Конспект урока по письму и развитию речи "Число имен существительных". 5 класс.
план-конспект урока (5 класс)

Наталья Александровна Кучкина

Тип урока: изучение нового материала, комбинированный

Цель:

образовательная - познакомить учащихся с единственным и множественным числом существительных; формирование умения определять, изменять число существительного; закрепить знания, умения и навыки учащихся об имени существительном;

воспитательная – воспитывать у учащихся интерес к предмету,  толерантность друг к другу; формирование самостоятельности и уверенности в своих силах;

коррекционно-развивающая – развитие связной устной и письменной речи; слухового и зрительного восприятия, логического мышления, внимания, памяти, мелкой моторики рук.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gbou_so_urok.docx451.87 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СО «Школа АОП №6 г. Саратова»

_______________________________________________________________________________

Конспект урока по письму и развитию речи

  в 5 классе на тему:

           «Число имен существительных»        

Учитель: Кучкина Н.А.

Дата проведения: 26.01.2018 г.

г. Саратов


Тип урока: изучение нового материала, комбинированный 

Цель:

образовательная - познакомить учащихся с единственным и множественным числом существительных; формирование умения определять, изменять число существительного; закрепить знания, умения и навыки учащихся об имени существительном;

воспитательная – воспитывать у учащихся интерес к предмету,  толерантность друг к другу; формирование самостоятельности и уверенности в своих силах;

коррекционно-развивающая – развитие связной устной и письменной речи; слухового и зрительного восприятия, логического мышления, внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Оборудование: учебник, индивидуально-дифференцированные карточки, наглядный материал.

.

Ход урока

  1. Организационный момент.

(Приветствие учителя, проверка учебных принадлежностей положительный настрой на урок.)

- Здравствуйте, ребята. Вы обратили внимание, что к нам пришли гости, повернитесь к ним и поприветствуйте. Садитесь. Сейчас у нас урок письма и развития речи.

Посмотрите, все ли  необходимое вы приготовили для урока?

- Молодцы! 

2. Давайте вспомним 5 «золотых» правил на уроках письма. 

  1. Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно.
  2. Начало предложения пишу большой с буквы, в конце предложения ставлю знак препинания.
  3. Переношу с одной строки на другую по слогам.
  4. Помню о красной строке.
  5. Пишу, проговаривая себе по слогам.

Так как работа нам предстоит большая, давайте подготовим пальцы к письму. (пальчиковая гимнастика)

- Откройте тетради, запишите число, слова «классная работа».

Выполним минутку чистописания. (Буква С, с на доске)

4. Минутка чистописания.

5. Словарная работа.

Послушайте внимательно загадку, отгадайте ее.

Путешественник отважный,

Он идет пустыней важно

Не боится он жары,

Два горба – как две горы.

 (Верблюд)

- Какой частью речи является это слово? (Именем существительным.)

- Что вы еще можете сказать про слово «верблюд»? (Это словарное слово.)

- Значит какую работу мы будем выполнять? (Словарную.)

- Для  чего необходимо выполнять словарную работу? (Чтобы правильно писать слова, орфограммы в которых мы не можем проверить.)

На доске: Верблюд, адрес, ракета, болото, овраг.

- Поставьте в словах ударение, подчеркните букву, которую надо запомнить.

- Не забывайте, как правильно надо сидеть при письме.

 

3. Актуализация знаний учащихся.

Что такое имя существительное? (правило)

На какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные? (Кто?) Привести примеры.

На какой вопрос отвечают неодушевленные имена существительные? (Что?) Привести примеры.

Какие существительные называются собственными?

С какой буквы они пишутся? Привести примеры.

Какие существительные называются нарицательными?

С какой буквы они пишутся? Привести примеры.

Введение в тему урока.

Рассмотрите картинки на доске. Назовите один предмет и несколько одинаковых предметов. (наглядный метод, использование изобразительной наглядности)

-Запишите имена существительные, которые обозначают один предмет в первый столбик, несколько предметов во второй столбик.

