко).

Урок позволит повторить знания учащихся по данной теме, будет способствовать закреплению умений, навыков по конструированию предложений с обособленными определениями, выраженными причастиями и прилага...

Методики ВОЗ при изучении темы "Обособленные определения и приложения"

Материал поможет при подготовке к ОГЭ, содержит алгоритм работы по методике, карточки и листы - информаторы, табло....

Тесты по темам обособленное определение и обособленное обстоятельство

Тесты по темам обособленное определение и обособленное обстоятельство...