                          I                                               II

                      книга                                       книги

                     яблоко                                      яблоки

                       рыба                                         рыбы

- Прочитайте слова в правом и левом столбиках. Сравните их. Чем они отличаются?

(В первом столбике записаны слова, обозначающие один предмет, во втором – несколько предметов.)

- Значит, слова в первом и втором столбиках отличаются разным количеством или числом предметов.

- Кто догадался, с какой грамматической категорией мы будем работать на уроке? (число)

Правильно.

Сегодня на уроке мы с вами будем работать над темой «Число имен существительных». (Тема открывается на доске.)

 Учиться изменять имена существительные по числам.

Пусть поднимут руку те ребята, кто хочет совершенствовать свои знания по этой теме. (Дети поднимают руки)

Это и является главной целью нашего сегодняшнего урока. А для этого вы все должны быть внимательными, активными и дисциплинированными.                                                          

Правило, стр. 98.

 - Сокращённо единственное и множественное число записываются: ед.ч., мн.ч.

- Подпишите в скобках число существительных.

Работа с загадками. (Отгадки распределить по 2 столбикам: ед.ч. или мн.ч.)

1)

2)

3)

 

4)

       

               Ед.ч.                                   Мн.ч.

           попугай                                бобры

             гриб                                     лыжи

                                                 

    Физминутка.

 

1. Если назову имя существительное в ед. числе – приседаете, если – во множественном – подпрыгиваете.

2. Игра на внимание (делай, как слышишь).

                                     

                                             

Игра:

1) Учитель называет существительные ед.ч. учащиеся в ответ изменяют существительное во мн.ч., записывают.

Собака, дом, тетрадь, река, шкаф, доска, лес, животное, поле.

2) Учитель называет существительные мн.ч. учащиеся в ответ изменяют существительное в ед.ч., записывают.

Дни, дела, озёра, двери, листы, грибы, травы, лучи, гнёзда.

8. Закрепление изученного материала.

Упражнение 245, стр. 98.

9. Подведение итогов.

Какую часть речи мы продолжаем изучать?

Какую тему мы изучили на уроке?

Сколько чисел у имени существительного?

Как они называются?

Что обозначает единственное число?

(Один предмет)

Что обозначает множественное число? ( Много предметов)

У вас возникли какие-либо трудности на уроке?

10. Выставление оценок.

Задание на индивидуально-дифференцированных карточках.

1 уровень:

Определить число существительных (ед.ч., мн.ч.)

Деревья, ручка, река, цветы, облако, собака, дом.

2 уровень:

Определить число существительных (ед.ч., мн.ч.)

Ручка, дом, книги, животные, лимон, кот.

3 уровень:

Списать слова:

Деревья, цветы, дом, ручка, животные, облако, река, собака.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по письму и развитию речи во 2 классе по теме "Деление слов на слоги"

Урок имеет выраженную коррекционную, развивающую и практическую направленность, т.к. проводиться работа по развитию и коррекчии памяти, через вспоминание пройденного материала; зрительного и слухового...

Конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида «Работа с деформированным текстом «Березка»

Конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида....

конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Именительный падеж имен существительных 1-го склонения".

Конспект  открытого урока по письму и развитию речи  в 5 классе  коррекционной школы 8 вида  по теме "Именительный падеж существительных первого склонения"...

Конспект урока по письму и развитию речи "Имя существительное"

Задачи урока:·        обобщить и систематизировать знания обучающихся по данной теме;·        развивать орфографическую зоркость, ...

Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе Тема: Обобщение знаний по теме: «Гласные после шипящих»

Тема урока: Обобщение знаний по теме: «Гласные после шипящих».Цель: обобщить знания учащихся о правописании шипящих в сочетании с гласными.Задачи:Образовательные:-  совершенствовать у...

Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе «Обобщение по теме: «Имена собственные»

Тема: Обобщение по теме: «Имена собственные».Задачи: Коррекционно-образовательные:              - обобщить и систематизиров...